Теонанакатль — священный гриб американских индейцев




По всей Южной и Центральной Америке в джунг­лях исследователи находят высеченные из камня ста­туи в форме грибов. Еще до середины нашего столе­тия смысл этих фигур был неизвестен. Сейчас, после изучения записей испанских конкистадоров, описы­вавших культуру мексиканских индейцев, а также сохранившихся до наших дней артефактов, стало ясно: каменные грибы были, подобно кресту у христиан или полумесяцу у мусульман, символами религиозного культа. Причем религия, в центре которой находится священный гриб, оказалась самой древней в истории человечества!

Долгое время существование этих магических гри­бов оставалось тайной. История их повторного от­крытия описана в двухтомном труде «Грибы, Россия и история», изданном в 1957 г. Авторы данной рабо­ты, Валентина Павловна Уоссон и ее муж Р. Гордон Уоссон, играли в этом открытии одну из ключевых ролей. Описание удивительной истории культа гри­бов, которое приводится ниже, опирается на материа­лы их труда.

Первое письменное свидетельство использования опьяняющих грибов во время праздников или в ходе религиозных церемоний и магически ориентирован­ных культов можно найти у испанских хроникеров и естествоиспытателей XVI столетия, которые проник­ли в Америку вскоре после завоевания Мексики Кор­тесом. Самым ценным из них является монах-фран­цисканец Бернардино де Сахагун, который, упоминая


о магических грибах, описывает их эффекты, а также историю их использования в нескольких отрывках своего знаменитого исторического труда «Полная ис­тория Новой Испании», написанного между 1529 и 1590 гг. Ниже приводится описание праздника, уст­роенного торговцами после успешного путешествия:

«Во время праздника, когда, как они сказали, на­ступил «час игры на флейте», они начали есть грибы. Кроме этого они не употребляли никакой пищи, толь­ко всю ночь пили шоколад. И ели они грибы с медом. Когда же грибы начали оказывать свое действие, они начали танцевать, плакать... Некоторые имели виде­ние, что они умрут на войне. Некоторые имели виде­ние, что их убьют дикие звери. Некоторые имели ви­дение, что они обретут богатство. Некоторые имели видение, что они купят рабов и станут рабовладель­цами. Некоторые имели видение, что они совершат адюльтер и им разобьют за это голову, забросают их камнями... Некоторые имели видение, что они умрут естественной смертью. Некоторые имели видение, что они упадут с лошади и разобьются до смерти... И когда действие грибов прошло, все стали разговари­вать между собой, обсуждая увиденное...»

В то же время другой монах из ордена домини­канцев, Диего Дюран, оставил письменное свидетель­ство, что опьяняющие грибы ели на пышйом праздни­ке, посвященном восшествию на престол в 1502 г. Монтесумы И, великого вождя ацтеков.

Отрывок из хроники некоего дона Джакинто де ла Серна, относящейся к XVII в., описывает исполь­зование грибов в религиозных целях:

«Случилось так, что [в деревню] пришел индеец... его имя было Хуан Чичитон... и он принес грибы красного цвета, которые растут в горах, и вместе с другими он совершил обряд идолопоклонства... В доме, где все собирались обычно по святым праздни­кам... играло тенопастли [ацтекский музыкальный инструмент], и всю ночь раздавалось пение. Когда


большая часть ночи прошла, Хуан Чичитон, который играл роль священника во время этого ритуала, раз­дал грибы всем присутствующим, чтобы те их съели, на манер св. причастия, и дал им пульке*, чтобы пить... после чего все они как будто сошли с ума, и стыдно было смотреть на все это».

На нахуатль, языке ацтеков, эти грибы носили на­звание теонанакатль, что можно перевести как «плоть бога». Даже самые ортодоксальные христиане не ста­нут отрицать наличия здесь параллели с христианс­ким обрядом причастия. Однако, в отличие от хлеба, священный гриб являлся не просто символом: съев его, индеец действительно мог испытать опыт обще­ния с божественной сущностью!

Существуют доказательства тому, что церемони­альное использование магических грибов уходит кор­нями далеко в доколумбову эпоху. В Сальвадоре, Гватемале и горных районах Мексики встречаются так называемые «каменные грибы» — каменные скульптуры, напоминающие грибы по форме, на нож­ке которых высечены лица богов или фигуры демо­нов, подобных животным. Большинство из этих скуль­птур имеют высоту около 30 см. Самые древние экземпляры, согласно утверждению археологов, были созданы более чем за 500 лет до нашей эры.

В своем труде Уоссоны доказывают, притом весь­ма убедительно, что между «каменными грибами» и культом теонанакатля имеется тесная связь. Если это так, значит, традиция использования магических гри­бов в лечебных и религиозных целях имеет более чем двухтысячелетнюю историю.

Христианским миссионерам опьяняющее, вызыва­ющее появление видений и галлюцинаций действие грибов казалось работой самого дьявола. По этой причине они всеми силами пытались воспрепятство­вать их употреблению, однако достигли лишь частич-

* Мексиканский алкогольный напиток из сока агавы.


ного успеха, потому что индейцы тайно продолжали использовать теонанакатль, который был для них свя­щенным, вплоть до наших дней.

Завоевав Америку, конкистадоры попытались раз­рушить то, что они называли языческим культом. То же самое делали и все, кто приходил после них. Бо­лее четырех столетий индейцы хранили существова­ние религии священного гриба в тайне, защищая ее от преследований со стороны европейцев.

Как ни странно, отрывки из старинных хроник, в которых упоминалось о культе магических грибов, оставались практически незамеченными в течение нескольких столетий — возможно, по той причине, что их считали продуктами воображения, свойственного жившим в эпоху предрассудков людям.

Только перед второй мировой войной антрополог Р. Вейтлэнер и ботаник Р. Шульц представили в научных кругах доказательства того, что культ тео-нанакатля сохранился. Затем, в 1938 г., группа моло­дых американских антропологов под руководством Дж. Джонсона впервые посетила секретную церемо­нию принятия грибов в Хуаутла де Хименез, столице страны индейцев мазатек.

Во время войны изучение этого вопроса прекрати­лось, Джонсон погиб. И только в 1953 г. чета Уоссо-нов начала исследование культа грибов, отправившись туда же, где пятнадцать лет тому назад побывал Джон­сон со своими спутниками.

Уоссонам удалось изучить современное состояние религии священного гриба во всех подробностях и сравнить его с описаниями из старинных хроник. Они установили, что культ теонанакатля до сих пор оста­вался господствующим в этом регионе, но индейцы сохраняли его существование в глубокой тайне.

В наше время никто не сжигает на костре за по­клонение этой религии, но отношение индейцев мало изменилось. Непосвященные знают, что существуют люди, называемые курандеро, которые являются хра-


нителями культа грибов и даже проводят священные церемонии в местах, скрытых от нескромного взгляда белых. Но вступить с ними в контакт очень трудно, и здесь не помогут никакие деньги. Причина заключает­ся в том, что религия — это таинство, которое не тер­пит насмешек со стороны профанов. Точно так же католический священник не станет служить мессу, чтобы удовлетворить любопытство кучки туристов.

В современной форме религии священного гриба древние идеи и обычаи перемешались с идеями хрис­тианства и во многом переняли его терминологию. Например, о грибах индейцы часто говорят как о кро­ви Христа, веря, что они растут только там, где капли его крови упали на землю, когда он возносился на небо. Согласно другой версии, грибы растут в тех ме­стах, где в землю впитались капли слюны Христа, па­давшие с его рта, и, таким образом, через грибы с чело­веком разговаривает сам Иисус Христос.

Для индейцев, тысячелетиями поклонявшихся свя­щенному грибу, он является источником мудрости, и именно он, возможно, поднял их из состояния перво­бытной дикости к высотам культуры, которой восхи­щаются потомки. Преимущество религии теонанакатля заключается в том, что каждый ее поклонник может на собственном опыте, без посредников, приобщиться к божественному и получить от него урок для себя, в то время как в христианстве это было доступно лишь единицам, которые считаются святыми.

Из белых людей, исследовавших индейскую культу­ру, лишь единицы были допущены на священные цере­монии и испытали на себе действие грибов точно таким же образом, каким к ним приобщаются сами индейцы.

С их помощью человек может видеть более ясно, чем это доступно глазу простого смертного, перспек­тивы, находящиеся за горизонтом его собственной жизни, может путешествовать в прошлое или буду­щее, проникать на другие уровни бытия и даже раз­говаривать с Богом.


Изображение грибного шамана с пчелиным лицом из Тассилин-Аджер (Африка, ок. 10 тыс. лет до н. э.)

Все, что видит человек в таком состоянии, несет пе­чать новизны и неиспорченности: пейзаж, здания, жи­вотные, люди — все выглядит таким, как будто только что вышло из мастерской Создателя. Эта новизна и красота всего вокруг поглощает, и человека охватыва-


ет восторг от того, что он в первый раз в жизни видит мир таким, каков он есть на самом деле, видит его не­посредственно сознанием, без вмешательства глаз.

Тело лежит в темноте, тяжелое, как свинец, а дух начинает парить, покидает хижину и со скоростью мысли отправляется в любую желаемую точку про­странства и времени, сопровождаемый пением шама­на. Все, что вы видите и слышите, объединяется в це­лостную картину: музыка визуализируется в виде гармоничных форм, а то, что вы видите, получает ка­чество музыки — музыки сфер.

Все остальные чувства усиливаются таким же об­разом. Дым сигареты, с помощью которой вы пытае­тесь разорвать напряжение ночи, пахнет так, как не пахла ни одна сигарета до этого. Вода в стакане об­ладает вкусом, бесконечно более прекрасным, чем у шампанского.

Ваше тело спит, а душа свободна, не чувствует вре­мени и бодрствует как никогда. В таком состоянии можно прожить вечность за одну ночь и увидеть беско­нечность в маленькой песчинке. Все, что вы испытае­те, врежется в память, как будто резцом, и никогда не сотрется из нее.

Когда придет утро, вы будете точно знать, что оз­начает невыразимое и что означает экстаз. Для гре­ков слово ekstasis значило полет души, свободной от оков тела. Это как нельзя более соответствует состо­янию, вызываемому грибами.

Для незнакомых с этим состоянием людей экстаз — это нечто приятное. Поэтому некоторые удивляются, почему бы не принимать грибы каждую ночь? Но эк­стаз — это не то же самое, что удовольствие. Во вре­мя путешествия вы можете испытать непередаваемый ужас или попасть прямо под строгий взор Бога, бла­годаря которому сможете увидеть свои многочислен­ные слабости и недостатки во всем их безобразии.

Исследователи считают грибы не более чем гал­люциногенным наркотиком. Однако для индейцев,


тысячелетия практиковавших культ священных гри­бов, они были чудом. Благодаря им только-только вышедшие из первобытного состояния люди смогли испытать чувства благоговения и страха, благород­ства и любви в максимально доступной человеку сте­пени, в результате чего родились религия, философия и поэзия.

Есть свидетельства, что приготовляемый из гри­бов напиток был центральным, тайным элементом элевсинских таинств в Древней Греции, проводив­шихся раз в год в честь Диониса. Молодой человек принимал этот напиток ночью в храме и отправлял­ся в мир видений. На следующий день он возвра­щался, чувствуя, что никогда уже не будет таким же, каким был до этой ночи. Современники Платона считали, что свои гениальные идеи он почерпнул из видений, вызванных напитком во время элевсинских мистерий.

Возможно, обладая современными знаниями, люди больше не нуждаются в священном грибе. Возможно, что он нужен нам сейчас как никогда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: