Педагогическая мысль и идеи эпохи Возрождения.




Таблица педагогов и их идей от Античности до Наших дней.

Педагогические идеи Античного мира.

Имя педагога. Годы жизни. Страна. Основные педагогические труды.       Цель воспитания, образования.   Основные принципы и правила.  
Сократ. 469-399 гг. до н. э. Древняя Греция.   Письменных трудов нет. Обучал через диалоги-беседы.   «Познай себя, и ты познаешь весь мир». Самостоятельный поиск истины через беседу с учителем. Метод «майевтики» «Я знаю то, что ничего не знаю». Учить ставить новые вопросы, а потом находить ответы на них.   Право на образование – неотъемлемое право гражданина. Постоянное нравственное самосовершенствование – обязательное условие для достижения разумного сознания. Счастье состоит в обретении гармонии между личным и общественным. Диалогический поиск истины между учеником и учителем ставит их в равное положение, помогая друг другу. Почитание законов, принятых в обществе и государстве.
Платон. 427-347 гг. до н. э. Древняя Греция.   «Диалоги», «Государство», «Законы». Работы не посвящены специально вопросам образования, но по ним прослеживаются его взгляды на образование.   Утверждал, что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования — формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи. Таким образом воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего.   Для того, чтоб мнения и суждения смертных могли приблизиться к высшим идеям, нужно непрерывное познание. Стремился к соединению афинского и спартанского воспитания. Выдвигает принципы пожизненного воспитания. С 7 лет под присмотром женщин. 7-12 лет в государственных школах, с 12 лет физ. воспитание, с 16 лет арифметика, геометрия, астрономия, с 18 лет военно-физическая подготовка. Далее учатся те, у которых преобладает «разумная» часть души. После 30 лет участвуют в управлении государством. Лишь с 50 лет граждане приобретают свободу действий. Правителями становятся те стражи, что прошли все ступени и в совершенстве овладели диалектикой. Образование проходит совместно. Важную роль уделяет образованию через игру. Роль учителя – главенствующая. Учителем может быть мудрец на склоне лет, объединенный с учениками духовной связью.
Аристотель. 384-322 гг. до н. э. Древняя Греция.   «Никомахова этика», «Логика», «Диалоги», и т.д.   Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; Убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы.   Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче — как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь). Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения. Слово «знать» употребляется в двух значениях: «Знает» говорят о том, кто только обладает знанием; О том, кто применяет знание на практике. Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности. Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека). Человек – «животное общественное». Существование вне общества невозможно.
Квинтиллиан Марк Фабий. 42-118 гг. Древний Рим.     «О воспитании оратора».   Главная задача образования – формирование свободного человека. «В учении нужно помочь ребенку стать личностью.»   Воспитание не в одиночку, а с товарищами. Ребенок смел, опираясь на их поддержку. Учет индивидуальных способностей ребенка в воспитании. Обучение домашнее и общественное. Три ступени обучения: подражание, наставление, обучение. Главное – первоначальное воспитание в дошкольном возрасте. В школе предпочтение грамматике и стилю.

 

Педагогическая мысль и идеи эпохи Возрождения.

Витторино да Фельтре. 1378–1446 гг. Италия. Мантуя.   Педагогических трудов нет.   Выработка «гуманистической личности», т. е. высоконравственного, всесторонне развитого человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.   Школа – «Дом радости.» Образование без принуждения на добровольной основе. Образование разностороннее. Кроме религиозного образования и физического развития изучались классические языки и литература (главные предметы), математика, астрономия, естествознание. Для формирования художественного восприятия: пение, танец, музыка. В школу принимались не только знать, но и одаренные дети из низших слоев. Идеи всеобщего образования. В качестве основных средств воспитания применялись ласка, увещевание, убеждение, пробуждение интереса. Карательные меры запрещались. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности. Взаимоотношения учителя с учащимися строились на основе индивидуального подхода к детям, взаимного уважения.
Франсуа Рабле. 1494–1553 гг. Франция.   «Гаргантюа и Пантагрюэль».     Идеал гуманистического воспитания – духовное и телесное развитие личности.   Подверг уничтожающий критике цель и методы феодального школьного образования. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Методы: гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей.
Мишель Эйкем де Монтень. 1533–1592 гг. Франция.   «Опыты». Гл. «О воспитании детей».   Развитие свободы духа, склонности к самостоятельному мышлению и выработке собственной активной жизненной позиции, свободе выбора, а также таких качеств, как смелость, решительность, сила воли помогут ребенку стать достойным гражданином, полезным для общества человеком, активной и свободной личностью.     Наставник не должен все решать за своего питомца, а должен предоставлять ему свободу выбора. Он должен сначала включить в разговор учеников, а затем уже говорить сам. Учителю следует требовать с ученика не только содержания урока, но и смысл, саму суть его. Следует не столько добиваться знаний, сколько претворять их в жизнь, активно использовать на практике. Объясняя ученику что-либо, показывать ему это с сотни разных сторон и применять к множеству различных предметов. Заставлять ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносит учитель, развивая склонность к самостоятельному мышлению. Ничего не вдалбливать ребенку в голову. Понимать ценность такого метода обучения как диалог, что ведет к сотрудничеству, активизирует взаимодействие. Преподавать воспитанникам не столько знания исторических фактов, сколько умение судить о них. Безграничная власть учителя и его авторитет чреваты опасными последствиями. Необходимость призыва человека к выработке собственной позиции, свободе выбора, смелости и действиям сообразно складу характера, интересам и склонностям.  
Томас Мор. 1478-1535 гг. Англия.   «Утопия». (1516 г.) Воспитание гражданина, полезного для общества, способного трудиться на благо общества, применяя свои знания на практике.   Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. В процессе обучения использовать наглядные пособия, публичные лекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: