ТЕМА 14. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ




В условиях школы аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей.

Аудирование – «сложный специфический вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (И.Л.Бим).

Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности (говорением, чтением). Оно может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем слушающий и говорящий могут попеременно меняться ролями.

Психологическая основа понимания устной речи – процесс восприятия, узнавания человеком звуковых образов, языковых явлений и понимания их значений благодаря наличию у него речевого слуха на данном языке.

С психологической точки зрения аудирование представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой можно выделить несколько уровней: побудительно – мотивационный, ориентировочно – исследовательский (аналитико – синтетический) и исполнительный.

Целью обучения аудированию в школе является понимание учащимися иноязычной речи, построенной на программном языковом материале в нормальном темпе в предъявлении учителя и звукозаписи.

В содержание обучения аудированию входят следующие компоненты: лингвистический, психологический, методологический.

В лингвистический компонент включаются:

1. Методологически – организованный лексико – грамматический и фонетический минимум.

2. Трудности, связанные

а) с условиями восприятия: однократность и кратковременность предъявления информации, темп английской речи 250 слогов в минуту, источник аудирования, чистота звучания текста;

б) с восприятием языковой формы: незнакомый материал (лексика или грамматика) или знакомый, но сложный, наличие в информации омонимов (слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но разных по значению), омофонов (слов одинаково звучащих, но имеющих разное написание), употребление слов в переносном значении, многозначных слов, интернационализмов (слов, имеющих в иностранном языке другое значение, «ложные друзья переводчика»), длина предложений;

в) с содержанием аудиотекста: понимание фактов (цифр, дат, имен собственных, географических названий), понимание логики изложения из-за перегруженности информацией, понимание общей идеи;

г) с формой предъявления аудиотекста. Легче воспринимается речь учителя, иллюстрируемая наглядностью, труднее – речь без наглядности, аудиотексты с аудиокассеты и тексты по радио.

Понимание текста на слух зависит от сложности текста, аудитивных умений, учебных целей и задач. Подлинная аудитивная компетенция формируется только с помощью «чистого аудирования» (отсутствие опор).

д) с восприятием определенного ВРД и типа высказывания. Легче воспринимаются фабульные монологи, чем диалоги.

е) с овладением социолингвистической и социокультурной компетенцией: незнание правил, социальных норм носителей языка, традиций, истории, культуры.

2. Требования к текстам для аудирования: познавательная направленность, фабульность содержания, доступность текстов с языковой точки зрения, аутентичность текстов.

 

Психологический компонент включает:

1) учет мотивов и интересов учащихся при обучении аудированию как виду речевой деятельности;

2) аудитивные навыки и умения (подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух; предвосхищать синтаксические модели на слух; развивать объем слуховой памяти; понимать всевозможные сочетания усвоенного материала на разных уровнях; понимать речь в механической записи; схватывать смысл сказанного однократно; понимать речь в нормальном темпе; понимать общий смысл и содержание услышанного при наличии в аудиотексте неизвестного материала; понимать разные типы текстов (описательные, фабульные, многоплановые);

3) специальные способности (фонематический и интонационный слух, речевая антиципация);

4) психологические механизмы – долговременная и оперативная память, узнавание и сличение, осмысление;

5) трудности, связанные с восприятием языковой формы;

6) характер связи аудирования с другими ВРД (прежде всего с говорением)

При обучении этому ВРД нужно стремиться к одноразовому восприятию текста. Одноразовость это естественное протекание устно-речевого общения на иностранном языке.

Методологический компонент включает:

1) навыкисамостоятельной работы над аудированием;

2) использование различных опор, облегчающих понимание прослушанного.

Обучение аудированию строится на определенных принципах (И.Л.Бим):

1) Аудирование следует рассматривать как относительно самостоятельное умение;

2) Выделяется 3 уровня понимания текста: полное понимание, с решением конкретных задач (детальное), понимание основного содержания текста (глобальное); понимание конкретной информации (селективное)

3) Строгий отбор текстов;

4) Обеспечение адекватности форм контроля понимания прослушанного;

5) Обеспечение поэтапности в организации и обучении аудированию;

6) Формирование умений активно добиваться понимания и подчинять себе источник информации;

7) Широкое использование технических средств обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: