Таблица педагогов и их идей от Античности до Наших дней.
Педагогические идеи Античного мира.
Имя педагога. Годы жизни. Страна. | Основные педагогические труды. | Цель воспитания, образования. | Основные принципы и правила. |
Сократ. 469-399 гг. до н. э. Древняя Греция. | Письменных трудов нет. Обучал через диалоги-беседы. | «Познай себя, и ты познаешь весь мир». Самостоятельный поиск истины через беседу с учителем. Метод «майевтики» «Я знаю то, что ничего не знаю». Учить ставить новые вопросы, а потом находить ответы на них. | Право на образование – неотъемлемое право гражданина. Постоянное нравственное самосовершенствование – обязательное условие для достижения разумного сознания. Счастье состоит в обретении гармонии между личным и общественным. Диалогический поиск истины между учеником и учителем ставит их в равное положение, помогая друг другу. Почитание законов, принятых в обществе и государстве. |
Платон. 427-347 гг. до н. э. Древняя Греция. | «Диалоги», «Государство», «Законы». Работы не посвящены специально вопросам образования, но по ним прослеживаются его взгляды на образование. | Утверждал, что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования — формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи. Таким образом воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего. | Для того, чтоб мнения и суждения смертных могли приблизиться к высшим идеям, нужно непрерывное познание. Стремился к соединению афинского и спартанского воспитания. Выдвигает принципы пожизненного воспитания. С 7 лет под присмотром женщин. 7-12 лет в государственных школах, с 12 лет физ. воспитание, с 16 лет арифметика, геометрия, астрономия, с 18 лет военно-физическая подготовка. Далее учатся те, у которых преобладает «разумная» часть души. После 30 лет участвуют в управлении государством. Лишь с 50 лет граждане приобретают свободу действий. Правителями становятся те стражи, что прошли все ступени и в совершенстве овладели диалектикой. Образование проходит совместно. Важную роль уделяет образованию через игру. Роль учителя – главенствующая. Учителем может быть мудрец на склоне лет, объединенный с учениками духовной связью. |
Аристотель. 384-322 гг. до н. э. Древняя Греция. | «Никомахова этика», «Логика», «Диалоги», и т.д. | Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; Убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы. | Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче — как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь). Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения. Слово «знать» употребляется в двух значениях: «Знает» говорят о том, кто только обладает знанием; О том, кто применяет знание на практике. Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности. Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека). Человек – «животное общественное». Существование вне общества невозможно. |
Квинтиллиан Марк Фабий. 42-118 гг. Древний Рим. | «О воспитании оратора». | Главная задача образования – формирование свободного человека. «В учении нужно помочь ребенку стать личностью.» | Воспитание не в одиночку, а с товарищами. Ребенок смел, опираясь на их поддержку. Учет индивидуальных способностей ребенка в воспитании. Обучение домашнее и общественное. Три ступени обучения: подражание, наставление, обучение. Главное – первоначальное воспитание в дошкольном возрасте. В школе предпочтение грамматике и стилю. |
Педагогическая мысль и идеи эпохи Возрождения.
Витторино да Фельтре. 1378–1446 гг. Италия. Мантуя. | Педагогических трудов нет. | Выработка «гуманистической личности», т. е. высоконравственного, всесторонне развитого человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы. | Школа – «Дом радости.» Образование без принуждения на добровольной основе. Образование разностороннее. Кроме религиозного образования и физического развития изучались классические языки и литература (главные предметы), математика, астрономия, естествознание. Для формирования художественного восприятия: пение, танец, музыка. В школу принимались не только знать, но и одаренные дети из низших слоев. Идеи всеобщего образования. В качестве основных средств воспитания применялись ласка, увещевание, убеждение, пробуждение интереса. Карательные меры запрещались. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности. Взаимоотношения учителя с учащимися строились на основе индивидуального подхода к детям, взаимного уважения. |
Франсуа Рабле. 1494–1553 гг. Франция. | «Гаргантюа и Пантагрюэль». | Идеал гуманистического воспитания – духовное и телесное развитие личности. | Подверг уничтожающий критике цель и методы феодального школьного образования. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Методы: гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей. |
Мишель Эйкем де Монтень. 1533–1592 гг. Франция. | «Опыты». Гл. «О воспитании детей». | Развитие свободы духа, склонности к самостоятельному мышлению и выработке собственной активной жизненной позиции, свободе выбора, а также таких качеств, как смелость, решительность, сила воли помогут ребенку стать достойным гражданином, полезным для общества человеком, активной и свободной личностью. | Наставник не должен все решать за своего питомца, а должен предоставлять ему свободу выбора. Он должен сначала включить в разговор учеников, а затем уже говорить сам. Учителю следует требовать с ученика не только содержания урока, но и смысл, саму суть его. Следует не столько добиваться знаний, сколько претворять их в жизнь, активно использовать на практике. Объясняя ученику что-либо, показывать ему это с сотни разных сторон и применять к множеству различных предметов. Заставлять ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносит учитель, развивая склонность к самостоятельному мышлению. Ничего не вдалбливать ребенку в голову. Понимать ценность такого метода обучения как диалог, что ведет к сотрудничеству, активизирует взаимодействие. Преподавать воспитанникам не столько знания исторических фактов, сколько умение судить о них. Безграничная власть учителя и его авторитет чреваты опасными последствиями. Необходимость призыва человека к выработке собственной позиции, свободе выбора, смелости и действиям сообразно складу характера, интересам и склонностям. |
Томас Мор. 1478-1535 гг. Англия. | «Утопия». (1516 г.) | Воспитание гражданина, полезного для общества, способного трудиться на благо общества, применяя свои знания на практике. | Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. В процессе обучения использовать наглядные пособия, публичные лекции. |