Техника Випассана развивает осознанность




Техника Просветления Випассана – это наблюдение

Будда нашел совершенно иной угол зрения. Просто наблюдайте дыхание – входящее и выходящее дыхание.

Для наблюдения есть четыре точки. Сидя в полном умственном и вербальном молчании, просто наблюдайте дыхание, чувствуйте дыхание. В первой точке дыхание входит. Когда дыхание вошло, на мгновение оно останавливается, на какие-то доли секунды, это небольшое мгновение и есть вторая точка. Затем дыхание разворачивается и выходит наружу – это третья точка наблюдения. Когда дыхание полностью вышло, на долю секунды оно останавливается. Это четвертая точка наблюдения.

Если вы сможете наблюдать все эти четыре точки, то будете удивлены, изумлены чудом такой простой техники – поскольку ум в это не вовлечен. Во время наблюдения вы всегда осознанны. Випассана - это техника осознанности, техника Просветления.

Наблюдение – это не качество ума. Наблюдение – является качеством сознания, души. Наблюдение – это процесс совершенно не умственный. Когда вы наблюдаете, ум прекращает свою работу, останавливается.

Поначалу вы много и много раз забудете, и ум войдет и начнет играть в свои старые игры. Не раздражайтесь, не злитесь, не чувствуйте вину и раскаяние. Но каждый раз, как вспомните, что забыли, просто вернитесь к наблюдению, так раз за разом, снова и снова возвращайтесь к наблюдению за своим дыханием. И тогда, мало-помалу ум станет вмешиваться все реже и реже.

Минут до Просветления

И когда вы сможете наблюдать за дыханием непрерывно 48 минут, вы станете Просветленным. Вы удивились – всего 48 минут? Это потому что вы думаете это легко… всего 48 минут! Но это совсем нелегко. Сорок восемь секунд – и вы много раз станете жертвой ума!

Попробуйте проделать эту технику, держа перед собой часы. Поначалу вы не сможете оставаться осознанным даже 60 секунд, за одну минуту вы много раз заснете. Вы забудете все о наблюдении – будут забыты наблюдатель и наблюдение. Какая-то идея или мысль уведет вас далеко, весьма далеко прочь. Затем вы внезапно осознаете… посмотрите на часы и увидите, что прошло лишь десять секунд.

Но мало-помалу… Становление осознанным – это не практика, это навык. Осознанная жизнь – это навык, мало-помалу вы это впитаете. Потому что эти несколько мгновений, когда вы наблюдали, полны такой безмерной радости, такой утонченной красоты, что, однажды, испытав вкус осознанности, вкус этих мгновений, вам захочется возвращаться к ним снова и снова – не ради того или другого мотива, но ради сущей радости присутствовать в дыхании, быть в наблюдении.

Помните: випассана – это не тот же самый процесс, который выполняется в йоге. В йоге он называется пранаямой, но это абсолютно другой процесс, фактически совершенно противоположный тому, что Будда называет випассаной.

В пранаяме вы глубоко дышите, наполняете грудь воздухом больше и больше; затем вы опустошаете грудь насколько это возможно от углекислого газа. Это лишь физическое упражнение, которое хорошо для тела, оно не имеет ничего общего с випассаной.

В випассане вы не должны менять ритм своего естественного дыхания. Вы не должны делать долгие и глубокие вдохи, не должны выдыхать по-другому, как это делаете обычно. Пусть ваше дыхание будет естественным и нормальным. Все ваше сознание должно быть сосредоточено в одной точке – в наблюдении.

Техника Випассана развивает осознанность

И если вы сможете наблюдать дыхание, вы можете начать наблюдать и другие вещи. Когда вы что-то делаете – наблюдайте, что вы делаете. Когда вы идете по улице, вы можете наблюдать, что идете, когда принимаете пищу, вы можете наблюдать и этот процесс. Сделайте свое наблюдение тотальным. И, в конце концов, вы сможете наблюдать, что спите.

В тот день, когда вы сможете наблюдать себя спящим, вы будете перенесены в другой мир. Тело продолжает спать, а внутри продолжает ярко гореть свет. Ваше наблюдение остается непотревоженным. Тогда 24 часа в сутки продолжается наблюдение. Вы продолжаете делать обычные вещи, для внешнего мира ничто не изменилось, но для вас изменилось все. И мир изменился для вас.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИТАЦИИ

Медитация – это не остановка мышления, которое так же естественно как дыхание и кровообращение. Как череда сменяющих друг друга мыслей, так и состояние безмыслия могут быть опорами в медитации. Медитация – это наблюдение, чистое внимание к тому, что вам случается переживать в тот или иной момент.

Пока вы сохраняете осознание или внимательность, вы практикуете медитацию, вне зависимости от того, что происходит в вашей практике. Если вы можете наблюдать за своими мыслями, это медитация. Если вы не можете наблюдать за своими мыслями, это тоже медитация. Если вы становитесь усталым, или вялым, или возбужденным, это тоже медитация.

Любое из этих переживаний может быть опорой для медитации. Самое важное – сохранять осознавание, независимо от возникающих мыслей, эмоций или ощущений. Если вы помните, что осознавание всего, что бы ни происходило, - это медитация, медитировать становится гораздо легче, чем вы могли подумать.

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЭМОЦИЙ

Методы использования эмоций в качестве опоры различаются в зависимости от типа переживаемой эмоции. Если вы чувствуете положительную эмоцию, укрепляющую ваш ум, то можете сосредоточиваться и на чувстве, и на объекте чувства. Например, если вы чувствуете любовь к ребенку, то можете направлять свое внимание как на ребенка, так и на любовь, которую чувствуете. Чувствуя сострадание к человеку, попавшему в беду, вы можете сосредотачиваться и на человеке, нуждающемся в помощи, и на своем чувстве сострадания. Таким образом, объект эмоции становится опорой для самой эмоции, в то время как эмоция становится опорой для сосредоточения на объекте, вызывающем эмоции.

Но фиксация внимания на объекте отрицательной эмоции, как правило, закрепляет мысленный образ человека, ситуации или вещи как чего-то безусловно плохого. И сколько бы вы ни развивали сострадание, уверенность или другие положительные чувства, ваш ум будет почти автоматически ассоциировать объект, связанный с эмоцией с негативными идеями и будет пытаться бороться с ним или убегать от него.

Для того, чтобы разорвать цепь стимул-отношение-реакция и научиться контролировать свои негативные эмоции, нужно просто наблюдать их, не анализируя интеллектуально. Не пытайтесь ее удерживать, но и не пытайтесь подавлять. Просто наблюдайте ее, и вы заметите, что эмоция более не кажется такой мощной и всеобъемлющей, как в начале.

Чтобы понять это, представим камень, который мы сжимаем со злостью в руке. Чем сильнее наша злость, тем сильнее мы сжимаем камень. А чем сильнее мы сжимаем камень, тем больнее нашей руке… Камень – это любой объект, вызывающий негативную эмоцию – человек, место, ситуация или вещь. И чем дольше мы фокусируем свое внимание на этом объекте, тем сильнее наша эмоция, и тем «больнее» нашему телу. А длительное «удержание» такого объекта в уме приведет к тому, что напряжение в нашем теле приведем к «перегоранию» нервной системы и, как следствие, к болезням. Поэтому метод работы с эмоциями заключаемся в том, что мы запускаем обратный механизм – переводим внимание с объекта на ощущения в теле и дыхание и просто наблюдаем то, как эмоция «отражается» в нашем теле. Такое смещение внимания «включает» другой механизм – механизм сохранения энергии, и мы автоматически начинаем расслаблять тело и убирать все напряжение, которое привело к перенапряжению нервной системы. Такое наблюдение дает нам понять что любая негативная эмоция рождается в нас самих и является не более чем букетом преходящих ощущений, которые появляются, остаются непродолжительное время и затем просто исчезают… И впоследствии мы приходим к пониманию причины такого состояния, которое было вызвано нашим отношением к объекту, но не самим объектом. И вот тут, благодаря ясности, которая возникает благодаря такому процессу наблюдения, у нас появляемся осознанность, дающая нам свободу выбора и мы можем создать новую нейронную сеть, реагируя на объект-стимул так как посчитаем нужным…

Есть одна старая поговорка: «Павлины едят яд, превращая его в красоту своих перьев». Поэтому необходимо помнить, что каждый умственный недуг на самом деле является основой мудрости. Если мы поддаемся своим недугам или пытаемся их подавлять, то в конечном счете создаем себе дополнительные проблемы. Если же вместо этого мы будем смотреть на них прямо, то те вещи, которые мы прежде воспринимали как смертельно опасные, постепенно превратятся в такие эффективные опоры для медитации, о которых мы могли только мечтать.

 

Есть два вида счастья: временное и постоянное. Временное счастье действует на ум как аспирин, давая несколько часов передышки от эмоциональной боли. Постоянное счастье происходит от устранения основополагающих причин страданий. Когда люди едят, пьют, занимаются любовью и другими делами, у них выделяются гормоны, вызывающие физические и психологические ощущения благополучия. Стимуляция этих гормонов связана с нашим выживанием и то удовольствие, которое мы получаем от такой деятельности, генетически задумано как преходящее. Если бы еда, питье, производство потомства и прочее вызывали постоянные ощущения счастья, мы бы делали это один раз, а потом сидели бы и наслаждались… Но вместо того чтобы судорожно повторять одни и те же действия для воспроизведения переживаний временных состояний счастья, мы можем приучить себя осознавать и принимать более длительный опыт спокойствия и удовлетворенности, и устойчиво пребывать в этом состоянии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: