Когнитивные закономерности восприятия политического имиджа.




Психологические закономерности восприятия политического имиджа.

Восприятие — это познавательный и умственный процесс, который дает человеку возможность интерпретировать и понимать свое окружение. Специфика данного процесса определяется многими факторами, в том числе и его объектом. В связи с этим в психологии принято различать социальное восприятие (восприятие людьми самих себя, других людей, групп, социальных общностей и т. д.) и объектное восприятие. Позже термин стали употреблять для обозначения восприятия социальных объектов, и было установлено, что последнее обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Это означает признание активности социального объекта:

во-первых, люди намеренно оказывают влияние на свое окружение и стремятся к его контролю;

во-вторых, социальное восприятие — это взаимное восприятие;

в-третьих, будучи объектом восприятия, люди склонны вести себя социально одобряемым способом;

в-четвертых, поскольку людям свойственно меняться со временем и в зависимости от обстоятельств, акцент ставится не на моментах порождения образа, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия; на восприятие влияют не только когнитивно-перцептивные факторы, но и эмоциональные, и мотивационно-потребностные.

Для участников общения, в ходе которого создается имидж, Е. Б. Перелыгина ввела следующие обозначения:

прообраз имиджа — это субъект, представленный в имидже, или субъект, имидж которого создается;

реципиент имиджа — субъект, для которого создается имидж и в представлении которого он существует;

аудитория имиджа — социальная группа, для которой имидж создается.

Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация (например, имидж политика„членов правительства, страны), и результатам их деятельности (взглядам, поступкам и т.д.).

 

И в обыденной речи, и в публицистике, и в научной литературе по- нятие «имидж» употребляется исключительно в контексте формирования, планируемого воздействия и целенаправленного создания. Так, Е. Б. Перелыгина указывает, что «... имидж есть создаваемый образ, т.е. образ, возникающий в результате определенной деятельности, работы». Еще четче это формулируют Е. Н. Богданов и В. Г. Зазыкин: «...имидж- это не что иное, как специально сконструированный психический образ, создаваемый со вполне определенными целями...». Такой целью часто называется психологическое воздействие на людей, их поведение. Именно в этой целенаправленности, «сконструированности» и состоит основная специфика имиджа как образа. Итак, образ объекта возникает всегда, когда появляется субъект, воспринимающий данный объект. Имидж же как феномен возникает тогда, когда некто не просто осознает, что объект кем-либо воспринимается, но и ставит перед собой задачу корректировать это восприятие. В такой пристрастности социального объекта по отношению к воспринимающему субъекту проявляется одна из специфических черт, качественно отличающих социальную перцепцию от восприятия неодушевленных предметов.

Следовательно, можно предположить, что понятие «имидж» носит функциональный характер. Это позволяет выделить наиболее важные особенности имиджа как разновидности психического образа. Понятие «имидж» имеет смысл употреблять тогда, когда, во-первых, появляется представление о том, что объект воспринимается аудиторией и происходит осознание самого факта восприятия; во-вторых, проявляется целенаправленность в формировании образа объекта. Иными словами, об- раз объекта может существовать «естественно», а понятие «имидж» воз- никает тогда, когда возникает задача коррекции этого образа в групповом или индивидуальном сознании. Сама же сознательная деятельность по коррекции имиджа не всегда становится предметом рефлексии — инту- итивно ориентируясь на групповые ценности и идеалы, субъект не обя- зательно включает ее в предмет своего сознания.

Когнитивные закономерности восприятия политического имиджа.

Феномен образа политического лидера определяется через три составляющие: образ-знание, образ-значение и образ потребного будущего, которые в своей совокупности присутствуют в сфере восприятия людьми объекта политической жизни и выполняют мотивирующую функцию по отношению к их политическому поведению.

Существует ряд механизмов восприятия, учет которых может вскрыть определенные закономерности формирования образа политического лидера в сознании населения. Интересную схему анализа подобного рода механизмов предложил американский исследователь Д. Киндер. Поскольку в случае восприятия человека этот процесс означает, прежде всего, отображение в сознании его внешних признаков, соотнесение их с его личностными характеристиками и объяснение на их основе его поступков, интерпретация есть по существу формирование своего мнения и оценка. Поэтому восприятие индивида неразрывно связано с его оценкой. На основе этого Д. Киндер предлагает процесс оценки индивида (в частности, политического лидера) в теоретических целях разделить на две части или два аспекта: понимание и суждение о политическом лидере. Процесс понимания определяется факторами, относящимися к познавательной сфере последователей, а также особенностями коммуникативной системы. Процесс суждения опосредован факторами, характеризующими мотивационно-потребностную сферу последователей, а также прототипами ПЛ, существующими у субъекта

Сведения, поступающие

из средств массовой информации

I

Психологические

механизмы восприятия

I

Образ Образ Образ

Знание потребного будущего значение

I

Политическая

активность масс:

поведение и формирование мнения.

восприятия (под прототипами политического лидера понимается набор черт, характеризующих, по мнению аудитории, идеального президента или политического лидера).

К механизмам, опосредующим процесс понимания, относятся:

особенности коммуникативной системы;

система ценностей, свойственная данной группе последователей;

система представлений, свойственная данной группе последователей;

система установок;

механизмы социального приписывания.

К механизмам, опосредующим процесс суждения, относятся:

мотивационные факторы, а именно: влияние идеологических и партийных предпочтений, личности политика, других мотивационных факторов на формирование образа политика в сознании людей;

прототипы политического лидера.

Утверждается, что в сфере политики мышление осуществляется пре- имущественно с помощью схем, которые позволяют человеку соотносить поступающую к нему информацию с имеющимися в его сознании стереотипами, прототипами, установками и убеждениями, типажами. Таким образом, политический имидж — специально созданный, «подправленный» образ, который неадекватно отражает реальность, стремясь соответствовать ожиданиям, потребностям тех, для кого этот образ создается.

Эмоциональные элементы в восприятии политического имиджа. Восприятию объектов непременно предшествует эмоция или комплекс эмоций. И нередко эмоция оказывается определяющей в окончательной интерпретации окружающей действительности и в последующем поведении. В свою очередь, чувства и состояния, возникающие в процессе восприятия и порождаемые воспринимаемым объектом, включаются в процесс формирования его образа. Непросто определить, какие из эмоциональных элементов происходят от субъекта восприятия, а что из них коренится в объекте, но, так или иначе, результатом оказывается функция от двух переменных. Как же колеблются значения этих переменных? Так, могут возникать отрицательные либо положительные эмоции, порождающие оценки типа: «сам не знаю, за что, — не нравится, и все!» По-прежнему негативные эмоции в отношении к политикам занимают ведущую позицию, значительно преобладая над положительными чувствами. Существуют сильные и слабые эмоции. Большинство политиков не вызывают сильных чувств, многие лидеры воспринимаются нейтрально, оставляя значительную массу избирателей равнодушными к себе и своей деятельности. Важна и динамика эмоций. Сильные эмоции слабеют, а отсутствие динамики образа в жизни вызывает снижение динамики образа в сознании. Наконец, нужно учитывать, что к одному и тому же свойству у граждан формируются разные отношения. Так, к примеру, такое, казалось бы, бесспорно положительное качество, как «честность» политика, у одной группы избирателей вызывает доверие, у другой — симпатию, у третьей — уважение, у четвертой — недоумение, у пятой — подозрение и даже страх. Речь в данном случае идет о предмет- ных чувствах. Проанализируем их.

Доверие. Доверие — ключевой и одновременно самый проблематич- ный момент в эмоциональном отношения к власти: люди оставляют за собой право не доверять ей в принципе («по определению, политик не может быть честным», «в России никому нельзя доверять» и т. п,), находя, парадоксальным образом, достаточно оснований для позитивных эмоций («никому нельзя доверять, но есть те, которые нравятся» — о Явлинском, «нет политиков, которым можно доверять, но есть те, кто себя проявил» — о Лужкове, и т.п.).

Симпатия. Симпатия по отношению к ПЛ трудно поддается объяс- нению и носит преимущественно иррациональный характер: «вот этот более серьезный в политике, а этот — нравится, и все». Больше симпатий достается тем политикам, которые менее известны, не успели испортить о себе мнение, заработав «черные очки»; тем, кто еще не вызывает отрицательных эмоций.

Уважение. Уважение — чувство, как правило, напрямую не связанное с возможным голосованием. Скорее это маркер, указывающий на отмеченных народом «властителей дум». Поскольку «поэт в России больше, чем поэт», а политик до сих пор не более чем ординарный человек, работающий в соответствующей сфере, такое выдвижение фигур в ряды «вершителей судеб» достаточно значимо.

Страх либо чувство безопасности. Нет сильно выраженного ощущения опасности, оно вытеснено на бессознательный уровень. Страх политики вызывают у избирателей в начале своей карьеры, будучи непредсказуемыми, непросчитываемыми и т. п., а также боятся политиков, располагающих к разнообразным обвинениям, например, в фашизме, к различным ярлыкам. «Подчиняющийся, скрытный» политик также потенциально опасен, так как неизвестно, что от него ожидать, это вызывает тревогу.

Интерес. Следующая важная для политиков эмоция — двигатель познания, активности — это интерес, или любопытство. Интерес воздей- ствует на когнитивный уровень, повышает мотивацию к получению ин- формации, отвечает за поиск новизны, новых объектов. Если политик вызывает любопытство-интерес, значит его образ связан с надеждой, с бу- дущим. Интерес является основой избирательности восприятия, направ- ленности и мобилизации внимания.

Характерным фактом для эмоционального восприятия россиянами политиков и политической жизни является и такая особенность, как отсутствие свойственных россиянам в их повседневной жизни чувств— стыда, вины, смущения в связи с выбранными ими политическими фигурами. Это говорит о том, что до сих пор отсутствует отождествление своего выбора с результатом конфигурации на политической арене, со слабым осознанием себя, избирателя, как реального субъекта политической жизни. Важны осознаваемые и неосознаваемые в эмоциях аспекты.

Эмоции — один из наиболее субъективных компонентов в полити- ческой практике и одновременно один из эффективных катализаторов политических событий.

Суммируя накопленные в различных исследованиях процесса атри- буции данные, Д. Киндер выделяет три возможные ошибки при восприятии политического лидера. Во-первых, это атрибуция, служащая защите собственного Я, проявляющаяся в приписывании человеком успеха своим качествам и способностям, а неудачи — ситуативным факторам. Объясняя этот феномен, американские психологи Л. Стивенс и Е. Джонс полагают, что атрибуция в случае неудачи находится под сильным влиянием потребности в самоуважении. Во-вторых, при объяснении поведения других людей человек склонен делать акцент на их внутренних качествах, а не на ситуативных факторах. Существует множество объяснений этому свойству. Например, С. Тэйлор и С. Фиске выдвинули предположение, что наблюдателем действие воспринимается как «фигура», а ситуация — как «фон». Согласно психологическим особенностям восприятия «фигуры» и «фона» наблюдатель склонен обращать внимание на действие (а следовательно, и на действующих лиц), а не на ситуацию. Л. Макартур впоследствии предложил более универсальное объяснение: люди выбирают те причины, которые представляются им наиболее заметными и вероятными. В политической жизни страны наиболее заметной причиной событий является глава государства. В результате список обязанностей политического лидера, приписываемый ему массами, значительно превышает его возможности. В-третьих, люди склонны искать единственную и достаточную причину событий, а не вовсе одну из возможных. Так, по мнению Р. Броди и Б. Пэйджа, «обычный человек не может знать полностью всю сеть причинных связей, существующую в политике, и не может ответить на скользкие аргументы политиков». В силу этого он прибегает к наиболее экономичному и простому способу — выделению единственной причины.

Барьеры в процессе восприятия образов политиков. Выделяются следующие барьеры в восприятии образов политиков:

Барьеры в восприятии личности политиков (барьеры личностной привлекательности). Привлекательность — один из главных факторов успешности политика. Она определяется как результирующая внешних, телесных, морально-этических, психологических, политических, профессиональных и деловых качеств политика (Е.Б. Шестопал). Степень привлекательности конкретного политика не остается одинаковой на про- тяжении всей политической жизни ПЛ. Этот показатель очень изменчив, к тому же часто недостатки в какой-либо одной сфере могут быть компенсированы достоинствами в других. Поэтому в первую очередь стоит говорить о барьерах восприятия внешности, телесных характеристик лидера (одной из важных составляющих телесных характеристик политика является восприятие его возраста и здоровья), его морально-этических и нравственных принципов, его психологических особенностей (одним из таких факторов, мешающих адекватной оценке политика электоратом, является его эмоциональная невыраженность), политических пристрастий и деловых качеств. Одним из важных аспектов в имидже политика являются его речевые характеристики.

Важны для восприятия политика и свидетельства «удаленности» его образа от простых избирателей, показатели интеллектуального уровня политика, его образования и ума, такие качества, как целеустремленность и настойчивость. Особое значение приобретает оптимистическая или пессимистическая ориентация политика.

Барьеры в восприятии личностной силы и активности. Два других измерения образа политика — личностная сила и активность — позволяют судить о его способности выполнять свои обязанности. В условиях политической нестабильности силовой компонент имиджа становится наиболее значимым. Он говорит о способности политика руководить государством, навести порядок в стране и устоять перед коррупцией, не поддаться давлению. Другой важный параметр оценки образа политика — активность — свидетельствует об умении кандидата выполнять свои лидерские функции, реагировать на изменение окружающей среды, «держать нос по ветру».

Барьеры в восприятии мотивов политика. Одним из важных аспектов имиджа политика является мотивация его участия в политике вообще и в избирательной кампании в частности. Не имея возможности получить достоверную информацию, граждане приписывают политикам те или иные мотивы. Мотивационная структура образов политиков сочетает в себя ряд противоречивых качеств и характеристик. Нет ни одного лидера, которого граждане воспринимали бы однозначно положительно или негативно. Однако на принятие решения голосовать за того или иного деятеля, как правило, оказывает влияние сочетание различных характеристик. Так, преобладание в образе стремления к личностным и материальным выгодам (к богатству, льготам, карьере, удовлетворению высоких амбиций) вызывает резкое неприятие граждан, однако и демонстрация исключительно «благородных мотивов» (таких как «благо всего народа», «возрождение страны») порождает у них недоверие и заставляет дополнять образ теми чертами, которые в массовом сознании приписываются политике и политикам в целом.

Барьеры в восприятии статусно-ролевых характеристик кандидата. Нельзя однозначно сказать, кем должен быть политик до достижения им желаемого поста. Граждане предъявляют ряд требований к статусно-ролевым характеристикам политического деятеля, которые составляют необходимый (но не достаточный) минимум для занятия того или иного положения в иерархии. Этот минимум представлен такими характеристиками, как происхождение политика (как территориальное, так и этническое), его образование, профессия, социальный статус, опыт работы и другие навыки, достижения (например, опыт дипломатической работы или урегулирование конфликта).

Зависимость восприятия политического имиджа от типа субъекта политики. Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах. Так, по количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п. По правовому признаку участников политического процесса делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации). По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, специализированные госорганы, межгосударственные объединения). Субъекты политики классифицируются также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно- политические организации и движения и межгосударственные объединения.

А. И. Юрьев выделяет 16 основных субъектов политики:

Исполнители политики, объединенные единой жизненной позицией — отношением к труду: команда, правительство, армия, коллектив. Их участие в политике в основном описывается как политический труд;

Творцы политики, объединяющиеся на основе общей картины мира: парламент, совет, нация, собрание. Именно в этих группах выполняется политическая деятельность в полном объеме этого понятия;

Повинующиеся политике, объединившиеся на основе общего образа жизни: толпа, семья, население, митинг. Люди, оказавшиеся членами этих групп, могут обнаруживать только большую или меньшую политическую активность;

Распространяющие политику, связанные единым мировоззрением: партия, аудитория, малая группа, публика. Члены этих групп выполняют основной объем политической работы.

Итак, восприятие политического имиджа личности как субъекта политики будет подчиняться общепсихологическим закономерностям, а имиджа группы — социально-психологическим закономерностям. Таким образом, изучение психологических закономерностей отображения в сознании политического имиджа представляет собой одно из важнейших направлений политической имиджелогии. На наш взгляд, изучение данных закономерностей не только внесет значительный вклад в политическую имиджелогию, но и поможет предложить политическим лидерам рекомендации по взаимодействию с различными социальными группами для усиления рациональных подходов к пониманию механизмов восприятия политических имиджевых коммуникаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: