Тенгер, Чотгор и другие духи природы




На небе и в природе существуют разные типы ду­хов. Некоторые из них обладают большой силой, и шаманы не могут получить над ними власть; другими управлять сравнительно легко. Духа нельзя трево­жить и заставлять служить себе, если целью этого не является восстановление баланса в мире, а тем более


по каким-нибудь пустяковым причинам. Духи не яв­ляются чем-то высшим или низшим по отношению к другим живым существам, просто у них другая сущ­ность. Поэтому относиться к духам необходимо с та­ким же уважением, как к людям и животным. Самы­ми сильными из всех природных духов являются духи неба, тенгер, которые живут во всех четырех сторо­нах света. У многих сибирских племен, которые раз­деляют шаманов на белых и черных, их союзниками считаются соответственно западные и восточные духи. Считается, что западные тенгер создали человека, собаку и всех животных, употребляемых людьми в пищу, а восточные тенгер создали орла, животных, которых нельзя употреблять в пищу, а также духов, вызывающих болезни. Так как, согласно мировоззре­нию сибирских народов, в мире, чтобы он оставался стабильным, должен сохраняться баланс между доб­ром и злом, духи восточного направления необяза­тельно считаются плохими. Самым великим среди западных тенгер считается Улген, сын Отца-Неба и господин духов Верхнего мира. Величайшим среди тенгер восточного направления считается Ирлег-хан, брат У л гена и господин духов Нижнего мира. Среди тенгер южного направления главным является Усан-хан, господин водяных духов. На северном направле­нии властвует Кейден, известный также как Татай Тенгер. Он управляет бурями, молниями, смерчами и другими проявлениями стихии. Духи тенгер счита­ются очень могущественными, и ими невозможно управлять, но шаман может призвать их для поддер­жки во время проведения своих ритуалов. Небо яв­ляется также местом обитания духов индур, которые представляют из себя души санс людей, которые про­жили настолько выдающуюся жизнь, что им не при­шлось в очередной раз опускаться в Нижний мир. Эти духи не настолько могущественны, как тенгер, но они живут в облаках и время от времени вызыва­ют дождь.


Земля служит домом большому разнообразию ду­хов, включающему чотгор, озуру онгон, буран и газрин изен. Во многих сибирских племенах все эти духи носят коллективное название эии. Духи чотгор, кото­рые также имеют имена кат и абааси, часто оказыва­ются причиной физических и психических болезней, а также замешательства. Некоторыми из этих духов являются человеческие души санс, которые после смер­ти их обладателей не нашли пути в Нижний мир или вернулись из него в наш мир. Встретившись с ними, шаман должен отправить их туда, где они должны находиться. Другие беспокоящие духи никогда не рождались в образе человека или животного, а про­сто существуют в природе. После того как шаман овладеет ими, они могут стать духами-помощниками. Духи озур, онгон и буран обычно нейтральны по от­ношению к людям, хотя и они иногда могут вызывать проблемы. Духи озур и онгон часто являются душа­ми сулд, принадлежавших предкам, которые свободно скитаются в природе. Они являются одними из са­мых важных помощников шаманов. Духи онгон осо­бого типа, которые называются ута, привязываются к шаманам одной линии и становятся для них чем-то вроде дополнительной души и одновременно учите­ля. Такой дух не рождается в теле шамана, скорее, он является хранителем коллективных воспоминаний всех шаманов, с которыми он объединялся в прошлом. Дух ута может сперва быть предком шамана-основа­теля новой линии, но после его смерти этот дух при­вязывается к тому, кто должен стать следующим ша­маном, вызывая у того видения. Духи буран очень сильны, и обычно шаман не способен получить над ними власть, но если эти духи являются причиной болезни человека, шаман может заставить их поки­нуть его тело. Шаманы, которые имеют особенно силь­ных духов-помощников, все же могут управлять ду­хами буран, и тогда они особым образом дрессируют их, превращая в менее сильных духов онгон.


Газрин изен — это духи, являющиеся хозяевами различных мест на земле, таких, как горы, воды, ска­лы, деревья, поселения, здания и даже страны. Иног­да они вступают в конфликт с духами предков, ко­торые хотят поселиться на принадлежащих им местах. Некоторые похоронные обряды имеют сво­ей целью примирение души сулд умершего с духом газрин изен, чтобы дух предка мог мирно существо­вать в природе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: