Text 1D. Sport in My Life 1 глава




АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Учебное пособие

По английскому языку для студентов 1 курса БГУФК

 

 

Авторы: Г.В.Жулкевская, С.Р. Сенько, Т.А. Ревуцкая, А.Н.Борисевич

 

 

Рецензенты: Т.Г.Шелягова, кандидат филологических наук, доцент,

зав. кафедрой иностранных языков Белорусского государст-

венного университета информатики м радиоэлектроники;

 

Т.П.Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков

Минского государственного лингвистического университета

 

Предисловие

Предлагаемое пособие предназначено для студентов I курса всех специальностей Белорусского государственного университета физической культуры, продолжающих изучать английский язык на базе полученных знаний, приобретённых в объёме школьной программы.

Оно построен0 на принципе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на профессионально-ориентированном материале и написано в соответствии с требованиями программы по иностранному языку для неязыковых вузов. Пособие должно оказать обучающимся помощь в развитии коммуникативной компетенции: в умении получать, перерабатывать и передавать информацию, что является основной задачей при подготовке высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

Работая с ним, студент последовательно проходит разделы специальной лексики и грамматики и приобретает навыки работы с литературой по специальности и в речевой практике.

Лексика по физической культуре и спорту вводится тематически, закрепляется в разнообразных упражнениях и находит своё применение в чтении общеспортивных текстов, умении общаться, заданиях для самоконтроля и итоговых тестах.

Основной структурной единицей учебного пособия является лингвометодический цикл – тематически-завершённый Unit. Их шесть и каждый рассчитан на 18-20 часов самостоятельной работы. Цикл имеет определённую структуру: содержит подробное разъяснение грамматических явлений и структур: образования и особенностей употребления изучаемого грамматического явления, практических упражнений на закрепление и активизацию усвоенного изучения.

Каждый раздел содержит 4 текста:A, B, C, D, имеющих свои методические цели и задачи. Текст А цикла завершает серию упражнений, направленных на раскрытие и отработку основной грамматической темы и выработку умений, изучающего чтения. Работа над языковым материалом включает введение и закрепление лексики, которая относится к наиболее частoтной общеспортивнойлексике. Особое внимание уделяется расширению потенциального словаря обучаемого, поэтому каждый цикл содержит задания, направленные на овладение словообразовательными элементами.

Текст В предназначен для ознакомительного чтения – основной задачей работы с которым является выработка умения извлекать из текста необходимую информацию.

Текст С рекомендуется для беглого просмотра и используется для развития навыков быстрого чтения.

Текст D нацелен на выработку навыков и умений поискового чтения.

К каждому тексту даётся большое количество заданий и упражнений на обучение вышеизложенным видам чтения. Большинство упражнений имеют коммуникативную направленность, стимулирующую устные связные, последовательные и логически стройные высказывания. Завершаются циклы заданиями для составления обобщённых устных изложений по теме цикла.

Каждый цикл заканчивается тестом и ключами к нему и наиболее сложным упражнениям, позволяющими осуществлять поэтапный самоконтроль за усвоением изучаемого материала.

Методические принципы учебного пособия, его общая структура и построение циклов разработаны доцентом Жулкевской Г.В. и ст. преп. Сенько С.Р.

Цикл 1. «Физическое воспитание и спорт в современном обществе» написан доц. Жулкевской Г.В., цикл 2. «Физическое воспитание» - ст. преп. Борисевичем А.Н., цикл 3. «Спорт в республике Беларусь» - ст. преп. Сенько С.Р., цикл 4. «Спорт в Великобритании и США» - ст. преп. Ревуцкой Т.А., цикл 5. «Спортивные соревнования» - ст. преп. Сенько С.Р., цикл 6. «Олимпийские игры» - доц. Жулкевской Г.В.

 

UNIT 1. PHYSICAL ACTIVITY AND SPORTS IN THE SOCIETY

 

Grammar targets: The Tense Forms of English Verbs in Active Voice.

(Видо-временные формы английских глаголов в действительном залоге).

 

Texts for reading: 1A. Physical Activity and Sports in the Society.

1B. Physical Activity and Sports in the Human Life.

1C. Human Body.

1D. Sport in my life.

 

Lesson 1. Focus on language.

 

Grammar analysis:

 

Look at how the verbs have changed in the examples:

1. She works as a fitness instructor.

2. She is working at the “Atlant” fitness club now.

3. She has never worked at such a big fitness club before.

4. She has been working at “Atlant” since 2010.

5. Two years ago she worked as a PE teacher at school.

6. She was working in the gym when I saw her.

7. She had graduated from the University of physical culture and startedworking as a PE teacher at school.

8. She had been working as a PE teacher for two years before she changed her occupation.

9. She likes sport.She will definitely work in sports or recreation.

10. She will be working with a group of children this time tomorrow.

11. She will have gathered her group of children by 10 o’clock.

12. She will have been working with her group of children for 2 years before theystart taking part in the competitions.

13. I said she would definitely work in sports or recreation.

14. I said she would be working with a group of children.

15. I said she would have gathered her group of children by 10 o’clock.

16. I said she would have been working with her group of children for 2 years before they startedtaking part in the competitions.

 

Grammar notes

 

Глагол в английском языке имеет те же категории времени, что ив русском: Present (настоящее), Past (прошедшее), Future (будущее), но помимо трех времен, имеющихся в русском языке, у него есть четвертое, которого нет в русском, но эквивалент которого мы все же находим: FutureinthePast(будущее в прошедшем).

Помимо категории временианглийский глагол имеет категорию вида: Simple (простой), Continuous (длительный), Perfect (совершенный) и PerfectContinuous(совершеннo-длительный), представляющие собой качественныехарактеристики.

Форма, принимаемаяглаголомдля того, чтобы выразить свою суть, объединяет в себе время и вид и называется видовременной. Всегоанглийский глагол имеет 16 видовременных форм, которые,исходя из категории вида,подразделяются на 4 группы времен.Это хорошо прослеживается в таблице1, в которой представлены русские эквиваленты английских видовременных форм.

Table 1

Tenses Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present   я тренируюсь (обычно)   я тренируюсь (сейчас)   я потренировался (уже)   я тренируюсь (с самого утра)  
Past   я тренировался (вчера)     я тренировался (вчера в 2 часа)   я потренировался (к 2 часам)   я тренировался (в течение часа до начала матча)  
Future   я буду тренироваться (завтра)   я буду тренироваться (завтра в 10 часов)   я потренируюсь (к 2 часам)   я буду тренироваться (в течение часа до начала матча)  
Future in the Past   я сказал, что буду тренироваться   я сказал, что буду тренироваться (в 10 часов)   я сказал, что потренируюсь (к 2 часам)   я сказал, что буду тренироваться (в течение часа до начала матча)

 

Видо-временные формы группы Simple (Present Simple, Past Simple, Future Simple, Future Simple in the Past) выражают действие или состояние безотносительно к характеру его протекания, т.е. просто описывают действие или состояние и употребляются для константации факта. Утвердительная форма простого настоящего времени(PresentSimple) выражает обычные, регулярные, повторяющиеся или постоянные действия или состояния. Present Simple совпадает с формой инфинитива (без частицы to) во всех лицах, кроме 3-го лица единственного числа, принимающего окончание -s или -es (после ss, ch, sh, x и o):

I practise (every day). Я тренируюсь (каждый день).

He practises (every day). Он тренируется (каждый день).

 

Утвердительная форма простого прошедшего времени (PastSimple) употребляется для выражения действий, которыеимели место в прошлом, и время совершения которых истекло (yesterday– вчера, lastyear– впрошлом году, twodaysago – два дня тому назад, in 2000 – в 2000 году и т.п.). PastSimpleправильных глаголов образуется путем прибавления во всех лицах окончания –ed,а неправильных – извлечения формы из второй колонки таблицы неправильных глаголов.

I practised football last year.В прошлом году я занимался футболом.

We ran a 3,000m cross-country yesterday. Вчерамыбежали кросс на 3000

метров.

Форма простого будущего времени (Future Simple)используется для выражения действий, которые будут совершаться в будущем (tomorrow – завтра, next week (summer, etc.)– наследующей неделе (следующим летом и т.д.), in two years (days, months, etc) – через два года (дня, месяца и т.д.), in 2010 – в 2010 году и т.д.). Future Simpleобразуется при помощи вспомогательных глаголов shall (с 1-м лицом единственного и множественного числа) и will (для остальных лиц) и инфинитива без частицы to.

I shall practise this element tomorrow.I am too tired today.

Я буду отрабатывать этот элемент завтра.Я слишком устал сегодня.

He will practise this element tomorrow. He is too tired today.

Он будет отрабатывать этот элемент завтра. Он слишком устал сегодня.

 

В разговорном английском языке принято использовать сокращенную форму ’ll от вспомогательных глаголов shallи will, а will употреблять во всех лицах.

I’ll go to the swimming pool on Sunday. – Япойдувбассейнввоскресенье.

 

Форма простого будущего времени в прошедшем (FutureinthePastSimple)выражает действие, которое рассматривается как будущее относительно момента или действия в прошлом и употребляется в сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными, в которых глагол главного предложения стоит в прошедшем времени, а придаточного – вбудущем.Future in the Past Simple образуется по аналогии с Future Simple, только вместо shall употребляется глагол should, а вместо will – would.

I said I should practise this element tomorrow.

Я сказал, чтобуду отрабатывать этот элемент завтра.

He said he would practise this element tomorrow.

Он сказал, что будет отрабатывать этот элемент завтра.

 

В разговорном английском принято использовать сокращенную форму ’d от вспомогательных глаголов should и would.

IsaidI’ddoittomorrow. – Я сказал, что буду делать это завтра.

 

Видо-временные формы группы Continuous (PresentContinuous, PastContinuous, FutureContinuous, FutureinthePastContinuous) выражают действие в развитии, в процессе его протекания в точно указанный момент настоящего прошедшего или будущего времени.

I am practising now.Я тренируюсь сейчас.

I was practising at 10 o’clock.Я тренировался в 10 часов.

I shall be practising at 10 o’clock.Я буду тренироваться в 10 часов.

I said I should be practising at 10 o’clock.Я сказал, что буду тренироваться в 10 часов.

 

Утвердительная форма времен группы Continuous состоит из вспомогательного глагола tobe и причастия настоящего времени смыслового глагола, которое имеет суффикс -ing. Выполняя вспомогательные функции, глагол tobe изменяется по временам также, как в функциях смыслового глагола или глагола-связки (Present – am, is, are;Past – was, were; Future – shallbe, willbe;FutureinthePast – shouldbe, wouldbe). PresentContinuous,прежде всего,выражает действие, которое происходитнепосредственно в данный момент или в период времени, включающий данный момент (now – сейчас, теперь, atthemoment – в настоящий момент). Момент совершения действия в Past Continuous может быть выражен либо точным указанием времени (at 6 p.m. yesterday – вчера в 6 часов вечера, at this time 2 days ago – в это же время два дня назад, from 5 till 7 last Friday – с 5 до 7 в прошлую пятницу), либо другимдействием в Past Simple (when something else happened – когда случилось что-то еще). Момент совершения действия видо-временной формы Future Continuous также может быть выражен либо точным указанием времени (at 6 p.m. tomorrow – завтра в 6 часов вечера, at this time in 2 days – в это же время через два дня, from 5 till 7 next Friday – с 5 до 7 в следующую пятницу), либо другим действием в Present Simple (when something else happens – когда случится что-то еще).

Следует иметь в виду, что некоторые глаголы не могут выражать действие как процесс, совершающийся в определенный момент и, следовательно, не могут употреблятся ввидо-временных формах Continuous.К ним относятся:

а) глаголы, выражающие обладание и принадлежность:

have (иметь, владеть), own (владеть), possess (обладать), belong (принадлежать) и др.

б) глаголы, выражающие чувственное восприятие:

see (видеть), hear (слышать), smell (пахнуть), taste (быть на вкус) и др.

в) глаголы, выражающие умственную деятельность:

know (знать), understand (понимать), remember (помнить), forget (забывать) и др.

г) глаголы, выражающие отношение говорящего к чему-то:

want (хотеть), like (нравиться), love (любить), hate (ненавидеть), dislike (не нравиться) и др.

 

Видо-временныеформыгруппыPerfect (PresentPerfect, PastPerfect, FuturePerfect, FutureinthePastPerfect) выражаютдействие, совершенноекопределенномумоментувнастоящем, прошедшемилибудущем.

I have already practised this element.Я уже отработал этот элемент.

I had practised this element by the previous championship.Я отработал этот элемент к прошлым соревнованиям.

I shall have practised this element by the coming tournament.Я отработаю этот элемент к предстоящему турниру.

I said I should have practised this element by the comingtournament.

Я сказал, что отработаю этот элемент к предстоящему турниру.

 

Утвердительная форма времен группы Perfect состоит из вспомогательного глагола tohave и причастия прошедшего времени смыслового глагола, имеющего у правильных глаголов окончание –ed, а неправильных глаголов III форму в таблице неправильных глаголов. Вспомогательныйглаголtohaveизменяетсяповременамтакже, каксмысловой (Present – have, has;Past – had;Future – shallhave, willhave;FutureinthePast – shouldhave, wouldhave).

Основной особенностью PresentPerfectявляется связь действия, выраженного временной формой, с настоящим моментом, поэтому PresentPerfectупотребляется:

1. Для выражения действия, которое закончилось до настоящего момента, но связано с ним результатом действия, полученным опытом.

I have translated this instruction. Я перевел эти правила.

Примечание: PresentPerfectчасто употребляется со следующими наречиями, которые подчеркивают связь действия, выраженного этой формой, с настоящим моментом:

already уже

justтолько что

еverкогда-либо

neverникогда

yetуже (в общих вопросах)

not … yetнет еще

latelyза последнее время

 

I have just seen my coach. Я только что видел моего тренера.

I have not met my friend lately. Я не встречал моего другав последнее время.

Наречия just, ever, neverстоят перед основным глаголом.

Наречие yetв значении «еще» употребляется в отрицательных предложениях и может стоять перед смысловым глаголом или в конце предложения.

Наречие yetв значении «уже» стоит в конце общих вопросов.

Наречие latelyстоит обычно в конце предложения.

 

2. Для выражения законченного действия в указанный период времени, который еще не закончился. Этот период обычно выражается следующими обстоятельствами времени:

Thismorning (evening) – этим утром (вечером), thisweek – на этой неделе, thismonth – в этом месяце, thisyear – в этом году и др.

I have translated six articles this week. Я перевел 6 статей на этой неделе.

 

3. Для выражения не законченного к настоящему моменту действия, которое выражается глаголами, не употребляющимися во временах группы Continuous (tobe, toknow, toseeи др.). В этих случаях часто употребляются:

а) обстоятельства времени с предлогом for«в течение» и since«с».

We have been team mates for many years.

Мы друзья по команде в течениемногихлет.

I have known my coach for a long time.

Я давно знаю моего тренера.

 

б) придаточные предложения времени, вводимые союзом since«с тех пор как».

We have not met since I left school.

Мы не встречались с тех пор, как я закончил школу.

 

4. PresentPerfectчасто употребляется дляначала разговора:

Have you heard the news?

Выслышалиновость?

 

PastPerfectобозначает законченное действие, предшествовавшее определенному моменту или действию в прошлом.

 

Утвердительная форма его образуется при помощи вспомогательного глагола tohaveв прошедшем времени (had)и причастия прошедшего времени смыслового глагола.

 

had + Participle II

 

She had graduated from the University of physical culture and started workingas PE teacher at school. Онаокончилауниверситет физической культурыи стала работать учителем физического воспитания в школе.  

 

PastPerfectупотребляется:

1. Для выражения действия, которое уже совершилось до определенного момента в прошлом. Этот момент может быть выражен:

а) точным указанием времени (года, числа, часа и т.д.) с предлогом времени by.

 

We had received the entry form by the 1st of October.   I had practised this element by the previous championship. Мы получили заявочную форму к 1 октября.   Я отработал этот элемент к прошлым соревнованиям.  

 

б) другим прошедшим действием

 

The coach had finished the conversation when I came up to him.   Тренер закончил разговор, когда я подошел к нему.

FuturePerfectобозначает действие, которое совершится к определенному моменту или действию в будущем.

Утвердительная форма его образуется при помощи вспомогательного глагола tohaveв будущем времени и причастия прошедшего времени смыслового глагола

 

  shall (will) have + Participle II  

 

She will have gathered her group of children by 10 o’clock.   Она соберет свою группу детей к 10 часам.

Future Perfect употребляется:

1. Для выражения действия, которое совершится к определенному моменту в будущем. Этот момент может быть обозначен:

а) Точным указанием времени с предлогом by

 

He will have sent the entry form by the 1st of October. Он отошлет заявочную форму к 1-му октября.

 

2. Другим будущим действием

 

Thesportsmanwillhavepractised thiselementbeforethecoachcomes. Спортсмен отработает этот элемент до того, как придет тренер.

 

Видо-временныеформыгруппыPerfectContinuous (PresentPerfectContinuous, PastPerfectContinuous, FuturePerfectContinuous, FutureinthePastPerfectContinuous) употребляютсядлявыражениядлительногодействия, начавшегосядоопределенногомоментавнастоящем, прошедшемилибудущемидлившегосяизвестныйпериодвремени, включаяэтотмомент. Кроме того видо-временные формы этой группы могут также выражать длительное действие, продолжавшееся известный период времени и закончившееся непосредственно перед указанным моментом в настоящем, прошедшем или будущем.

 

УтвердительнаяформавременгруппыPerfectContinuousобразуетсяприпомощивспомогательногоглаголаtobeвформеPerfect (Present – havebeen, hasbeen, Past – hadbeen, Future – shallhavebeen, willhavebeen, FutureinthePastshould (would) havebeen) ипричастиянастоящеговременисмысловогоглагола, имеющегосуффикс -ing.

 

I have been practising since morning. When the coach came I had been practising for an hour. By the time the coach comes I shall have been practising for an hour. I said that by the time the coach came I should have been practising for an hour.   Я тренируюсь с утра. Когда тренер пришел, я тренировал- ся уже час. Ко времени прихода тренера, я буду тренироваться час. Я сказал, что ко времени прихода тренера я буду тренироваться час.  

Видо-временные формыPerfectContinuous так же, как и PresentPerfect часто употребляются с предлогами since – с (определенного момента) и for – в течение (определенного периода времени). Однако, в отличие от Present Perfect, Present Perfect Continuous передает действия, которые начались в прошлом и длятся до настоящего момента. С этим значением связано также употребление обстоятельств времени, отражающих длительные периоды (all the morning – все утро, all day long – весь день, all year through – весь год).

В отличие от PastPerfect и FuturePerfect, в которых акцентируется внимание на результате действия, PastPerfectContinuous и FuturePerfectContinuous употребляются для того, чтобы подчеркнуть длительность действия.К обстоятельствам с предлогами since и for добавляется точное указание времени в прошлом (by 6 p.m. yesterday – вчера к 6 часам вечера) либо другое действие в Past Simple (before/when/by the time something else happened – до того, как/когда/к тому моменту, как случилось что-то еще) при Past Perfect Continuous, и точное указание времени в будущем (by 6 p.m. tomorrow – завтра к 6 часам вечера) или другое действие в Present Simple (before/when/by the time something else happens – до того, как/когда/к тому моменту, как случится что-то еще) при Future Perfect Continuous.

Вопросительные формы всех видо-временных форм за исключением PresentSimple, PastSimpleи всех FutureinthePast, которые вообще отсутствуют, образуются путем перемещениявспомогательного глагола на первое место.В PresentSimple иPastSimple для образования вопросительной формы в предложение вводится вспомогательный глагол do, которыев PresentSimple имеютформы doи does (he, she, it),а в PastSimpleII-уюформу от do (did),и занимают первое место в предложении.

Отрицательные формы всех видо-временных форм образуются при помощи частицы not, которую ставят после первого вспомогательного глагола, передподлежащим.В разговорной речи do not и does not сокращаются до don’t,doesn’t, а did not – доdidn’t, форма shall not приобретает вид shan’t,a will not – won’t, have not – haven’t, has not – hasn’t, had not – hadn’t. Вспомогательный глагол to be в отрицательной форме сокращается по тем же правилам, что и смысловой: is not – isn’t, are not – aren’t, was not – wasn’t, were not – weren’t, а в 1-м л.ед.ч. I am not сокращается до I’m not.

 

 

    Вопросительная форма Отрицательная форма
SIMPLE Present Do you practise every day? Ты тренируешься каждый день?   Does he practise? Он тренируется? I do not (don’t) practise every day. Я не тренируюсь каждый день..   He does not (doesn’t) practise. Он не тренируется.
Past Did he practise yesterday? Он тренировался вчера? He did not (didn’t) practise yesterday. Он не тренировался вчера.
Future Will he practise tomorrow? Будет ли он тренироваться завтра? He will not(won’t) practise tomorrow. – Он не будет тренироваться завтра..
Future-in-the-Past ___________ I said he would not (wouldn’t) practise tomorrow. Я сказал, что он не будет тренироваться завтра.
CONTINUOUS Present Are you practising now? Вы тренируетесь сейчас? Is he practising now? Он тренируетсясейчас? I am not (I’m not) practising now. Я не тренируюсь сейчас. He is not (isn’t) practising not. Он не тренируетсясейчас.
Past Were you practising at 6 a.m.? Вы тренировались в 6 часов утра? Was he practising? Он тренировался? We were not (weren’t) practising at 6 a.m. Мы не тренировались в 6 часов утра. He was not (wasn’t) practisingat 6 a.m. Он не тренировался в 6 часов утра..
Future Will you be practising at 8 p.m.? Вы будете тренироваться в 8 часов вечера? I shall not (shan’t) be practising at 8 p.m. Я не буду тренироваться в 8 часов вечера.
Future-in-the-Past ___________ I said Ishould not (shouldn’t) be practisingat 8 p.m. Ясказал, чтонебудутренироватьсяв 8 часоввечера.
PERFECT Present Have you practised yet? Вы уже потренировались? Has he practised? Он потренировался? I have not (haven’t) practised yet. Я еще не потренировался.   He has not (hasn’t) practised. Он не потренировался.
Past Hadhe practisedby 6 a.m.? Он потренировался к 6 часам утра? He had not (hadn’t) practisedby 6 a.m. Он не потренировался к 6 часам утра.
Future Will he have practisedby 8 p.m.? Он потренируется к 8 часам вечера? He will not (won’t) have practised by 8 p.m. Он не потренируется к 8 часам вечера.
Future-in-the-Past ___________ I said he would not (wouldn’t) have practised tomorrow. by 8 p.m. Ясказал, чтооннепотренируетсяк 8 часамвечера.
PERFECT CONTINUOUS Present Have you been practising since morning? Вы тренируетесь с утра? Has he been practising since morning? Он тренируется с утра? I have not (haven’t) been practising since morning. Я не тренируюсь утра. He has not (hasn’t) been practisingsince morning. Он не тренируетсяс утра.
Past Had he been practising all yesterday morning? Он тренировался все утро вчера? He had not (hadn’t) been practising all yesterday morning. Он не тренировался все утро вчера.
Future Will he have been practising all tomorrow morning? Будет ли он тренироваться все утро завтра? He will not (won’t) have been practising all tomorrow morning. Завтра он не будет тренироваться все утро.
Future-in-the-Past ___________ I said hewould not (wouldn’t) have been practising all tomorrow morning. Я сказал, чтозавтра он не будет тренироваться все утро.

 

Порядок слов в повествовательном предложении

 

Английское повествовательное предложение строится в строгой последовательности слов.

Порядок слов в утвердительном предложении

 

Обстоятельство Подлежащее Смысловой глагол Дополнение Обстоятельство
         
  I study English at the university.

Единственный член предложения – обстоятельство, можно передвигать в начало предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: