Факторы, облегчающие сохранение картеля




· способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в неё;

· низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования:

· низкие издержки по организации картеля (прежде всего, затраты по ведению переговоров между предполагаемыми участниками).

Методы предотвращения нарушения картельного соглашения:

• контроль большего числа показателей, чем только цена;

• раздел рынка сбыта между участниками картеля;

• использование особых условий.

Сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме:

· чем меньше выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде
благодаря нарушению картельного соглашения;

· чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.

Следовательно, для сохранения картеля его участники должны повысить сумму штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа максимально более правдоподобной.

Сознательное соперничество: олигополистические ценовые войны (модель Бертрана).

Французский экономист Жозеф Бертран подходил к проблеме рынка с точки зрения покупателя, который реально сравнивает цены, назначенные двумя фирмами. Поскольку дуополисты продают одинаковый продукт, каждый покупатель, естественно, захочет купить его у продавца, назначившего более низкую цену. Но мнению Бертрана. каждая фирма устанавливает свою цену на основе предположения, что цена у ее соперника останется фиксированной.

Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей и плохи для прибылей продавцов. К несчастью для потребителей ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкуренция чаще ведет к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

Предположим, что на местном рынке существует только горстка продавцов. Ценовая политика любой данной фирмы на рынке зависит от рыночного спроса на этот товар и от того, как представляет себе фирма реакцию конкурентов на ее ценовую политику. Предположим, что каждая фирма на рынке стремится максимизировать прибыль. Допустим, что каждая фирма предполагает, что ее конкуренты выберут цену, и будут твердо придерживаться своего решения, т.е. олигополист считает, если он снизит свои цены, то его соперники не будут в ответ снижать свои цены.

Рассмотрим рисунок. Для простоты предположим, что на рынке имеются только два продавца этого товара. Допустим также, что у третьего продавца этого товара нет возможности выйти на рынок, и предположим, что каждый продавец производит товар при неизменных средних издержках производства. Каждый продавец назначает цену Р1 и оба получают прибыль. При этой цене количество товара, на которое есть спрос равно Q1. Каждый из продавцов продает половину общего количества 0,5 Q1. следовательно, первоначально продавцы делят рынок пополам и извлекают экономическую прибыль. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить продажи, снижая цену ниже цены своего конкурента и тем самым, как он думает, может захватить весь рынок и в результате увеличить прибыль. Снизив цену до Р2 он увеличит объем продаж до Q2. Продажи второго снизятся до нуля.

 

Подобно первому продавцу, второй продавец тоже снизит цену. Продажи первого продавца падают до нуля и т.д.

Война цен продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначат одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой был бы при совершенной конкуренции QК . Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит тогда, когда Р = АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам. Р = АС – это равновесие Бертрана (французский математик, который сформулировал эту модель). Точка Е – точка Бертрана.

Лидерство в ценах

Практикой, которая наблюдается повсюду на олигополистических рынках, является лидерство в ценах. Ценовое лидерство является средством, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор.

Одна фирма на рынке, обычно крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время, как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.

С помощью модели лидерства в ценах можно описать ценообразование на рынках банковских услуг. Крупные банки обычно устанавливают свои процентные ставки по кредитам первокласным заемщикам, а все прочие банки тут же регулируют свои ставки таким же образом.

Лидирующая фирма предполагает, что другие фирмы на рынке не будут изменять цену, которую она установила и будут максимизировать свои прибыли при цене, установленной лидером. Фактически эти фирмы начинают принимать цену, установленную лидером как данную (установленную лидером). Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, потому что лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную.

Рисунок показывает, каким образом определяется цена при частичной монополии. Кривая рыночного спроса D показана на графике А.. Кривая предложения всех прочих фирм SF показана на графике В. Количество товара, предлагаемое конкурентами фирмы лидера, будет возрастать при более высоких ценах, следовательно, фирма лидер реализует менее значительную долю рыночного спроса при более высоких ценах.

 

Доминирующая на рынке фирма оценивает, сколько товара продадут при каждой возможной цене прочие фирмы и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке. Таким образом, она оценивает чистый спрос на свой товар DN.. Затем она высчитывает предельный доход для этого спроса MRN и производит количество товара qL, соответствующее точке в которой MRN = MC. Остальные фирмы производят по цене PL = МС. В равновесии qL + qF = qD при Р = РL.

Лидерство в ценах можно также объяснить опасениями маленьких фирм ответной реакции лидирующей фирмы. Это верно, когда лидирующая фирма может производить при более низких издержках, чем ее менее крупные соперники. Когда это имеет место, то меньшие фирмы могут колебаться - снижать ли цену ниже цены фирмы-лидера. Они понимают, что, хотя они от снижения своих цен выиграли бы временно, но в конечном счете они проиграли бы войну цен. Ведь большая фирма может заработать экономическую прибыль при более низкой цене, чем цена, покрывающая издержки.

Ценообразование ограничивающее вход в отрасль

Фирмы на олигополистических рынках могут устанавливать цены таким образом, чтобы потенциальным новым производителям на рынке было невыгодно начать на нем торговлю. Для достижения этой цели фирмы необязательно устанавливают цену, которая максимизирует их текущую прибыль, а оценивают минимально возможные средние издержки любого нового потенциального производителя и, исходя из этого назначают, цену, которую потенциальные производители будут поддерживать.

Ценообразование по принципу «затраты +»

Если фирма применяет ценообразование по принципу «затраты +», то назначаемая ею цена определяется по формуле

Р = AVC + m(AVC)

m - используемый % надбавки

Ценообразование с использованием надбавки к затратам гарантирует фирме достаточные поступления, чтобы покрыть переменные издержки, постоянные издержки и альтернативную стоимость использования факторов производства, предоставляемых владельцами фирмы и обеспечить нормальную прибыль.

Проблема при осуществлении этого принципа ценообразования заключается в том, что средние переменные издержки в краткосрочном периоде зависят от объема выпуска. Фирмы обычно высчитывают средние переменные издержки на базе запланированного на некоторый будущий период объема выпуска.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: