Педагоги Нового времени и их идеи.




Ян Амос Коменский. 1592-1670 гг. Чехия.   «Великая дидактика». (1633-1638 гг.)   «Материнская школа воспитания» (1632)   Учебники.   Цель воспитания, по Коменскому, - подготовка к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел: ü в познании себя и внешнего мира, которому соответствовало научное образовании. ü в умении владеть вещами и самим собой, которому соответствовало нравственное воспитанием. ü во возведении себя к источнику всех вещей-богу, которому соответствовало религиозное образование.   Организация школьного обучения. Классно-урочная система. Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретические разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям. Он указал, что каждый урок должен иметь свою тему и задачу. Учитель должен внимательно следит, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе. Разработал правила учета знаний учащихся. В системе моральных качеств (добродетелей) наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Мудрость является руководительницей добродетельной жизни, поскольку она дает истинное суждение о вещах. Умеренность — соблюдать во всем меру, не доходить до пресыщения и отвращения. Мужество — добродетель, включающая черты: самообладание, готовность принести пользу, выносливость. Справедливость — развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям. Методами нравственного воспитания: Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнении детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек. Панпедия. Коменский как представитель гуманистической традиции, считал, что человек - творец, от активности которого зависит как совершенствовании окружающего мира, так и материальное и духовное человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. Система всеобщего воспитания К. включает «школу рождения», которая включает подготовку родителей к супружеству и пренатальный период (вынашивание и рождение детей), «школу раннего детства» (дошк. воспитание), «школу детства» (элементарное начальное образование на родном языке), «подростковую школу» (ср. ступень), «школу молодости» (высш. образование). На следующем этапе — в «школе старости» - должны преобладать мудрость, жизненный опыт.
Джон Локк. 1632-1704 гг. Англия.   «Мысли о воспитании…Что нужно изучать джентльмену».   Воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»).   Педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а дома. Огромное значение придавал физическому воспитанию. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Строгий режим, никаких нежностей. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирована — важнейшие задачи воспитания. Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки. Учёт индивидуальных способностей и наклонностей ребенка при выборе методов воспитания. Выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Умственное воспитание джентльмена следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств. Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии, верховой езде и танцам. Эта программа решительно порывала со средневековыми традициями «семи свободных искусств». Каждый из предлагаемых предметов должен принести ребенку определенную пользу, подготовить его к жизни. Труд на свежем воздухе не ради самого труда, а для укрепления здоровья. Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям. Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено, крепить могущество новой буржуазной Англии.
Жан Жак Руссо. 1712-1778 гг. Франция.   «Эмиль, или о воспитании». (1762)   Воспитать такого человека, который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел ее защищать.   Периодизация психического развития: 1. От рождения до 2 лет – время, когда развивается сенсорика, движения и речь. В центре внимания должно стоять физическое развитие, закалка детей, развитие органов чувств. Нельзя пеленать – ограничение свободы. 2. От 2 до 12 лет – «Сон разума». Необходимо развивать внешние чувства ребенка. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает. 3. 12-15 лет – начало умственного и трудового воспитания. Но нет склонности к абстрактным научным и нравственным построением. При выборе предметов для изучения, нужно исходить из интересов ребенка. 4. С 15 лет до совершеннолетия – Интерес к противоположному полу, когнитивное развитие – построение абстрактных представлений о морали и мире. Осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Три задачи воспитания – воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Добрые суждения – через изучение биографий великих людей, истории. Добрая воля – через добрые дела. Добрые чувства – наблюдение картины человеческих страданий, нужды, горя. Не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают добрые чувства. О религиозном воспитании. Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Человек сам придет к познанию божественного начала. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце. О воспитании женщины. Женщина должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, подчинение чужой воли – вот удел женщины. Умственные занятия ей не нужны. Девушки чувствуют себя созданными для повиновения.
Иоганн Генрих Песталоцци. 1746-1827 гг. Швейцария.   «Как Гертруда учит своих детей». (1801), «Памятная записка о семинарии в кантоне Во». (1806)   Сформировать гармонически развитого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка.     Принцип природосообразности. Конкретизация метода свободного воспитания. Основы массовой школы в Европе. Обстановка бескорыстия, преданности и любви. Открыл первый детский дом. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному (включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.  
Иоганн Фридрих Гербарт. 1776-1841 гг. Германия.   «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания». (1806)   «Все дело воспитания можно суммировать в понятии нравственность». «Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им ' опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называет их эстетическими представлениями. Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», т.е. все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания, состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.   Гербарт заложил основы теории воспитывающего образования, подразумевая под таким образованием выработку характера, что и является' "делом школы. Образование, ограниченное сообщением сведений, не влияет на существующую совокупность представлений; лишь видоизменяя имеющиеся в детской душе представления, заставляя их образовывать новое единство, можно влиять на поведение ученика. Непосредственное назначение образования — снабдить ум представлениями, установить между ними соотношения, связать их; с доброжелательством или симпатией — все это приведет к нравственным поступкам. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет. Возбуждение интереса — это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обеспечивающий полное усвоение новых идей или представлений. Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка. Управление — раздел педагогики Гербарта. Оно имеет своей целью поддержание порядка, является необходимым условием воспитания и включает в себя набор средств воздействия на детей. Это — надзор, угроза, приказания и запрещения, наказания, авторитет и любовь.    
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег. 1790-1866 гг. Германия «О природосообразности и культуросообразности в обучении.»   «Руководство к образованию немецких учителей».   Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей. Формальное образование связанно с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.   Природосообразность воспитания — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. Требовал, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала ему прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания. создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам.
Роберт Оуэн. 1771-1858 гг. Англия.   «Книга о новом нравственном мире». (1842-1844)     Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей.   Социально-философские основы воспитания. Отрицал принцип свободы воли. Человек – продукт среды. Р. Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Во всех недостатках современных людей виновата социальная среда, т. е. капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий. Надо заменить капитализм социализмом. Доказывал, что основной причиной общественного зла является невежество людей. Общественные противоречия можно устранить путём распространения знаний, внедрения истины. Образование. Периоды образования. Существуют периоды – пятилетия в жизни человека, вплоть до 30–летнего возраста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека. Система четырёх образовательных ступеней (основа всего коллективизм). 1. Школа – для малышей 1-5 лет: чтение, танцы, свежий воздух. 2. Дневная школа – для детей 5-10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Делится на общеобразовательную (учебные занятия) и индустриальную (практическая работа в мастерских, в саду и в поле. 3. Вечерняя школа – для подростков, работающих на фабрики. 4. Вечерние лекции – для взрослых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: