Методы, применяемые в патопсихологии




Условия, определяющие выбор методов исследования:

1) Особенности предполагаемого нарушения, цель исследования (дифференциальная диагностика, определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии). Для многократных исследований в ходе лечения используют методы, располагающие значительным количеством равных по трудности вариантов заданий;

2) Образовательный уровень больного, его жизненный опыт (например, недостаточно грамотному испытуемому не следует давать задания по методу образования сложных аналогий)

3) Особенности контакта с больным (например, при обследовании больных с нарушением деятельности слухового анализатора используют задания, рассчитанные на зрительное восприятие)

Методы, применяемые в патопсихологии

1. Нестандартизированные методы.

Не унифицированы, отличаются "прицельностью", направленностью на определенные виды психической патологии и программируются индивидуально для конкретного испытуемого. Например, метод "формирования искусственных понятий" используется, для выявления особенностей понятийного мышления при шизофрении (F20-F29) и некоторых органических поражениях головного мозга (F00-F09).

 

Основным при таком подходе является принцип моделирования ситуаций, в которых проявляются те или иные виды психической деятельности больного

Заключение патопсихолога строится на содержательном анализе способов деятельности, особенностей самого процесса выполнения заданий. Это позволяет реализовать важный принцип психологического исследования: одновременное выявление и сопоставление нарушенных и сохранных сторон психической деятельности. При этом должны учитываться как поиски решения самим больным, так и его способность воспользоваться помощью экспериментатора. Необходима дифференциация подходов и форм предъявления заданий в зависимости от состояния больного, его интеллектуального, культурного уровня и отношения к исследованию.

NB! Ведущим является качественный анализ психической деятельности

2. Стандартизированные методы – это группы подобранных и cтруктурированных заданий, предъявляемых в одинаковой форме каждому испытуемому.

Предоставляется возможность сопоставления способа и уровня выполнения задания испытуемым и другими лицами

Стандартизированные методы можно определить как широко понимаемые тесты, включая интеллектуальные и различные методы исследования личности.

Набор стандартизированных методов психологического исследования, как и при использовании нестандартизированных методов, подбирается для каждого испытуемого с учетом поставленной диагностической задачи. Однако способ анализа результатов основывается на количественной оценке, которая сопоставляется с полученными ранее на соответствующей выборке испытуемых Требования к стандартизованным методам

 

1) Стандартизированные методы должны быть нормализованы, то есть иметь шкалу оценок (норм), созданную на основе эмпирического предварительного исследования.

2) Должны обладать вычисленной степенью устойчивости результатов (надежности).

3) Обязательна достаточная точность оценки состояния определенных характеристик психической деятельности (памяти, внимания и др.), т. е. необходим коэффициент валидности

Принципы индивидуализации в выборе методов при использовании стандартизированных их видов не могут применяться столь же гибко, как при нестандартизированных. Этому в известной мере препятствует жесткая запрограммированность таких методов как в отношении типа и последовательности предъявляемых заданий, так и в оценке полученных данных.

Преимущество – возможность сравнения результатов

Литература

1.Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики. Издательство Эксмо, 2008.

2.Зейгарник Б.В. Психология личности. Норма и патология. Изд. МПСИ,МОДЭК, 2007.

3.Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

4.Рубинштейн С.Я.

Экспериментальные методики патопсихологии. Изд. Института Психотерапии, Москва 2004.

5.Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник. Изд.: Питер, 2007.

6.Рональд Комер, Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. Изд.: Прайм-Еврознак, 2005.

7.Левченко И.Ю. Патопсихология. Теория и практика. Учебное пособие. Изд. Академия, 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: