Этап III. Основной этап педагогической практики




На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения. Систематически и планомерно проводят индивидуальные и фронтальные логопедические занятия. Занятия с группой/подгруппой проводятся 3 раза в неделю (через день). Продолжительность группового занятия 30-35 минут. Индивидуальные занятия – ежедневно.

Этап IV. Заключительный

Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы учебной практики, и оформления отчетной документация на базе дошкольного образовательного учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к практике, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации логопедической практики. По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру Дошкольного и специального образования.

4. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике.

В ходе учебной практики используются такие современные образовательные и научно-исследовательские технологии, как лекция-диалог, интерактивные технологии, средства ИКТ (мультимедийное оборудование, ресурсы Интернет и пр.), анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик логопедического обследования и пр.

При выполнении различных видов работ на учебной практике обучающийся может использовать следующие научно-исследовательские технологии: апробация новых форм обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями; научно-производственные технологии (в процессе учебной практики научно-производственными технологиями выступают педагогические технологии): традиционная (репродуктивная) технология; технология разноуровневого обучения; технология адаптивного обучения; технология компьютерного обучения.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся на учебной практике.

Самостоятельная работа студентов в ходе педагогической практики составляет 108часов. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют специальную методическую литературу, изучая содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда, формы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, систему психолого-медико-педагогического изучения детей; подготавливают конспекты коррекционно-педагогических занятий с детьми, составляют протоколы обследования детей и речевые карты, подготавливают дидактический материал для логопедического обследования и занятий; оформляют конспекты беседы с родителями и педагогами.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

1. Определить комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи (звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя речи и т. д.) детей.

2. Подобрать наглядный и дидактический материал для обследования ре­чи дошкольников с ОНР и заиканием.

3. Провести логопедическое обследование одного-двух детей с общим недоразвитием речи и заиканием. Сравнить данные обследования детей из разных логопедических групп. Заполнить речевые карты по итогам обследования.

4. Составить индивидуальный перспективный план логопедической работы обследуемых детей.

5. Раскрыть понимание термина «речевой режим».По материалам на­блюдений в детском саду показать, какие единые требования к формированию у детей правильной речи в нем соблюдаются, как проводится эта работа.

6. Обосновать необходимость применения разнообразных методов обучения (наглядных, словесных, практических), их сочетания в зависимости от вида и содержания занятия, решения конкретных воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.

7. Проанализировать тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. Дать оценку реализации взаимосвязи всех направлений работы и задач развития (социального, познавательного, эстетического, физического) с дошкольниками.

8. Представить программно-целевое планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, имеющими ОНР старшей (подготовительной) группы детского сада на один месяц с отражением направлений работы, задач развития и форм организации образовательного процесса.

9. Разработать планы-конспекты занятий по развитию лексико-грамматических навыков у детей, имеющих общее недоразвитие речи с последующим их анализом.

10. Подобрать игры и упражнения, которые могут быть использованы для коррекции звуковой, лексико-грамматической, мелодико-интонационной сто­рон речи детей с ОНР.

11. На основе анализа перспективного и текущего планирования коррекционной работы воспи­тателя показать, каким образом осуществляется закрепление речевых навыков детей с речевыми нарушениями на занятиях и в повседневной жизни.

12. Обозначить функции логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, педагога по физической культуре, медицинских работников в детском образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. Отразить содержание и формы их взаимосвязи в коррекционно-образовательном процессе в виде схемы.

13. Объяснить, в чем заключается реализация комплексного подхода по развитию речи у детей.

14. Проанализировать взаимосвязь нарушений речи с нарушениями физи­ческого и психического развития ребенка. Привести примеры из литературы и собственных наблюдений.

15. Составить примерный перечень игр, коррекционных заданий и упраж­нений для развития внимания, памяти и других высших психических функций в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми.

16. Привести примеры использования режимных процессов для обогаще­ния и активизации словаря, формирования грамматических навыков. Понаблюдать за общением детей друг с другом и воспитателями в различных режимных моментах.

17. Охарактеризовать дидактическое оснащение и методический инструментарий занятий логопеда, воспитателя и других специалистов детского сада для детей с речевыми нарушениями.

18. Составить примерный план-конспект беседы с родителями о развитии речи ребенка и требованиях к ее формированию.

19. Обозначить методы и приемы работы, способствующие оптимизации процессу взаимодействия логопеда и родителей.

20. Дать рекомендации по оформлению речевого уголка группы детей с ОНР и заиканием.

21. Определить примерную тематику проблем для проведения родитель­ского собрания в группах для детей с речевыми нарушениями.

22. Разработать образцы домашних заданий для родителей по закреплению лексико-грамматических категорий языка, навыков звукового анализа и синте­за.

23. Дать рекомендации к оформлению родительского уголка в речевых группах.

24. Повышение педагогической компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями речи.

6. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики). Итоговый контроль имеет форму зачёта. Критерии оценки педагогической практики:

1. Активное участие в учебной практике и выполнение всех предусмотренных программой видов деятельности на различных этапах практики.

2. Наличие интереса к деятельности учителя-логопеда, заинтересованность в работе, любовь к детям, умение и желание работать с ними.

3. Степень самостоятельности, наличие творчества при разработке и проведении занятий, подготовке дидактического материала.

4. Активность в обсуждении и разборе занятий и других мероприятий, выступления на методических совещаниях, консультациях, конференциях.

5. Качество оформления и своевременная сдача отчетной документации.

По окончании практики предоставляется следующая отчетная документация:

· дневник практики, подписанный учителем-логопедом (Приложение 1);

· отчёт о прохождении учебной практики (Приложение 6);

· анализ трех индивидуальных и двух фронтальных логопедических занятий, проведенных учителем-логопедом (Приложение 4, 7);

· 2 речевые карты с указанием логопедического заключения на обследованных в период практики детей и речевая характеристика этих детей;

· планы индивидуальных занятий с детьми и анализ результатов индивидуальной работы (Приложение 2, 3, 5);

· сценарий игрового развлекательного мероприятия и анализ его проведения;

· текст консультации для родителей или педагогов дошкольного учреждения (Приложение 8);

· дидактический материал, подготовленный в период практики для обеспечения обследования детей и проведения индивидуальных занятий.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики:

основная литература:

1. Организационно-методические основы педагогической практики [Текст]: учебно-методический комплекс по дисциплине: метод. рекомендации / М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост.: М. И. Васильева, Н. В. Манаенкова, А. Ю. Еремина]. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2015. - 208 с.

2. Основы теории и практики логопедии [Текст]: рекомендовано методсоветом ВУЗа / под ред. Р. Е. Левиной. - М.:АльянС, 2013. - 368 с.

3. ЭУМКД "Учебная практика". /Сост. Солдатова Н.А.- Абакан: ХГУ, 2017// www.edu.khsu.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: