Во-первых, остается неясным, что означает «систематические занятия» (два раза или больше?).




Подготовлено экспертами

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

 

Информационная справка по результатам проведения правового анализа профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

 

Профессиональный стандарт (ПС) "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Вступил в силу с 01.01.2017 года.

 

ФГАУ "Федеральный институт развития образования" ("ФИРО"), город Москва
Директор Асмолов Александр Григорьевич

Ответственная организация-разработчик

Наименования организаций-разработчиков

 

  АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва
  АНО "Центр развития образования и сертификации персонала Универсум", город Челябинск
  Институт системного анализа и управления в профессиональном образовании ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов" (РУДН), город Москва
  НОЧУ ДПО "Медицинский стоматологический институт", город Москва
  ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск
  ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет культуры и искусств" (МГУКИ), город Москва
  ФГБОУ ДПО "Институт развития ДПО", город Москва
  ФГБОУ СПО "Санкт-Петербургский медико-технический колледж" Федерального медико-биологического агентства, город Санкт-Петербург

Обобщенные трудовые функции (ОТФ)

Код Наименование Уровень квалификации код Уровень (подуровень) квалификации
H Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации   Н/01.6 6.2
Н/02.6 6.2
Н/03.7 7.1
Н/04.7 7.1
I Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации   I/01.7 7.2
I/02.7 7.3
I/03.7 7.2
I/04.8 8.1
J Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации   J/01.7 7.3
J/02.8 8.2
J/03.8 8.2
J/04.8 8.2
J/05.8 8.2
J/06.8 8.3

 

По результатам проведенного правового анализа рабочая группа по организации применения профессиональных стандартов в отношении работников профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ отмечает следующее:

В системе образования применение профессиональных стандартов осуществляется с учетом требований ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которой, «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах». Таким образом, законодательно установлен ценз необходимости соблюдения квалификационных требований при выполнении педагогической деятельности.

Указанная норма означает, что в организациях высшего образования на должностях профессорско-преподавательского состава (ППС) могут работать исключительно лица, отвечающие данным требованиям.

При этом сама формулировка нормы закона представляется спорной. С одной стороны, она носит альтернативный характер: квалификационные справочники и (или) профессиональные стандарты. С другой стороны, в большинстве случаев на должности ППС одновременно распространяются требования соответствующего квалификационного справочника и профессионального стандарта, что позволяет, используя союз «и», трактовать нормативный текст в ключе суммирования требований, указанных в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте, что концептуально неверно, но формально допустимо.

Возникают ключевые вопросы:

- смогут ли образовательные организации высшего образования выполнить требования, закрепленные в ПС "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"?

- каким образом это скажется на эффективности функционирования системы высшего образования?

Необходимо также отметить риски организаций высшего образования:

- наличие в штате научно-педагогических работников (НПР), не соответствующих квалификационным требованиям ПС и (или) КС, может привести к лишению образовательной организации лицензии на образовательную деятельность и к взысканию с уполномоченного должностного лица заработной платы, незаконно выплаченной такому работнику. Кроме того, в соответствии с новой концепцией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++) соблюдение требований профессионального стандарта педагога становится предметом проверок Рособрнадзора в рамках государственной аккредитации.

- выполнение работ персоналом не соответствующим квалификационным требованиям может привести к правовым последствиям не только дисциплинарного, но административного и уголовного характера.

Недостатки, выявленные при анализе содержания профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Традиционный подход по предъявлению требований к опыту практической работы. В качестве основного (и подчас - единственного) критерия выбран стаж научно-педагогической работы. Такое требование является значительным препятствием для привлечения к преподаванию по программам высшего образования и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень, высококвалифицированных практиков, научных работников, не относящихся к числу НПР, и отдельных категорий педагогических работников. Например, «старшему преподавателю» необходимо при отсутствии ученой степени (звания) иметь стаж научно-педагогической работы не менее трех лет. Другие виды стажа не могут учитываться.

Подход, в соответствии с которым ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели не смогут принимать участие в реализации программ специалитета, магистратуры, аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, а также ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации. Например, «старший преподаватель» с ученой степенью и званием не может читать в магистратуре профильные дисциплины в области своих научных и профессиональных интересов только потому, что не находится на должности «доцента». При этом доценты, не обладающие необходимой специализацией, обязаны вести указанные дисциплины.

Подобное искусственное ограничение существенно изменит организационно-штатную структуру организаций высшего образования и значительно скажется на качестве образования. Подчинение логики учебного процесса исключительно формально-должностному принципу не может привести к повышению его качества.

2.3. Наличие значительного количества неизмеримых и неопределенных по содержанию требований к опыту практической работы. Например, императивное требование - «систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической (?) деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу (дисциплине, модулю)».

Во-первых, остается неясным, что означает «систематические занятия» (два раза или больше?).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: