Множественность душ, их формы и функции




Все люди и животные обладают более чем одной душой. Эта множественность необходима, чтобы иметь возможность существовать в физическом теле. Во всех регионах Сибири и Монголии исконные жители этих мест верят, что люди обладают по меньшей мере тре-


мя душами. Самоеды считают, что женщины имеют четыре души, а мужчины — пять. Животные облада­ют двумя душами, ами и санс, обе из которых имеют способность к реинкарнации. Согласно таким пред­ставлениям, души убитых на охоте животных могут снова и снова возвращаться в те места, где они жили, поэтому к ним надо относиться с уважением.

По монгольским верованиям люди имеют такие три вида души:

—душа сулду которая остается жить в природе после смерти человека;

—душа тела ами, которая обладает способностью к перевоплощению;

—душа санс, которая также перевоплощается после смерти человека.

Все три души находятся в энергетическом поле, которое окружает тело человека. Наиболее важной из них для жизни является душа сулду отделение ко­торой от физического тела практически неизбежно вызывает смерть. Две другие души можно временно отделить от тела без причинения ему вреда. Энерге­тическая форма людей представляет собой сферу, в которой имеется направленная вверх центральная ось. В этой оси имеется семь отверстий, соответствующих семи человеческим чакрам. Душа сулд находится в темени, где через находящийся там же малый тенгер она прямо связана с Отцом-Небом. Две другие души совершают колебательные синусоидальные движения сквозь семь отверстий, имеющихся в оси энергетичес­кого тела. Чтобы человек находился в состоянии ба­ланса, души ами и санс всегда должны быть на проти­воположных сторонах по отношению к оси. Когда человек приходит в возбужденное состояние, скорость колебания душ в его теле убыстряется, заставляя сер­дце биться чаще и вызывая ощущение прилива энер­гии или напряжения. Баланс душ ами и санс в теле может быть нарушен в результате атаки сверхъесте­ственных сил или физической травмы. В особенно


серьезных случаях эти души отделяются от тела, и если это продолжается достаточно долгое время, ре­зультатом может явиться физическое или психичес­кое заболевание. В случае дисбаланса или потери ду­ши человек нуждается для восстановления нормального состояния в помощи шамана. Сила душ прямым об­разом зависит от имеющегося у человека количества хиимори. Человеческое сознание, как считается, нахо­дится в центре грудной клетки, и в то время как мозг считается ответственным за функционирование тела, истинным местонахождением сознания является имен­но грудь.

Наиболее полно обладающей индивидуальными чертами среди душ человека считается душа сулд. Она живет в человеческом теле лишь раз, после чего постоянно пребывает в природе. После смерти чело­века душа сулд некоторое время продолжает пребы­вать поблизости от его тела, и некоторые племена со­здают для таких духов специальные дома — онгон, чтобы держать их все время поблизости и получать от низ помощь и защиту. Приблизительно через во­семь поколений душа сулд становится природным духом. Живя в теле человека, эта душа не хранит воспоминаний о прошедших поколениях и отвечает за формирование отличительных качеств его личнос­ти. Признаками силы души сулд считается харизма (умение оказывать влияние на окружающих) и чув­ство собственного достоинства. По этой причине ве­личавость гор или деревьев обычно объясняют тем, что в них живет сильная душа сулд.

Душа ами отвечает за поддержание жизни в теле. Она связана со способностью дышать, амисгал. Пос­ле смерти человека она возвращается на Древо Мира, где живет потом на ветвях в форме птицы. Душа ами часто воплощается в одном из потомков умершего человека. В промежутках, когда эти души не нахо­дятся в физическом теле, о них заботится богиня-мат­ка — Умай, которая посылает их на духе коня, омиси


мурин, в тело вновь рождающегося человека. Хотя душа ами может временно покинуть тело, в целом она остается в нем до смерти.

Душа санс, подобно сулд, вносит свой вклад в фор­мирование личности человека, но содержит в себе коллективные воспоминания предыдущих поколений. Живя между реинкарнациями в Нижнем мире, душа санс может иногда возвращаться в наш мир в виде призрака, чтобы повидаться со своими родными или друзьями. Ответственным за перевоплощения душ санс является правитель Нижнего мира, Ирлег-хан, и он решает, где и когда они входят в физическое тело. Если во время жизни на земле душа совершала очень плохие поступки, после смерти человека Ирлег-хан может отправить ее в Эла Гурен, часть Нижнего мира, где такие души остаются навечно. Душа санс может временно покинуть тело и иногда отправляется в пу­тешествие в Нижний мир. В таком случае шаман дол­жен встретиться с Ирлег-ханом и убедить того отпу­стить ее обратно.

Триаду, которую составляют человеческие души, можно считать комбинацией сущностей из всех трех миров. Душа сулд больше всего связана с нашим миром, потому что она не имеет другого места для обитания. Душа ами живет на Древе Мира и таким образом практически является обитателем Верхнего мира. Душа санс совершенно определенно считается обитателем Нижнего мира. Необходимость иметь не­сколько душ для того, чтобы являться видимым фи­зически существом, подразумевает тот факт, что лю­бое из живущих на земле в физическом образе существ является пересечением духов более чем одного из трех миров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: