Сословные учебные заведения XVIII- XIX вв.




 

Студентки I курса

направление подготовки

«Педагогическое образование»,

Садретдинова Румия Рафиковна

 

Научный руководитель:

доцент к.и.н.

Соловьева Екатерина Александровна

 

1. Содержание.

2. Введение.

3. Сословные учебные заведения.

3.1 Сухопутный шляхетский корпус.

3.2 Морской кадетский корпус.

3.3 Артиллерийский и Инженерный шляхетный кадетский корпус.

3.4 Смольный институт благородных девиц.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

 

Введение:

XVIII век занимает особое место в истории образования в России: именно в этом столетии создается светская школа, предпринята попытка создать государственную систему образования, разработаны основы светского обучения и воспитания.

Данная тема актуальна тем, что в настоящее время образование занимает важные позиции, как в общественной, так и в политической жизни страны. Проблема образования является частью общей социальной проблемы.

Реформы петровского времени, необходимость практического осуществления экономических, политических, военных и культурных преобразований еще более обострили потребность в образованных людях. Приглашение нужных специалистов из европейских стран и обучение российской молодежи за границей не могли обеспечить решение этой проблемы. Развитие образования и просвещения в России становится важной государственной задачей.

Таким образом, я считаю, что данная тема не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Целью данной работы является изучение становления и развития дворянского образования в XVIII веке.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

- изучить закрытые мужские и женские сословные учебные заведения XVIII века;

- рассмотреть основные положения концепции образования И.И. Бецкого;

- раскрыть процесс обучения в дворянских закрытых учебных заведениях.

При написании данной работы был использован такой источник как «Антология педагогической мысли России XVIII в.» «Антология педагогической мысли России XVIII в.».

Также источником послужили исторические очерки Лузанова П.Ф. «Сухопутный шляхетный кадетский корпус» «Сухопутный шляхетный кадетский корпус» Лузанов П.Ф., в которых описывается история становления кадетских корпусов как образовательного учреждения, а так же «Кадетские корпуса в России1732-1917» «Кадетские корпуса в России1732-1917» Воробева А., Пархаев О. Воробева А., Пархаев О.

 

При написании истории Морского кадетского корпуса основным источником является «Очерки истории морского кадетского корпуса» «Очерки истории морского кадетского корпуса» Ф. Ф. Веселаго.

Что касается исследовательской литературы по истории Артиллерийского и Инженерного шляхетного кадетского корпуса, я использовала «Полное собрание законов Российской империи» «Полное собрание законов Российской империи» т. XIV т. XIV, а так же «Упоминание истории» «Упоминание истории» Ломан Н.Л.Ломан Н.Л., в которых рассказывается важнейшие события, происходившие в корпусе.

При рассмотрение главы: «Женские закрытые сословные учебные заведения» я воспользовалась исследованиями Д. И. Латышиной. Она большое внимание уделяла педагогическим взглядам выдающегося общественного деятеля второй половины XVIII И. И. Бецкого. «История образования и педагогической мысли» Д. И. Латышина В своих работах Д. И. Латышина сравнивала взгляды И. И. Бецкого и известных философов XVIII века, отмечая схожесть в идеях.

Следует отметить работу А. М. Даниловой «Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института» «Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института» А. М. Данилова.Она отмечает, что получив хорошее воспитание, и образование, многие из них становились не только прекрасными матерями, но и оставили в истории России след как значительные личности.

Таким образом, можно сказать, что данная тема являлась предметом интереса не только современных исследователей, но и дореволюционных и советских историков.

3. Сословные учебные заведения.

3.1 Сухопутный шляхетский корпус.

До XVIII в. в России для дворянства, которое обязано было нести для государства военную службу и получать образование, почти не было школ нужных школ. Мысль об учреждении такого учебного заведения, которое могло бы подготовить будущих офицеров для армии, впервые была высказана сподвижником Петра Великого -- графом Ягужинским, так же был подготовлен доклад об учреждении в Петербурге Корпуса кадетов.

Корпус решено было открыть в столице - в Петербурге, как сосредоточении культурного и научного потенциала государства.

Сухопутный шляхетский корпус (1-й кадетский корпус) учреждался для 200 детей дворянского происхождения. Об этом говорится в указе Сенату от 29 июля 1731 года. Учредили корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от 13 до 18 лет, в Российских провинциях, где детей обучали арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, ездить на лошадях и учить прочему воинскому искусству. В корпусах преподавали учителя иностранных языков, истории, географии, юриспруденции, музыки и других полезных наук». Таким образом, корпус имел задачу подготовить дворян не только к военной, но и к гражданской службе.

Первые кадеты появились в корпусе 17 февраля 1732 года, число их было около 30 человек, они были помещены в корпус, затем число желающих поступить возросло, что уже в мае того года увеличили число кадетов с 200 до 360.

Разрешение на прием в кадеты давалось или Сенатом или Графом Минихом или же в последние годы этого периода, Кабинетом Министров.

Система обучения кадетов была несовершенной, а организация работы связана с трудностями. Характерной была многопредметность, так как корпус должен был готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников. В учебных пособиях ощущался недостаток, так как их приходилось выписывать из-за границы, через купцов. Так как кадеты принимались разных возрастов и без экзаменов, большинство из них плохо знали иностранные языки, либо совсем не знали, а учебников на русском не было, только на иностранном языке из этого следует, что преподавать было очень сложно.

Очень важным в корпусе это было составление распорядка дня учеников. Известно, что время дня распределялось так: вставали в 4.45 утра; в 5.30 молились и завтракали, в 6 уходили в классы; от 10 до 12 занимались строем; в 12 обедали; от 2 до 4 -- опять классы; от 5 до 6 -- строй; в 7.30 вечера ужинали, а в 9 вечера ложились спать.

В 1765 г. управление кадетским корпусом было возложено на И.И. Бецкого, он составил новый штат и «Устав Императорского Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для воспитания и обучения благородного российского юношества». Им же были написаны «Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса...»

Согласно уставу, Совету -- органу управления корпусом «О порядке воспитания и обучения малолетних дворян и о первом возрасте оных» предписывалось: «Для порядочного воспитания и обучения разделить их на пять возрастов: первый - от пяти и шести до девяти лет, второй - от девяти до двенадцати, третий - от двенадцати до пятнадцати, четвертый - от пятнадцати до восемнадцати, пятый - от восемнадцати до двадцать первого. Посему в каждом возрасте питомцам быть по три года и обучаться по склонности и понятию наукам, как довоинского, так и гражданского принадлежащим.»Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. Соловков И. А. - М., 1985. С.179.

О науках, которые должны изучать кадеты, так же расписано в уставе.

В каждом возрасте кадету нужно было обучаться наукам, необходимым как для воинской, так и для гражданской службы. Для всех возрастов был установлен перечень тех наук, которые кадеты должны были начинать изучать в 1-м возрасте и углублять свои познания в них до 5-го возраста. Все науки были разделены на 4 раздела:

1.Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.

2.Науки, нужные, прежде всего для гражданских занятий.

3.Науки, имеющие практическую пользу.

4.Художества.

Кадеты 1-го возраста «отдавались» на попечение управительнице и воспитательницам, их было десять. Должность управительницы заключалась в наблюдении за поведением и нравами воспитательниц и всех детей, принадлежащих к 1-му возрасту. Она должна была отвечать перед Советом за детей и за все, что происходит с ними. Наряду с общеобразовательными науками кадеты 1-го возраста изучали вероучение, иностранные языки, рисование и танцы.

Вторым и третьим возрастами заведовали инспектора, которые выполняли ту же функцию, что и управительница в первом возрасте. На место воспитательниц-женщин приходили воспитатели-мужчины: начиная со2-го возраста кадетов воспитывали и обучали только мужчины. Что касается наук, то большинство из них представляли собой более глубокий вариант «уже ранее изученных», но во 2-м возрасте добавлялась такая наука, как «учтивство и долг благопристойности», а в 3- м -- «бухгалтерство и умение вести приходные книги» и «основание воинской и гражданской архитектуры». В 3-м возрасте решалась судьба кадета; быть ему военным или гражданским чиновником. В четвертом возрасте происходило распределение кадет на воинское и гражданское звания. Место инспектора теперь занимал подполковник, который должен был являть собой образец для подражания; в его обязанность входило следить за дисциплиной. Время пятого возраста служило для повторения и закрепления последних и самых важных частей наук.Кадет сам должен был понимать, что его будущее зависит от его знания наук, поведения и нравов. Кадеты отчитывались в своих познаниях в обязательном порядке: первый и второй возрасты -- каждые 4 месяца, третий -- через 6 месяцев, а четвертый и пятый ежегодно в присутствии всех членов Совета. По окончании корпуса отличившихся выпускников награждали медалями.

Бецкой считал, что нужно больше приучать кадет к практике, чем к теории, заставлять тело трудиться, а разум не заставлять много размышлять.

Система отношений преподавателей и воспитанников определялась, прежде всего, военным характером учебного заведения. Кадеты подчинялись требованиям военных уставов, участвовали в слоевых смотрах и ходили в караулы.

Для старших воспитанников вводились летние полевые лагеря. Особое место в обучении кадета заняли тактика и военная история.

С развитием гражданской школы необходимость в подготовке гражданских специалистов в системе военного образования отпала. Кадетские корпуса образца XVIII столетия полностью выполнили свою первоначальную просветительскую функцию и теперь должны были готовить исключительно офицеров.

Кадетский корпус стал образцом для устройства других привилегированных учебных заведений в России. Это относилось как к их организации, материальному обеспечению, так и во многом к педагогическим принципам вообще. Так, привлекательными были устройство быта кадет и многие их занятия.

Сухопутный шляхетский кадетский корпус в разное время носил различные именования: с 1766 г. - Императорский сухопутный шляхетный кадетский корпус; с 1800 и с 1882 гг. - Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус; в 1864-- 1882 гг. - Первая Санкт-Петербургская военная гимназия.

Среди выпускников корпуса были и декабристы Ф.Н. Глинка, А.Е. Розен, К.Ф. Рылеев, В.К. Тизенгаузен. С установлением советской власти первый русский кадетский корпус в 1918 году был упразднен.

 

3.2 Морской кадетский корпус.

Морской шляхетный кадетский корпус был создан в 1752 г. Новое название подчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения.

Так в историческом очерке Ф.Ф. Веселаго говорится об открытии Морского кадетского корпуса. Морской кадетский корпус комплектовался воспитанниками дворянского происхождения. Штатная численность была установлена в 360 человек, в строевом отношении распределенных на три роты, а в учебном - на три класса. Что касается разделения на классы Веселаго пишет: «Воспитанники перваго класса кончали высшие морские науки и назывались гардемаринами. Во втором классе проходили навигацию и начинали другие и назывались кадетами второго класса. В третьем классе, были кадеты третьего класса, учившие тригонометрию и другим низшим наукам.».

Состав рот был смешанный. Каждая рота состояла из гардемаринского класса, 2-го и 3-го кадетских классов. В составе роты было 40 гардемаринов, 40 кадет второго и 40 - третьего класса. Переход из класса в класс осуществлялся по итогам успеваемости и при наличии в соответствующих классах вакансий. Из хорошо успевающих гардемарин назначались: каптенармус, подпрапорщик, фурьер, четыре сержанта, четыре капрала и восемь ефрейторов, командиром роты был капитан 3-го ранга. В роте также были капитан-лейтенант, унтер-лейтенант и прапорщик.

При поступлении в корпус проводились вступительные экзамены, однако преимущественное право на поступление имели дети чинов морского ведомства. Основная масса воспитанников готовилась к строевой офицерской службе, по 30 чел. обучались на морских артиллеристов и геодезистов. Возглавляли корпус директор и его помощник по строевой части.

Программа обучения включала 28 учебных дисциплин, в числе которых были математика с различными ее разделами, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, генеалогия, история, политика, риторика, морская практика, такелажное дело, «архитектура челнов и чертежей корабельных и галерных пропорций», фехтование, танцы. Число штатных преподавателей возросло до 40 чел., при каждом из которых состоял помощник. Общее руководство преподавательской деятельностью осуществлял профессор.

Местом расположения корпуса в Санкт-Петербурге был выбран Васильевский остров, дом Миниха, который пришлось значительно расширить. Все заботы по организации нового военно-учебного заведения легли на плечи выпускника Навигацкой школы капитана 1-го ранга Алексея Ивановича Нагаева, который шесть лет командовал Морской академией, а затем в течение восьми лет кадетским корпусом.А.И.Нагаев занимался подбором учителей, заготовкой для корпуса мебели, одежды, посуды и провизии. Несмотря на все усилия, предпринятые Нагаевым по становлению Морского корпуса, его деятельность не всегда получала одобрения со стороны Адмиралтейств-коллегии, которая критиковала его деятельность.

В апреле 1762 г. император Петр Федорович своим указом повелел учредить военно-учебное заведение, которое объединило сухопутный и морской кадетские корпуса и Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и поручил организацию и командование новым военно-учебным заведением обер-камергеру генерал-лейтенанту Ивану Ивановичу Шувалову. Однако уже 8 августа 1762 г. благодаря личному вмешательству вступившей на престол в результате переворота императрицы Екатерины II Морской кадетский корпус сохранил свою самостоятельность и получил дальнейшее развитие.

С 1764 г. в корпусе учреждается должность главного инспектора классов, отвечавшего за постановку учебного дела. Первым инспектором был назначен Григорий Андреевич Полетика, осуществивший важные перемены, направленные на упорядочение учебного процесса и регламентацию объема преподаваемых дисциплин. Было четко установлено, какие предметы и в каком объеме должны изучаться в том или ином классе, определены учебники и учебные пособия, которыми следует пользоваться в ходе учебного процесса. Были введены полугодовые экзамены, самостоятельная подготовка к урокам. В 1769 г. основана библиотека корпуса, ставшая одной из наиболее полных в стране по объему оригинальной и переводной литературы. Больше стало уделяться внимания воспитанию молодых моряков на историческом опыте, учреждены т.н. «математические классы» для подготовки кадров преподавателей.

23 мая 1771 г. на Васильевском острове произошел сильный пожар, в результате которого здание, в котором размещался Морской корпус, сгорело. Корпус был переведен из Петербурга в Кронштадт и размещен в Итальянском дворце.

Для морской практики гардемарины и кадеты-артиллеристы ходили на кораблях и фрегатах Балтийского флота. В годы существования Корпуса чужестранных единоверцев в Морской шляхетский кадетский корпус направлялись на стажировку воспитанники этого корпуса, главным образом, греки.

В 1783 г. в связи с потребностями флота в офицерских кадрах штатная численность Морского шляхетского кадетского корпуса возросла вдвое и достигла 600 человек. В корпусе было сформировано 5 рот. Екатерина II в течение всех лет своего правления с особым уважением относилась к Морскому корпусу, «имея в виду заслуги оказанные Ей и отечеству питомцами Морского кадетского корпуса, везде служившими с похвалой». В этой связи корпусу был подарен императрицей дворец в Ораниенбауме. Однако по ряду причин переезд туда из Кронштадта не состоялся.

В царствование Екатерины II из Морского корпуса было выпущено 2063 человека, из них во флот 1960 человек. В годы войны со Швецией в корпусе было произведено несколько ускоренных выпусков. Из выпущенных в царствование Екатерина II воспитанников дослужились до чинов адмирала - 16 человек, вице-адмирала - 26, генерал-лейтенанта - 14, контр-адмирала - 16, генерал-майора - 20. Российский флот прославили выпускники корпуса этого периода адмиралы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, И.Ф.Крузенштерн, В.М.Головнин, совершивший кругосветное плавание на шлюпах «Диана» и «Камчатка», Ю.Ф.Лисянский, совершивший кругосветное плавание и открывший несколько новых островов в Тихом океане, первый морской министр России Н.С.Мордвинов, его преемник Г.А. Сарычев, президент Академии наук, известный поэт и филолог А.С.Шишков.

Император Павел I на четвертый день после вступления на престол своим указом объявил, что сохраняет за собой звание генерал-адмирала флота, и сообщил директору корпуса И.Л.Голенищеву-Кутузову о своем решении перевести корпус из Кронштадта в Санкт-Петербург, на Васильевский остров, в комплекс зданий, построенных архитектором Ф.И. Волковым. Павел I постоянно оказывал знаки внимания корпусу, часто посещал его, присутствовал на лекциях, беседовал с кадетами. Иногда за хорошее преподавание прямо в аудитории мог присвоить преподавателю следующий чин, а кадета за хороший ответ произвести в унтер-офицеры.

По отзывам историков, время пребывания на престоле императора Павла I было одним из самых благоприятных для Морского корпуса. При нем была утверждена новая форма: зеленые двубортные мундиры и штаны, зимой одноцветные с мундиром, летом белые; ботфорты, треугольная шляпа, кортик. После осуществленных перестроек зданий корпуса по указанию императора 600 переведенных из Кронштадта воспитанников были с удобствами размещены в новых зданиях. В царствование Павла I из Морского корпуса было выпущено 468 человек: 243 - мичманами во флот, 42 - в морскую артиллерию, 181 - в сухопутные войска. Из числа выпускников корпуса этого периода наибольшую известность получили Фаддей Фаддеевич Беллингсгаузен (1797), совершивший плавание к южному полюсу; адмирал Л.Ф.Богданович, отличившийся в Наваринском сражении, М.Ф.Гарковенко, будущий инспектор классов при 6-ти директорах корпуса, 50 лет прослуживший в Морском корпусе.

При Павле I был установлен корпусной праздник - 6 ноября. В 1797 г. была построена корпусная церковь во имя Святого Павла Исповедника, чья память отмечалась 6-го ноября в день восшествия на престол императора Павла I. дворянский образование учебный институт

Морской корпус, подвергшийся за годы своего существования многочисленным преобразованиям и изменявший неоднократно свое название в зависимости от требования времени, с первых лет стал давать флоту доблестных, образованных офицеров. Помимо службы на флоте питомцы корпуса принесли немалую пользу России и в других областях государственной деятельности. Приведенные выше списки лиц, прославивших Морской корпус и российский флот, можно было бы значительно продолжить за счет тех выпускников, которые внесли огромный вклад в дело кораблестроения, русской артиллерии, развития инженерного искусства. Боевые подвиги флота всегда побуждали воспитанников Морского корпуса к совершенствованию своей подготовки, к стремлению укрепить славу флота своими делами. В стенах корпуса подготовлено не одно поколение моряков, прославивших Россию своими подвигами на морях и океанах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: