Роль культуры в современном обществе.




За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

  • Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
  • Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию.

Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

  • В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.

1. процессы глобализации. проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности). 2. процессы регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

  • В современный период развития общества создание компьютерных и информационных сетей привело к информатизации всей системы общественной жизни, породило экранную культуру, потеснившую устную и письменную. Сегодня информационные потоки через компьютерную сеть проникли во все сферы деятельности человека.
  • Состояние современной культуры во многом определяется культурой постиндустриального общества. Вследствие научно-технической, компьютерной и технологической революций современная культура перетерпела фундаментальные изменения. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие – гуманитарную, научно-техническую и массовую.

1. Гуманитарная культура включает в себя религию, философию, мораль, классическое искусство. Хотя эта культура сохраняется и развивается, ее влияние в современном обществе падает, особенно среди молодежи, которая воспринимает ее устаревшей, скучной и трудной, требующей слишком много времени для осмысления и понимания.

2. научно-техническая (интеллектуальная культура), включающая в себя прежде всего новые течения модернизма и авангардизма в искусстве, непосредственно связанные с наукой, техникой и новейшей технологией, обращенные главным образом к интеллекту, а не к чувствам человека.

3. массовая культура. (возникновение книгопечатания и появлением газет и журналов, ставших впоследствии важным средством распространения массовой культуры. В ХІХ веке к ним присоединяются фотография, радио, кинематограф, а в ХХ веке возникает телевидение, положившее начало новой, телевизионной и экранной, цивилизации)

Характерными чертами массовой культуры стали сегодня ее доступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность, ориентация на не развитое сознание людей.

  • Современная культура в целом основывается на европейской культуре городского типа сильно потеснившей народную культуру.
  • В современном обществе происходит смещение центра культурного и духовного влияния на людей от школ, вузов, классического искусства и церкви к моде и телевидению. Вместе они становятся определяющим ядром культуры и всей современной жизни людей, выполняя ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука.
  • В целом, современная культура становится все более упрощенной.

2. Историческая индивидуальность как системообразующее ядро культуры.

1. Национальный менталитет, самосознание, специфический способ «переживания жизни», характерный для того или иного этноса. 2. Своеобразная общая основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: этнических, религиозных, социальных, психологических и других, направленных на безопасность (предотвращение, защиту, сохранение) той или иной цивилизации. 3. Совокупность черт, наиболее непосредственно связанных с деятельностью по производству средств существования и с экономическим устройством общества, а также социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования.

  • Ядро культурыконцентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого.
  • Главная функция ядра культуры- сохранение и передача самоидентичности социума. Поэтому оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью.
  • Функция общественного самосознания в критических условияхсостоит в информационной модернизации Ядра культуры. Эта модернизация есть единственно возможный способ сохранения культуры в целом при переходе от одной цивилизации к другой или при переходе от одного большого универсального инновационного цикла к другому.
  • Структурами, в которых реализуется Ядро культуры, являются фольклор, мифология, предрассудки, национальные и социальные обычаи, привычки, правила бытового поведения, исторические традиции, обряды и, разумеется, основные языковые структуры.
  • Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
  • Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.
  • Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм
  • Каждая национальная культура - это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета, его система ценностей. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития.
  • На основе функционирующей в обществе социально-исторической системы ценностей у национальной личности формируется специфическая совокупность признаков понимания действительности, своего места в этом мире.

3. Культура и наука.

  • Исследование культуры имеет глубокие философские корни (философия истории, философия культуры). Кроме того, оно привлекает внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.
  • Культурология — сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX-XX вв. До этого исследование проблем различия между тем, что существует независимо от человека — природой — и тем, что создано человеком — культурой — осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире.
  • Культура как специфический предмет изучения стала приковывать к себе внимание философов и историков лишь с XVIII в. Именно в то время, осмысливается целостность творимого человеком мира. Осознание взаимодополнительности энергий трех духовных способностей человека — разума, воли и чувства — реализующихся в таких плодах деятельности человека, как наука, нравственность и искусство, привело к выделению целостного поля человеческой деятельности — культуры.
  • Однако только в XX в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не приобрел теоретической зрелости.
  • Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением в изучение всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.
  • Культурология — комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и модальность человеческого бытия.
  • Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира.
  • наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения.
  • характерные черты отличающих науку от других связанных с ней феноменов культуры:
  1. Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем.
  2. Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные дисциплины.
  3. Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.
  4. Наука безлична – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.
  5. Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.
  6. Наука принципиально незавершенна – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.
  7. Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.
  8. Наука критична – сомнение один из основных принципов науки Нового времени, в науке нет таких положений, даже среди самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.
  9. Наука достоверна – ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.
  10. Наука внеморальна – сами по себе научные истины нейтральны в морально--этическом смысле. Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных, или применение полученных результатов научного исследования.
  11. Наука рациональна: она оперирует эмпирическими данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).
  12. Наука чувственна – проверка результатов научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются вполне достоверными.
  • Можно говорить о научной культуре, как специфической области или сфере культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является познание мира вместе с обществом и человеком на основе эмпирических данных и рациональных форм знания.

Структура культурологического знания

1. Фундаментальная (теоретическая) культурология.

- изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования

- философия культуры- рассматривает культуру как целостность

2. Историческая культурология.

- диахронический срез культуры, включая ее прошлое и настоящее.

- изучает конкретные исторические типы культур, их события и достижения с точки зрения реализации смыслов культуры, достижение ее целей, макродинамику порождения и функционирования «социальных конвенций» коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ.

- Факты и ценности истории культуры дают материал для вычленения, описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры

- обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.

3. Прикладная культурология.

Ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормам уровня развития тех или иных форм социальной практики.

  • Важнейшим элементом культурологии как системы знаний являются знания об опредмеченных результатах культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

Научные дисциплины:

  • культурная антропология - наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития
  • социальную антропологию исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека.
  • психология культуры изучает индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного мира человека, культурно-исторические типы личности.
  • социология культуры изучает функционирование культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании и поведении различных социальных групп
  • лингвокультурология изучает национальные культуры через особенности языка.
  • история культурологических учений

4. Культура в духовной жизни общества. Культура и деятельность.

Культура как явление органично связана с деятельностью и её цивилизационным ядром — производственной деятельностью (материальной и духовной), составляя вместе с нею целостный феномен — общественную жизнь.

Духовная жизнь общества - сфера общественной жизни, определяющая специфику определенного общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

  • Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.
  • Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию.
  • Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.
  • Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.
  • Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.
  • Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.
  • Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.
  • Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

1. Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

2. элитарная зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

3. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

  • Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Функции культуры в обществе:1.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

2.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность

3.Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе.

4.Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: