Занятие 2. Формы обучения




ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фамилия, имя______________________________________

Занятие 1. Обучение как способ организации педагогического процесса.

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

№1. Задания для самоконтроля (примерные тестовые задания по теме).

1. Отрасль педагогики, изучающая основы организации процесса обучения и разрабатывающая новые принципы и технологии обучения, называется …

2. Назовите основн ые категор ии дидактики:

а) обучение; б) преподавание; в) образование; г) учение.

 

3. Целенаправленный процесс организации педагогом деятельности обучающихся по овладению ЗУНами и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни – это …

4. Основное правило, регулирующее процесс обучения – это … …

5. Какое правил о НЕ явля ет ся принципом обучения:

а) научности; б) проблемности; в) гражданственности; г) наглядности.

 

6. Установите соответствие в структуре учебного процесса:

  А) Системообразующие понятия 1) содержание учебного материала 2) организационные формы 3) результат 4) методы обучения 5) цель
  Б) Переменные составляющие

7. Установите последовательность в структуре учения, по В.А. Сластенину:

1) оценка, 2) анализ результатов, 3) контроль, 4) мотивы, 5) учебные действия.

 

№2. Ознакомьтесь с моделью структуры учебного процесса [Кукушин В.С.].

МОДЕЛЬ структуры учебного процесса (будет в тесте!!!!!!!!!)

1. Системообразующие понятия – цель, деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), результат.

2.Переменные составляющие – содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства, организационные формы обучения.

 

Структура учебного процесса

 

 
  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ    
Содержание учебного материала Организационные формы обучения  
 
       
Методы обучения Средства обучения  
 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА  
   
    РЕЗУЛЬТАТ    

Ω Ω Ω
№3. Используя учебник «Педагогика» [Сластенин В.А.], охарактеризуйте деятельность субъектов процесса обучения. (будет в тесте!!!!!!!!!)

А) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Назначение –  

6 ЭТАПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ

этап содержание
1) планирование    
2) организация  
3) регулирование  
4) контроль    
5) оценка    
6) анализ    

Б) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (будет в тесте!!!!!!!!!)

Цель учения –  

СТРУКТУРА УЧЕНИЯ:

компоненты виды подвиды
I. Мотивы    
II. Учебные действия    
III. Контроль  
IV. Оценка  
V. Анализ результатов  

Занятие 2. Формы обучения

Цель: рассмотреть специфику организационных форм обучения в начальной школе.

Ω Ω Ω


№1. Используя учебник «Педагогика» [Сластенин В.А.], ознакомьтесь с традиционной типологией уроков и их структурой (будет в тесте!!!!!!!!!).

1. Комбинированный (наиболее распространенный в массовой практике и начальной школе).

Цель - изучение нового и его закрепление, одновременный контроль знаний, умений и развитие навыков применения изученного. Его структура:

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

III. Актуализация знаний, умений.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

VI. Обобщение и систематизация знаний и умений.

VII. Подведение итогов урока. VIII. Задание на дом.

2. Урок изучения нового материала (чаще у старшеклассников). Цель – овладение новым материалом (усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельная поисковая деятельность). Структура урока:

I. Организация начала урока.

II. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания.

III. Указание на то, что должны запомнить.

IV. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

V. Сообщение техники запоминания.

VI. Первичное закрепление под руководством учителя.

VII. Контроль результатов первичного запоминания.

VIII. Подведение итогов урока. IX. Задание на дом.

3. Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков проводится в виде экскурсии, самостоятельных и лабораторных работ, практикума и т.д. Цель - вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Структура урока:

I. Организация начала урока.

II. Постановка цели урока.

III. Актуализация необходимых на уроке знаний, умений и навыков.

IV. Выполнение различных заданий, задач, упражнений.

V. Проверка выполненных работ.

VI. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Подведение итогов урока. VIII. Задание на дом.

 

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Цель – повторить крупные блоки учебного материала по основным вопросам программы. Учитель ставит проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, типичные задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений, навыков учащихся по нескольким темам.

 

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков. Цель – оценка результатов учения, диагностика уровня обученности учащихся, степени их готовности применять знания, умения, навыки в различных ситуациях обучения. Виды уроков: диктант, изложение, самостоятельное решение задач и примеров, зачет, экзамен, тестирование, контрольная работа, устный и письменный опрос. Такой урок организуется после изучения крупных тем и разделов.

На следующем уроке после контрольного проводится анализ типичных ошибок, определение дополнительных заданий конкретным учащимся.

 

№2. Ознакомьтесь с типологией и структурой уроков в соответствии с ФГОС НОО (Л.Г. Петерсон). Произведите сравнительный анализ данных классификаций.

Типы уроков (будет в тесте!!!!!!!!!) :

Урок «открытия» нового знания.

Цели: 1) расширение понятийной базы (предметной и надпредметной), 2) формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

Урок рефлексии.

Цели: 1) формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы и т.д., 2) формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений.

 

Урок построения системы знаний.

Цели: 1) систематизация и обобщение учебного материала, 2) формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание.

Урок развивающего контроля.

Цели: 1) контроль и самоконтроль усвоения знаний, умений и навыков, 2) формирование умения осуществлять контрольную функцию и рефлексию собственной деятельности.

Структура уроков деятельностной направленности:

 

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

 

№3. Задания для самоконтроля (примерные тестовые задания по теме).

1. Наиболее распространенным считается деление форм организации обучения на:

а) индивидуальные; б) групповые; в) общеклассные; г) комбинированные.

 

2. Коменский Я.А. является основателем коллективной … - … системы обучения

3. Самостоятельная учебная деятельность, которая дополняет урок и является частью цикла обучения – это … … …

 

4. Форма обучения, при которой учащиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью – это …

5. Назовите не существующ ий ти п урока в традиционной классификации:

а) обобщающий; б) рефлексивный; в) комбинированный; г) закрепления ЗУНов.

 

6. Дополните формулировки типов уроков, в соответствии с ФГОС НОО:

А) контроля; б) построения знаний; в) нового знания.

 

 

7. Установите последовательность в классификации методов по характеру деятельности обучаемых: а) эвристический; б) исследовательский; в) проблемного изложения;

г) репродуктивный; д) объяснительно-иллюстративный.

 

8. Диалогический метод обучения, при котором учитель с помощью системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного – это …

9. Назовите несуществующ ую групп у в классификации методов обучения по источнику получения знаний: а) наглядные; б) практические; в) исследовательские; г) словесные.

 

10. К словесным методам обучения НЕ относ ит ся:

а) рассказ; б) дискуссия; в) работа с учебником; г) лекция.


Раздел «Содержание образования
как основа базовой культуры личности»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: