У нас уже есть свои национальные идеи, и все они изложены в Конституции РФ. 8 глава




--------------------------------

<1> Старшова У.А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 9.

 

Политика социального государства направлена в первую очередь на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Воплощение в жизнь в нашей стране общепризнанных международных стандартов социального государства - долгий и сложный процесс, результаты которого напрямую связаны с состоянием российской экономики и темпами ее развития.

Так, согласно официальной статистике в последние годы примерно 30% работающих граждан имели доходы на уровне прожиточного минимума и ниже. Экономическая турбулентность и внешние санкции, введенные в отношении нашей страны в 2014 - 2016 гг., дополнительно осложнили их социально-экономическое положение. Большая часть российских пенсионеров, число которых, по данным Росстата, составило в 2016 г. более 42,7 млн. чел. <1>, получают пенсию ниже прожиточного минимума.

--------------------------------

<1> См.: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: (URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm).

 

Ключевым принципом социального государства является стремление к обеспечению социального равенства. Такой подход прослеживается, в частности, в правовых позициях Конституционного Суда РФ. Так, в указанном выше Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" подчеркивается, что в социальном государстве нельзя требовать от граждан, имущественное положение которых различно, уплачивать налоги и сборы в равном (в абсолютном исчислении) размере, ибо это противоречит принципам равенства и справедливости. Установление налогов и сборов в отсутствие каких-либо ограничений противоречило бы провозглашенным в ст. 7 Конституции РФ целям социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные социальные гарантии, обеспечение которых выступает приоритетной задачей деятельности социального государства, закреплены в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ:

1) охрана труда и здоровья людей;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

4) развитие системы социального обслуживания;

5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Обеспечение указанных основных социальных гарантий осуществляется в процессе реализации государственной социальной политики.

При этом основными направлениями государственной политики в области охраны труда выступают:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей (ст. 220 Трудового кодекса РФ).

Конституция РФ гарантирует установление государством минимального размера оплаты труда. Указанные вопросы регулируются Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729.

 

Защита материнства и детства, семьи осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан <1>. Согласно ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. В соответствии со ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей. Указанные международные принципы развиваются в положениях Семейного кодекса РФ.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Баринова Д.М. Современная социальная политика в области защиты материнства и детства // Конституционные основы гражданского судопроизводства: современное состояние и пути совершенствования: Сборник статей по материалам II междунар. науч.-практ. конференции студентов и аспирантов, посвященной 80-летию Саратов. гос. акад. права (Саратов, 13 - 14 мая 2011 г.). Саратов, 2011. С. 276 - 280; Лебедева А.А. Проблемы применения гарантий в защиту материнства, отцовства и детства // Защита прав и свобод личности - главная задача внутренней политики государства: Межвуз. науч.-практ. конференция, 20 декабря 2012 г. Смоленск, 2013. С. 82 - 86; Смирнова К.С. Реализация конституционных прав граждан на государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства на территории Российской Федерации // Право в современном мире: 20 лет Конституции РФ: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. Екатеринбург, 6 декабря 2013 г. Екатеринбург: Урал. ин-т - филиал РАНХиГС, 2013. Ч. 1. С. 105 - 109; Шуватова Е.И. Реализация конституционного права на защиту семьи, материнства и детства в Пензенской области // Юридический вестник. 2008. Вып. 25. С. 127 - 137.

 

Согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <1> система социального обслуживания и деятельность социальных служб в Российской Федерации основываются на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носят гуманный характер и не допускают унижения чести и достоинства человека. При этом в систему социального обслуживания входят, помимо соответствующих государственных органов, государственные (федеральные и региональные) организации социального обслуживания, а также негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания (в том числе социально ориентированные некоммерческие организации) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7007.

 

Наконец, не менее важным направлением политики социального государства выступает государственное пенсионное обеспечение <1>. В Российской Федерации государственное управление финансами пенсионного обеспечения осуществляется Пенсионным фондом РФ. Пенсионная система Российской Федерации за последние десятилетия претерпела несколько волн реформирования и в настоящее время включает следующие виды пенсионного обеспечения: трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственные пенсии. Однако, как указано на официальном сайте Фонда, "реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения" <2>.

--------------------------------

<1> Пенсионные выплаты системного характера впервые были введены в Германии (1889 г.) и Дании (1891 г.).

<2> См.: https://www.pfrf.ru/about/isp_dir/history/.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

Каковы структура и принципы основ конституционного строя?

Что такое государственный суверенитет?

Объясните, почему федеративный характер государственного устройства является одной из основ конституционного строя России.

Каковы объем и содержание экономической основы конституционного строя Российской Федерации?

Каковы объем и содержание политической основы конституционного строя Российской Федерации?

Каковы объем и содержание социальной основы конституционного строя Российской Федерации?

Дайте определение понятия "социальное государство".

Какое государство называется светским?

Каков порядок изменения конституционных положений об основах конституционного строя?

 

Раздел IV. ОСНОВЫПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Глава 5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

§ 1. Понятие основ правового статуса личности

 

Конституция РФ 1993 г. закрепляет права и свободы человека и гражданина в соответствии с концепцией, изложенной во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <1>, и международными пактами 1966 г. о гражданских и политических правах <2> и об экономических, социальных и культурных правах <3>, что принципиально отличается от концепции закрепления основ правового статуса личности, которая воплощалась в ранних советских конституциях.

--------------------------------

<1> Российская газета. 1995. 5 апреля.

<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

<3> Там же.

 

Впервые такой подход был реализован в Конституции РСФСР 1978 г. <1> в соответствии с принятыми ранее Декларацией прав и свобод человека <2>, а затем Декларацией прав и свобод человека и гражданина <3>. Внесенные изменения в разд. II Конституции РСФСР 1978 г. "Государство и личность" стали первым результатом приведения конституционного законодательства нашей страны к нормам международного права о правах и свободах человека и гражданина <4>. Если сравнивать с ранними советскими конституциями, то изменения коснулись всех основ, закрепляющих статус человека и гражданина.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.

<2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 37. Ст. 1083.

<3> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 52. Ст. 1865.

<4> См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (https://www.rusconstitution.ru/term/145/) материалы о проблемах формирования правового статуса личности в отечественной правовой системе, о судебной реформе в России (история и современность).

 

В первую очередь закреплено, что признание достоинства и равных и неотъемлемых прав человека является основой свободы, справедливости и всеобщего мира в соответствии с задачами уважения этих прав и свобод и обеспечения их всеобщего и эффективного признания и осуществления.

Во-вторых, важным этапом осмысления нового подхода к пониманию основ правового статуса личности стал отказ от классового подхода при закреплении правового статуса человека, политические права перестали служить интересам народа и целям укрепления и развития социалистического и коммунистического строительства (ст. ст. 45, 49 Конституции РФ). В Конституции 1993 г. одной из основ конституционного строя закреплено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2), идеологическое и политическое многообразие гарантируется государством, введен запрет на установление государственной и обязательной идеологии (ст. 13).

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к запрету свободно мыслить, высказывать и защищать свои позиции. Инакомыслие преследовалось по закону вплоть до физического уничтожения граждан, объявленных "врагами народа". Классово-идеологический подход неприменим в демократическом, правовом государстве. Именно поэтому права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция РФ признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 194 - 195.

 

В-третьих, в соответствии с признанием себя частью международно-правового пространства, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Российская Федерация впервые на конституционном уровне признала и закрепила категорию "права человека" (ст. 17). Отходя от классового понимания человека как биологического вида, через ранее использовавшиеся понятия "трудящийся", "личность" современная доктрина конституционного права останавливается на закрепленных на международном уровне понятиях "человек" и "гражданин".

Современная Конституция содержит оба понятия, поскольку каждое из них отражает различные аспекты статуса личности.

Понятия "права человека" и "права гражданина" близки, но не совпадают по своему содержанию. В юридической литературе проблема соотношения прав человека и прав гражданина решалась неоднозначно, причем расхождения порой были весьма значительны. В частности, указывалось на необходимость резкого разъединения прав человека и прав гражданина, в конечном счете лишение прав человека качеств юридической категории (И.Е. Фарбер). Впрочем, данная концепция, выдвинутая в 1960-х годах, тогда же подверглась критике (Г.В. Мальцев). Другой подход строится на признании равнозначности категорий прав человека и прав гражданина. И все же тенденция к сближению этих двух категорий, по-видимому, намечается (В.С. Нерсесянц) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Брянцев О.Г. Гражданство Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1993. С. 10.

 

Всеобщая декларация прав человека <1> гарантирует номинальный объем прав человека, подчеркивает их неотъемлемость, независимость, во-первых, от каких-либо различий в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения; во-вторых, от политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

--------------------------------

<1> Всеобщая декларация прав человека: принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией N 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.

 

Понятие "права гражданина" дополняет права личности как гражданина государства, вытекает из принадлежности человека к гражданству конкретного государства и ставит реализацию этого права в зависимость от этой принадлежности.

В-четвертых, важной чертой действующей Конституции РФ является признание концепции права каждого человека, т.е. субъектом является индивид. В то же время она содержит понятие "народ" в понимании носителя суверенитета и источника власти, которое отличается от социалистической концепции "коллективного субъекта", основанной на принципе коллективизма. Коллективность в современной Конституции во многом отвергается признанием идеологического многообразия (ст. 13), светскостью государства (ст. 14), принадлежностью прав и свобод каждому индивидуально (ст. 17), ограничением прав и свобод в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ст. 55).

В-пятых, Конституция РФ 1993 г. устанавливает приоритет интересов личности перед интересами государства (ст. ст. 2, 18), обязанность государства охранять права и свободы человека от посягательства (ст. ст. 17, 61, 63), ответственность государства за вред, причиненный личности (ст. 53), возможность законного ограничения прав и свобод в исключительных случаях (ст. ст. 55, 56), дает основу для становления институтов гражданского общества.

В-шестых, определяющая данный институт норма о человеке, его правах и свободах как высшей ценности в действующей Конституции отнесена к основам конституционного строя (ст. 2), права и свободы принадлежат человеку от рождения, государство не предоставляет их, права и свободы неотчуждаемы (ст. 17) и являются непосредственно действующими (ст. 18). Эта позиция отражена в международных актах, гарантирующих права человека.

В-седьмых, признавая себя частью международного сообщества, Российская Федерация прямо закрепляет примат международного права в области прав человека (ч. 4 ст. 15). Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Положения действующей Конституции об основах правового статуса личности наряду с положениями об основах конституционного строя Российской Федерации отнесены к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.

Конституция РФ не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан, провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией Основного Закона. В Конституции закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.

 

§ 2. Принципы правового статуса человека и гражданина

 

В содержание основ правового статуса граждан входят также и принципы, на которых он строится. По ним можно судить о правовом статусе личности в целом. Они отражают коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в обществе. К числу основных принципов правового статуса личности можно отнести следующие:

- неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина;

- полнота прав и свобод;

- равенство прав и обязанностей;

- непосредственное действие прав и свобод;

- сочетание общественных и личных интересов;

- реальность и гарантированность прав и свобод;

- динамизм правового статуса;

- максимальное уравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами в правах и обязанностях.

Принцип полноты прав и свобод личности означает, что права и свободы гарантируются государством во всех областях жизнедеятельности человека: социально-экономической, духовной, политической и в сфере личной свободы. Этот принцип означает также, что государство закрепляет те права и свободы, которые с социальной точки зрения могут быть реализованы, соответствуют достигнутому уровню развития общества, отвечают положениям международно-правовых документов о правах человека.

Принцип юридического равенства есть не что иное, как равенство общественного положения людей по закону. Оно означает отсутствие каких-либо ограничений прав и свобод граждан либо привилегий по признаку происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера знаний, места жительства и других обстоятельств.

Закрепленный Конституцией России (ст. 19) принцип равенства есть равенство граждан перед законом. Он включает в себя равенство прав и свобод, т.е. равноправие граждан, равенство обязанностей для всех граждан, равные основания их юридической ответственности, равенство перед судом и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В содержании конкретных видов прав, свобод и обязанностей граждан находит выражение различная степень сочетания общественных и личных интересов. Причем конечной целью развития общества является гармоническое развитие личности, наиболее полное удовлетворение индивидуальных интересов. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

Реальность правового положения граждан обеспечивается материальными (экономическими), политическими, социальными и духовными общими гарантиями. Общие гарантии действуют в неразрывном единстве не только между собой, но и с юридическими (специальными) гарантиями.

Развитие правового статуса личности неразрывно связано с поступательным движением общества и государства, отражает основные исторические этапы этого процесса. Правовой статус в его развитии служит одним из средств разрешения противоречий, возникающих между общественными, коллективными, групповыми, личными и иными интересами, достижения наиболее рационального их сочетания в соответствии с достигнутыми возможностями общественного развития. В Конституции РФ закреплен принцип максимального уравнивания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 3 ст. 62) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 

§ 3. Ограничение прав и свобод

 

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Конституция РФ, допуская возможность ограничения прав, одновременно устанавливает пределы такому ограничению, а также строгие основания и порядок реализации мер, ограничивающих права граждан.

Конституционные положения об ограничении прав и свобод начинаются с установления незыблемости этих прав. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той степени, в какой это необходимо в целях:

- защиты основ конституционного строя;

- защиты нравственности;

- защиты здоровья;

- защиты прав и законных интересов других лиц;

- обеспечения обороны страны и

- обеспечения безопасности государства.

Это закрытый список оснований для ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55). Ограничение прав и свобод допускает и международное право (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Ограничение прав и свобод по этим основаниям возможно при наличии двух условий одновременно:

- права могут быть ограничены только федеральным законом и

- только в той мере, в какой это необходимо.

Вопрос о необходимости принятия в данном случае федерального конституционного закона остается открытым.

Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений обосновал требование соблюдения соразмерности ограничения прав и свобод как гарантии от слишком широкого толкования условия о "мере необходимости" <1>.

--------------------------------

<1> Например, см.: Постановления Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе" // СЗ РФ. 2016. N 9. Ст. 1307; от 19 января 2016 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области" // СЗ РФ. 2016. N 5. Ст. 762.

 

Ограничения прав и свобод возможны только для всего населения путем принятия закона, таким образом исключается возможность ограничения в отношении отдельных лиц. Индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими возможно только по решению суда.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. требует от государства при введении чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) официального объявления об этом другим государствам (ст. 4).

Статья 56 Конституции РФ требует при введении чрезвычайного положения на основании специального федерального конституционного закона указывать срок и пределы ограничения прав и свобод (ст. 5 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении") <1>. При этом не подлежат ограничению права и свободы, перечисленные в ч. 3 ст. 56:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

 

- право на жизнь;

- достоинство личности;

- право на неприкосновенность частной жизни;

- гарантии против сбора информации о частной жизни;

- свобода совести, свобода вероисповедания;

- свобода предпринимательства;

- право на жилище.

Перечисленные права и свободы должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Ограничения прав и свобод в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов (например, Федеральный закон "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральный закон "О полиции" и др.).

В условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий (ч. 3 ст. 118).

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" <1> предоставляет органам безопасности право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие; осуществлять дознание и предварительное следствие по определенным делам, иметь следственные изоляторы; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, принадлежащие гражданам и организациям, в определенных случаях; проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: