Отчетная документация по
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
(психолого-педагогической по получению первичных профессиональных умений и навыков)
_________________________________
(Ф.И.О.)
__________________________студента
группы___________________________
факультета________________________
факультетский руководитель_________
_________________________________
_________________________________
(Ф.И.О., уч.звание)
групповой руководитель____________
_________________________________
_________________________________
(Ф.И.О., уч.звание)
Орск 201_
информационная страница
1. Полное название образовательного учреждения (базы педпрактики)
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Юридический адрес образовательного учреждения (базы практики)
____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сроки проведения практики____________________________________
4. Класс, закрепленный за практикантом____________________________
5. Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория учителя-методиста _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Фамилия, имя, отчество директора образовательного учреждения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Образовательная программа, по которой обучаются учащиеся закрепленного класса
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Расписание занятий в классе
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | звонки |
9. Список учащихся закрепленного класса:
№ | Фамилия, имя учащегося |
10. Цели практики
Целями практики являются:
закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося по психолого-педагогическим дисциплинам, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов.
11. Задачи практики
Задачами практики являются:
1) закрепление, расширение и обобщение психолого-педагогических знаний студентов по организации и проведению учебно-воспитательной работы с младшими школьниками в классе, ГПД, кружке, с отдельными учащимися;
2) формирование представлений о характере и содержании учебно- воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя начальных классов как преподавателя и классного руководителя, воспитателя, организатора досуговой деятельности;
3) формирование у студентов умения по изучению личностных особенностей отдельных учащихся и классного коллектива, уровня их воспитанности с помощью методов наблюдения и психолого-педагогической диагностики
4) формирование умений применять современные методики и технологии обучения и воспитания, в том числе информационные;
5) развитие у студентов умения взаимодействовать с родителями учащихся, учителями, социальным педагогом, психологом школы.
12. В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
- наблюдать за поведением и деятельностью детей младшего школьного возраста и воспитательной работой учителя начальных классов, анализировать ее;
- самостоятельно готовить различные виды внеурочной, досуговой, творческой деятельности учащихся; проводить их анализ;
- создавать психологически безопасную образовательную среду;
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
- применять современные методики и технологии обучения и воспитания, в том числе информационные;
- взаимодействовать с родителями учащихся, учителями, социальным педагогом, психологом школы;
- применять современные методы диагностирования результатов обучения и воспитания учащихся;
- анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить в нее необходимые коррективы.
13. Содержание практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |
Виды работ | Кол-во часов | |||
Подготовительный этап | 1. Установочная конференция. Инструктаж по проведению практики | Отчет руководителю практики | ||
2. Сбор, обработка и систематизация дидактического и методического материала для проведения практики | ||||
3. Знакомство с учебно-материальной базой образовательного учреждения и документацией, основными направлениями учебно-воспитательной работы в начальном звене общеобразовательной школы | Оформление полученной информации в дневнике по практике | |||
Основной этап | 4. Изучение системы и специфики работы учителя начальных классов как преподавателя и классного руководителя, воспитателя | Собеседование с руководителем практики | ||
5. Изучение психолого-педагогических особенностей развития учащихся с целью диагностики и проектирования их познавательной деятельности | Составление психолого-педагогической характеристики ученика | |||
6. Конспектирование уроков и внеурочных воспитательных мероприятий, проводимых учителем, с последующим их анализом | Оформление в дневнике по практике, собеседование с руководителем практики | |||
7. Оказание помощи классному руководителю в проведении внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками | Собеседование с руководителем практики | |||
8. Самостоятельная разработка и проведение с учащимися отдельных форм воспитательных занятий | ||||
9. Подготовка и проведение пробных уроков, их психолого-педагогический анализ | ||||
Заключительный этап | Оформление конспекта зачетного мероприятия | Конференция по итогам практики; представление отчетной документации на кафедру | ||
Подготовка характеристики на ученика | ||||
Составление характеристики классного коллектива | ||||
Оформление дневника по практике |
14. Учет времени педагогической практики
Дата | № | Содержание педагогической деятельности | Подпись учителя |
Примечание
Примерные виды деятельности студента:
Наблюдение за работой педагогического коллектива, изучение системы и специфики работы учителя начальных классов как преподавателя и классного руководителя, воспитателя. Изучение психолого-педагогических особенностей развития учащихся. Наблюдение за отдельным учеником. Оформление психолого-педагогической характеристики ученика, за которым проводилось наблюдение.
Конспектирование уроков и внеурочных воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Оказание помощи классному руководителю в проведении внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками. Самостоятельная разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных занятий Участие в подготовке и проведении праздников, утренников, предметных недель, олимпиад, коллективных творческих дел и т.д. Проведение пробных уроков, их психолого-педагогический анализ. Составление характеристики классного коллектива.
15. Задания
Задание 1
Опишите деятельность классного руководителя по схеме:
1. Документы, регламентирующие работу классного руководителя
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Функциональные обязанности классного руководителя
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основные направления планирования воспитательной работы в классе
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Характеристика классного коллектива:
- социальный статус семей учащихся и его влияние на психологический климат класс
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- общественные поручения в классе, актив класса (роль в организации общественной жизни класса, распределении обязанностей между учащимися, официальные лидеры, их авторитет, личностные особенности этих лидеров)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения. Дисциплина на уроке и выполнение домашних заданий
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- занятость в кружках, секциях и других формах внеурочной деятельности
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- участие классного коллектива в общественной жизни школы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Документация классного руководителя
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. П роанализируйте урок, проводимый учителем в закрепленном классе. Обратите внимание на следующие вопросы:
1. Сообщает ли учитель цель и задачи урока? __________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ориентированы ли цель и задачи урока на реализацию воспитательной и развивающей функций обучения? Если нет, то предложите свой вариант формулировки цели и задач урока
__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обеспечивается ли реализация воспитательной и развивающей функций обучения через содержание изучаемого на уроке учебного материала, организацию учителем начальных классов соответствующих видов учебно-познавательной деятельности младших школьников? __________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Осуществляется ли реализация на уроке воспитательной и развивающей функций обучения путем подбора и использования учителем разнообразных методов обучения? Покажите на конкретных примерах __________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Если на уроке не обеспечивается реализация функций обучения, приведете свой вариант методов обучения, обеспечивающих реализацию запланированных цели и задач урока
__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Способствует ли осуществляемый учителем контроль учебно-познавательной деятельности реализации воспитательной и развивающей функции обучения? Показать на конкретных примерах
__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 3.
Заполните протокол наблюдения за некоторыми учащимися класса:
№ п/п | Фамилия и имя ученика | Правильно сидит за столом | Внимательно слушает объяснения учителя | Не отвлекается при выполнении работы | Не выкрикивает с места, а поднимает руку для ответа на вопрос учителя | Отвечает на вопрос учителя полным ответом |
Итого |
Задание 4
Изучите темперамент одного из учащихся методом наблюдении. Заполните протокол наблюдения:
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а) сангвинический; б) холерический; в) флегматический; г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого
Задание 5.
Составьте психолого-педагогическую характеристику личности одного из учащихся класса
1. Общие данные об ученике:
а) фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Учебная деятельность:
а) успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дисциплинированность:
а) особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) выполнение школьного режима, выполнение требований учителей
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) навыки культуры проведения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) единство сознания и поведения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Отношение к труду:
а) любит ли школьник трудиться, уважает ли труд
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) наличие трудовых навыков
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) какие виды труда школьник предпочитает
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Общественная активность:
а) общественные обязанности (поручения), которые выполняет
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) степень активности в общественной жизни класса
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Интересы школьника, глубина и активность интересов:
а) ценностные ориентации
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) интересы, увлечения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Мечты и планы на будущее (в том числе и профессиональная ориентация)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Взаимоотношения с учениками класса:
а) характер общения (общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) положение, которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Отношение школьника к себе:
а) мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Особенности темперамента и характера:
а) выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка»); в уверенности (неуверенности) в себе
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Специальные способности, задатки, склонности:
а) например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) дифференциация склонностей
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Характерные проявления особенностей возраста в поведении ученика
13. Выводы:
а) выскажите свое мнение, насколько идет успешно формирование личности школьника
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) на какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению, надо опираться в дальнейшем его воспитании
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника, и над какими сторонами его личности необходимо работать
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________