Результативность – это достижение учащимися целей урока; овладение учащимися в результате урока сознательными, глубокими и прочными знаниями и умениями, способами их овладения и применения.
Высокий уровень познавательной активности учащегося– стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знаниями и умениями; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач. | Развитие познавательных способностей и творческих сил учащихся– овладение учащимися рациональными способами мышления; формирование умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производственных ситуациях. |
Самостоятельность учащихся в познавательной деятельности, обеспечивающая осознанное и прочное усвоение знаний, формирование умений их применять, выработка умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания и умения. | Высокий уровень культуры учебного труда учащихся– рациональное планирование, организация учащихся своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документацией. |
Высокий организационно-методический уровень – комплексное применение различных форм, методов и средств с учётом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия. | Индивидуализация процесса обучения – создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям; организация учебного процесса так, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами. |
Уровни изучения и усвоения учебного материала специальных предметов
Уровни изучения и усвоения. | Характерный учебный материал |
Ознакомительный – у учащихся образуются представления об изученном материале. | Задачи предмета; классификация и описание общего назначения. |
Репродуктивный – учащиеся прочно и осознанно усваивают материал, способны чётко и правильно его воспроизвести. | Общая технология, свойства и способы получения. |
Уровень умений – у учащихся формируются умения применять полученные знания в учебных и учебно-производственных ситуациях. | Управление и обслуживание; способы выполнения |
Творческий – учащиеся на основе полученных знаний свободно ориентируются в новых для них ситуациях; деятельность их носит поисковый характер. | Творческие основы явлений и процессов: принципы устройства и работы; принципы планирования и сущность технологического процесса. |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ.
1. Повышение качества профессионального обучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
2. Изучение и использование в образовательном процессе новых педагогических технологий.
3. Разработка учебно-программной документации на основе типовой.
4. Комплексное методическое обеспечение предметов, в том числе оптимальный подбор средств и методов обучения (КМО).
5. Анализ программной документации, внесение в учебные планы и программы корректив.
6. Разработка и подбор средств для осуществления контроля качества знаний, умений, и навыков профессионального обучения.
7. Выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта.
8. Целенаправленная деятельность по развитию творческого потенциала каждого преподавателя, сохранение и развитие этого потенциала.
9. Оказание помощи начинающим преподавателям в осуществлении образовательного процесса.
10. Оказание помощи преподавателям в подготовке внеклассных мероприятий по предметам, организация взаимного посещения уроков, открытых уроков и их обсуждение и анализ.
11. Подготовка и проведение семинаров, практикумов, школ передового опыта, педагогических чтений.
12. Подготовка и проведение педагогического диагностирования с целью выявления педагогических затруднений и реализации потребностей педагогов.
КАЧЕСТВО МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
ПО содержанию ПО оформлению
-цель разработки - наличие и качество рецензий
-обоснование выбора темы, -качество графического,
для предмета, её актуальность иллюстративного и др. материала
-наличие методических рекомендаций - наличие плана работы
-связь со специальностью, темой -указание автора, года разработки и
(разделом) предмета даты рассмотрения П/Ц/К и т.д.
-использование литературы, документов
и материалов
ВЫВОД: в чем эффективность разработки, в чём она конкретно выразилась.
ПРИМЕЧАНИЕ: Все вопросы выяснить в беседе с автором
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Разработка открытого урока
- Опорные конспекты для учащихся
по предмету
- Учебное пособие, учебник
- Наглядные пособия и раздаточный м
- Сборник задач, практических работ
по предмету
- Методические разработки - Тесты, карточки, схемы
- Структурно-логические схемы при
изучении предметов (точно каких)
- Учебные планы, программы
- по изучению отдельных разделов,
тем предмета
- по курсовому и дипломному
проектированию
- по отдельным вопросам методики
- методические рекомендации преподавания
- по практике
- по совершенствованию учебно-
методической документации
- по усилению практической
направленности обучения
- по разработке контрольных работ по
проверке профессиональных знаний,
умений и навыков
- по воспитательной работе,
проведение конкурсов, КВН,
классных. часов
и т.д.
НАПРИМЕР
на заседании - новое в науке, технике, технологии,
педсовета экономике
- методика организации ОПП на
предприятиях
- Сообщения на заседании П(Ц)К - привитие навыков экономического
методического мышления
характера
на методическом - укрепление связи обучения с объединении, производством
на семинарах, - самостоятельная работа
конференциях, -основа качества подготовки
«школах» и т.д. специалистов
- методика организации коллективной
мыслительной деятельности
учащихся
НЕСТАНДАРТНЫЕ, НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ: они рассчитаны на совместную взаимно обогащающую работу преподавателя и студентов.
Ø урок – деловая, ролевая игра;
Ø урок- конференция;
Ø урок- соревнование;
Ø урок творчества;
Ø урок- конкурс;
Ø интегрированный урок;
Ø урок- экскурсия; и другие.
Признаки нетрадиционных уроков:
1. Изменение временных рамок- нерегламентированный урок.
2. Место проведения – не только аудитория, но и предприятие, культурное заведение, природа и т.д.
3. Использование внепрограммного материала, углубленное проблемное рассмотрение темы.
4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством как студентов, так и преподавателя.
5. Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания практических работников.
6. Создание эмоционального подъема студентов, ситуаций успеха для каждого студента
7. Обязательный самоанализ и взаимного анализ в период подготовки к уроку и на уроке.
8. Создание инициативной группы из числа студентов при подготовке к уроку
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Календарно-тематическое планирование обеспечивает возможность регулирования процессов формирования знаний у студентов. Такая подготовка к уроком моделирует процесс обучения, позволяет увидеть его проекцию, отрегулировать, дополнить, изменить.
Как составляются КТП?
Во-первых, необходимо установить, что должен студент в результате изучения темы: что обязан запомнить и знать, где и при каких обстоятельствах эти знания и навыки будут использоваться.
Во-вторых, надо распределить тему по урокам, объем обучаемого материала. Затем по каждой теме продумываются вопросы для изучения, они же являются опорными сигналами, определяющие конкретные проектируемые этапы.
В-третьих, указывается то, что нужно повторить до изученной темы (внутрипредметные связи), что вязать с другими предметами (межпредметные связи).
Разрабатывая тему по уроком, необходимо продумать задачи, практические задания, постоянно усложняя выделяя дополнительные задания для более сильных студентов.
В КТП указываются, какие технические средства, пособия, инструктивный материал используется, какие экскурсии, практические работы предусмотрены.
В-четвертых, продумывается система обратной связи: основные вопросы для текущего, обобщающего контроля, контрольные и письменные работы.
Особое внимание уделяется домашним заданиям и внеклассной работе (литературе, конспектам, докладам).