Внутренний и внешний государственный долг. Государственные займы.




Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Использование внутреннего и внешнего госкредита ведёт к образованию государственного долга Республики Беларусь. Необходимо различать следующие понятия: внутренний государственный долг Республики Беларусь – представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года; внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени; государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

Классификация видов внутреннего государственного долга РБ и долгов местного управления и самоуправления, а также классификация видов внешнего государственного долга РБ утверждена на основании статьи 10 закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах»

Понятие «основной долг» – это сумма займа (кредита), фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возвращённая им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.

Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств: кредитные соглашения и договора, заключённые от имени Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь; государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь; государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате; соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Внешние государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь. Различают капитальный и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения. Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь. Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь. Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов. Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти. Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.

 

Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определенный лимит (предельный его размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование вопросов заимствований непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса предусмотрено предоставление государственных гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентам для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Внешний государственный долг Республики, как отмечалось выше, это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.

По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:· Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50 %. В Беларуси этот показатель в 2000 – 2006 г. составлял 18,5 – 26,5 %, то есть на много ниже 50%.· Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%.· Отношении платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %. В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %. Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов. С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год. Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В области внешнего государственного долга основными задачами являются:· сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;· сокращение стоимости обслуживания долга;· обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;· полное финансовое обеспечение выдаваемых государственных гарантий;· управление внешним государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;· усиление контроля за своевременным и полным выполнением предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.

Государственные займы представляют собой форму добровольного привлечения во временное пользование государства денежных средств населения с обязательством возврата их в установленные сроки и уплаты владельцам облигаций займа определённого дохода. Общая сумма обязательств государства по займам называется государственным долгом. Государственные займы бывают внутренние и внешние. Внутренний государственный заем образует суммарные денежные обязательства Правительства перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Виды внутренних государственных займов: 1. Займы Правительства у Национального Банка; 2. Выпуск государственных ценных бумаг; 3. Вклады населения в АСБ «Беларусбанк». Отличительные черты внешних займов: - кредитор - иностранное государство, международная организация и нерезидент Республики Беларусь, представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь, нерезиденты Республики Беларусь, находящиеся на ее территории. - заемщики (должники) - Республики Беларусь, юридические лица, представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь, представительства резидентов Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь.

- по некоторым внешним займам нерезидентов Республики Беларусь гарантом от имени Республики Беларусь выступает Правительство Республики Беларусь в таком случае оно несет субсидиарную ответственность перед иностранным кредитором за неисполнение должником - резидентом Республики Беларусь обязательств по заключению этим резидентом внешнего займа.

- решение по обслуживанию внешних государственных займов принимает Правительство Республики Беларусь, которым устанавливается банк-агент по обслуживанию государственного внешнего займа. Государственный займ является важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, целями займов являются: 1. пополнение валютных резервов Республики Беларусь; 2. решение острых социальных и экономических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий;

3. реализация инвестиционных проектов и государственных программ; 4. поддержка экономических реформ; 5. импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критических положений в обеспечении ими республики.

Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимает Президент Республики Беларусь; Правительство республики, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком; решение о предоставлении государственных гарантий по внешним займам резидентов принимается Правительством Республики Беларусь. Обслуживание внешних государственных займов, используемых на формирование валютных резервов, осуществляется Национальным банком. Министерство финансов, в свою очередь, обслуживает некоторые государственные займы в пределах сумм, предусмотренных для этих целей в очередном законе о бюджете. Юридические лица, получившие средства по внешним государственным займам, несут ответственность за исполнение обязательств по ним в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, ответственность за нарушение порядка предоставления, привлечения и использования заемных средств регулируется Кодексом Республики Беларусь от 21.04.2003 «Об административных правонарушениях». Статьей 11.17 предусмотрены такие правонарушения, как нарушение установленного порядка привлечения и использования средств, полученных по внешнему государственному займу; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по расчетам за средства, полученные по внешнему государственному займу; нарушение должностным лицом государственной организации или хозяйственного общества с долей государства в уставном фонде установленного законодательными актами порядка предоставления такими организациями денежных средств взаем; Несоблюдение должностным лицом организации сроков возврата этой организацией денежных средств, предоставленных государственной организацией или хозяйственным обществом с долей государства в уставном фонде в установленном законодательными актами порядке, и (или) их использование на цели, не предусмотренные в договоре займа. В денежном эквиваленте ответственность наступает в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. Должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за нарушение порядка привлечения и реализации заемных средств, их нецелевое использование, неиспользование или ненадлежащее исполнение обязательств по расчетам за указанные средства. Обслуживание и погашение кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств. В случае неисполнения заемщиком обязательств платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством. Обслуживание и погашение долга органов местного управления и самоуправления, кроме кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами за счет средств соответствующих местных бюджетов. Гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и внешним государственным займам предоставляются резидентам Республики Беларусь на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Общая сумма обязательств государства по займам называется государственным долгом.

19. Значение и сущность страхования. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание.

В современном понимании страхование представляет собой экономические отношения по формированию и использованию страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба, причиненного различного рода неблагоприятными событиями. Страхование - необходимый элемент производственных отношений, выражающий перераспределение средств по поводу возмещения ущерба. Экономическая сущность страхования состоит в обеспечении непрерывности и бесперебойности процесса производства. Страхование представляет собой механизм защиты от различного рода рисков, требующих значительных денежных средств, которых у потерпевших может и не быть. Для страхования характерно: а) случайный (вероятный) характер наступления чрезвычайных событий; б) непосильность ущерба для отдельного гражданина или юридического лица; в) создание замкнутости, солидарных отношений между участниками по поводу возмещения ущерба за счет средств страхового фонда; г) перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени; д) возвратность мобилизуемых в страховом фонде средств. Сущность страхования как экономической категории выражается в выполняемых ею функциях. Страхованию присущи следующие функции: 1. Рисковая. Риск как вероятность возникновения ущерба непосредственно связан с назначением страхования. В рамках данной функции происходит перераспределение денежной формы стоимости. 2.Предупредительная. За счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по снижению страхового риска. 3.Накопительная (сберегательная). Характерная, главным образом, для страхования жизни. 4.Контрольная. Предлагает строго целевой подход к формированию и использованию средств страхового фонда. Базируется на соответствующих законодательных документах и методических материалах. Объективное существование рисковых ситуаций порождает страховые экономические отношения по предупреждению и преодолению разрушительных последствий чрезвычайных событий, а также по возмещению ущерба. Совокупность этих отношений определяет экономическую категорию страховой защиты. Ее сущность заключается в наличии страхового риска и в необходимости защитных мер, которые материально воплощаются в страховом фонде. В основе страхования лежит идея создания еще до наступления чрезвычайных событий специального фонда, называемого страховым, за счет которого представится возможным возместить ущерб. Поэтому в любом обществе необходим фонд, предназначенный для возмещения потерь, полученных в результате стихийных бедствий и иных неблагоприятных событий. В этом и состоит основное экономическое назначение страхового фонда. Различны на практике и формы образования и использования страховых фондов. Обычно выделяют три: 1. Общегосударственные резервные фонды. Это централизованные фонды, создаются в денежной и материальной форме. Основной источник – государственный бюджет. Находятся в распоряжении Совета Министров Республики Беларусь и нижестоящих органов власти. Предназначены для обеспечения страны необходимыми ресурсами при наступлении чрезвычайных и крупномасштабных неблагоприятных событий. 2. Фонды самострахования. Децентрализованные фонды, создаются субъектами хозяйствования в целях бесперебойности производства, подверженного различным рискам. Имеют денежную и натурально-вещественные формы. Порядок использования предусматривается Уставом хозяйствующего субъекта. Данные фонды играют важную роль, однако им присущи и недостатки: отвлекают из оборота значительные средства; не могут быть созданы в таком объеме, чтобы полностью возместить ущерб и др. Фонды страховщиков. Данные фонды создаются специальными страховыми организациями за счет взносов юридических и физических лиц. Отношения возникают в рамках строго определенного круга участников страхования. Преимущество данной формы организации фонда состоит в том, что ущерб одного участника страхования распределяется на всех участников создания страхового фонда. Так как число получателей средств из данного фонда всегда намного меньше числа плательщиков страховых взносов, то это позволяет сосредоточить в фонде значительные суммы, гарантирующие реальное возмещение ущерба в рамках законодательства. Говоря о теоретических аспектах организации страховой деятельности, принято выделять компенсационную, предупредительную, инвестиционную и сберегательную функции страхования. Исследование степени их реализации на практике делает возможным не только определение текущего состояния рынка страховых услуг, но и перспективных направ-

лений его развития. Компенсационная функция я вляется базисом организации страхования, и механизм ее реализации заключается в создании страховых резервов, формируемых страховщиком за счет части полученных страховых взносов,

которые потребуются для обеспечения соответствующих выплат клиентам. В международной практике основными дикаторами, принятыми для анализа развития страхового рынка и, соответственно, указанной функции, являются плотность страхования (сумма страховых взносов на душу населения) и глубина рынка (доля страховых взносов в ВВП). Положительное влияние на

страхование оказало введение обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам, и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, доказавших конкретную пользу страхования для каждого гражданина республики и, что особенно важно, стимулировавших заинтересованность и спрос на услуги по видам добровольного страхования. Значимым для развития рынка стало и формирование Белгосстрахом разветвленной пассивной сети за счет продаж услуг подразделениями РУП “Белпочта” и крупнейшего из системообразующих банков — ОАО “АСБ Беларусбанк”. Таким образом, страховые услуги стали доступны практически в каждом населенном пункте страны. Уровень реализации предупредительной функции страхования характеризуется размером отчислений страховыми организациями

в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий и его соотношением с величиной средств, выделяемых на аналогичные цели государством. Уровень реализации инвестиционной функции страхования определяется величиной страховых резервов, сформированных страховщиками, а также соотношением этого показателя и макроэкономических параметров. Основными инвестиционными инструментами страховых организаций являются государственные ценные бумаги, а также депозиты и ценные бумаги банков [2]. Реализация сберегательной функции предполагает отчисление страхователем страховых взносов по долгосрочным видам страхования для формирования накоплений, а также последующих страховых выплат по окончании срока действия договора. В значительной степени перспективы развития национального страхового рынка заключены в развитии долгосрочных видов страхования. Это подтверждает современная мировая практика страхования. Можно сделать вывод о том, что перечень основных функций страхования в практике страхового рынка дополняется такой спе-

цифической функцией, как “бюджетная”, что в определенной мере представляет собой “пережиток” социалистического прошлого. При этом основной задачей страхования является не формирование доходной части бюджета, а снятие нагрузки с расходной. Вследствие и этого компенсационная функция страхового рынка республики развита настолько низко. В контексте реализации и развития функций страхования следует рассматривать и установление целевого показателя глубины страхового рынка в размере 1,5% от ВВП к 2010 г. [3]. При этом с высоким уровнем достоверности можно предположить, что предельный показатель глубины при сохранении текущих экономических тенденций и имеющихся подходов государства к развитию дан-

ной отрасли не сможет превысить1% от ВВП. С учетом взаимосвязи страхования и социально-экономического развития республики представляется, что более высокая динамика может быть достигнута при условии ускорения экономического

роста страны, что проявляется ростом ВВП на душу населения и доходов населения. Это будет способствовать увеличению у физических лиц свободных денежных средств, которые могут быть направлены на приобретение долгосрочных накопительных страховых продуктов, продажа которых, как свидетельствует международная статистика, представляет интерес и для банков. Кроме того, одним из важнейших факторов роста страхового рынка является дальнейшее увеличение количества видов обяза-

тельного страхования. Исходя из мировой практики, наиболее актуальным для республики представляется введение обязательного медицинского страхования, страхования дополнительной пенсии, гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, организаторов (устроителей) массовых мероприятий, а также владельцев жилых помещений. Страхование и эффективно функционирующая рыночная экономика — категории взаимосвязанные и даже неразделимые. Там, где действует рынок с его объективными законами, имеется риск, следовательно, обязательно должно присутствовать страхование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: