ДЕСЯТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ




РЕПОРТАЖНАЯ ФОТОСЪЕМКА

Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол reporter имел бытовое значение — «переносить», «перемещать», а английское report в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение». Получается, что журналист или репортер тоже перемещает новости и события из реальности в другую плоскость, а фотографический репортаж есть некое сообщение, послание зрителю, в основном читателю газеты или журнала, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Проще говоря, фоторепортаж — это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть».

Фотографический язык универсален, потому что ему не надо слов, и если репортерские снимки профессиональны и талантливы, то суть происходящего понятна зрителям независимо от их национальности и страны проживания. Вы можете рассматривать фотографии, сделанные в другом месте планеты, или листать иллюстрированный журнал, не зная языка и не понимая текста, но тем не менее, глядя на картинки, сумеете уловить смысл происходящего.

Фотографический язык эмоционален, потому что не только может передать с большой силой чувства, настроения, переживания, но и вызвать в душе смотрящего свои сопереживания, представления и ассоциации. Репортажные снимки в силу своей документальности могут заставить человека поверить, что он тоже был там, на месте, и пережил событие вместе с его участниками.

Фотографический язык выразителен, потому что в лучших своих образцах репортажная фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создает собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.

 

Говоря о профессиональном репортаже, стоит заметить, что любое событие развивается и меняется каждое последующее мгновение, и фотограф выбирает и останавливает в этой череде именно те, которые, на его взгляд, наиболее полно и выразительно передают суть происходящего. Несмотря на точность воспроизведения камерой подлинных фактов, авторство снимков может быть достаточно просто установлено по почерку фотографа. Даже одно и то же событие, самое протокольное мероприятие, два классных репортера, стоя рядом друг с другом, все равно снимут по-разному, и если вы знакомы с их фирменным стилем, то не составит труда узнать, кому принадлежит тот или иной снимок.

ДЕСЯТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

1. Снимая событийный репортаж, надо сначала уяснить самому себе, что именно происходит, затем по ходу действия выбирать ключевые, кульминационные моменты и снимать их по возможности с разных сторон и ракурсов, ловя решающее мгновение. Хорошо, когда фотограф-репортер знает заранее, как развивается событие, и чувствует его внутреннюю логику, тогда он не пропустит основные моменты и будет в нужной точке в нужное время. Что может быть интересно и фотографу, и зрителю? В первую очередь любые проявления эмоций, неожиданные реакции, движения, жесты, наиболее характерные типажи, смысловые несовпадения, например персонажей и фона. А в голове в то же самое время пусть складывается композиция, выбирается точка съемки, идет внутренний непрерывный творческий процесс.

2. Постоянно думайте о том, что вы хотите рассказать своему зрителю посредством фотоязыка, посредством этой конкретной фотографии. Снимки, которые молчат, которые ни о чем не говорят – малоинтересны, если интересны вообще. Каждый снимок, каждый кадр в фоторепортаже должен не просто «говорить», он должен точно так же, как и человек, выражать свои эмоции – плакать, смеяться, тихо и доверительно говорить шепотом.

3. Всегда ищите интересные ракурсы. Напомним тем, кто не знает: ракурс - это угол, под которым ведется фотографирование. Часто понятие «ракурс» путают с понятием «точка съемки». Простой снимок, что называется, «в лоб», мало кому интересен. Зритель такие снимки не запоминает. Так обычно снимают дилетанты. Когда работаете над фоторепортажем, посмотрите, как снимают все вокруг. И не снимайте так. Ищите свой ракурс, свою точку. Попробуйте присесть и сделать снимок снизу верх. Или встаньте на какую-либо возвышенность. Залезьте на забор. Покажите зрителю именно свое видение происходящего события. Хороший ракурс – это уже 50% успеха.

4. Если вы ведете фоторепортаж с события, происходящего в зрительном зале, то не забывайте снимать не только то, что происходит на сцене. Очень интересные сцены можно подсмотреть и собственно в зале. Проще говоря, не обделяйте своим вниманием и зрителей, наблюдающих за происходящим. Атмосферу концерта или любого другого мероприятия очень хорошо передают крупные планы зрительских лиц. Обратите внимание на трансляции концертов по телевидению. Смеющиеся или затаившие дыхание зрители занимают в этом репортаже достаточно значительное место.

5. Нелепые движения людей, особенно медийных, узнаваемых личностей, их смешные гримасы – чихание, зевание, почесывание носа или уха, очень украсят ваш фоторепортаж. Придадут ему маленькие нотки юмора. Некоторые так называемые «бульварные» СМИ очень активно практикуют такого рода съемку. Но тут важно, что называется, не «перегнуть палку». Таких снимков не должно быть много. И не должно быть вообще, если мероприятие, которое вы снимаете, не располагает к такого рода улыбке фотохроникера. Например, если вы снимаете репортаж с траурного митинга или с места трагедии.

6. Включайте в свой фоторепортаж снимки, сделанные в разном масштабе. Крупный план, средний, общий – это основа основ фоторепортажа. Это один из его самых главных законов. Зритель должен видеть и общее, и эпизод, и деталь.

7. Не забывайте о том, что все правила и законы композиции работают и в репортажных снимках. Законам расположения объектов на плоскости должно подчиняться любое изображении – будь то натюрморт, будь то портрет или репортаж. Законы композиции незыблемы при любой ситуации.

8. При съемке фоторепортажа старайтесь использовать короткие выдержки. Иначе движущиеся объекты могут оказаться смазанными. Конечно, при повышении скорости срабатывания затвора вам придется увеличивать светочувствительность светоприемника (то есть значение ISO). Даже если матрица вашего фотоаппарата дает на фотографиях много «шума», это не столь важно в фоторепортаже. Плюс ко всему, сейчас существует много программ, подавляющих «шумы».

9. Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: если вам придется отдавать их в газету или журнал, то разнообразие форматов поможет лучше скомпоновать блок из фото. Когда газетные репортеры снимают портрет, они непременно сделают дубли с поворотом головы персонажа в одну и другую сторону, анфас и т. д. При подборе снимков в репортажный блок или создании макета газетной полосы фотографу или дизайнеру будет проще организовать грамотный фоторяд, используя почти одинаковые фото, но с разными поворотами и направлением взгляда персонажа.

10. Снимайте как можно больше дублей одного эпизода, одной сцены. Обратите внимание на то, как работают профессионалы, например, на пресс-конференциях известных людей или в ключевые моменты у ворот на футбольном поле. Треск сотен затворов слышится практически непрерывно. Даже если удачным станет один единственный снимок из сотни – это просто великолепно. Это успех репортажа. Если же ключевой момент будет снят с техническим браком – это сродни провалу.

 

И напоследок…

Фиксируя важные события, репортер не имеет права на ошибку. Дубли в репортаже невозможны. Все оправдания, типа «сел аккумулятор, переполнена карта памяти, не успел сменить объектив» несерьезны. На ответственный репортаж стоит идти с двумя камерами. Такая страховка, во-первых, сведет к минимуму вероятность отказа техники; а во-вторых, позволит оперативно работать с разными планами, не тратя время на смену оптики. Если же второй камеры нет, и вы достаточно уверены в своем аппарате, продублируйте все аксессуары: две емкие карточки, высвобожденные от прочих снимков; по два комплекта аккумуляторов для аппарата и для вспышек. Обязательно – средства для чистки оптики, чехол от непогоды (если съемка будет проходить на улице, а техника не влагоустойчива).

Удачи Вам и потрясающих фоторепортажей!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: