Взаимосвязь финансов с эклнлмическими законами.




Экономические законы определяются как необходимые, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем экономические законы, в которых воплощены наиболее существенные черты производственных отношений. Социалистическая экономическая наука содержала указания на следующие, присущие социалистической формации экономические законы: основной экономический закон; закон планомерного, пропорционального развития; закон стоимости; закон распределения по труду; закон денежного обращения. Из приведенного перечня экономических законов два - закон стоимости и закон денежного обращения являются общеинформационными законами. Поэтому остановимся именно на связи финансов с указанными законами.

Закон стоимости выражает основные устойчивые денежно-ценовые взаимосвязи, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления ВВП. Поскольку финансовые отношения представляют собой систему денежных отношений, то можно считать, что закон стоимости в обобщающем виде характеризует закономерности финансовых отношений.

Закон стоимости определяет общественно необходимые затраты на производство продукции и в соответствии с этим деление стоимости на с, v и т. Это означает, что он действует не извне, т.е. не из сферы обращения, а в самом производстве, в процессе которого происходит соединение средств труда и рабочей силы, перенос стоимости и создание новой стоимости.

Главная функция закона стоимости состоит в обеспечении обмена продукции. Эта функция реализуется через механизм ценообразования. От того, насколько полно цены учитывают затраты труда и потребительскую стоимость товара, во многом зависит проявление главной функции закона стоимости и надежность финансовых показателей, т.е. возможность использования прибыли и других финансовых измерителей для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий.

В системе финансовых отношений находит воплощение один из важнейших принципов действия закона стоимости - эквивалентность обмена. На уровне отдельного предприятия она выражается в достижении необходимой рентабельности производства, а также установлении связи между конечными результатами и размерами средств, выделяемых на расширение производства.

Эквивалентность предъявляет также определение требования и к бюджетным отношениям, являющимся частью финансовых отношений. Бюджетные ассигнования на развитие производственной сферы подчиняются тем же законам, что и собственные средства: они возмещаются через кругооборот основных доходов и обеспечивают определенную рентабельность.

Закон стоимости диктует необходимость соблюдения определенных соотношений при распределении фонда потребления. Из закона стоимости вытекает целесообразность ограничения предоставления дотаций, потому что в масштабах всего общества это обязательно связано с предварительным получением из производственной сферы или из других источников соответствующих средств. Дотации, устанавливаемые по товарам, создаваемым в производственной сфере, свидетельствуют о том, что часть затрат не учтена и не нашла отражения в ценах конечной реализации этих товаров. В результате в процессе потребления этих товаров не принимается во внимание их реальная стоимость. Возникает необоснованная дешевизна, что ведет к отрыву спроса и потребления этих товаров от достигнутого объема их производства.

В наиболее синтетическом, количественно определенном виде действие закона стоимости проявляется в объеме и источниках роста финансовых ресурсов как у государства, так и у субъектов хозяйствования.

Тесные взаимосвязи существуют между законом стоимости и законом денежного обращения. Они, в свою очередь, предопределяют основные взаимоотношения денежного обращения с финансами. Весь процесс производства, распределения и перераспределения ВВП и НД опосредуется движением денег, которые выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, накопления, сбережения, мировых денег.

Закон денежного обращения в обобщающем виде в соответствии с функциями денег определяет их качество, необходимое для оборота ВВП и его отдельных частей. Из этого закона следуют определенные количественные соотношения между стоимостью ВВП и совокупной денежной массой. При нарушении этих соотношений происходит обесценение денег, и они не могут в полной мере выполнять свою функцию меры стоимости, что осложняет возможности их использования для регулирования народного хозяйства.

Для обеспечения стабильности финансовых отношений особое значение имеет то, что закон денежного обращения определяет экономически целесообразные пределы денежной эмиссии и в случае выхода за эти рамки эмиссия превращается из фактора, способствующего перераспределению НД и финансовому обеспечению экономики, в фактор, снижающий реальную покупательную способность денег.

Таким образом, взаимосвязь финансов с денежным обращением следует рассматривать в том смысле, что закон денежного обращения как бы подытоживает действие всех других экономических законов и закона стоимости. Это обусловлено тем, что основным объектом действия экономических законов является ВВП и все законы в той или иной мере связаны с его движением в денежной форме.

Соблюдение требований этого закона обеспечивает более полное проявление функций денег, ведь сумма денег, находящихся на счетах предприятий, в известной мере, наряду с показателями прибыли, рентабельности, характеризует его успехи в хозяйственной и финансовой деятельности.

В этой связи следует учитывать, что в определенных пределах существует известная альтернативность в механизме использования экономических законов и таких рычагов, как деньги, финансы, кредит. Опыт показывает, что все они используются для решения экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе приоритет может отдаваться тому или иному методу. Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетов их взаимосвязи и адресного использования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: