Монополистическая конкуренция и рекламная деятельность




В добавлении к издержкам связанным с избыточной мощностью, существуют также издержки, которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренцией тогда, когда фирма стремится убедить потребителей в том, что ее товары отличаются от товаров соперничающих продавцов. Как только товар улучшен, фирма обычно начинает рекламу, чтобы проинформировать потребителей о своем товаре. Благодаря рекламе фирма надеется увеличить свою рыночную долю и привлечь потребителей к ее дифференцированному продукту.

Реклама и реализация товаров являются процессами, требующими затрат. ИЗДЕРЖКИРЕАЛИЗАЦИИ - это все издержки, которые несет фирма, чтобы повлиять на продажи своего товара. Фирма, благодаря расходам на реализацию, успешно перемещает свою кривую спроса с D0 до D1.

 


Первоначальный (без рекламы) объем выпуска равен Q0, цена – Р0, LАС0 - средние затраты на производство. Фирма получает нулевую экономическую прибыль. Средние издержки после рекламной деятельности – LАС1 =LАС0+LАС; предельные издержки – LМС1= LМС0+МС. Максимизирующим прибыль выпуском будет выпуск, для которого MR2=LMC+MCs. Выпуск будет=Q1. Чтобы продать это количество фирма поднимает цену до Р1, соответствующей точке D на кривой спроса.

Следовательно, реклама позволяет повысить цену на выросший теперь выпуск, максимизирующий прибыль. Если назначить цену Р1 без рекламы, то количество товара на которое есть спрос упало бы до нуля, поскольку Р1 превышает максимизирующую прибыль цену.



Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции

Задача 1

Общие затраты на производство монополистического конкурента определяются формулой: ТС = 10Q2 + 5Q + 20. Прибыль максимальна при цене 125$. Определите оптимальный объём производства.

 

 

Задача 2

Фирма Х – монополистический конкурент, производит стельки для ортопедической обуви. Предельный доход её задан формулой MR = 60 – 5Q, предельные издержки в долгосрочном периоде равны LMC = 4Q – 15. Определите задействованы ли все производственные мощности у фирмы, если минимальные долгосрочные средние издержки равны 25.

 

Задача 3

Фирма является монополистическим конкурентом. Используя данные её функционирования, приведённые в таблице, определите какой объём ей лучше производить и по какой цене продавать продукцию.

Q (ед.)                
P(у.е.)                
TC                

Решение:

 

Q (ед.)                
P(у.е.)                
TC                
                 
                 
                 
                 

 

ОЛИГОПОЛИЯ

Понятие олигополии

Олигополия - это такая структура рынка, которая характеризуется небольшим числом производителей данного товара, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено высокими барьерами. Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, основной элемент которого – учет возможной реакции на свои действия. Стратегическое поведение может осуществляться в двух основных формах: конкуренция и сотрудничество.

Характерные черты олигополии:

· Немногочисленность фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «олигополия» - греч. Oligos – несколько; poleo – продаю, торгую. Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» в 80-е годы приходилось свыше 95% национального производства автомобилей.

· Объем продукции. На долю предприятия-олигополиста приходится достаточно большая доля всей продукции данного рынка, след., и предприятия д.б. относительно крупными.

· Степень диверсифицированности продукции. Олигополия м.б. как однородной (стандартизованной), т.е. выпускать однородную продукцию, так и не однородной (диверсифицированной), выпускающей неоднородную продукцию.

· Высокие барьеры для вхождения в отрасль, вязанные прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба).

· Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает там и тогда, где и когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

· Возможность влиять на цену. Однако контроль за ценой значительно слабее монопольного и зависим от стратегии фирмы.

Таким образом, можно увидеть, что поведение фирмы олигополиста нельзя определить однозначно. Это происходит из-за того, что кроме определенных экономических механизмов на поведение олигополиста влияют некоторые психологические моменты, а именно желания и ожидания отдельной олигополии в отношении реакции других фирм на рынке на поведение данной олигополии

В результате в экономической теории сложилась не одна, а несколько моделей олигополистического поведения (нет единой модели олигополии).

КАРТЕЛЬ

На любом олигопольном рынке у фирм есть стимулы координировать свою производственную деятельность и политику ценообразования посредством ограничения объема выпуска фирм (квот) и назначения одинаковых цен для увеличения совокупной прибыли отрасли и индивидуальных прибылей каждой из фирм. Объединение фирм в целях установления таких цен и объемов выпуска, которые максимизировали бы общую прибыль отрасли, известно как картель.

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Фирмы, обвиняемые в сговоре для совместного установления цены и контроля над объемами выпуска продукции подвергаются штрафам.

Для того, чтобы сформировать картель необходимо следующее:

1. Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другим фирмам, после того как его цена повысится. Если бы был возможен свободный вход, то увеличение цены привлекло бы новых производителей. Предложение выросло бы, и цена упала бы ниже монопольного уровня, который стремится поддерживать картель.

2. Организовать встречу всех производителей товара, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход при всех уровнях выпуска. Выбрать выпуск, для которого MR=MC. Предполагается, что у всех фирм одинаковые функции издержек. Монопольный выпуск будет максимизировать прибыли всей группы продавцов. Это изображено на графике. Кривая спроса - D. Предельный доход, соответствующий этой кривой, - MR. Монопольный выпуск равен Qm, что соответствует MR=MC. Монопольная цена - Рm. Текущая цена - Рс, а текущий уровень выпуска - Qc. Текущее равновесие является таким же, как конкурентное.

3. Установить квоты каждому члену картеля. Поделить общий монопольный выпуск между всеми фирмами.

4. Установить процедуру проведения утвержденных квот в жизнь. Этот шаг является решающим для того, чтобы сделать картель работающим. Его трудно реализовать. Причина в том, что у каждой фирмы есть стимулы расширять производство по картельной цене. Если все увеличат выпуск, то картель обречен. Цена вернется к своему конкурентному уровню.

График В показывает предельные и средние издержки. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее выпуск при цене Рс являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов. Она выпускает количество продукта qc. Поскольку все фирмы поступают так же, то отраслевой выпуск составляет Qc, что является величиной выпуска, который существовал бы при совершенной конкуренции.

При вновь установленной картельной цене фирме разрешен выпуск qm ед. товара, соответствуюший точке, в которой MR=MC. Допустим, что владельцы любой из фирм полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут, продавать больше, чем это количество. Если они воспринимают Рm как цену, лежащую за пределами их влияния, то их максимизирующим прибыль выпуском будет q´, при котором Рм = МС. При условия, что рыночная цена не уменьшается, фирма может путем превышения своей квоты увеличить прибыли с РмАВС до РмFGH.

Отдельная фирма может оказаться в состоянии превышать свою квоту без ощутимого снижения рыночной цены. Предположим, однако, что все производители продукта превышают свои квоты, чтобы максимизировать прибыли при картельной цене Рм. Отраслевой выпуск увеличился бы до Q´, при котором Рм=МС.Получился бы избыток продукта. Следовательно цена будет падать, пока не исчезнет этот избыток. Равновесная цена стала бы Рс. Производители этого товара вернулись бы назад, откуда они начинали. При этой цене они только бы покрывали свои затраты.

Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что, как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается, так экономические прибыли падают до нуля.

Картели также сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенна остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими издержками производства добиваются более высоких картельных цен. Фирмы ссорятся из-за того, как поделить территорию. Если фирма думает, что ее квота слишком низка, то у нее есть все причины обманывать, рискуя подвергнуться штрафу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: