Рекомендации к работе над темой




§ Для овладения материалом темы необходимо усвоить основные понятия, показать различия и связи изучаемой науки с другими родственными ей науками.

§ При работе по книге Э.Сегена уяснить связь ряда современных положений с научными исследованиями прошлого.

§ Для ответов на вопросы использовать конспект лекций и указанную литературу:

Основная: 1; 2; 3; 16; 21; 22; 30; 33; 35

Дополнительная:

1. Власова Т. А. Вопросы специального обучения и воспитания в СССР // Дефектология. – 1972. - № 6.

2. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. – М., 1974.

Тема 2: Принципы, методы и приемы изучения психики школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные понятия: «закономерности» развития психики – «принципы» ее изучения. Общие для всех детей закономерности развития психики: -развития, -материалистического детерминизма, -взаимодействия биологического и социального факторов, -активности психического отражения, -единства сознания и деятельности, -поэтапного развития, -системности развития. Специфические закономерности, общие для всех детей с ОПФР: «-первичный симптом» в «психологической структуре развития», -своеобразие в развитии речи, -трудности в овладении понятиями, -изменение способности к восприятию, переработке, хранению и использованию информации (словесной и образной). Конкретные специфические закономерности для каждой группы детей с ОПФР. Специфически конкретные закономерности при интеллектуальной недостаточности: -слабость психической активности или активности психического отражения (Л. С. Выготский), -рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности (В. Г. Петрова), -возможность формирования нейропсихических связей на наглядной основе при частичном словесном опосредствовании, но одновременно путем постепенного «проторения», -с использованием названной возможности, по мере закрепления определенных знаний и умений, со все большим словесным опосредствованием (В. И. Лубовский). Методы и приемы изучения психики, психологические тесты. Проблема неразработанности специальных приемов и тестов для психодиагностики школьников с интеллектуальной недостаточностью (В. И. Лубовский).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «закономерности» развития психики и «принципы» ее изучения?

2. Что отражают общие принципы изучения психики детей с нормальным и отклоняющимся развитием?

3. В чем состоят специфические общие закономерности развития психики детей с ОПФР?

4. Что надо понимать под специфически конкретными закономерностями (особенностями) развития психики у детей с интеллектуальной недостаточностью?

5. Какие методы используются при изучении психики школьников с интеллектуальной недостаточностью?

6. Какие Вам известны приемы изучения индивидуальных особенностей психики учащихся?

7. Все ли приемы, по Вашему мнению, соответствуют субъективному опыту школьников?

8. По какому принципу следует производить отбор и преобразование распространенных методик в соответствии с особенностями «опыта» учеников?

9. На что следует ориентироваться при анализе результатов использованного приема: только на конечный «результат» или также – на «способы» выполнения задания?

Рекомендации к работе над темой

§ Овладеть основными понятиями, используя конспект лекций и рекомендованную литературу.

§ Усвоить положение об «общих», «специфических» и «конкретных» закономерностях развития при интеллектуальной недостаточности.

§ При изучении темы использовать конспект лекций и следующую литературу:

Основная: 1; 11; 12; 18; 24; 25; 34.

Дополнительная:

1. Венгер Л. А., Цеханская Л. И. О некоторых принципах диагностики умственного развития // Психодиагностика и школа. – Таллин, 1980.

2. Гуревич К. М. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемых // Психодиагностика и школа. – Таллин, 1980.

Тема 3: Проблема развития психики детей с ОПФР.

Основные понятия: объективное – субъективное, биологическое – социальное, деятельность – сознание, активность психического отражения (психическая активность); высшие психические функции – относительно элементарные формы (уровни) развития психических функций; развитие – обучение; объективный общественно-исторический опыт; субъективный личный опыт школьника; возрастные этапы развития, ведущие виды деятельности; общие с нормой и специфические закономерности развития детей с ОПФР.

Вопросы для самоконтроля

1. Как нужно понимать термин «биологический фактор» развития?

2. В чем состоит «социальный фактор» развития?

3. Что такое объективный общественно-исторический опыт?

4. Что такое субъективный личный опыт ребёнка?

5. Какую роль в развитии психики играет обучение?

6. Что означают термины «высшие психические функции» (ВПФ) и «относительно элементарные» формы (уровни) в развитии ВПФ?

7. В чем состоит взаимодействие биологического и социального факторов, опосредованное «психической активностью» (активностью психического отражения)?

8. В чем состоит единство деятельности и сознания?

9. Какие выделяют возрастные этапы в развитии ребенка и ведущие виды деятельности на каждом этапе?

10. Как проявляется замедленность поэтапного и системного развития психики при ОПФР?

11. Почему обычные условия развития являются недостаточными для развития психики детей с ОПФР?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: