Глава II.2 Изучение родительского отношения с подростками.




Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по

отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,

особенностей восприятии понимания характера и личности ребенка, его

поступков.

Шкала 1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает эмоциональное интегральное

отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы, родителю нравится

ребенок таким, какой Он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка,

симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с

ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель

воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему

кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей,

небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к

ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не

уважает его.

Шкала 2. "Кооперация". Социально желательный образ родительского отношения.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и

планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель

высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка,

испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и

самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет

ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. "Симбиоз". Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к

симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается

так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить

все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

Шкала 5. "Маленький неудачник". Отражает особенности восприятия и понимания

ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском

отношении данного родителя имеются стремления инфантилизироватъ ребенка,

приписан ему личную и социальную несостоятельность. Родитель, видя ребенка

младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и

чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок

представляется не приспособленные не успешным, открытым для дурных влияний.

предлагалась ответить на следующие вопросы.

Текст опросник

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно

отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,

если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему

большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые,

кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него

вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного

стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне

бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они

кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет,

и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что

мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого

от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-

своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой гренок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и

сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не

скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми,

Вторые нравятся его родителям

Ключ

Шкала 1. Принятие-отвержение. 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27,

29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 1,60.

Шкала 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Шкала 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Шкала 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Шкала 5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как

отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация,

инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов

по соответствующим шкалам.

 

«Сырой» балл Процентиальный ранг «Сырой» балл Процентиальный ранг
Шкала 1
  0,63 3,79 12,02 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40   93,67 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,78 99,36
2 шкала 3 шкала
  1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93   4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
4 шкала 5 шкала
  4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76   14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,03 99,37

 

[9. 174-180]

Вывод.

По результатам анализа теста-опросника родительского отношения (гл. таблицу и

схемы) Савельевой А. мы видим, что родителю нравится она такой, какой она

есть. Родитель уважает индивидуальность своего ребенка, стремится проводить,

по возможности больше времени с ним, одобряет и интересы. Высоко оценивает

интеллектуальные и творческие способности Алены, испытывает чувство гордости,

доверяет ей, ощущает себя с ней единым целым. При всех этих положительных

отношениях к Алене наблюдается авторитаризм. Родитель требует послушания и

дисциплины, пристально следит за социальными достижениями ребенка.

У Гиро К родителю нравится она такой, какой она есть, уважает ее

индивидуальность и симпатизирует ей. Ощущается, что родитель не уверен в

способностях своего ребенка, считает его не таким зрелым для своего возраста.

Тем не менее, всегда старается помочь в трудных ситуациях, доверяет и

старается встать на его точку зрения, стремится оградить от трудностей и

неприятностей жизни. Старается следить за деятельностью Ольги, контролирует, но

в разумных пределах.

Новик В. У Валика родитель чувствует расположения к нему, ему нравится

ребенок таким, какой он есть, со всеми его недостатками и преимуществами.

Всегда старается помочь своему ребенку, сочувствует ему, в курсе всех дел

ребенка и также испытывает чувство гордости за него. старается выполнять все

просьбы, но при этом чувствует и строгое отношение к ребенку, требует

определенной дисциплины.

 

З аключение

В заключение своей курсовой работы рассматриваются выводы по проведенным

тестам и результаты их по отношению с поставленной мной гипотезой.

Теоретическая часть курсовой работы основана на просмотре особенностей

подросткового возраста и различных типов семей, которые влияют на степень

развития ребенка в этом возрасте. Подростковый возраст, возраст перемен и

ломки характера - поистине трудный возраст. переменчивое, с резкими

колебаниями настроения, ранимость делают его подчас совершенно неспособным

адекватно оценивать ситуацию и вести себя сообразуясь с нею. Именно такой

своей неадекватностью подросток и провоцирует возникновение разного рода

конфликтов и агрессии. В свою очередь различные типы семей, воспитание и

отношение родителей по-своему оказывают на развитие подростка.

Практическая часть курсовой основана на тестирование учеников 8 класса

Стайковской средней школы, которые выполняли тест на выявление уровня

агрессивности, также проходили тестирование их родители на выявление

родительского отношения. Принимало участие 8 детей и их родители.

При анализе и изучении их ответов выявилось, что уровень агрессивности у

всего класса невысокий, только у некоторых он совпадает с индексом

агрессивности. Это у Савельевой А., Кораблева В., Ермалович Е и то этот

уровень не большой.

При анализе родительского отношения выявилось, что всем родителям нравятся их

дети такими, какие они есть, гордятся ими, интересуются их делами, но при

всем этом чувствуется довольно строгий контроль за дисциплиной и воспитанием

ребенка.

Литература.

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А., 1998.

2. Айхорин А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –

Пресс, 2001.

3. Асановой Н.К. «Руководство по предупреждению насилия над детьми».- М.:

Изд-ий гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997.

4. Видра Д. «Помощь разведенным родителям и их детям». – М.: Изд-во

Института Психотерапии, 2000.

5. Вроно Е. «Несчастливые дети – трудные родители».- М.: Семья и школа,

1997.

6. Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге». – М.: Изд-во «Институт

практической психиатрии», Воронеж: НПО «Модэкс», 1997.

7. Куликова В.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».: учебник,

1999.

8. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».

Учебное пособие. М.: Владос, 1995.

9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».

Учебное пособие. М.: Владос, 2000.

10. «Популярная психология для родителей».: 2-е издание, испр.: Союз, 1999.

11. «Социология».: Учебн. Пособие для студентов ВУЗов. Мн., «Тетра Системс»,

2001.

12. Фридман И.К. «Себя как в зеркале я вижу.». – М.: Изд-во «Семья и школа»,

1196.

13. Фурманов И.А. «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений

поведения у детей подросткового и юношеского возраста». Мн., 1997.

14. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманов Н.В. «Психологическая работа с

детьми, лишенными родительского попечительства». Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999.

15. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. «Теория личности». – М. «КСП+», 1997.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: