Во-вторых, каким образом доказывать и, соответственно, проверять факт подобных систематических занятий при приеме на работу.




В-третьих, указанное требование никак не связано с оценкой качества выполняемых работ, а исключительно с фактом их выполнения. И, главное, почему научная, методическая и др. виды деятельности привязаны исключительно к направленности программы или преподаваемому учебному курсу (дисциплине, модулю)? Разве в современной организации высшего образования не может быть научной, методической и иной деятельности, осуществляемой в рамках деятельности кафедры, департамента, факультета, института или вуза в целом, в которых работнику в рамках своей трудовой функции необходимо, а зачастую полезно для квалификационного развития, принимать участие?

2.4. Статьей 47 ФЗ «Об образовании в РФ» прямо установлено право педагогическим работникам на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, в соответствии с которым у работодателя напрямую возникает обязанность по направлению педагогического работника на дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года.

В профессиональном стандарте для всех ОТФ ППС в противоречие норме закона установлена лишь рекомендация на обучение научно-педагогических работников по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

2.5. В числе требований к образованию профессиональный стандарт не учитывает наличие успешно завершенных программ профессиональной переподготовки на базе высшего профессионального образования (специалитета, магистратуры), в том числе профессиональных переподготовок с присвоением дополнительной квалификации (МВА и др. аналогичные программы). Таким образом, многие представители бизнес-элиты и высококвалифицированные практики, имеющие как российские, так и зарубежные степени (прикладные квалификации, дополнительные квалификации) в области бизнес-образования лишены права претендовать на должность доцента или профессора.

Не учтен международный опыт, так, например, Перечень докторских степеней в системе аттестации ЮНЕСКО на базе Международной стандартной классификации образования МСКО 2011 (с изм. в 2013 г.) включает в себя 392 позиции докторских степеней, многие из которых носят прикладной характер. Такие несовременные требования в профессиональном стандарте приведут к ускоренному вымыванию из числа работников организаций высшего образования высококвалифицированных практиков, которых удалось привлечь к преподавательской деятельности за последние два десятилетия ведущим российским университетам.

Анализ обобщенных трудовых функций.

ОТФ «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» (код H). Установлено требование к образованию: высшее образование – специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Данное требование не учитывает ситуации, когда учебный курс (дисциплина, модуль) носит комплексный межотраслевой и (или) междисциплинарный характер. В подобной ситуации работник должен иметь не одно, а несколько образований соответствующего направления (профиля) или работодателю придется отказаться от подобных весьма востребованных учебных курсов.

В «требованиях к опыту практической работы» также закрепляется, что при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу (дисциплине, модулю) работнику необходимо иметь опыт работы в области преподавательской деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующий преподаваемому учебному курсу (дисциплине, модулю). При этом отсутствуют минимальные ограничения по стажу (это может быть, например, один день).

Установлено обязательное требование к «преподавателю» при отсутствии ученой степени (звания) иметь стаж работы в образовательной организации не менее одного года. В данном случае привязка требования не к трудовой функции, выполняемой работником, а факту наличия трудовых отношений с образовательной организацией по любой должности (профессии) (например, дворник, уборщица, грузчик) никак не связано с необходимостью обеспечить преподавателю соответствующий уровень квалификации для занятия должности.

3.2. ОТФ «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» (код I). Соответствующей ОТФ полностью свойственны все ошибки и дефекты, присущие ОТФ«Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» (код H).

Необходимо также особо отметить, что указанная ОТФ не предоставляет возможность доцентам участвовать в преподавании по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации.

3.3. ОТФ «Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» (код J), является наиболее спорной как с юридической, так и методологической точки зрения, т.к. предоставляет право преподавания на соответствующих программах исключительно профессорам. При этом требования к занятию должности профессора значительно снижены по сравнению с квалификационным справочником – наличие ученой степени (звания) и стаж научно-педагогической деятельности не менее пяти лет. Таким образом, отличия между должностями доцента и профессора практически стерты (единственная разница – два года научного-педагогического стажа).

3.4. Многие дополнительные требования носят неконкретный и неизмеримый характер. Например, ТФ «Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану (J/03.8). Для выполнения указанной ТФ требуется опыт осуществления научно-исследовательской деятельности, подтвержденный публикациями по ее результатам в ведущих отечественных (или) зарубежных журналах и изданиях и участием в национальных и международных конференциях. Не определены критерии для «ведущих отечественных (или) зарубежных журналах и изданиях», а также что означает «участие в национальных и международных конференциях»?

3.5. Перечень необходимых работнику в рамках отдельных ТФ умений и знаний сформулирован со значительными юридическими и методологическими ошибками. Так, например, в число необходимых знаний в рамках ОТФ H/01.6 включено знание современных образовательных технологий профессионального образования. Авторы профессионального стандарта не учли, что в системе образования РФ отдельно выделяется профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: