Периодизация истории Арабского халифата.




1. Дамасский период (661-750 гг.), династия Омейядов.

2. Багдадский период (750-1258 гг.), династия Аббасидов.

Династия Омейядов. На этом этапе происходит процесс укрепления государства и усиления власти Омейядов посредством:

1. исламизации завоеванного населения;

2. арабизации - воины-арбы заселяли завоеванную территорию, брали в жены представительниц местного населения; занимали ключевые посты в государстве.

При первых четырех халифах управление велось на греческом и персидском языках, так как это были земли, отвоеванные у Византии и Ирана. Но при династии Омейядов начинается переход на арабский язык.

Социальная структура на двух этапах:

1. Мусульмане платили закят, своего рода добровольные выплаты имущих, которые составляли сороковую часть доходов от недвижимого имущества (2,5%).

2. Немусульмане (зиммии) платили поземельный налог - харадж, который составлял от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать - джизью. Величина налогов и их количество периодически менялись, что приводило к восстаниям среди зиммиев.

Государственный строй дамасского периода. На первом этапе в Арабском халифате существовала относительная централизованная теократическая монархия. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. С династии Омейядов власть передавалась по завещательному принципу.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могут быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказы халифа. В раннем халифате практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.

К числу важных чиновников при дворе относились начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник с функциями надзора за другими должностными лицами.

Центральные органы государственного управления назывались диванами, это были специальные правительственные канцелярии. Были диваны военных дел, внутренних дел, почтовой службы (выполнял функции тайной полиции).

Местное управление. К VIII в. территория халифата делилась на провинции во главе с назначаемыми халифами военными наместниками - эмирами и их помощниками - наибами.

Судебная система. Судебные функции были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Отправление правосудия осуществляло духовенство.

Верховным судьей являлся халиф. На практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, одновременно являвшихся правоведами. От имени халифа они назначали нижестоящих судей из представителей духовенства — кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Функции кади были обширны: рассмотрение судебных дел, наблюдение за исполнением решений, надзор за местами заключения, нотариусы и т.д.

Колебания налоговой политики и принципов землепользования приводили к недовольству и среди мусульман и среди немусульман. В результате этих волнений к власти приходит династия Аббасидов (750-1258 гг.). Придя к власти, Аббасиды стремятся не присоединять новые земли, а удержать прежние, но безуспешно. К IX в. халифат начинает распадаться.

Причины распада кроются в следующем:

1. Произошло фактическое ограничение светской и духовной власти халифа. Большие полномочия у визиря, который превращается в фактического руководителя государства. Духовную власть халиф делит с верховным кади, руководившим судьями и системой образования.

2. В государственном механизме возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. В конце VII — середине VIII вв. проводятся военные реформы. До реформирования армия состояла из двух частей под командованием особых полководцев. Это было постоянное войско, состоявшее из воинов- мусульман (занимали привилегированное положение) и добровольцев (ополчения). Пополнялась армия в основном за счет ополченцев. При Аббасидах на смену ополчению приходит профессиональная наемная армия, главное место в которой занимала гвардия халифа, составленная из мамлюков. Мамлюки - рабы тюркского, кавказского, славянского происхождения, захваченные, купленные либо взятые в форме налога «кровью» с покоренных народов. Мамлюки воспитывались в Багдаде, были лишены связей и родни, зависели от милостей халифа. Но вскоре мамлюки начинают диктовать свою волю халифам, свергают их и ставят своих.

3. Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях и власть эмиров, которая начинает передаваться по наследству. В конце IX в. халифат распадается на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии и Закавказье. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов, к Х в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В XIII в. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, который был завоеван в XVI в. турецкими султанами.

Основные черты права. Ислам заявил о себе впервые в начале 7 века н.э. Буквально «ислам» - человек, покорный богу. Мало обращается внимания на внутренний мир человека и его состояние, главное здесь – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой.

Мусульманское право – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.

Основные источники мусульманского права:

1 .Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно правовые (в основном, о браке и семье).

2. Сунна (составленны на основе свидетельства табигов – тех, кто лично видел и слышал пророков)- состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.

3. Иджма - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”.

4. Фетва - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам, толкование авторитетами корана или сунн.

5. Кияс (с 10 в.) - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола.

6. Дополнительные источники. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы.

Ассары – решения халифов.

Сахих – достоверное предание о решении пророка.

Мантук – недостаточно авторитетное свидетельство о решении пророка.

Мурсал – шаткое свидетельство о решении пророка.

Ичма – согласие всей общины на принятие нормы. В оправдании ичмы лежит следующий принцип: весь исламский мир – одна община. Все вместе ошибаться не могут.

Амал – юриспруденция (его вид – кияс – толкование по аналогии. Мучтахиды - юристы)

Урф (адат) – обычное право.

Фикх (ферман) – закон в нашем понимании.

В Мусульманской религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая большинство мусульман, а также ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский - наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский - 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб - (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб - самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году).

Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда.

 

Публичное право. Понятия государства нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама - теократическое гос-во.

Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь - светский.

Своеобразная теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама.

Задачи существования исламского государства:

1.защита Веры от неверных.

2.прозелитизм - пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:

а)религия;

б)желание, воля к власти у монарха;

в)ислам - беспрекословное подчинение светской власти.

Организация государства:

1.халиф - религиозные вопросы;

2.визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю.

3. Диванов, во главе их – лицо, докладывающее визирю.

 

Право собственности. Шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.

Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.

Способы возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).

Договорное право. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные.

Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна.

Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.

Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял - особая юридическая техника - цепочка особого рода действий, которые формально не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим.

Процессуальное право. Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва - халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение.

Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей - кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие - представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения - сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами - нет. Судебные дела рассматриваются публично - в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс - устно.

Доказательства - признание, показания свидетелей, клятва.

Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. Процесс - состязание сторон.

Брачно-семейное право. Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей.

Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины.

Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях.

Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.

 

 


39 По мнению ряда японских ученых подушный надел являлся поливным рисовым полем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: