Объём учебной дисциплины и виды учебной работы




Негосударственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«КОЛЛЕДЖ МЕНЕДЖМЕНТА (ТЕХНИКУМ)»

 

 

Утверждаю

Директор НОУ СПО

«Колледж менеджмента (техникум)»

__________________________ С.А.Кузнецов

«____»_________________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 ОСНОВЫФИЛОСОФИИ

Для специальности

Право и организация социального обеспечения

Архангельск 2015

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе федерального государственного образовательного Стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ( далее - СПО) 40.02.01«Право и организация социального обеспечения» (базовая подготовка) утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 года № 508.

 

Организация-разработчик: Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж менеджмента (техникум)»

 

 

Разработчик: Колмогорцев Ю.А. – преподаватель НОУ СПО «Колледж менеджмента (техникум)»

 

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению на методической

комиссии колледжа

Протокол № 1 от 15 сентября 2015 г.

Председатель ______________ Ю.В. Замятина

 

 

 

 

 

 
 
 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины................................. 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины......................................... 5

3. Условия реализации программы учебной дисциплины........................... 17

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины............. 19


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

 

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной программы.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- владеть навыками аргументированного письменного и устного изложения собственной точки зрения по философским проблемам;

- владеть навыками ведения дискуссии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента 62 часа, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 14 часов, самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка для заочного отделения:  
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов  
В том числе домашняя контрольная работа  
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Введение    
Тема 1. 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Содержание учебного материала    
Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Составление таблицы «Формы мировоззрения, их специфика». Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, наука».        
Раздел 2. История развития мировой философии.    
Тема 2.1. Зарождение философии. Античная философия.   Содержание учебного материала    
Общие закономерности развития философии Востока Запада. Философия античности: натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме. Философия раннего эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка рефератов «Философское учение Платона», «Философское учение Эпикура».    
Тема 2.2. Философия средних веков. Содержание учебного материала    
Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии. Периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Основные проблемы средневековой философии».    
Тема 2.3. Философия эпохи Возрождения. Содержание учебного материала    
Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Мистический пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии, мира и человека в трудах Э.Роттердамского, М.Лютера. Концепция гуманистического индивидуализма М.Монтеня. Идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов Н.Макиавелли. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Основные проблемы философии», «Философское учение У. Оккам».    
Тема 2.4. Философия эпохи Нового времени и Просвещения. Содержание учебного материала    
Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон: учение об «идолах». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт. Дедукция и рационалистическая интуиция. Экономические, социально – политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции. Учение о человеке и обществе. Философская концепция истории. Природа человека, «естественные права», естественное состояние и общественный договор (Гольбах, Дидро, Руссо).   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции». Подготовка реферата «Философское учение Ф. Бэкона», «Философское учение Д.Дидро».    
Тема 2.5. Немецкая классическая философия. Содержание учебного материала    
Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха. Критическая философия И.Канта, ее предмет и задачи. Основные принципы построения и содержания философской системы Гегеля. Понятие Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический характер материализма Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Критическая философия И. Канта»». Подготовка реферата «Философское учение Л. Фейербаха», «Философское учение И.Г. Фихте».    
Тема 2.6. Марксистская философия. Содержание учебного материала    
Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории, их содержание. Материя, движение, пространство, время. Материальное единство мира. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно – исторической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Марксистская философия истории». Подготовка презентации «К.Маркс, его роль в истории философии».    
Тема 2.7. Русская философия. Содержание учебного материала    
Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно – антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западниками (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначения, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьева.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Философия всеединства Вл. Соловьева». Подготовка реферата «Философское учение Л.Н. Толстого». Подготовка презентации «Западники и славянофилы о развитии России».    
Тема 2.8. Современная западноевропейская философия Содержание учебного материала    
Западная философия ХХ в., ее основные направления. Экзистенциализм, неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З. Фрейда, «архетипов» К.Юнга. Социально – исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М. Хайдеггера. Философия К. Ясперса: свобода, «пограничная ситуация».   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Основные положения психоанализа З.Фрейда». «Философское учение Д.Дидро». Заполнение таблицы «Современная западная философия».    
Раздел 3. Философские учения о бытии, материи, сознании и познании    
Тема 3.1. Философское учение о бытии.     Содержание учебного материала    
Основы философского учения о бытии. Основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия. Онтология как учение о бытии. Категория «бытие» и многообразие его определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Категории бытия человека: любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Объективная и субъективная реальности. Историческое изменение представлений о материи. Метафизическое и диалектико-материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство. Время, отражение, системность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Эссе «Категории бытия человека: приоритеты»    
Тема 3.2. Происхождение и сущность сознания. Содержание учебного материала    
Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция типов и форм отражения. Специфика отражения в неживой и живой природе. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Три формы самосознания. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Основные виды бессознательных процессов: сновидения, телепатия, ясновидение, интуиция, озарение. Теория архетипов К.Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Заполнение таблицы «Основные концепции происхождения сознания, их специфика». Эссе «Искусственный интеллект – путь в будущее?» Презентация «Мозг и его возможности» Реферат «К.Г. Юнг и его теория архетипов».    
Тема 3.3. Теория познания. Содержание учебного материала    
Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Многообразие форм духовно - практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Проблема истины. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовка истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка реферата «Сенсуализм»    
Тема 3.4. Природа как предмет философского осмысления. Содержание учебного материала    
Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество. Человеческая деятельность как специфический способ существования социального.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Природа как предмет философского осмысления».    
Тема 3.5. Проблема сущности человека в философии. Содержание учебного материала    
Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация личности.   2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка реферата «Душа как философская категория».    
Тема 3.6. Общество как система. Содержание учебного материала        
  Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы. Способ производства как материальная основа общества. Современная научно – техническая революция. Производственные отношения как отношения экономических интересов. Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей. Человек и общество. Политическая сфера жизни общества. Понятие политической организации общества. Субъекты политических отношений: государство, партии. Духовная сфера жизни общества. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание.   2,3
  Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Социальные институты».    
  Тема 3.7. Исторический процесс. Проблема типологии истории. Содержание учебного материала    
  Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения. Социальные противоречия как источник развития общества. Человек и исторический процесс. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н. Данилевского о культурно – исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенлер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К.Ясперс) Культура и цивилизация, критерии их типологии. Различия Востока и Запада как цивилизацинных типов. Особенности Российской культуры. Современные технократические концепции общества. Проблема образования единой мировой цивилизации.   2,3
  Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Концепции многообразия цивилизаций».    
  Тема 3.8 Проблемы и перспективы современной цивилизации. Содержание учебного материала    
  Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на земле. Пути преодоления глобальных проблем. Философия о возможных путях будущего развития человечества.   2,3
    Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Концепции многообразия цивилизаций». Подготовка проектов по теме: «Футурология и сценарии будущего развития человечества».    
    Дифференцированный зачёт    
    Всего:    
           

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельной выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: