Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«КОЛЛЕДЖ МЕНЕДЖМЕНТА (ТЕХНИКУМ)»
Утверждаю
Директор НОУ СПО
«Колледж менеджмента (техникум)»
__________________________ С.А.Кузнецов
«____»_________________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫФИЛОСОФИИ
Для специальности
Право и организация социального обеспечения
Архангельск 2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе федерального государственного образовательного Стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ( далее - СПО) 40.02.01«Право и организация социального обеспечения» (базовая подготовка) утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 года № 508.
Организация-разработчик: Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж менеджмента (техникум)»
Разработчик: Колмогорцев Ю.А. – преподаватель НОУ СПО «Колледж менеджмента (техникум)»
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению на методической
комиссии колледжа
Протокол № 1 от 15 сентября 2015 г.
Председатель ______________ Ю.В. Замятина
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины................................. 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины......................................... 5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины........................... 17
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины............. 19
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной программы.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- владеть навыками аргументированного письменного и устного изложения собственной точки зрения по философским проблемам;
- владеть навыками ведения дискуссии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 62 часа, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 14 часов, самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка для заочного отделения: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | |
В том числе домашняя контрольная работа | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел 1. Введение | |||||
Тема 1. 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. | Содержание учебного материала | ||||
Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Составление таблицы «Формы мировоззрения, их специфика». Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, наука». | |||||
Раздел 2. История развития мировой философии. | |||||
Тема 2.1. Зарождение философии. Античная философия. | Содержание учебного материала | ||||
Общие закономерности развития философии Востока Запада. Философия античности: натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме. Философия раннего эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка рефератов «Философское учение Платона», «Философское учение Эпикура». | |||||
Тема 2.2. Философия средних веков. | Содержание учебного материала | ||||
Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии. Периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Основные проблемы средневековой философии». | |||||
Тема 2.3. Философия эпохи Возрождения. | Содержание учебного материала | ||||
Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Мистический пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии, мира и человека в трудах Э.Роттердамского, М.Лютера. Концепция гуманистического индивидуализма М.Монтеня. Идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов Н.Макиавелли. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Основные проблемы философии», «Философское учение У. Оккам». | |||||
Тема 2.4. Философия эпохи Нового времени и Просвещения. | Содержание учебного материала | ||||
Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон: учение об «идолах». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт. Дедукция и рационалистическая интуиция. Экономические, социально – политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции. Учение о человеке и обществе. Философская концепция истории. Природа человека, «естественные права», естественное состояние и общественный договор (Гольбах, Дидро, Руссо). | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции». Подготовка реферата «Философское учение Ф. Бэкона», «Философское учение Д.Дидро». | |||||
Тема 2.5. Немецкая классическая философия. | Содержание учебного материала | ||||
Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха. Критическая философия И.Канта, ее предмет и задачи. Основные принципы построения и содержания философской системы Гегеля. Понятие Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический характер материализма Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Критическая философия И. Канта»». Подготовка реферата «Философское учение Л. Фейербаха», «Философское учение И.Г. Фихте». | |||||
Тема 2.6. Марксистская философия. | Содержание учебного материала | ||||
Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории, их содержание. Материя, движение, пространство, время. Материальное единство мира. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно – исторической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Марксистская философия истории». Подготовка презентации «К.Маркс, его роль в истории философии». | |||||
Тема 2.7. Русская философия. | Содержание учебного материала | ||||
Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно – антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западниками (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначения, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьева. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Философия всеединства Вл. Соловьева». Подготовка реферата «Философское учение Л.Н. Толстого». Подготовка презентации «Западники и славянофилы о развитии России». | |||||
Тема 2.8. Современная западноевропейская философия | Содержание учебного материала | ||||
Западная философия ХХ в., ее основные направления. Экзистенциализм, неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З. Фрейда, «архетипов» К.Юнга. Социально – исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М. Хайдеггера. Философия К. Ясперса: свобода, «пограничная ситуация». | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка сообщения «Основные положения психоанализа З.Фрейда». «Философское учение Д.Дидро». Заполнение таблицы «Современная западная философия». | |||||
Раздел 3. Философские учения о бытии, материи, сознании и познании | |||||
Тема 3.1. Философское учение о бытии. | Содержание учебного материала | ||||
Основы философского учения о бытии. Основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия. Онтология как учение о бытии. Категория «бытие» и многообразие его определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Категории бытия человека: любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Объективная и субъективная реальности. Историческое изменение представлений о материи. Метафизическое и диалектико-материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство. Время, отражение, системность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Эссе «Категории бытия человека: приоритеты» | |||||
Тема 3.2. Происхождение и сущность сознания. | Содержание учебного материала | ||||
Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция типов и форм отражения. Специфика отражения в неживой и живой природе. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Три формы самосознания. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Основные виды бессознательных процессов: сновидения, телепатия, ясновидение, интуиция, озарение. Теория архетипов К.Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Заполнение таблицы «Основные концепции происхождения сознания, их специфика». Эссе «Искусственный интеллект – путь в будущее?» Презентация «Мозг и его возможности» Реферат «К.Г. Юнг и его теория архетипов». | |||||
Тема 3.3. Теория познания. | Содержание учебного материала | ||||
Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Многообразие форм духовно - практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Проблема истины. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовка истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка реферата «Сенсуализм» | |||||
Тема 3.4. Природа как предмет философского осмысления. | Содержание учебного материала | ||||
Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество. Человеческая деятельность как специфический способ существования социального. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Природа как предмет философского осмысления». | |||||
Тема 3.5. Проблема сущности человека в философии. | Содержание учебного материала | ||||
Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация личности. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка реферата «Душа как философская категория». | |||||
Тема 3.6. Общество как система. | Содержание учебного материала | ||||
Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы. Способ производства как материальная основа общества. Современная научно – техническая революция. Производственные отношения как отношения экономических интересов. Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей. Человек и общество. Политическая сфера жизни общества. Понятие политической организации общества. Субъекты политических отношений: государство, партии. Духовная сфера жизни общества. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Социальные институты». | |||||
Тема 3.7. Исторический процесс. Проблема типологии истории. | Содержание учебного материала | ||||
Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения. Социальные противоречия как источник развития общества. Человек и исторический процесс. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н. Данилевского о культурно – исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенлер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К.Ясперс) Культура и цивилизация, критерии их типологии. Различия Востока и Запада как цивилизацинных типов. Особенности Российской культуры. Современные технократические концепции общества. Проблема образования единой мировой цивилизации. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Концепции многообразия цивилизаций». | |||||
Тема 3.8 Проблемы и перспективы современной цивилизации. | Содержание учебного материала | ||||
Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на земле. Пути преодоления глобальных проблем. Философия о возможных путях будущего развития человечества. | 2,3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Работа с учебником. Работа с философским словарем по категориям философии. Подготовка презентации «Концепции многообразия цивилизаций». Подготовка проектов по теме: «Футурология и сценарии будущего развития человечества». | |||||
Дифференцированный зачёт | |||||
Всего: | |||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельной выполнение деятельности, решение проблемных задач).