Тема «Лето. Цветы на лугу»




Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето» (наступать, припекать, подниматься, расцветать, созревать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить; лето, дача, река, море, лес, пляж, футбол, корзинка,

629

сачок, удочка, рыба, грибы, ягоды, цветы, одуванчик, ромашка, колокольчик, василек, клевер, земляника, подберезовик, сыроежка, мухомор, туча, дождь, гроза, гром, радуга; теплый, загорелый, разноцветный, глубокий, солнечный; жарко, тепло, весело). Обеспечение целостного восприятия картины «В песочнице».

Коррекционно-развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспитание длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «В песочнице»[18], большая игрушечная машина-погрузчик, разноцветные пластмассовые ведерки, совоч­ки и формочки, емкость с сырым песком, стол для работы с пес­ком.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями, происшедшими в природе в связи с приближением лета. Повторение упражнения «Одуванчик». Разучивание стихотворения «Тоже будем строить дом» и работа над общими речевыми навыками. Игра с песком на улице и в центре экспериментирования, изготовление куличиков из сухого и сырого песка.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед входит в групповое помещение и приветствует детей. Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о лете, которое скоро наступит, поиграем с песком. Я хочу узнать, умеете ли вы делать куличики из песка, умеете ли играть дружно. А еще мы рас­смотрим картину, на которой нарисовано лето и дети тоже играют с песком.

630

2. Работа в центре экспериментирования. [Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Формирование коммуникативных навыков.]

Логопед приглашает детей в центр экспериментирования, где приготовлена емкость с сырым песком, разноцветные пластиковые ведерки, совочки и формочки, большая игрушечная машина-погрузчик.

Логопед. Посмотрите-ка, что я приготовила для вас. Что вы видите?

Дети. Ведерки, совочки, формочки.

Логопед. Какие ведерки? Расскажите, какого они размера и цвета.

Дети. Это красное большое ведерко. Это зеленое ведерко поменьше.

Логопед. Для чего вам нужны ведерки?

Дети. Носить песок, водичку. Делать куличики.

Логопед. Теперь давайте рассмотрим совочки.

1-й ребенок. Это совочек желтый.

2-й ребенок. А этот совочек голубой.

3-й ребенок. А этот совочек красный.

Логопед. Для чего вам нужны совочки?

1-й ребенок. Копать песок.

2-й ребенок. Строить дом.

3-й ребенок. Рыть ямку.

Логопед. А вот это формочки. Какие они?

1-й ребенок. Желтая формочка-цветочек.

2-й ребенок. Синяя формочка-рыбка.

3-й ребенок. Зеленая формочка-листок.

Логопед. Для чего нужны формочки?

Дети. Делать куличики.

Логопед. А вот и машина-погрузчик. На нее можно погрузить ведерко с песком. Какая эта машина?

Дети. Машина большая, красная. У нее черные колеса.

Логопед. Давайте насыплем в ведерко песок и погрузим его в машину. Берите совочки и насыпайте песок в зеленое ведерко. Видите, песок сырой. Из него получаются хорошие куличики. Давайте будем работать дружно, по очереди, чтобы не мешать друг другу.

631

Дети насыпают песок в ведерко, передавая друг другу совочки. Педагог помогает детям поднять ведерко и погрузить его на машину.

Логопед. Давайте отвезем ведерко к столу и сделаем большой куличик.

Дети перевозят ведерко к столу. Педагог помогает им поднять, перевернуть ведерко, постучать по нему, чтобы куличик получился красивым.

Логопед. Вот какой большой и красивый куличик мы сделали все вместе. Молодцы! А теперь вернемся к нашей «песочнице» и сделаем много маленьких куличиков с помощью формочек.

Логопед организует игру в зоне экспериментирования, затем предлагает детям вымыть и вытереть руки, а затем пройти к мольберту.

3. Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие зрительного восприятия. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.]

Логопед приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «В песочнице». Педагог показывает указкой ту часть картины, о которой идет речь, направляя таким образом внимание детей.

Логопед. А теперь давайте рассмотрим картину «В песочнице». Кого вы видите на ней? Начните со слова «мы».

Дети. Мы видим детей.

Логопед. Что они делают?

Дети. Они играют в песочнице.

Логопед. Они построили дом из песка. Какой дом у них получился? Расскажите о нем.

1-й ребенок. Дом большой, красивый.

2-й ребенок. Высокий, похожий на замок.

3-й ребенок. Он с дверью и окошками.

4-й ребенок. У него есть крыша.

Логопед. Вот какой красивый дом! Дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим их. Сначала посмотрите на девочку в разноцветном платье и розовой панамке. Что она де­лает?

Дети. Она сидит и смотрит на нас.

Логопед. Что у нее в руке?

Дети. Она держит в руке красный совочек.

632

Логопед. Как вы думаете, какое у нее настроение? Нравится ли ей играть в песочнице? Посмотрите на ее лицо.

Дети. Она улыбается. Ей весело. Ей нравится играть в песочнице.

Логопед. Молодцы! Очень хорошо рассказали о девочке. А теперь давайте расскажем о мальчике с желтым совочком. Что он делает? Какое у него лицо?

1-й ребенок. Мальчик сидит в песочнице и смотрит на домик.

2-й ребенок. У него веселое лицо.

3-й ребенок. Ему нравится домик.

4-й ребенок. Ему интересно строить из песка дом.

Логопед. Хорошо! А что вы можете рассказать о девочке в полосатой футболке? Где она сидит? Что делает? Что говорит? Как вы думаете?

1-й ребенок. Девочка сидит на травке за песочницей.

2-й ребенок. Она наклонилась к домику.

3-й ребенок. Она говорит: «Давайте сделаем еще одно окошко!»

4-й ребенок. Ей тоже интересно и весело играть с друзьями. Логопед. О ком мы еще не рассказали? Дети. О мальчике в синих шортах.

Логопед. Что он делает? Какие игрушки у него есть? Что он собирается делать? Расскажите.

1-й ребенок. Мальчик стоит около песочницы.

2-й ребенок. Он поправляет панамку на голове и смотрит на друзей.

3-й ребенок. У него в руке голубой совочек.

4-й ребенок. Он привез машину с зеленым ведерком. Будет нагружать в него песок.

Логопед. Вот какие вы молодцы! Очень хорошо рассказали о детях. А что вы видите вокруг детей, около песочницы?

Дети. Около песочницы зеленая травка и цветочки.

Логопед. Какие это цветочки?

Дети. Это одуванчики.

Логопед. А что вы видите наверху, в углу картины, над мальчиком в синих шортах?

633

Дети. Это ветка с зелеными листьями.

Логопед. Правильно. Рядом с песочницей растет дерево. На дереве зеленые листья. А как вы думаете, какая погода на улице?

Дети. На улице тепло. Светит солнышко.

Логопед. Почему вы так решили?

Дети. У детей легкая одежда. Они в панамках.

Логопед. Обратите внимание на то, какие дети нарядные. У них яркая, красивая одежда, разноцветные панамки, летние туфельки и сандалии на ногах. Какое время года на картине?

Дети. Это лето.

Логопед. Правильно! Вы ответили на все мои вопросы, рассказали о том, что видите на картине, а теперь можно и отдохнуть.

4. Упражнение «Одуванчик». [Координация речи с движением. Закрепление умений подниматься на носки, выполнять наклоны туловища влево-вправо. Формирование направленной воздушной струи.]

Логопед предлагает детям встать со стульчиков, пройти на ковер и выполнить упражнение.

Логопед. На картине возле песочницы много одуванчиков. Давайте вспомним упражнение «Одуванчик», которое выучили еще в младшей группе. Помните, что «дуть на одуванчик» нужно, не раздувая щек, вытянув губы «трубочкой».

Как воздушный шар на ножке, Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки. Делают наклоны влево-вправо.
Одуванчик — шарик белый. Опять встают на носочки.
Дунул я. И улетел он! Дуют, округлив губы, не раздувая щек.

5. Подготовка к рассказу по картине. Сообщение логопедом плана рассказа. [Развитие слухоречевого внимания.]

Логопед вновь приглашает детей к мольберту.

Логопед. А теперь давайте подготовимся к рассказу по картине. Сначала вы расскажете о том, какое время года наступило. Потом расскажете о детях. Опишите, как они одеты, что они делают. Не забудьте рассказать об их настроении.

634

6. Рассказ по картине по частям несколькими детьми, а затем повторение рассказа одним из детей или логопедом. [Развитие связной речи. Формирование целостного впечатления об изображенном на картине.]

Логопед предлагает принять участие в рассказе по частям всем детям подгруппы, а потом сам повторяет рассказ целиком или предлагает сделать это одному из детей, кто уже может справиться с таким сложным заданием.

В песочнице

Наступило теплое лето. Светит солнышко. Листья на деревьях и трава зеленые и свежие. В траве цветут одуванчики.

Вышли дети на прогулку и стали играть в песочнице. Все вместе они построили из песка большой дом с высокой крышей, окнами и дверью.

Девочка в разноцветном платьице и розовой панамке сидит на краю песочницы с совочком в руке и улыбается. Ей очень понравилось строить дом из песка. Мальчик с желтым совочком сидит на песке и, улыбаясь, смотрит на дом. Он доволен своей работой. Девочка в полосатой футболке наклонилась к дому и предлагает детям сделать в нем еще одно окошко. Около песочницы стоит мальчик в синих шортах. Он держит в руке голубой совочек и поправляет панамку на голове. Рядом с ним — машина-погрузчик с зеленым ведерком.

Мальчик хочет насыпать в ведерко много песка. Он будет строить забор вокруг дома.

Малышам очень нравится играть в песочнице. У них веселые лица и хорошее настроение.

7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все хорошо получалось. Можно выяснить, понравилась ли детям картина и почему.

Логопед. А теперь вспомните стихотворение «Тоже будем строить дом». Давайте расскажем его все по очереди и будем собираться на прогулку.

Дети по очереди рассказывают стихотворение.

635

Вот какие малыши!

Как один все хороши!

Дом построили песочный.

Дом красивый! Это точно!

Есть окошки, крыша, двери.

Там живут игрушки-звери.

Мы сейчас гулять пойдем,

Тоже будем строить дом!

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о лете и его приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже), навыка чтения и печатания.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Контурные картинки из игры «Времена года»[19], тетради №2 и №3 по числу детей, простые карандаши, контейнер с цветными карандашами, флажки зеленого и желтого цветов по числу детей, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «На лужайке».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления.]

636

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, сообщает, что очень рад видеть всех, затем предлагает детям пройти к ксерографу и выбрать те картинки, которые имеют отношение к лету. На ксерографе закреплены картинки, имеющие отношение и к другим временам года. Дети выбирают по одной картинке и садятся на стульчики.

Логопед. Я не случайно попросила вас выбрать картинки, имеющие отношение к лету. Сегодня мы продолжим разговор о лете и его приметах. Расскажите, что у вас на картинках.

1-й ребенок. Мальчик купается в озере.

2-й ребенок. Мальчик загорает.

3-й ребенок. Девочка ловит бабочек.

4-й ребенок. В небе разноцветная радуга.

Логопед. Давайте составим из них большую картину «Лето». Я добавлю вам недостающие картинки.

2. Составление картины «Лето» на коврографе и беседа по ней. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, связной речи.]

Логопед освобождает коврограф от картинок, относящихся к другим временам года, и раскладывает перед детьми на столе кар­тинки, относящиеся к лету.

Логопед. Сначала закрепите на коврографе свои картинки, а потом все остальные. Расскажите, что мы видим на картине. Какое время года наступило и как ты об этом догадалась, Арина?

Логопед показывает указкой, о нем следует рассказывать.

Арина. Наступило лето. Трава и листья на деревьях зеленые. В траве много цветов. Созрели ягоды. В небе яркое солнце и радуга.

Логопед. Что делают дети? Расскажи об этом, Ваня.

Ваня. Дети купаются, загорают, ловят бабочек, поливают цветы.

Логопед. А ты расскажи о животных, Настя.

Настя. Заяц надел серую шубку. Летом он всегда серый. Около воды сидит и квакает лягушка. Над цветами кружатся бабочки и пчелы.

Логопед. А Даша расскажет нам, как дети встречают лето и почему.

Даша. Дети любят лето. Летом тепло, можно много гулять, купаться, жить на даче.

637

Логопед. Молодцы! Вы составили отличный рассказ. И картина у вас получилась очень красивая.

3. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики, творческого воображения. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже).]

Логопед раздает детям открытые на с. 31 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. А теперь давайте нарисуем летнюю картину в тет­ради, сначала вы обведете простым карандашом солнышко и облака, речку и берега, а потом нарисуете солнышку лучи, а на берегах реки — разноцветные цветы.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какое солнышко у вас на картине?

Дети. Солнце желтое.

Логопед. А какое небо?

Дети. Небо голубое.

Логопед. Какая река?

Дети. Синяя река.

Логопед. Какая трава?

Дети. Зеленая трава.

Логопед. Какие цветы?

Дети. Разноцветные цветы.

Логопед. Вот какое красивое яркое лето получилось у вас на картинке. Закройте тетради.

4. Подвижная игра «На лужайке». [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]

Логопед убирает тетради и карандаши и приглашает детей на ковер.

На зеленой на лужайке Заиграла балалайка. Стоят лицом в круг и изображают игру на балалайке.
Заиграла дудочка, Дудочка-погудочка. Изображают игру на дудочке.
В сарафане красненьком Заплясала Настенька. Пляшут.

638

5. Игра «Когда это бывает?» [Развитие слухового внимания, мышления, памяти.]

Логопед приглашает детей за стол.

Логопед. А теперь я буду читать вам загадки о временах года, а вы будете отгадывать, когда это бывает.

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Дети. Летом.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Летом солнышко горячее. Оно печет.

Логопед. Верно. Слушайте следующую загадку.

Это кто кусты, газоны

Разукрасил в цвет зеленый?

Дети. Лето.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Летом зеленые листики и трава на газонах.

Логопед. Молодцы! Вы отгадали очень трудные загадки.

6. Упражнение «Буква потерялась». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и печатания букв.]

Логопед раздает детям тетради №3 (с. 25) и простые карандаши.

Логопед. Посмотрите на картинки. Что нарисовал художник?

Дети. Это танк и кит.

Логопед. Прочитайте слова рядом с картинками. Какой буквы не хватает в слове танк?

Дети. Буквы К.

Логопед. Допишите эту букву. А какой буквы не хватает в слове кит?

Дети. Буквы Т.

Логопед. Допишите эту букву. Еще раз прочитайте получившиеся слова. Вечером вы можете раскрасить картинки на этой странице.

639

7. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада шипящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Лопата», «Вкусное варенье», «Прятки», «Чашечка», которые они научились делать на предыдущих занятиях. Для сопровождения артикуляционной гимнастики логопед использует игрушки.

Каждое упражнение повторяется 3—4раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслаб­ления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.

8. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие фонематических представлений.]

Логопед раздает детям по два флажка разного цвета.

Логопед. А теперь встаньте около стульчиков. Повернитесь ко мне лицом. Я буду произносить звуки, а вы будете поднимать желтый флажок, если услышите звук [т], и зеленый, если услышите звук [к]. Если вы услышите другие звуки, не поднимайте флажки. Т, М, Н, К, У, К, Т, Н, А, К.

А теперь так же поступим со слогами — маленькими частями слов. Ку, ми, па, но, от, ка, ко, ты, то, ак.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы. Вы очень внимательны. Теперь будете различать эти же звуки в словах. Мак, рот, сын, ком, торт, пол, кран, тапки, кошка, крыша.

Дети на звук [т] поднимают желтый флажок, а на звук [к] — зеленый.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед собирает флажки.

Логопед. Как всегда, давайте вспомним, о чем мы беседовали сегодня.

Дети. Мы говорили о лете.

Логопед. Что мы делали все вместе?

Дети. Мы составляли картину, рассказывали о лете, играли с разноцветными флажками, раскрашивали картинку, писали буквы и читали.

640

Логопед. Мне очень понравилось, как вы выполняли задания. Вы стали совсем большими, многому научились, с вами очень интересно.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето. Цветы на лугу». Совершенствование навыка чтения и печатания.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых на­выков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, чувства ритма, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Искусственные полевые цветы, предметные картинки с изображениями полевых цветов[20].

Предварительная работа. Разучивание стихотворений и загадок о полевых цветах, подвижной игры «Речка», рассматривание изображений полевых цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета с букетом искусственных полевых цветов в руках. Дети выбирают по одному цветку и проходят в кабинет. У логопеда в руках остаются колокольчики.

Логопед. Назовите цветы, которые вы выбрали.

1-й ребенок. Клевер.

2-й ребенок. Ромашка.

3-й ребенок. Василек.

4-й ребенок. Одуванчик.

Логопед. Правильно. Вы узнали цветы, которые выбрали, а теперь вспомните, когда цветут эти цветы.

641

Дети. Они цветут летом.

Логопед. Правильно. И сегодня мы поговорим о лете и полевых цветах.

2. Упражнение «Сплетем венок». [Развитие тонкой моторики, памяти. Работа над четкостью дикции. Формирование навыков сотрудничества.]

Логопед предлагает детям занять места за столом.

Логопед. Кто-нибудь из вас умеет плести венки из цветов? Не умеете? Давайте поучимся делать это. Но мы будем не просто плести венок, а еще и рассказывать стихи о цветах, из которых его плетем. Смотрите и слушайте, как это делаю я.

Колокольчики-звоночки Я вплету в веночек дочке.

Логопед показывает, как нужно приплетать один цветок к другому, а потом оказывает помощь каждому из детей.

1-й ребенок. Одуванчик у дорожки

Как воздушный шар на ножке.

2-й ребенок. Клевер душистый цветет на лугу.

Глаз от него оторвать не могу.

3-й ребенок. В чистом поле у реки

Словно звезды васильки.

4-й ребенок. Ромашка белоснежная.

Она такая нежная.

Логопед. Вот какой замечательный венок у нас получился, потому что мы работали дружно и помогали друг другу. Давайте похлопаем себе.

3. Составление рассказов-описаний о цветах по предложенному плану и образцу. [Развитие связной речи.]

Логопед убирает венок и помещает на магнитную доску картинки с изображениями полевых цветов.

Логопед. А теперь давайте попробуем рассказать о цветах, которые вы видите на картинках. Вы помните, как они называются?

Дети. Ромашка, василек, колокольчик, клевер, лютик.

642

Логопед. Послушайте мой рассказ о лютике. Это лютик. Он красивый, золотистый. У него желтые лепестки, резные листочки и тонкий стебелек. Итак, сначала вы назовете цветок, потом рас­скажете о том, какой он, затем опишите, какие у него лепестки, стебель и листики.

Дети по очереди составляют описательные рассказы. Если нужно, логопед оказывает им помощь.

4. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Логопед убирает картинки с магнитной доски.

Логопед. Вы составили очень хорошие рассказы. Посмотрим, умеете ли вы внимательно слушать. Сейчас я буду перечислять названия растений, а вы будете объяснять, какое из них лишнее и почему. Ромашка, одуванчик, огурец, колокольчик — что лишнее?

1-й ребенок. Лишний огурец.

Логопед. Почему ты так думаешь?

1-й ребенок. Это не цветок. Это овощ.

Логопед. Верно. Слушайте еще одну цепочку слов. Яблоко, груша, василек, слива — что лишнее?

2-й ребенок. Василек.

Логопед. Почему?

2-й ребенок. Это цветок. А яблоко, груша и слива — фрукты.

Логопед. Отлично. Следующая цепочка: подснежник, клевер, ромашка, мак — что лишнее?

3-й ребенок. Подснежник.

Логопед. Почему?

3-й ребенок. Он цветет весной.

Логопед. А все остальные цветы?

3-й ребенок. Летом.

Логопед. Правильно. И последняя цепочка: василек, коло­кольчик, незабудка, мак. Вспомните о том, какая окраска у этих цветов. Что лишнее?

4-й ребенок. Мак.

Логопед. Почему?

4-й ребенок. Он красный.

Логопед. А другие цветы?

4-й ребенок. Синие.

643

Логопед. Правильно. Вы и с этим заданием справились. Молодцы!

5. Упражнение «Найди гласный звук». [Развитие фонематических представлений.]

Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями мака, кота, кита.

Логопед. Посмотрите на картинки. Что на них нарисовано?

Дети. Мак, кот, кит.

Логопед. Еще раз произнесите слово «мак». Какой гласный звук вы слышите в этом слове?

Дети. А.

Логопед. Теперь произнесите слово «кот». А в этом слове какой гласный звук?

Дети. О.

Логопед. И теперь слово «кит». Какой гласный вы слышите в этом слове?

Дети. И.

Логопед. Верно. Молодцы!

6. Подвижная игра «Речка». [Координация речи с движением, закрепление умения двигаться по кругу в общем для всех темпе. Развитие чувства ритма, подражательности.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает немного отдохнуть.

К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Идут к центру круга, наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре — Вот как славно освежились. На каждую строчку четыре движения ладонями к лицу.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Идут по кругу, взявшись за руки.
Вместе — раз, это брасс, Показывают «брасс».
Одной, другой — это кроль, Показывают «кроль».
Все как один плывем как дельфин. Идут по кругу, сложив вытянутые руки.
Вышли на берег крутой И отправились домой. Меняют направление движения, маршируют.

644

7. Работа в тетради №3. Упражнение «Буква потерялась». [Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков печатания и чтения.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает открытые на с. 26 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Какие картинки вы видите в тетради?

Дети. Мы видим мак, кота и кита.

Логопед. Вы уже сказали, какие гласные звуки есть в словах, обозначающих эти картинки. А теперь посмотрите на слова рядом с картинками и подумайте, какие буквы потерялись в них. Какую букву вы вставите в первое слово?

Дети. Букву А.

Логопед. Правильно. Впишите букву А в это слово и прочитайте его.

Дети. Мак.

Логопед. Какую букву нужно вставить во второе слово?

Дети. Букву О.

Логопед. Какое слово получится? Впишите букву и прочитайте слово.

Дети. Кот.

Логопед. Отлично! Какой буквы не хватает в третьем слове?

Дети. Буквы И.

Логопед. Верно. Впишите букву и прочитайте слово.

Дети. Кит.

Логопед. Хорошо. Закройте тетради.

8. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада шипящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Лопата», «Вкусное варенье», «Прятки», «Чашечка», которые они научились делать на предыдущих занятиях. Для сопровождения артикуляционной гимнастики логопед использует игрушки.

Каждое упражнение повторяется 3—4раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.

645

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки, которые использовались для сопровождения гимнастики.

Логопед. О чем мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о цветах.

Логопед. Почему летом вырастает так много цветов в поле, на лугу, в лесу, хорошо растут цветы, которые посадили люди в саду и на улицах города?

Дети. Летом тепло, идут теплые дожди.

Логопед. Верно. А какие задания вам понравилось выполнять?

Дети. Писать и читать, составлять рассказы, играть на коврике.

Логопед. Вы отлично занимались сегодня. Молодцы!

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Лето. Цветы на лугу». Расширение естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков лета. Совершенствование навыка печатания.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, речевой активности, общей, тонкой и артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Мяч, серия сюжетных картинок «Подарок», «звучащий мячик», целые и разрезанные на части картинки с изображениями полевых цветов (4—6 частей, разные виды разреза), тетрадь №3 по числу детей, карандаши, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Подбор определений к изображениям полевых цветов.

646

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие памяти. Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений).]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с мячом в руках, здоровается с ними и сразу приглашает их на ковер.

Логопед. Давайте вспомним еще раз приметы лета. Будем бросать мяч друг другу и рассказывать, что происходит летом в природе, чем занимаются дети. Летом ярко светит и греет солнышко.

1-й ребенок. На деревьях зеленые листья.

2-й ребенок. В траве много цветов.

3-й ребенок. Созревают земляника и малина.

4-й ребенок. Вода теплая, и можно купаться.

Логопед. Дети много гуляют, играют в футбол.

1-й ребенок. Еще они катаются на велосипедах.

2-й ребенок. Они живут на даче.

3-й ребенок. И ходят в лес за грибами.

4-й ребенок. Или едут на море с папой и мамой.

Логопед. Молодцы! Вот как много вы знаете о лете. Сегодня у нас последнее подгрупповое занятие в этом году. Мы в последний раз поговорим о лете, о цветах на лугу. Мне хочется, чтобы вы показали, чему вы научились в этом году, как много узнали нового и интересного.

2. Составление рассказа по серии картинок «Подарок». [Развитие связной речи.]

Логопед раскладывает на ковре перед детьми серию картинок.

Логопед. Сегодня мы составим рассказ по серии картинок «Подарок». Но сначала их нужно разложить по порядку. Рассмотрите их и расставьте по порядку на мольберте.

Дети раскладывают картинки. Если нужно, логопед оказывает им помощь, направляет их действия, а затем предлагает сесть на стульчики перед мольбертом.

Логопед. Вы правильно разложили картинки, а теперь да­вайте расскажем, что нарисовано на каждой из них. Кого мы видим на первой картинке?

647

Дети. Мы видим девочку, ее маму, папу, бабушку и дедушку.

Логопед. Что делают взрослые и почему?

Дети. Они поздравляют девочку и дарят ей подарки. Наверное, у нее день рождения.

Логопед. Расскажите, что дарят девочке.

Дети. Бабушка дарит куклу, мама — букварь, папа — мяч. А дедушка несет клетку с кроликом.

Логопед. Мы не рассказали о времени года на картинке. Какое время года наступило? Почему вы так думаете?

Дети. Наступило лето. Девочка живет на даче. Кругом все зеленое. Много цветов. Светит яркое солнышко.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о лете. Молодцы! Теперь рассмотрим вторую картинку. Что делают девочка и дедушка?

Дети. Девочка и дедушка присели около клетки с кроликом. Девочка открыла клетку и гладит кролика. Он ей очень нра­вится.

Логопед. А что делают остальные взрослые?

Дети. Они смотрят на девочку и улыбаются.

Логопед. Кого мы видим вдалеке?

Дети. К девочке идут гости.

Логопед. Правильно. Давайте рассмотрим третью картинку. Что делают дети?

Дети. Подружка дарит девочке мишку, а мальчик — воздушные шары.

Логопед. Что в это время делает кролик?

Дети. Он убегает в кусты.

Логопед. Верно. Девочка забыла закрыть клетку, и кролик убежал от нее. Теперь посмотрите на четвертую картинку. Что делают дети?

Дети. Девочка хотела показать друзьям кролика. А он уже убежал. И девочка заплакала.

Логопед. Правильно. Рассмотрим следующую картинку. Что делают дети и взрослые?

Дети. Все ищут кролика. Бабушка заглядывает под стол. Мама ищет на клумбе, а дети — в кустах.

648

Логопед. Все расстроены и очень хотят помочь девочке. И чем же заканчивается эта история? Посмотрите на последнюю картинку.

Дети. На грядке сидит кролик и грызет капустный листок. Его увидел дедушка и показал детям. Дети обрадовались.

Логопед. Вот как хорошо все закончилось. Правда? А теперь давайте пойдем на коврик и поиграем.

3. Подвижная игра «На лужайке» (Повторение, см. с. 637.) [Координация речи с движением.]

4. Повторение рассказа по серии картинок логопедом. [Развитие речевого слуха. Создание целостного впечатления об изображенном на картинках.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики перед мольбертом.

Логопед. А теперь послушайте весь рассказ целиком. Вы будете рассматривать картинки, а я буду рассказывать. Если вы хотите, можете рассказывать вместе со мной.

Наступило лето. Светит яркое солнышко. Стало тепло. Аленка переехала жить на дачу. Сегодня у нее день рождения. Мама, папа, бабушка и дедушка поздравляют ее и дарят ей подарки. Бабушка дарит куклу, мама — букварь, папа — мяч, а дедушка — живого белого кролика. Кролик очень понравился Аленке. Она открыла клетку и стала его гладить.

В это время к Аленке пришли гости, ее друзья. Машенька принесла ей мишку, а Илюша — воздушные шары. Аленка подошла к гостям и забыла закрыть клетку. Пока девочка принимала поздравления, кролик убежал в кусты. Аленка хотела показать кролика друзьям и увидела, что он исчез. Девочка чуть не заплакала. Все бросились искать беглеца. Бабушка заглядывает под стол. Мама ищет на клумбе, а дети — в кустах.

Вдруг дедушка увидел кролика. Проказник сидел на грядке и с аппетитом грыз капустный листок. Дедушка позвал детей и показал им беглеца. Как все были рады!

5. Игра «Кто больше?» [Подбор слов на заданные звуки. Развитие фонематических представлений.]

Логопед убирает серию картинок и предлагает детям пройти за стол.

649

Логопед. А теперь поиграем с волшебным «звучащим мячиком». Послушайте, как мелодично он звучит.

Логопед показывает, как звучит мячик. Дети по очереди берут его в руки и слушают, как звенит колокольчик в нем.

Логопед. С какого звука начинается слово «кролик»?

Дети. Со звука [к].

Логопед. Верно. Тот, к кому прикатится от меня волшебный мячик, должен будет вспомнить слово, в котором есть этот звук, и вернуть мячик мне.

Все дети подбирают по одному слову.

Логопед. Ас какого звука начинается имя друга Аленки — Ильи?

Дети. Со звука [и].

Логопед. Теперь тот, к кому я прикачу мяч, должен вспомнить слово со звуком [и] и вернуть мяч мне.

Дети подбирают по одному слову.

Логопед. Молодцы! Очень хорошо!

6. Разрезные картинки «Полевые цветы». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Полевые и луговые цветы».]

Логопед убирает «звучащий мячик» и раздает детям конверты с картинками.

Логопед. Достаньте картинки, рассмотрите и назовите их.

Дети. Ромашка, колокольчик, василек, незабудка.

Логопед. Положите картинки перед собой. Достаньте части разрезанных картинок, сложите такие же картинки, как те, что вы назвали.

Дети собирают картинки.

Логопед. Молодцы. А теперь расскажите о цветах. Какие они?

1-й ребенок. Ромашка белая, красивая.

2-й ребенок. Колокольчик синий, маленький.

3-й ребенок. Василек синий, резной.

4-й ребенок. Незабудка голубая, нежная.

Логопед. Хорошо. А теперь давайте перечислим, что можно делать с полевыми цветами.

Дети. На них можно смотреть. Их можно собирать, рисовать, нюхать, дарить маме.

650

Логопед. Отлично. Молод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: