Пенсионное страхование, пенсионное обеспечение. Медицинское страхование.




С 1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 №322-3 «О профессиональном пенсионном страховании» (далее-Закон). Данный Закон направлен на формирование автономного источника финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение от таких расходов общей пенсионной системы. Профессиональные пенсии будут предоставляться за счет предварительного накопления целевых дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых за работников, занятых на «вредных» рабочих местах. Законом определены субъекты профессионального пенсионного страхования – страховщик, страхователь, застрахованное лицо, а также такие понятия как профессиональный стаж, пенсионные сбережения. Страховщиком по данному виду страхования определен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд).

Страхователем – работодатель из числа юридических лиц (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительств, филиалов, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Застрахованное лицо - физическое лицо, за которое уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование в связи с занятостью в особых условиях труда. Обращаем внимание страхователя, что уплачивать взносы на профессиональное пенсионное страхование необходимо только за застрахованное лицо, работающее по трудовому договору.

Профессиональный стаж – продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование. Особенности подсчета такого стажа установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию», вступившим в силу с 1 января 2009 года. Пенсионные сбережения - средства, формируемые для выплаты профессиональной пенсии застрахованному лицу из взносов на профессиональное страхование и доходов от их размещения. Таким образом, уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование является неразрывным звеном в цепи: нет уплаты взносов (отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета), соответственно, нет у застрахованного лица профессионального стажа, пенсионных сбережений и профессиональной пенсии. Профессиональному пенсионному страхованию с учетом условий, предусмотренных настоящим Законом, подлежат: - работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список №1); - работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (Список №2); -работники, занятые отдельными видами профессиональной деятельности. Для работников, указанных в первых двух пунктах, оценка условий труда производится в обязательном порядке по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном законодательством порядке, для иных работников, перечисленных в статье 5 Закона, - с применением критериев оценки условий труда для отдельных категорий и (или) особенностей и видов выполняемых работ. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» утверждены списки и перечни производств, работ, должностей и профессий, а также Положение о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения. Статьей 7 Закона установлено, что объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работника в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных утвержденным Советом Министров Республики Беларусь перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд. При начислении и уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование следует обратить внимание на следующее: 1. На сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются. 2. Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста (женщины-55 лет, мужчины-60лет), не производится. 3. Страхователь несет ответственность за несвоевременность проведения оценки условий труда на рабочих местах и несвоевременную и не в полном объеме уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование (статья 19 Закона). Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 №23 установлены тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование (вступил в силу с 1 января 2009 года). Данным указом устанавливаются тарифы целевых взносов работодателей с дифференциацией их по категориям работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда. Указ учитывает необходимость потребностей застрахованных лиц и экономические возможности работодателей. Исходя из этого размер тарифов определен в пределах 4,8 - 1,5 процента от заработной платы работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию. Взносы на профессиональное пенсионное страхование за своих работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, страхователю необходимо начислять и уплачивать в Фонд с января 2009 года. Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование осуществляется не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц путем их перечисления на существующие транзитные счета районных отделов Фонда с указанием соответствующих кодов платежей: взносы на профессиональное пенсионное страхование - 0 3600; пени – 1 3600; взносы, начисленные по актам проверок – 2 3600.

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16.10.2008 №297 утверждена государственная статистическая отчетность по форме 4-платежи (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее - 4-платежи) квартальной периодичности с указаниями по заполнению данной формы.

Отчетность представляют страхователи, предоставляющие работу по трудовым договорам в особых условиях труда и (или) по отдельным видам профессиональной деятельности до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 апреля 1992 г. N 1596-XII О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ (проверен по состоянию на 03.05.2011) Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом. По настоящему Закону назначаются: а) трудовые пенсии: по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой; б) социальные пенсии. Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет. Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию на условиях, определяемых настоящим Законом. Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. При этом: расходы на выплату пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет лицу, не достигшему общеустановленного пенсионного возраста, компенсируются за счет средств, сформированных (формируемых) в рамках профессионального пенсионного страхования в пределах суммы, учтенной на специальной части индивидуального лицевого счета этого лица в системе государственного социального страхования; расходы на выплату пенсии по инвалидности, связанной с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и пенсии по случаю потери кормильца вследствие указанных причин лицам, имеющим право на ежемесячную страховую выплату (когда случаи возмещения вреда разрешены начиная с 1 июля 1999 года), возмещаются указанному Фонду за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выплата социальных пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Пенсии, выплачиваемые в соответствии с настоящим Законом, освобождаются от налогообложения согласно налоговому законодательству. Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите. Медицинское страхование работников организации представляет собой систему отношений по защите личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых предприятиями в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях по трудовым договорам, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм за вред, причиненный жизни, здоровью застрахованных лиц и возмещения убытков при наступлении страховых случаев. Объектом обязательного медицинского страхования являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни или здоровью застрахованного лица, а также с затратами медучреждений по оказанию ему скорой и неотложной медицинской помощи. Страховым случаем признается расстройство здоровья застрахованного лица вследствие внезапного заболевания или несчастного случая, наступившего в период действия договора обязательного медицинского страхования, что потребовало оказания скорой и неотложной медицинской помощи и повлекло затраты медучреждений по ее оказанию. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 1997 г. №192 "О добровольном медицинском страховании в Республике Беларусь" Текст документа по состоянию на 5 февраля 2009 года Право Беларуси 2011 (обновление) ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июля 1997 г. № 192О ДОБРОВОЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Добровольным медицинским страхованием является деятельность по формированию страховых фондов за счет дополнительных денежных взносов предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности, а также отдельных граждан, пожелавших застраховать свое здоровье из личных средств. Цель добровольного медицинского страхования - укрепление здоровья населения путем создания экономической заинтересованности предприятий и граждан в охране здоровья, достижение на основе принципов страховой медицины высокого уровня медицинского обслуживания населения, гарантированного страховыми программами. Добровольное медицинское страхование основывается на системе рыночных отношений в области здравоохранения, где в качестве товара выступают услуги здравоохранения, а покупателями являются предприятия, организации или частные лица. Страховые учреждения являются структурами, экономически заинтересованными в сохранении здоровья людей, а медицинские учреждения решают задачи по расширению

рынка медицинских и сервисных услуг, предоставлению их в большем объеме и более высокого качества. Важнейшей особенностью системы добровольного медицинского страхования является то, что любая дополнительная медицинскаяпомощь, услуга, оказанная застрахованным, должна быть оплачена. Цена является договорной и должна учитывать интересы всех субъектов страхования. Разумность и обоснованность устанавливаемых цен стимулирует объем и качество медицинской помощи, эффективность использования ресурсов, заинтересованность врачей и медицинских учреждений врасширении программ добровольного медицинского страхования и служит гарантией обеспечения населения оптимальным уровнем медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование осуществляется страховыми организациями, имеющими лицензию на право заниматься медицинским страхованием, которая выдается Госстрахнадзором Республики Беларусь на основании представляемых Правил медицинского страхования, и выполняется на основе договорных отношений между субъектами страхования. Средства, полученные лечебно-профилактическими учреждениями от страховой компании, учитываются как внебюджетный источник. Они могут быть направлены на развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, социальные нужды и поощрение работников в соответствии с Положением, действующим на данной территории. 23. Содержание финансов предприятия и принципы их организации. Финансы предприятий - исходное, основное звено финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создается национальный продукт и национальный доход, - источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы и представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств целевого назначения с целью обеспечения воспроизводственных процессов. В процессе финансовых отношений происходит движение финансовых ресурсов, образуются потоки денежных средств в сторону предприятия и от предприятия. Происходит распределение и перераспределение выручки от реализации продукции. Первоначально на стадии распределения выручки из нее выделяется фонд возмещения израсходованных в процессе производства средств и образуется валовой доход. Фонд возмещения обеспечивает условия для простого воспроизводства основных фондов и оборотных средств. Расширенное воспроизводство осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других источников (собственных или заемных). Валовой доход предприятия имеет две формы - зарплата и чистый доход предприятия. Чистый доход принимает форму прибыли предприятия, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов и отчислений в централизованные фонды государства. Последние три его части являются следствием политики косвенного налогообложения.
В процессе первичного распределения созданной стоимости образуются доходы участников производства. У работников предприятия они принимают форму заработной платы и других видов трудовых доходов. Доходы государства выступают в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов и отчислений в централизованные фонды. Доходом предприятия является прибыль. Дальнейшему перераспределению с помощью финансовых методов подвергается себестоимость, зарплата и прибыль предприятия. Остающиеся в распоряжении предприятия денежные средства являются его финансовыми ресурсами. Вся совокупность финансовых отношений предприятия, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена четырьмя денежными потоками, связанными с различными видами деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой и прочей). Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места Финансы, предприятий — исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом. Финансы предприятий состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы (см. рис. 1.1). Решающую роль в национальной экономике Республики Беларусь занимают финансы предприятий (материального производства). Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета. В зависимости от отраслевой направленности в подсфере финансы предприятий материального производства можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др. 24.Влияние форм собственности и отраслевых особенностей на организацию финансов материального производства.

В зависимости от форм собственности финансы материального производства подразделяются на финансы государственных предприятий и финансы субъектов негосударственных форм собственности (совместных, арендных, кооперативных, частных предприятий). В свою очередь в каждой из перечисленных групп финансов выделяются отдельные звенья. Например, финансы кооперативных организаций включают финансы колхозов, потребительской кооперации, производственных кооперативов и т. д. В целом финансы предприятий различных форм собственности основаны на одних и тех же принципах. Однако различия в организационно-правовом статусе этих предприятий определяют некоторые особенности механизма управления предприятием, характер имущественной ответственности и связанные с ними формы формирования и распределения финансовых ресурсов. Это относится прежде всего к источникам формирования уставного фонда, распределению прибыли и организации взаимоотношений с бюджетом. Например, имущество государственных предприятий находится в собственности государственных органов власти, для финансирования этих предприятий, кроме собственных источников (хотя и в исключительных случаях), привлекаются бюджетные ассигнования, а также средства в порядке внутриотраслевого перераспределения. Одновременно организация финансов предприятий негосударственных форм собственности характеризуется большей свободой в формировании и использовании финансовых ресурсов. В хозяйственный оборот этих предприятий привлекаются средства учредителей, акционерный капитал, паевые взносы работников предприятий. При распределении доходов субъектов негосударственных предприятий предусматривается направление их учредителям и акционерам в соответствии с внесенной долей средств. Малые предприятия в первые два года их функционирования (со дня регистрации) освобождаются от уплаты налога на прибыль. Специфика финансов предприятий сферы материального производства в значительной степени обусловлена и той отраслью, в которой функционирует предприятие. Отраслевые особенности финансов определяются характером производства, технологией разных отраслей, длительностью производственного цикла, зависимостью производства от природных и климатических факторов, различием экономических условий хозяйствования. Отраслевая специфика сказывается на скорости оборота финансовых ресурсов, составе формируемых денежных фондов, структуре финансовых ресурсов и затрат предприятий, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами. С учетом отраслевых особенностей финансы сферы материального производства подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, капитального строительства, торговли и др. Особенно важная роль в составе финансов сферы материального производства принадлежит финансам промышленности. Именно здесь концентрируется преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающая процесс расширенного воспроизводства в обществе в целом. Различие фондоемкости и материалоемкости отдельных отраслей промышленности определяют особенности в структуре затрат на производство и реализацию продукции, источников финансирования расходов в соотношении основных фондов и оборотных средств. Так, в легкой промышленности по сравнению с другими отраслями значительную долю в себестоимости продукции составляют материальные затраты. В составе производственных фондов преобладающая часть приходится на оборотные средства. На предприятиях сезонных отраслей промышленности высокий удельный вес банковских ссуд в источниках финансирования оборотных средств по сравнению с не сезонными предприятиями. Естественные и социальные особенности сельского хозяйства определяют специфику финансов агропромышленного комплекса. Длительность производственного цикла, его сезонность, большой разрыв между временем производства и рабочим периодом приводит к замедлению кругооборота средств в этой отрасли, постепенному нарастанию затрат, неравномерности получения выручки от реализации, поэтому до получения доходов основная часть затрат сельскохозяйственных предприятий покрывается за счет привлечения банковского и коммерческого кредита.
Единовременность получения основной массы доходов приводит к тому, что на предприятиях АПК распределение прибыли, формирование фондов накопления и потребления осуществляется только в конце года. Физиологические особенности сельского хозяйства ставят в большую зависимость финансы этой отрасли от природно-климатических факторов, что определяет необходимость и особую роль создания резервных фондов на предприятиях АПК. Структура финансов сельского хозяйства тесно связана с ценообразованием в этой отрасли. Здесь производится особый товар — продукты питания. Уровень цен на них не может определяться только спросом и предложением, а обязательно должен увязываться с покупательной способностью населения. Поэтому в сельском хозяйстве имеет место лишь ограниченная либерализация цен. Цены на сельскохозяйственную продукцию подконтрольны государству. Такой подход к ценообразованию на продукцию АПК обусловил низкую рентабельность отрасли и убыточность многих предприятий. В связи с этим государство осуществляет поддержку АПК, выделяя бюджетные ассигнования в эту отрасль, применяя ряд дотационных и компенсирующих выплат, предоставляя льготные кредиты и льготы по налогообложению. Особенностью финансов государственных предприятий является их большая зависимость от государственных органов. Начнем с создания предприятия. Если его создает государство, оно финансирует расходы, связанные с созданием основных фондов, формированием оборотных средств. Государство способно воздействовать на такие предприятия, регламентируя цены, оказывая помощь как инвестиционного, так и кредитного характера. Что касается налогообложения, то, как правило, государство не выделяет госпредприятия в этом отношении. Из сказанного следует, что предприятия государственной формы собственности в части их финансового положения находятся в большей зависимости, чем предприятия других форм собственности. Финансы государственных предприятий охватывают денежные отношения, включающие кругооборот основного и оборотного капитала, образование и использование прибыли, амортизационного, резервного и других фондов, взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования и финансово-кредитной системой. Структура доходов и расходов смешанных предприятий мало чем отличается от частных предприятий, акционерных обществ. Текущие расходы они финансируют за счет собственных средств, при их недостатке используют банковский кредит. Часто для финансирования капитальных вложений, они прибегают к дополнительным выпускам ценных бумаг, могут рассчитывать на льготные банковские кредиты, гарантом по которым нередко выступает правительство, органы местного самоуправления.

В этом в основном заключается отличие государственных предприятий от негосударственных. В остальном финансы этих секторов однородны. Однородные финансовые отношения предприятий сферы материального производства сводятся к финансированию первичных расходов, образованию и использованию различных денежных фондов, расчетам со смежниками, участию в формировании страховых фондов, взаимоотношениям с кредитными, налоговыми и финансовыми органами. Указанные отношения составляют содержание финансов предприятий, которые могут быть определены как отношения, связанные с формированием различных фондов и взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, кредитными учреждениями и органами финансовой системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: