Пичугин Е.П., Мутьев А.В., Гружевская В.Ф., Сышко Д.В.




Е.П. Пичугин

А.В. Мутьев

В.Ф. Гружевская

Д.В. Сышко

 

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

ЧАСТЬ I

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Учебное пособие

Для студентов факультета физической культуры и спорта

Симферополь

КрымОлимпАкадемия

 

 

 

 

Рекомендовано к печати научно-методическим советом Таврического национального университета, протокол № 2 от 24.11.05

 

Рецензент:

декан факультета физической культуры и спорта ТНУ,

заслуженный работник физической культуры и спорта Украины,

почётный профессор ТНУ

кандидат биологических наук

доцент Кровяков В.Ф.

 

Пичугин Е.П., Мутьев А.В., Гружевская В.Ф., Сышко Д.В.

Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры и спорта. – Симферополь: Издательский центр «КрымОлимпАкадемия», 2007. – 56с.

 

В учебном пособии представлены современные знания основных положений теории и методики физического воспитания. В первой части излагаются: цель и задачи, основные понятия, общие и методические принципы, средства и методы физического воспитания; представления о нагрузке и отдыхе как компонентах физических упражнений; положения теории адаптации используемые в физическом воспитании; основы теории и методики обучения двигательным действиям.

Для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта. Может быть использовано преподавателями вузов, учителями физической культуры, спортивными тренерами.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ……………………………………………………...5

1.1. Цель задачи физического воспитания…………………………………………5

1.2. Понятия теории и методики физического воспитания……………………….7

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………...7

1.1. Общие принципы физического воспитания…………………………………..8

1.2. Методические принципы физического воспитания……………………….…9

РАЗДЕЛ 3. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………..13

3.1. Физическое упражнение–основное средство физического воспитания.….13

3.2. Классификация физических упражнений…………………………………...15

3.3. Техника физических упражнений…………………………………… ……..15

3.4. Характеристики движений…………………………………………………...16

3.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства

физического воспитания……………………………………………………..19

РАЗДЕЛ 4. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ

КОМПОНЕНТЫВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ ……………………………………………………20

4.1. Общая характеристика физической нагрузки………………………………20

4.2. Отдых между физическими нагрузками как фактор оптимизации

тренировочных воздействий….……………………………………………..22

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ………………………………………………….….27

5.1.Понятия: «метод», «методический приём», «методика», «методический

подход», «методическое направление» ……………………………………..27

5.2. Методы, направленные на приобретение специальных знаний…………..28

5.3. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и

навыками ……………………………………………………………………..30

5.4. Методы упражнения, направленные на преимущественное развитие

физических качеств и на совершенствование двигательных навыков……31

5.4.1. Методы стандартного упражнения………………………………………..31

5.4.2. Методы вариативного упражнения с регламентацией нагрузки и

интервалов отдыха……………………………………………………….…32

5.4.3. Методы упражнения без строгой регламентации нагрузки и интервалов

отдыха…………………………………………………………………….….35

РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ АДАПТАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.38

6.1. Общая характеристика адаптации…………………………………………...38

6.2. Закономерности формирования накопительной адаптации в процессе

физического воспитания ……………………………………………………..42

РАЗДЕЛ 7. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ………………48

7.1. Двигательные умения и навыки……………………………………………..48

7.2. Структура процесса обучения двигательным действиям………………….51

ВВЕДЕНИЕ.

 

Теория и методика физического воспитания – это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества.

Объектом изучения этой дисциплины являются физические возможности и способности человека и закономерности улучшения их целенаправленным воздействием средств физического воспитания.

Целью теории и методики физического воспитания как научной дисциплины является: осмысливание сущности физического воспитания, обобщение практического опыта, формирование теоретических и методических положений развития и функционирования системы физического воспитания.

Теория и методика физического воспитания является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов по направлению физическое воспитание и спорт. Теория и методика физического воспитания через своё содержание обеспечивает студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приёмах профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания, учителя физической культуры, тренера по спорту, специалиста по физической рекреации и физической реабилитации.

Цель данного учебного пособия дать студентам глубокие теоретические знания основ физического воспитания, а также научить их практически реализовывать основные положения теории и методики физического воспитания по месту будущей профессиональной деятельности.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания».

В первой части излагаются цель и задачи, принципы, средства и методы физического воспитания, основы теории и методики обучения двигательным действиям.

Во второй части пособия излагаются основы теории и методики развития двигательных (физических) качеств человека.

В третий части пособия показаны особенности физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов, взрослого контингента людей.

При подготовке учебного пособия использованы различные литературные источники. Прежде всего учебник «Теория и методика физического воспитания» для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2004, а также научные труды ведущих украинских и российских учёных в области теории и методики физического воспитания.

Учебное пособие написано для студентов вузов физического воспитания и спорта.

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

ЧАСТЬ I

 

 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

1.1. Цель и задачи физического воспитания.

Целью физического воспитания является удовлетворение потребностей отдельных людей и общества в целом в формировании всесторонне духовно и физически развитого человека.

Потребности - это нужды в чем-либо организма, личности, социальной, или возрастной группы, общества в целом.

Под влиянием возникшей потребности у человека формируется мотив. Мотив- это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. В мотиве содержится понимание того, из-за чего и для чего человек должен проявлять внешнюю активность.

Мотивами к занятиям физическим воспитанием и спортом могут быть: укрепление здоровья, подготовка к трудовой деятельности и службе в армии, общение, получение материальных благ, общественное признание, рациональная организация свободного времени и др.

Задачами физического воспитания являются:

1. Укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня жизнедеятельности, повышение сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды, повышение функциональных возможностей организма до необходимого безопасного или должного уровня развития физических качеств.

2. Овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, обеспечивающими безопасную жизнедеятельность человека.

3. Формирование мотивационных установок на физическое и духовное совершенствование, формирование мировозрения, моральных и волевых качеств, овладение нормами этического и нравственного поведения, воспитание уважения к человеку, к своей Родине, к самому себе.

 

 

1.2. Понятия теории и методики физического воспитания.

Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения и понятийный аппарат, который устраняет различное понимание и толкование профессиональных терминов при общении специалистов. «Понятие» - это краткая формулировка совокупности современных знаний о том или ином явлении.

Физическая культура - часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей.

Физическая культура человека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, и как результат - уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности.

Физическое воспитание это педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, совершенствования морфологических и функциональных возможностей, формирования и улучшения основных жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Специфической особенностью физического воспитания, отличающей его от умственного образования, является его преимущественная направленность на биологическую сферу человека: направленное изменение его форм (например, осанки), функциональных возможностей отдельных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), обучение двигательным действиям, повышение сопротивляемости внешним факторам (закаливание).

Физическое воспитание как педагогический процесс имеет правовые и этические аспекты.

Правовые: в процессе физического воспитания преподаватель управляет занимающимся. Управление может осуществляться только с согласия управляемого при полном понимании им цели и стоимости ее достижения. Преподаватель несет моральную, профессиональную и уголовную ответственность за физическое и духовное здоровье занимающихся.

Этические: формирование у занимающихся правильной гуманистической мотивации занятий, формирование необходимых знаний, нравственных и волевых качеств. Ученика нельзя использовать как средство достижения личных целей преподавателя, спортивной организации, государства.

Физическое образование – процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры.

Основным содержанием физического образования является обучение движениям – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений и навыков.

Двигательные (физические) качества – свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и другие.

Физическое развитие – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных признаков организма, обусловленный наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

«Физическое развитие» употребляется в двух значениях: как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под влиянием физического воспитания, и как состояние. Физическое развитие, как состояние – это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнедеятельности организма.

Физическая рекреация – комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процессов восстановления работоспособности после физической и умственной работы.

Физическая реабилитация – комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченной или ослабленной функции после заболевания или травмы.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, возникающие на основе этой деятельности.

В зависимости от целевой направленности различают олимпийский, массовый (спорт для всех) и профессиональный спорт.

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Под «принципами» в теории физического воспитания понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и развития личности.

Содержание принципов определяет основные требования к организации, построению, содержанию и методам процесса формирования физической культуры личности во всех структурных компонентах физической культуры (физического воспитания, спорта, физической рекреации и физической реабилитации).

 

2.1. Общие принципы физического воспитания.

Общие принципы – теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. Содержательно каждый из общих принципов раскрывается через ряд требований.

Принцип гармонического развития личности.

Требования принципа гармонического развития личности:

1.Формирование физической культуры личности должно идти сопоставимо с другими сторонами воспитания. Реализацией этого требования является комплексное развитие интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических основ личности. Недопустимо одностороннее развитие физических начал человека в ущерб его духовным качествам.

2. Педагогический процесс должен обеспечивать всесторонность физического воспитания. В процессе физического воспитания следует использовать такие педагогические воздействия, которые гарантировали бы развитие всех основных физических способностей и формировали бы важнейшие двигательные умения и навыки.

Это реализуется целесообразным сочетанием общей и специальной физической подготовки.

Принцип связи с жизнедеятельностью определяет прикладную функцию физической культуры в обществе – подготавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости и к участию в военно-боевых действиях, а также обеспечивать безопасный уровень жизнедеятельности индивида в окружающей среде.

Требования принципа связи с жизнедеятельностью:

1. Формирование физической культуры личности должно направляться на создание психофизиологических предпосылок к жизнедеятельности. Определяющее внимание уделять становлению и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, а также развитию основных физических способностей.

2. Педагогический процесс должен способствовать освоению новых форм двигательной активности. Данное требование установлено потому, что все возможные условия жизнедеятельности предусмотреть невозможно. Поэтому рациональнее на основе всестороннего физического образования, развития координационных и других двигательных способностей, расширения функциональных возможностей организма создавать предпосылки для освоения новых видов деятельности.

3. Педагогические воздействия, направленные на формирование физической культуры личности, должны иметь прикладной эффект. В этой связи необходимо использовать средства, соотносящиеся с основной или будущей деятельностью человека.

Принцип оздоровительной направленности отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья.

Требования принципа:

1.Формирование физической культуры человека должно соотноситься с его психофизиологическими возможностями. Реализацией этого требования является построение процесса физического воспитания с учетом половых и возрастных особенностей организма, уровня физического развития и подготовленности человека.

2.Педагогический процесс должен планироваться и регулироваться в соответствии с научно обоснованными подходами к укреплению здоровья. При этом первостепенное значение имеют методические принципы физического воспитания, а также объективные данные различных видов контроля (педагогического, медико-биологического и др.).

3.Возможность использования в занятиях любого средства или метода должна определяться прежде всего его оздоровительной ценностью.

 

2.2. Методические принципы физического воспитания.

Методические принципы физического воспитания рекомендуют порядок педагогических воздействий в процессе формирования физической культуры личности.

Принцип сознательности и активности предусматривает сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение и устойчивую потребность в освоении ценностей физической культуры.

Сознательность- это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая мотивация. Предусматривается довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. Раскрыть суть задания - значит показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели. Вместе с осмыслением сущности деятельности развивается и устойчивый интерес к ней.

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное формирование его индивидуальной позиции в процессе освоения ценностей физической культуры. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

Преподаватель всегда остается ведущей фигурой педагогического процесса, но эта его роль не должна противопоставляться активности занимающихся. Важно стимулировать их творческие проявления, воспитывать умение самостоятельно решать двигательные задачи и рационально пользоваться средствами физического воспитания.

Принцип наглядности предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно и т.д.). Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, плавание и т.д.). Представление характеризуется мысленным воспроизведением двигательной деятельности.

Практически наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах: звуковая (речь преподавателя и различные звуковые сигналы), зрительная (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) и двигательная (направляющая помощь преподавателя и «проведение по движению»).

Следует отметить такую особенность, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему- только на уровне представления. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает определение стимулирующей меры трудности заданий в процессе физического воспитания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности.

Доступность зависит как от возможностей занимающихся, так и объективных трудностей, возникающих при выполнении заданий. Соответствие между трудностями и возможностями занимающихся характеризует оптимальную меру доступности. Если уровень сложности задания будет значительно превышать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к нарушениям техники движений и функциональным перенапряжениям. И, наоборот, слишком легкие задания будут мало эффективными.

Индивидуализировать процесс физического воспитания необходимо потому, что функциональные возможности и морфологические свойства организма у разных людей всегда различны. Отличительные особенности имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных перестроек.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

1. Обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

2. Исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований и заданий.

Принцип систематичности требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Это касается последовательности изучения учебного материала, последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим, а также целесообразного порядка применения физических нагрузок.

Одним из важных аспектов реализации принципа систематичности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени.

Систематические физические нагрузки через определенное время приводят к совершенствованию морфологических структур и функциональных систем человека.

Принципы построения занятий в процессе физического воспитания отражают специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации.

Принцип непрерывности предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности.

При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. Это обусловлено наличием различных фаз скорости протекания восстановительных процессов определённых функциональных показателей после физической нагрузки. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятий.

Первый вариант используется при двух или трех разовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда следы предыдущего занятия почти утрачены.

Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере физической рекреации.

Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

Принцип прогрессирования тренирующих воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке.

Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей.

Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно - возрастающая схема планирования нагрузки.

При использовании больших энергоёмких физических нагрузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяющие долговременную форму адаптации. При ее целенаправленном формировании используют волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия для профилактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объемным и высокоинтенсивным нагрузкам. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы может привести к перенапряжению функциональных систем организма.

Принцип цикличности определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий.

В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не более семи дней. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса.

Мезоциклы представляют собой совокупность пяти – шести микроциклов.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительного полугодичного, годичного и многолетнего цикла подготовки. В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной формы, её реализации в соревнованиях и последующей утраты. В физическом воспитании в учебных занятиях выделяются семестры. В кондиционной тренировке выделяют втягивающий период, основной и поддерживающий.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц

(микро-, мезо- и макроциклы). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта.

Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Например, актуальным является определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации. Или переход лиц среднего и пожилого возраста к занятиям физической рекреацией оздоровительной направленности.

 

 

РАЗДЕЛ 3. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

3.1. Физическое упражнение – основное средство физического воспитания.

Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся.

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой – происходит передача общественно – исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда. Воздействие физического труда на человека в процессе производства подчинено закономерностям развития производства. Что же касается физических упражнений, то их действие направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений осуществляется направленное воздействие на человека для развития его физических и духовных способностей. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, поле), с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность.

Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.

Физические упражнения влияют не только на мышцы человека, они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.

Но физические упражнения, если они применяются без учёта закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный эффект, причинить вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека – это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и целостное воздействие.

 

3.2. Классификация физических упражнений.

Классификация физических упражнений – это разделение их на группы в соответствии с определенным признаком. С помощью классификации преподаватель, тренер, реабилитолог могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру деятельности и условиям проведения занятий.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. В связи с тем, что теория и практика физкультурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными.

Следует иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Наиболее распространенные классификации физических упражнений:

* Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования.

* Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.

* Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков.

* Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

* Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп.

* Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц.

* Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

* Классификация упражнений по интенсивности работы.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. Поэтому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь они могут иметь свою внутригрупповую классификацию.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости и т.д.

3.Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов

энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода, анаэробного характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

 

3.3. Техника физических упражнений.

Выполнять физическое упражнение можно несколькими способами.

Различные, относительно рациональные, способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений, нарушение или выпадение которых делает невозможным решение двигательной задачи.

Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: