ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА




Свя­щен­но­му­че­ник Петр (в ми­ру Петр Фе­до­ро­вич По­лян­ский) ро­дил­ся 28 июня 1862 го­да в се­ле Сто­ро­же­вом Ко­ро­то­як­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской епар­хии в бла­го­че­сти­вой се­мье при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка.

 

В 1885 го­ду он по пер­во­му раз­ря­ду за­кон­чил пол­ный курс Во­ро­неж­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии и был опре­де­лен на долж­ность пса­лом­щи­ка при церк­ви се­ла Де­ви­цы в род­ном ему Ко­ро­то­як­ском уез­де. Два го­да спу­стя бу­ду­щий Ме­сто­блю­сти­тель Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла был при­нят воль­но­слу­ша­те­лем, а по­сле сда­чи эк­за­ме­нов – сту­ден­том Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В сту­ден­че­ские го­ды он, по вос­по­ми­на­ни­ям его со­курс­ни­ка мит­ро­по­ли­та Ев­ло­гия, от­ли­чал­ся бла­го­ду­ши­ем, по­кла­ди­сто­стью, доб­ро­же­ла­тель­но­стью (Мит­ро­по­лит Ев­ло­гий. Путь мо­ей жиз­ни. Па­риж, 1947, с. 38). Ака­де­мию он за­кон­чил в 1892 г. со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, по­лу­чен­ной за кур­со­вое со­чи­не­ние «О пас­тыр­ских по­сла­ни­ях», и был остав­лен при Ака­де­мии по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра.

Од­новре­мен­но с ис­пол­не­ни­ем мно­го­труд­ных и хло­пот­ных обя­зан­но­стей по­мощ­ни­ка ин­спек­то­ра бу­ду­щий свя­ти­тель без­воз­мезд­но пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в част­ном жен­ском учи­ли­ще Сер­ги­е­ва По­са­да. По­ми­мо это­го он про­хо­дил еще долж­ность сек­ре­та­ря Об­ще­ства спа­се­ния на во­дах. При боль­шой за­гру­жен­но­сти цер­ков­ны­ми и об­ще­ствен­ны­ми по­слу­ша­ни­я­ми Петр Фе­до­ро­вич По­лян­ский на­хо­дил вре­мя и для на­уч­ных за­ня­тий, ра­бо­тал над ма­ги­стер­ской дис­сер­та­ци­ей на те­му: «Пер­вое по­сла­ние св. Апо­сто­ла Пав­ла к Ти­мо­фею. Опыт ис­то­ри­ко-эк­зе­ге­ти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния», ко­то­рую успеш­но за­щи­тил в 1897 го­ду. В 1895 го­ду бу­ду­щий свя­ти­тель – в долж­но­сти цер­ков­но­го ста­ро­сты у се­бя на ро­дине, в се­ле Сто­ро­же­вом Во­ро­неж­ской епар­хии. За осо­бое усер­дие в бла­го­укра­ше­нии при­ход­ско­го хра­ма Бо­го­яв­ле­ния он был удо­сто­ен ар­хи­пас­тыр­ской при­зна­тель­но­сти.

В 1896 го­ду он в те­че­ние недол­го­го вре­ме­ни пре­по­да­вал гре­че­ский язык в Зве­ни­го­род­ском ду­хов­ном учи­ли­ще.

В де­каб­ре 1896 го­да Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да Петр Фе­до­ро­вич По­лян­ский был на­зна­чен смот­ри­те­лем Жи­ро­виц­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща.

Рев­ность о де­ле Бо­жи­ем, за­ме­ча­тель­ные адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти сде­ла­ли из него пре­крас­но­го тру­же­ни­ка на ни­ве цер­ков­но­го адми­ни­стра­тив­но-пе­да­го­ги­че­ско­го слу­же­ния. Бу­ду­щий свя­ти­тель при­вел Жи­ро­виц­кое учи­ли­ще, по от­зы­ву ре­ви­зо­ра Неча­е­ва, в бле­стя­щее со­сто­я­ние. За усерд­ную и пло­до­твор­ную служ­бу он был в 1899 го­ду удо­сто­ен ор­де­на св. Ста­ни­сла­ва 3 сте­пе­ни, а в 1903 г. по­жа­ло­ван тем же ор­де­ном 2 сте­пе­ни.

В Жи­ро­ви­цах, как и ра­нее в Сер­ги­е­вом По­са­де, свя­щен­но­му­че­ник Петр слу­же­ние Церк­ви со­че­тал со слу­же­ни­ем об­ще­ству, участ­вуя в пер­вой все­рос­сий­ской пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, ис­пол­няя обя­зан­но­сти чле­на-со­рев­но­ва­те­ля По­пе­чи­тель­ства о на­род­ной трез­во­сти, по­чет­но­го ми­ро­во­го судьи Сло­ним­ско­го окру­га. 10 лет бу­ду­щий мит­ро­по­лит тру­дил­ся в Жи­ро­виц­ком учи­ли­ще, в сте­нах древ­ней оби­те­ли, од­но­го из фор­по­стов Пра­во­сла­вия на за­па­де Рос­сии.

В 1906 го­ду он был пе­ре­ме­щен в сто­ли­цу Им­пе­рии Пе­тер­бург, на долж­ность млад­ше­го по­мощ­ни­ка пра­ви­те­ля дел Учеб­но­го Ко­ми­те­та при Свя­тей­шем Си­но­де; впо­след­ствии он стал чле­ном Учеб­но­го Ко­ми­те­та, ис­пол­няя глав­ным об­ра­зом обя­зан­но­сти ре­ви­зо­ра ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний. При пе­ре­во­де из Жи­ро­виц в Пе­тер­бург свя­щен­но­му­че­ник Петр об­на­ру­жил под­лин­но хри­сти­ан­ское бес­среб­рен­ни­че­ство; жа­ло­ва­ние его уба­ви­лось в два с по­ло­ви­ной ра­за; он ли­шил­ся ка­зен­ной квар­ти­ры, ка­кую имел при учи­ли­ще. И это его но­вое недо­ста­точ­ное жа­ло­ва­ние оста­ва­лось неиз­мен­ным вплоть до 1915 го­да, ко­гда он уже был вы­со­ко­по­став­лен­ным чи­нов­ни­ком, имея чин дей­стви­тель­но­го со­вет­ни­ка. В 1915 го­ду, ко­гда в раз­га­ре бы­ла ин­фля­ция, его бу­ду­щий за­ме­сти­тель, а в ту по­ру на­чаль­ник, Пред­се­да­тель Учеб­но­го Ко­ми­те­та, ар­хи­епи­скоп Сер­гий (Стра­го­род­ский) хо­да­тай­ство­вал пе­ред ди­рек­то­ром Хо­зяй­ствен­но­го управ­ле­ния при Свя­тей­шем Си­но­де о по­вы­ше­нии ему жа­ло­ва­ния «в раз­ме­ре раз­не­сти меж­ду на­сто­я­щим его со­дер­жа­ни­ем и тем, ка­ким он поль­зо­вал­ся по долж­но­сти смот­ри­те­ля Жи­ро­виц­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, то есть в раз­ме­ре 1300 руб­лей раз­но­сти в со­дер­жа­нии и 390 руб­лей квар­тир­ных, все­го же в раз­ме­ре 1690 руб­лей в год». (РГА, ф. 802, он. 10, л. 59).

За вре­мя слу­же­ния в Учеб­ном Ко­ми­те­те свя­щен­но­му­че­ник Петр объ­ез­дил с ре­ви­зи­я­ми ед­ва ли не всю Рос­сию, об­сле­до­вав со­сто­я­ние ду­хов­ных се­ми­на­рий, епар­хи­аль­ных жен­ских учи­лищ в Кур­ской, Нов­го­род­ской, Во­ло­год­ской, Ко­стром­ской, Мин­ской и в ря­де дру­гих епар­хий, по­бы­вав в Си­би­ри, на Ура­ле, в За­кав­ка­зье. И по­сле каж­дой та­кой по­езд­ки им соб­ствен­но­руч­но со­став­лял­ся по­дроб­ный, об­сто­я­тель­ный от­чет, в ко­то­ром пред­ла­га­лись умест­ные ме­ры по улуч­ше­нию со­сто­я­ния об­сле­до­ван­ной шко­лы.

В Пе­тер­бур­ге свя­щен­но­му­че­ник Петр близ­ко по­зна­ко­мил­ся с ар­хи­епи­ско­пом Ли­тов­ским Свя­ти­те­лем Ти­хо­ном. Еще со вре­ме­ни служ­бы в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии он был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях с бу­ду­щим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Сер­ги­ем. Так Гос­подь про­мыс­ли­тель­но со­еди­нил его уза­ми друж­бы с дву­мя дру­ги­ми Пред­сто­я­те­ля­ми Рус­ской Церк­ви пе­ри­о­да го­не­ний на нее.

За вы­да­ю­щи­е­ся успе­хи на по­при­ще цер­ков­но­го адми­ни­стра­тив­но-пе­да­го­ги­че­ско­го слу­же­ния Петр Фе­до­ро­вич По­лян­ский в 1916 го­ду был по­жа­ло­ван вы­со­ким ор­де­ном св. Вла­ди­ми­ра.

В 1917 го­ду Рос­сия и Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь всту­пи­ли на путь тяж­ких ис­пы­та­ний. Вско­ре по­сле при­хо­да к вла­сти боль­ше­ви­ков, в ян­ва­ре 1918 го­да, был из­дан Де­крет об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства, ко­то­рый сре­ди про­чих дис­кри­ми­на­ци­он­ных мер, ли­шал Цер­ковь прав юри­ди­че­ско­го ли­ца и преду­смат­ри­вал кон­фис­ка­цию все­го цер­ков­но­го иму­ще­ства. финан­си­ро­ва­ние из каз­ны всех цер­ков­ных учре­жде­ний, в том чис­ле и Учеб­но­го Ко­ми­те­та при Свя­щен­ном Си­но­де, пре­кра­ти­лось.

В 1918 го­ду Учеб­ный Ко­ми­тет был за­крыт, и свя­щен­но­му­че­ник Петр пе­ре­ехал в Моск­ву, где при­нял уча­стие в де­я­ни­ях По­мест­но­го Со­бо­ра, со­стоя в его сек­ре­та­ри­а­те. На Со­бо­ре бы­ло воз­об­нов­ле­но его близ­кое зна­ком­ство со Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном.

В 1920 го­ду Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Рос­сии Ти­хон пред­ло­жил свя­щен­но­му­че­ни­ку Пет­ру при­нять по­стриг, свя­щен­ство и епи­скоп­ство и стать ему по­мощ­ни­ком в де­лах цер­ков­но­го управ­ле­ния. Пред­ло­же­ние это бы­ло сде­ла­но в по­ру кро­ва­вых го­не­ний на Цер­ковь, ко­гда за­му­че­ны бы­ли уже ты­ся­чи свя­щен­но­слу­жи­те­лей и бо­лее де­ся­ти ар­хи­ере­ев, ко­гда епи­скоп­ство, как и в древ­ние вре­ме­на, су­ли­ло не по­чет и без­бед­ную жизнь, а гол­гоф­ские стра­да­ния. И свя­щен­но­му­че­ник Петр от­нес­ся к при­зы­ву Пер­во­свя­ти­те­ля как к при­зы­ву свы­ше, от Бо­га. В ту по­ру он жил в Москве, в до­ме сво­е­го бра­та, свя­щен­ни­ка церк­ви Ни­ко­лы-на-Стол­пах Ва­си­лия По­лян­ско­го. По­ве­дав бра­ту и род­ным о пред­ло­же­нии Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха, он ска­зал: «Я не мо­гу от­ка­зать­ся. Ес­ли я от­ка­жусь, то я бу­ду пре­да­те­лем Церк­ви, но ко­гда со­гла­шусь, – я знаю, я под­пи­шу сам се­бе смерт­ный при­го­вор».

Так, в 58-лет­нем воз­расте он вы­брал сте­зю, ко­то­рая по его же сло­вам, ока­зав­шим­ся про­ро­че­ски­ми, воз­ве­ла его на Гол­го­фу. Бу­ду­щий Пред­сто­я­тель Рус­ской Церк­ви при­нял по­стриг и бла­го­дать свя­щен­ства от ру­ки мит­ро­по­ли­та Сер­гия, ко­то­ро­го он впо­след­ствии на­зна­чит сво­им За­ме­сти­те­лем, а его хи­ро­то­нию во епи­ско­па По­доль­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской Епар­хии, воз­гла­вил Свя­тей­ший Пат­ри­арх.

Сра­зу по­сле хи­ро­то­нии епи­скоп Петр был аре­сто­ван и со­слан в Ве­ли­кий Устюг. Там он жил вна­ча­ле у зна­ко­мо­го свя­щен­ни­ка, по­том в сто­рож­ке при го­род­ском со­бо­ре. В ссыл­ке он имел воз­мож­ность со­вер­шать Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в со­слу­же­нии ве­ли­ко­устюж­ско­го ду­хо­вен­ства.

По­сле осво­бож­де­ния Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на из-под аре­ста мно­гие со­слан­ные и то­мив­ши­е­ся в за­клю­че­нии ар­хи­ереи и свя­щен­ни­ки по­лу­чи­ли воз­мож­ность вер­нуть­ся к сво­е­му слу­же­нию. Сре­ди них был и епи­скоп По­доль­ский Петр. Воз­вра­тив­шись в Моск­ву, он стал бли­жай­шим по­мощ­ни­ком Пер­во­свя­ти­те­ля, был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па, по­том мит­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го и вклю­чен в со­став Вре­мен­но­го Пат­ри­ар­ше­го Си­но­да.

По воз­вра­ще­нии Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на к цер­ков­но­му управ­ле­нию, при­хо­ды, за­хва­чен­ные об­нов­лен­ца­ми, пе­ре­хо­ди­ли под омо­фор Пер­во­свя­ти­те­ля; свя­щен­ни­ки, под­чи­нив­ши­е­ся рас­коль­ни­че­ско­му ВЦУ, при­но­си­ли по­ка­я­ние в со­вер­шен­ной ими из­мене. Пе­ред угро­зой по­те­ри вли­я­ния и вла­сти, пред­во­ди­те­ли рас­ко­ла ищут объ­еди­не­ния с Пат­ри­ар­шей Цер­ко­вью, на­де­ясь при под­держ­ке го­ни­те­лей Церк­ви – граж­дан­ских вла­стей – воз­гла­вить ее. В окру­же­нии Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха часть епи­ско­пов го­то­ва бы­ла ис­кать ком­про­мис­са с рас­коль­ни­ка­ми; но сре­ди ар­хи­ере­ев, твер­до вы­сту­пив­ших то­гда про­тив ка­ких бы то ни бы­ло усту­пок об­нов­лен­цам, был свя­щен­но­му­че­ник Петр. На со­ве­ща­нии епи­ско­пов, со­сто­яв­шем­ся в Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре в кон­це сен­тяб­ря 1923 г., он вы­ска­зы­вал­ся про­тив ком­про­мис­са с рас­коль­ни­ка­ми. И эта ли­ния цер­ков­ной по­ли­ти­ки по­бе­ди­ла.

В по­след­ние ме­ся­цы ис­по­вед­ни­че­ско­го жи­тия Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на его вер­ным пер­вым по­мощ­ни­ком во всех де­лах цер­ков­но­го управ­ле­ния, в том чис­ле и во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с граж­дан­ски­ми вла­стя­ми, был мит­ро­по­лит Петр.

Неза­дол­го до сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны, в день Рож­де­ства Хри­сто­ва, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон со­ста­вил но­вую ре­дак­цию сво­е­го За­ве­ща­ния о пре­ем­стве Пат­ри­ар­шей вла­сти в усло­ви­ях, ко­гда невоз­мож­но бы­ло со­звать из­би­ра­тель­ный По­мест­ный Со­бор.

Но­вая ре­дак­ция За­ве­ща­ния гла­си­ла: «В слу­чае на­шей кон­чи­ны, на­ши Пат­ри­ар­шие пра­ва и обя­зан­но­сти, до за­кон­но­го вы­бо­ра но­во­го Пат­ри­ар­ха, пред­став­ля­ем вре­мен­но Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­му Мит­ро­по­ли­ту Ки­рил­лу. В слу­чае невоз­мож­но­сти по ка­ким-ли­бо об­сто­я­тель­ствам всту­пить в от­прав­ле­ние озна­чен­ных прав и обя­зан­но­стей, та­ко­вые пе­ре­хо­дят к Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­му Мит­ро­по­ли­ту Ага­фан­ге­лу. Ес­ли же и се­му Мит­ро­по­ли­ту не пред­ста­вит­ся воз­мож­ность осу­ще­ствить это, то на­ши Пат­ри­ар­шие пра­ва и обя­зан­но­сти пе­ре­хо­дят к Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­му Пет­ру, Мит­ро­по­ли­ту Кру­тиц­ко­му».

В день по­гре­бе­ния Свя­ти­те­ля Ти­хо­на, 12 ап­ре­ля 1925 г., со­сто­я­лось со­ве­ща­ние со­брав­ших­ся на его от­пе­ва­ние ар­хи­пас­ты­рей; озна­ко­мив­шись с тек­стом За­ве­ща­ния, епи­ско­пы по­ста­но­ви­ли под­чи­нить­ся во­ле по­чив­ше­го Пер­во­свя­ти­те­ля. По­сколь­ку Мит­ро­по­ли­ты Ки­рилл и Ага­фан­гел то­ми­лись в ссыл­ке, обя­зан­но­сти Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля воз­ло­же­ны бы­ли на упо­мя­ну­то­го в За­ве­ща­нии Мит­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го Пет­ра.

Воз­ло­жив на се­бя бре­мя выс­шей цер­ков­ной вла­сти, Мит­ро­по­лит Петр со­вер­шал свое Пер­во­свя­ти­тель­ское слу­же­ние в крайне труд­ных для Церк­ви усло­ви­ях, ко­гда доб­рая по­ло­ви­на епи­ско­па­та и мно­гие ты­ся­чи свя­щен­ни­ков на­хо­ди­лись в ла­ге­рях и ссыл­ках, ко­гда Цер­ковь стра­да­ла не толь­ко от внеш­них и яв­ных вра­гов сво­их, но так­же и от спро­во­ци­ро­ван­ных ее го­ни­те­ля­ми рас­ко­лов: неш­вен­ный хи­тон Хри­стов пы­та­лись разо­драть об­нов­лен­цы и укра­ин­ские са­мо­свя­ты, а так­же при­вер­жен­цы иных, имев­ших ло­каль­ное рас­про­стра­не­ние, схизм. Вы­би­рая ли­нию цер­ков­ной по­ли­ти­ки в от­но­ше­ни­ях с го­судар­ствен­ной вла­стью и рас­коль­ни­ка­ми. Мит­ро­по­лит Петр сле­до­вал по пу­ти, про­ло­жен­но­му его свя­тым пред­ше­ствен­ни­ком Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном – твер­дое сто­я­ние на стра­же Пра­во­сла­вия, бес­ком­про­мисс­ное про­ти­во­дей­ствие об­нов­лен­че­ству, ло­яль­ность в от­но­ше­ни­ях с го­судар­ствен­ной вла­стью, но без ро­ня­ю­щих до­сто­ин­ство Церк­ви за­яв­ле­ний об идео­ло­ги­че­ской бли­зо­сти с ней или о том, что Цер­ковь поль­зу­ет­ся в Со­вет­ском го­су­дар­стве сво­бо­дой.

В 1925 го­ду об­нов­лен­цы го­то­ви­ли оче­ред­ной лже-со­бор. Как и по­сле осво­бож­де­ния Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на из-под до­маш­не­го аре­ста, по­сле его кон­чи­ны вновь де­ла­лись по­пыт­ки до­го­во­рить­ся с Пат­ри­ар­шей Цер­ко­вью об объ­еди­не­нии; и неко­то­рые из пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей го­то­вы бы­ли пой­ти на­встре­чу ко­вар­ным пред­ло­же­ни­ям об объ­еди­не­нии. В этих об­сто­я­тель­ствах Гла­ва Церк­ви Мит­ро­по­лит Петр об­ра­тил­ся к ар­хи­пас­ты­рям, пас­ты­рям и всем ча­дам Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви с по­сла­ни­ем, в ко­то­ром бес­страш­но об­ли­чил про­ис­ки рас­коль­ни­ков, за спи­ной ко­то­рых сто­я­ли го­ни­те­ли Церк­ви, а ко­леб­лю­щих­ся и ма­ло­душ­ных убеж­дал хра­нить вер­ность Пра­во­сла­вию и ка­но­ни­че­ской прав­де.

В этом По­сла­нии го­во­рит­ся: «Долж­но твер­до пом­нить, что по ка­но­ни­че­ским пра­ви­лам Все­лен­ской Церк­ви все.... са­мо­чин­но устра­и­ва­е­мые со­бра­ния, как и быв­шее в 1923 го­ду жи­во­цер­ков­ное со­бра­ние, неза­кон­ны. По­это­му на них при­сут­ство­вать пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, а тем бо­лее вы­би­рать от се­бя пред­ста­ви­те­лей на пред­сто­я­щие со­бра­ния ка­но­ни­че­ские пра­ви­ла вос­пре­ща­ют... В Свя­той Бо­жи­ей Церк­ви за­кон­но и ка­но­нич­но толь­ко то, что бла­го­слов­ле­но Бо­го­учре­ждён­ною Цер­ков­ною вла­стию, пре­ем­ствен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен Апо­столь­ских. Всё же са­мо­чин­ное, все, что со­вер­ша­лось об­нов­лен­ца­ми без со­из­во­ле­ния в Бо­зе по­чив­ше­го Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха, все, что те­перь со­вер­ша­ет­ся без бла­го­сло­ве­ния на­шей мер­но­сти – Ме­сто­блю­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла, дей­ству­ю­ще­го в еди­не­нии со всей пра­во­слав­ной за­кон­ной иерар­хи­ей, – все это не име­ет си­лы по ка­но­нам Свя­той Церк­ви (Апост. пр.34, Ан­тиох. пр.39), ибо ис­тин­ная Цер­ковь еди­на и еди­на пре­бы­ва­ю­щая в ней бла­го­дать Все­свя­то­го Ду­ха......Не о со­еди­не­нии с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью долж­ны го­во­рить так на­зы­ва­е­мые об­нов­лен­цы, а долж­ны при­не­сти ис­крен­нее рас­ка­я­ние в сво­их за­блуж­де­ни­ях. И мы непре­стан­но мо­лим Гос­по­да Бо­га, да воз­вра­тит Он за­блуд­ших в ло­но Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви».

По­сле из­да­ния «По­сла­ния» Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля но за­мыс­лам об­нов­лен­цев под­чи­нить се­бе «ти­хо­нов­цев» через объ­еди­не­ние с ни­ми на­не­сен был удар. В сво­их пе­чат­ных из­да­ни­ях са­ми рас­коль­ни­ки по­след­ствия это­го По­сла­ния оце­ни­ли так: «Воз­зва­ние Мит­ро­по­ли­та Пет­ра опре­де­ли­ло всю ли­нию по­ве­де­ния ста­ро­цер­ков­ни­ков... При этом по ме­стам лег­ко бы­ло уже про­сто ссы­лать­ся на центр что мы и ви­дим на са­мом де­ле... Так, на­при­мер, в Ле­нин­град­ской епар­хии «сре­ди ду­хо­вен­ства по­яви­лась «ле­вая груп­па» ти­хо­нов­цев, ко­то­рая склон­на бы­ла ид­ти на­встре­чу при­ми­ри­тель­ной по­ли­ти­ке Свя­щен­но­го Си­но­да. До по­яв­ле­ния воз­зва­ния Пет­ра Кру­тиц­ко­го эта груп­па по­да­ва­ла на­деж­ды, что она ока­жет свое дав­ле­ние на епи­ско­пов и по­ста­ра­ет­ся сдви­нуть их с непри­ми­ри­мой по­зи­ции. Но как толь­ко по­яви­лось воз­зва­ние Пет­ра..., она за­го­во­ри­ла дру­гим язы­ком».

В об­нов­лен­че­ских га­зе­тах и жур­на­лах раз­вя­за­на бы­ла кам­па­ния трав­ли Ме­сто­блю­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла. Его об­ви­ня­ли в сно­ше­ни­ях с цер­ков­ной и по­ли­ти­че­ской эми­гра­ци­ей, в контр­ре­во­лю­ци­он­ных на­стро­е­ни­ях и ан­ти­пра­ви­тель­ствен­ной де­я­тель­но­сти. Сво­е­го пи­ка эта кам­па­ния до­стиг­ла в той про­во­ка­ции, ко­то­рую устро­ил Алек­сандр Вве­ден­ский на об­нов­лен­че­ском лже-cобо­ре, со­сто­яв­шем­ся в ок­тяб­ре 1925 г.

Неза­дол­го до «со­бо­ра» об­нов­лен­че­ским Си­но­дом в Уруг­вай был на­прав­лен Ни­ко­лай Со­ло­вей с ти­ту­лом епи­ско­па Юж­ной Аме­ри­ки. Через два ме­ся­ца по­сле вы­ез­да он вы­сту­пил с за­яв­ле­ни­ем, ко­то­рое мож­но бы­ло рас­це­нить как сви­де­тель­ство о рас­ка­я­нии в гре­хе рас­ко­ла. Про­шел год – и Со­ло­вей при­слал на имя лже-со­бо­ра пись­мо, ко­то­рое и бы­ло огла­ше­но на нем: «Мое пре­гре­ше­ние пе­ред Свя­щен­ным Си­но­дом за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: 12 мая 1924 г., за 4 дня до мо­е­го отъ­ез­да за гра­ни­цу, я имел двух­ча­со­вое со­ве­ща­ние с Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном и Пет­ром Кру­тиц­ким. Пат­ри­арх Ти­хон дал мне соб­ствен­но­руч­но на­пи­сан­ное пись­мо сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния: 1) что я при­нят и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па; 2) что Свя­тая Цер­ковь не мо­жет бла­го­сло­вить ве­ли­ко­го кня­зя Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча, раз есть за­кон­ный и пря­мой на­след­ник пре­сто­ла – ве­ли­кий князь Ки­рилл».

Гру­бая кле­ве­та на Пат­ри­ар­ха и Мит­ро­по­ли­та Пет­ра да­ла Вве­ден­ско­му по­вод для недо­стой­ной остро­ты: «Ока­зы­ва­ет­ся, что ти­хо­нов­ский ко­рабль пла­ва­ет в меж­ду­на­род­ных во­дах, и труд­но ска­зать, где глав­ные ка­пи­та­ны: за ру­бе­жом или на Кру­ти­цах.» Под его дик­тов­ку бы­ла со­став­ле­на ре­зо­лю­ция: «Со­бор кон­ста­ти­ру­ет непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся связь ти­хо­нов­щи­ны с мо­нар­хи­ста­ми».

До­мо­га­ясь устра­не­ния Ме­сто­блю­сти­те­ля, об­нов­лен­че­ские ав­то­ры пуб­ли­ку­ют в Из­ве­сти­ях та­кую ха­рак­те­ри­сти­ку Пер­во­и­е­рар­ха: «За­ма­те­ре­лый бю­ро­крат Саб­ле­ров­ско­го из­да­ния, ко­то­рый не за­был ста­рых ме­то­дов цер­ков­но­го управ­ле­ния. Он опи­ра­ет­ся на лю­дей, ор­га­ни­че­ски свя­зан­ных со ста­рым стро­ем, недо­воль­ных ре­во­лю­ци­ей, быв­ших до­мо­вла­дель­цев и куп­цов, ду­ма­ю­щих еще по­счи­тать­ся с совре­мен­ной вла­стью». В недол­гое вре­мя сво­е­го Пер­во­свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния в Москве Мит­ро­по­лит Петр ча­сто со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в мос­ков­ских при­ход­ских и мо­на­стыр­ских церк­вах. Осо­бен­но он лю­бил бы­вать в Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре, аре­сто­ван­но­го свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­та ко­то­ро­го, ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­ра (Поз­де­ев­ско­го), Ме­сто­блю­сти­тель вы­со­ко це­нил за его непо­ко­ле­би­мое сто­я­ние на стра­же Пра­во­сла­вия, за неукос­ни­тель­ное сле­до­ва­ние ка­но­нам, за об­шир­ную бо­го­слов­скую об­ра­зо­ван­ность и глу­бо­кий ум.

30 ав­гу­ста (12 сен­тяб­ря) 1925 г. на пре­столь­ный празд­ник Пат­ри­ар­ший Ме­сто­блю­сти­тель слу­жил в Тро­иц­ком со­бо­ре мо­на­сты­ря, где по­ко­и­лись мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя Да­ни­и­ла Мос­ков­ско­го. Мо­на­стырь был за­пол­нен мо­ля­щим­ся на­ро­дом. Путь к ра­ке со свя­ты­ми мо­ща­ми усти­лал ко­вер из жи­вых цве­тов. Вой­дя в храм, Мит­ро­по­лит Петр про­шел к мо­щам свя­то­го и бла­го­го­вей­но при­ло­жил­ся к ним. Неко­то­рые мо­на­хи ви­де­ли, что, ко­гда он по­шел к со­лее, над мо­ща­ми об­ра­зо­ва­лось как бы об­ла­ко, в ко­то­ром воз­ник об­раз свя­то­го кня­зя Да­ни­и­ла; и во все вре­мя, по­ка Мит­ро­по­лит шел к ал­та­рю, об­раз этот со­про­вож­дал его. По­сле служ­бы Мит­ро­по­лит Петр пе­ре­дал воз­глав­ляв­ше­му по­сле аре­ста ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­ра Да­ни­лов­скую бра­тию ар­хи­епи­ско­пу Пар­фе­нию (Брян­ских) день­ги для пе­ре­сыл­ки на­хо­див­шим­ся в ссыл­ке свя­щен­но­слу­жи­те­лям.

Свя­щен­но­му­че­ник Петр по­мо­гал мно­гим за­клю­чен­ным и со­слан­ным. Он сам от­прав­лял день­ги мит­ро­по­ли­ту Ка­зан­ско­му Ки­рил­лу (Смир­но­ву), ар­хи­епи­ско­пу Ни­кан­д­ру (Фе­но­ме­но­ву), сво­е­му пред­ше­ствен­ни­ку по Кру­тиц­кой ка­фед­ре, то­мив­ше­му­ся в ссыл­ке в Тур­ке­стане, сек­ре­та­рю Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на Пет­ру Гу­рье­ву и дру­гим из­гнан­ни­кам. По­лу­чая по­сле служ­бы день­ги. Мит­ро­по­лит Петр обыч­но сра­зу от­да­вал их для пе­ре­сыл­ки в тюрь­мы, ла­ге­ря и ме­ста ссыл­ки. Он дал бла­го­сло­ве­ние при­ход­ским прич­там жерт­во­вать в поль­зу за­клю­чен­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

И эта его де­я­тель­ность вы­зы­ва­ла край­нее недо­воль­ство го­ни­те­лей Церк­ви. В ГПУ был вы­ра­бо­тан план по устра­не­нию Мит­ро­по­ли­та Пет­ра и учи­не­нию но­во­го рас­ко­ла. Сво­им ору­ди­ем вра­ги Церк­ви из­бра­ли несколь­ко че­сто­лю­би­вых ар­хи­ере­ев во гла­ве с епи­ско­пом Мо­жай­ским Бо­ри­сом (Ру­ки­ным), к этой груп­пе при­над­ле­жал и ар­хи­епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский Гри­го­рий (Яц­ков­ский), впо­след­ствии воз­гла­вив­ший ее. Пред­ста­ви­те­ли ГПУ в бе­се­дах с епи­ско­пом Бо­ри­сом пред­ла­га­ли ему об­ра­зо­вать ини­ци­а­тив­ную груп­пу и по­дать от ее име­ни хо­да­тай­ство во ВЦИК о ле­га­ли­за­ции Выс­ше­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния, од­новре­мен­но из­дав об­ра­ще­ние к пастве, в ко­то­ром бу­дет под­чёрк­ну­то вполне со­чув­ствен­ное от­но­ше­ние Церк­ви к по­ли­ти­ке Со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. По­сле че­го, уве­ря­ли епи­ско­па Бо­ри­са, Выс­шее Цер­ков­ное Управ­ле­ние, епар­хи­аль­ные управ­ле­ния и пра­во­слав­ные об­щи­ны бу­дут ле­га­ли­зо­ва­ны. Епи­скоп Бо­рис со­гла­сил­ся со сде­лан­ным пред­ло­же­ни­ем, но за­явил, что один он ни­че­го сде­лать не смо­жет, и на­пра­вил пред­ста­ви­те­ля ГПУ к Пат­ри­ар­ше­му Ме­сто­блю­сти­те­лю, ре­ко­мен­дуя Мит­ро­по­ли­ту Пет­ру при­нять пред­ло­же­ние ГПУ. Но Ме­сто­блю­сти­тель от­верг пред­ла­га­е­мую ему сдел­ку; несмот­ря на это, епи­скоп Бо­рис не пре­кра­тил сво­их пе­ре­го­во­ров в ГПУ, од­новре­мен­но до­мо­га­ясь у Мит­ро­по­ли­та Пет­ра со­зы­ва Ар­хи­ерей­ско­го со­бо­ра, на ко­то­ром пла­ни­ро­вал от­стра­нить Пред­сто­я­те­ля Церк­ви от Ме­сто­блю­сти­тель­ства. На на­стой­чи­вые до­мо­га­тель­ства епи­ско­па Бо­ри­са Мит­ро­по­лит Петр от­ве­чал: «Вла­сти несо­мнен­но не до­пу­стят ни­ка­ко­го сво­бод­но­го со­бра­ния пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев, не го­во­ря уже о По­мест­ном со­бо­ре».

Пред­ста­ви­те­ли ГПУ так фор­му­ли­ро­ва­ли свои усло­вия, при вы­пол­не­нии ко­то­рых они обе­ща­ли нор­ма­ли­зо­вать юри­ди­че­ское по­ло­же­ние Церк­ви: 1) из­да­ние де­кла­ра­ции, при­зы­ва­ю­щей ве­ру­ю­щих к ло­яль­но­сти от­но­си­тель­но со­вет­ской вла­сти; 2) устра­не­ние неугод­ных вла­сти ар­хи­ере­ев; 3) осуж­де­ние за­гра­нич­ных епи­ско­пов и 4) кон­такт в де­я­тель­но­сти с пра­ви­тель­ством в ли­це пред­ста­ви­те­ля ГПУ.

Мит­ро­по­лит Петр ре­шил со­ста­вить де­кла­ра­цию, адре­со­ван­ную со­вет­ско­му пра­ви­тель­ству, в ко­то­рой он со­би­рал­ся по­ка­зать, ка­ки­ми он ви­дит от­но­ше­ния Церк­ви с го­су­дар­ством в сло­жив­ших­ся об­сто­я­тель­ствах. По чер­но­во­му про­ек­ту Ме­сто­блю­сти­те­ля текст де­кла­ра­ции на­пи­сал епи­скоп Иоасаф (Уда­лов). До­ку­мент этот не был пе­ре­дан вла­стям, по­сколь­ку мит­ро­по­лит Петр счи­тал недо­стой­ным для Церк­ви пе­ре­да­вать его через пред­ста­ви­те­ля ГПУ, а хо­тел для это­го встре­тить­ся с гла­вой пра­ви­тель­ства.

Про­ект де­кла­ра­ции, адре­со­ван­ной в Со­вет на­род­ных ко­мис­са­ров СССР, за­кан­чи­вал­ся та­ки­ми сло­ва­ми: «Воз­глав­ляя в на­сто­я­щее вре­мя по­сле по­чив­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на Пра­во­слав­ную Цер­ковь на тер­ри­то­рии все­го Со­ю­за и сви­де­тель­ствуя сно­ва о по­ли­ти­че­ской ло­яль­но­сти со сто­ро­ны Пра­во­слав­ной Церк­ви и ее иерар­хии, я об­ра­ща­юсь в Сов­нар­ком с прось­бой, во имя объ­яв­лен­но­го ло­зун­га о ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти, сде­лать ка­те­го­ри­че­ские рас­по­ря­же­ния ко всем ис­пол­ни­тель­ным ор­га­нам Со­ю­за о пре­кра­ще­нии адми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь и о точ­ном вы­пол­не­нии ими из­дан­ных цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти уза­ко­не­ний, ре­гу­ли­ру­ю­щих ре­ли­ги­оз­ную жизнь на­се­ле­ния и обес­пе­чи­ва­ю­щих всем ве­ру­ю­щим пол­ную сво­бо­ду ре­ли­ги­оз­но­го са­мо­опре­де­ле­ния и са­мо­управ­ле­ния. В це­лях прак­ти­че­ско­го осу­ществ­ле­ния это­го прин­ци­па я про­шу, не от­кла­ды­вая да­лее, за­ре­ги­стри­ро­вать по­все­мест­но на тер­ри­то­рии СССР ста­ро­цер­ков­ные пра­во­слав­ные об­ще­ства, со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми из это­го ак­та пра­во­вы­ми по­след­стви­я­ми, и про­жи­ва­ю­щих в Москве ар­хи­ере­ев воз­вра­тить на ме­ста. Вме­сте с этим бе­ру на се­бя сме­лость воз­бу­дить хо­да­тай­ство пе­ред Сов­нар­ко­мом о смяг­че­нии уча­сти адми­ни­стра­тив­но на­ка­зан­ных ду­хов­ных лиц. Од­ни из них – и при­том неко­то­рые в пре­клон­ном воз­расте – не один год то­мят­ся в глу­хих без­люд­ных ме­стах Пе­чо­ры и На­ры­ма со сво­и­ми за­ста­ре­лы­ми неду­га­ми без вся­кой ме­ди­цин­ской по­мо­щи кру­гом, дру­гие на су­ро­вом Со­ло­вец­ком ост­ро­ве ис­пол­ня­ют физи­че­скую при­ну­ди­тель­ную ра­бо­ту, к ко­то­рой боль­шин­ство из них со­вер­шен­но не при­спо­соб­ле­но. Есть ли­ца, ам­ни­сти­ро­ван­ные ЦИКом СССР и по­сле это­го вот уже 2 го­да то­мя­щи­е­ся в без­вод­ных сте­пях Тур­ке­ста­на, есть ли­ца, от­быв­шие свой срок ссыл­ки, но все еще не по­лу­чив­шие раз­ре­ше­ния воз­вра­тить­ся на ме­ста слу­же­ния.

Я ре­ша­юсь так­же про­сить и о бо­лее гу­ман­ном от­но­ше­нии к ду­хов­ным ли­цам, на­хо­дя­щим­ся в тюрь­мах и от­прав­ля­е­мым в ссыл­ку. Ду­хо­вен­ство в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве изо­ли­ру­ет­ся по по­до­зре­нию в по­ли­ти­че­ской небла­го­на­деж­но­сти, а по­то­му по спра­вед­ли­во­сти к ним дол­жен был при­ме­нять­ся тот же несколь­ко об­лег­чен­ный ре­жим, ка­ко­вой вез­де и всю­ду при­ме­ня­ет­ся к по­ли­ти­че­ским за­клю­чен­ным. Меж­ду тем, в на­сто­я­щее вре­мя на­ше ду­хо­вен­ство со­дер­жит­ся вме­сте с за­клю­чен­ны­ми уго­лов­ны­ми пре­ступ­ни­ка­ми и ино­гда, ре­ги­стри­ру­е­мые как бан­ди­ты, вме­сте с ни­ми в об­щих пар­ти­ях от­прав­ля­ют­ся в ссыл­ку.

Вы­ра­жая в на­сто­я­щем хо­да­тай­стве об­щие го­ря­чие по­же­ла­ния всей мо­ей мно­го­мил­ли­он­ной паст­вы, как при­знан­ный ее выс­ший ду­хов­ный ру­ко­во­ди­тель, я имею на­деж­ду, что же­ла­ния на­ше­го пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния не бу­дут остав­ле­ны без вни­ма­ния выс­шим пра­ви­тель­ствен­ным ор­га­ном всей на­шей стра­ны; так как пред­ста­вить наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви пра­ва ле­галь­но­го сво­бод­но­го су­ще­ство­ва­ния, ка­ки­ми поль­зу­ют­ся дру­гие ре­ли­ги­оз­ные объ­еди­не­ния, – это зна­чит со­вер­шить по от­но­ше­нию к боль­шин­ству па­ро­да толь­ко акт спра­вед­ли­во­сти, ко­то­рый со всею при­зна­тель­но­стью бу­дет при­нят и глу­бо­ко оце­нен пра­во­слав­но-ве­ру­ю­щим на­ро­дом».

Этот до­ку­мент по­пал в ру­ки вла­стей толь­ко по­сле изъ­я­тия его при обыс­ке у Ме­сто­блю­сти­те­ля, но умо­на­стро­е­ние Мит­ро­по­ли­та Пет­ра бы­ло хо­ро­шо из­вест­но вла­стям. Они вполне по­ни­ма­ли, что им не удаст­ся сде­лать из него ору­дие в ис­пол­не­нии сво­их раз­ру­ши­тель­ных для Церк­ви за­мыс­лов. 11 но­яб­ря 1925 го­да ко­мис­сия по про­ве­де­нию де­кре­та об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства при ЦК ВКП(б) по­ста­но­ви­ла: «По­ру­чить т. Туч­ко­ву уско­рить про­ве­де­ние на­ме­тив­ше­го­ся рас­ко­ла сре­ди ти­хо­нов­цев...В це­лях под­держ­ки груп­пы, сто­я­щей в оп­по­зи­ции к Пет­ру,...по­ме­стить в «Из­ве­сти­ях» ряд ста­тей, ком­про­ме­ти­ру­ю­щих Пет­ра, вос­поль­зо­вав­шись для это­го ма­те­ри­а­ла­ми недав­но за­кон­чив­ше­го­ся об­нов­лен­че­ско­го со­бо­ра. Про­смотр ста­тей по­ру­чить т.т. Стек­ло­ву П.И., Кра­си­ко­ву П.А. и Туч­ко­ву. Им же по­ру­чить про­смот­реть го­то­вя­щи­е­ся оп­по­зи­ци­он­ной груп­пой де­кла­ра­ции про­тив Пет­ра. Од­новре­мен­но с опуб­ли­ко­ва­ни­ем ста­тей по­ру­чить ОГПУ на­чать про­тив Пет­ра след­ствие».

В кон­це но­яб­ря про­ве­де­ны бы­ли мас­со­вые аре­сты свя­щен­но­слу­жи­те­лей, близ­ких Мит­ро­по­ли­ту Пет­ру. Сре­ди аре­сто­ван­ных в но­яб­ре и де­каб­ре 1925 г. бы­ли епи­ско­пы Ам­вро­сий (По­лян­ский), Ти­хон (Ша­ра­пов), Ни­ко­лай (Доб­ро­нра­вов), Гу­рий (Сте­па­нов), Иоасаф (Уда­лов), Па­хо­мий (Кед­ров), Да­мас­кин (Цед­рик), а так­же быв­шие обер-про­ку­ро­ры Свя­тей­ше­го Си­но­да Вла­ди­мир Саб­лер и Алек­сандр Са­ма­рин. Ме­сто­блю­сти­тель ви­дел, что неми­ну­ем и бли­зок его арест. Пред­ви­дя са­мые худ­шие по­след­ствия для се­бя, он 5 и 6 де­каб­ря 1925 г. со­ста­вил два до­ку­мен­та. В пер­вом из них он пи­сал: «В слу­чае на­шей кон­чи­ны на­ши пра­ва и обя­зан­но­сти как Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля до за­кон­но­го вы­бо­ра но­во­го Пат­ри­ар­ха пред­став­ля­ем вре­мен­но, со­глас­но во­ле в Бо­зе по­чив­ше­го Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, Вы­со­ко­прео­свя­щен­ным мит­ро­по­ли­там Ка­зан­ско­му Ки­рил­лу и Яро­слав­ско­му Ага­фан­ге­лу. В слу­чае невоз­мож­но­сти по ка­ким-ли­бо об­сто­я­тель­ствам то­му и дру­го­му мит­ро­по­ли­ту всту­пить в от­прав­ле­ние озна­чен­ных прав и обя­зан­но­стей, та­ко­вые пе­ре­дать Вы­со­ко­прео­свя­щен­но­му мит­ро­по­ли­ту Ар­се­нию. Ес­ли же и се­му мит­ро­по­ли­ту не пред­ста­вит­ся воз­мож­ным осу­ще­ствить это, то пра­ва и обя­зан­но­сти Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля пе­ре­хо­дят к Вы­со­ко­прео­свя­щен­но­му мит­ро­по­ли­ту Ни­же­го­род­ско­му Сер­гию».

В рас­по­ря­же­нии, со­став­лен­ном днем поз­же, 6 де­каб­ря, го­во­ри­лось: «В слу­чае невоз­мож­но­сти, по ка­ким-ли­бо об­сто­я­тель­ствам от­прав­лять мне обя­зан­но­сти Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля, вре­мен­но по­ру­чаю ис­пол­не­ние та­ко­вых обя­зан­но­стей Вы­со­ко­прео­свя­щен­но­му Сер­гию (Стра­го­род­ско­му), мит­ро­по­ли­ту Ни­же­го­род­ско­му. Ес­ли же се­му мит­ро­по­ли­ту не пред­ста­вит­ся воз­мож­но­сти осу­ще­ствить это, то во вре­мен­ное ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля всту­пит Вы­со­ко­прео­свя­щен­ный Ми­ха­ил (Ер­ма­ков), Эк­зарх Укра­и­ны, или Вы­со­ко­прео­свя­щен­ный Иосиф (Пет­ро­вых), ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский, ес­ли мит­ро­по­лит Ми­ха­ил (Ер­ма­ков) ли­шен бу­дет воз­мож­но­сти вы­пол­нять это мое рас­по­ря­же­ние. Воз­гла­ше­ние за бо­го­слу­же­ни­ем мо­е­го име­ни, как Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля, оста­ет­ся обя­за­тель­ным».

В эти скорб­ные дни Ме­сто­блю­сти­тель Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла со­ста­вил так­же нечто вро­де за­ве­ща­ния, в ко­то­ром он из­ла­гал свое ви­де­ние по­ло­же­ния Церк­ви и при­зы­вал пас­ты­рей и всех вер­ных чад цер­ков­ных хра­нить вер­ность Спа­си­те­лю, свя­то блю­сти Пре­да­ние Церк­ви и свя­щен­ные ка­но­ны. Он пи­сал: «Ме­ня ожи­да­ют тру­ды, суд люд­ской, но не все­гда ми­ло­сти­вый. Не бо­юсь тру­да – его я лю­бил и люб­лю, не стра­шусь и су­да че­ло­ве­че­ско­го – небла­го­склон­ность его ис­пы­та­ли не в при­мер луч­шие и до­стой­ней­шие лич­но­сти. Опа­са­юсь од­но­го: оши­бок, опу­ще­ний и неволь­ных неспра­вед­ли­во­стей, – вот что пу­га­ет ме­ня. От­вет­ствен­ность сво­е­го дол­га глу­бо­ко со­знаю. Это по­треб­но в каж­дом де­ле, но в на­шем – пас­тыр­ском – осо­бен­но. Не бу­дет ни энер­гии, ни еван­гель­ской люб­ви, ни тер­пе­ния в слу­же­нии, ес­ли у пас­ты­рей не бу­дет со­зна­ния дол­га. А при нем при­став­ни­кам ви­но­гра­да Гос­под­ня мож­но толь­ко уте­шать­ся, ра­до­вать­ся. Ес­ли от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком уче­ни­ков Хри­сто­вых, по сло­ву Еван­ге­лия, яв­ля­ет­ся лю­бовь, то ею долж­на про­ни­кать и вся де­я­тель­ность слу­жи­те­ля ал­та­ря Гос­под­ня, слу­жи­те­ля Бо­га ми­ра и люб­ви. И да по­мо­жет мне в этом Гос­подь! Вас же про­шу ис­пол­нять с лю­бо­вью, как по­слуш­ных де­тей, все пра­ви­ла, по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния Церк­ви.... уста­вы и пра­ви­ла ее мно­гие счи­та­ют про­из­воль­ны­ми, лиш­ни­ми, обре­ме­нен­ны­ми и да­же от­жив­ши­ми. Но муд­ре­цы все при всей сво­ей са­мо­уве­рен­но­сти не изоб­ре­ли средств укре­пить на­шу во­лю в доб­ре, дать че­ло­ве­ку по­чув­ство­вать сла­дость ду­хов­ной сво­бо­ды от стра­стей, ми­ра со­ве­сти и тор­же­ства по­бе­ды в борь­бе со злом, как это де­ла­ют тру­ды и по­дви­ги, пред­пи­сы­ва­е­мые уста­ва­ми Церк­ви. К ка­ким несчаст­ным по­след­стви­ям мо­жет при­ве­сти укло­не­ние от цер­ков­ных по­ста­нов­ле­ний, по­ка­зы­ва­ет горь­кий опыт бра­тий на­ших по ду­ху и пло­ти, от­ко­лов­ших­ся от еди­не­ния со Свя­той Цер­ко­вью, блуж­да­ю­щих во мра­ке пред­рас­суд­ков, и тем са­мо­про­из­воль­но от­чуж­да­ю­щих се­бя от упо­ва­ния веч­ной жиз­ни. Бу­ду мо­лить­ся, недо­стой­ней­ший пас­тырь, чтобы мир Бо­жий оби­тал в серд­цах на­ших все вре­мя жиз­ни на­шей. Для вся­ко­го пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка, пе­ре­жи­ва­ю­ще­го на­ши со­бы­тия, они не мо­гут не вну­шать опа­се­ний за судь­бу Пра­во­слав­ной Церк­ви, па­губ­ный рас­кол, воз­глав­ля­е­мый епи­ско­па­ми и пре­сви­те­ра­ми, ко­то­рые за­бы­ли Бо­га и пре­да­ют сво­их со­бра­тий и бла­го­че­сти­вых ми­рян, – это все, мо­жет быть, не так еще опас­но для Церк­ви Бо­жи­ей, ко­то­рая все­гда креп­ла, об­нов­ля­лась стра­да­ни­я­ми. Но гро­зен, опа­сен дух ле­сти, ве­ду­щий борь­бу с Цер­ко­вью и ра­бо­та­ю­щий над ее раз­ру­ше­ни­ем под ви­дом за­бо­ты...»

9 де­каб­ря 1925 го­да по по­ста­нов­ле­нию Ко­мис­сии по про­ве­де­нию Де­кре­та об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства при ЦК ВКП(б) Ме­сто­блю­сти­тель Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла Мит­ро­по­лит Петр был аре­сто­ван. По рас­по­ря­же­нию Ме­сто­блю­сти­те­ля ис­пол­не­ние его обя­зан­но­стей пе­ре­шло к мит­ро­по­ли­ту Ни­же­го­род­ско­му Сер­гию (Стра­го­род­ско­му). А для Мит­ро­по­ли­та Пет­ра на­ча­лась стра­да му­чи­тель­ных до­про­сов и нрав­ствен­ных ис­тя­за­ний в нево­ле.

12 де­каб­ря со­сто­ял­ся пер­вый до­прос свя­щен­но­му­че­ни­ка. Его об­ви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти на том ос­но­ва­нии, что он не ли­шил зва­ния мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го «за­ве­до­мо­го контр­ре­во­лю­ци­о­не­ра» Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го), и не на­зна­чил на его ме­сто но­во­го мит­ро­по­ли­та.

— Ту­да на­зна­чен Ми­ха­ил Эк­зар­хом Укра­и­ны и вре­мен­но управ­ля­ю­щим.

– Зна­чит, он мит­ро­по­лит? – спро­сил сле­до­ва­тель.

– Это дол­жен ре­шить Со­бор, а я на­зна­чить мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го не ком­пе­тен­тен, это ком­пе­тен­ция Со­бо­ра Укра­ин­ско­го.

На до­про­се 18 де­каб­ря сле­до­ва­тель спро­сил Мит­ро­по­ли­та Пет­ра: «А воз­мож­но ли при­зна­ние Цер­ко­вью спра­вед­ли­во­сти со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции? – Нет, невоз­мож­но, – от­ве­тил за­то­чен­ный Пат­ри­ар­ший Ме­сто­блю­сти­тель. – Со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция стро­ит­ся на кро­ви и бра­то­убий­стве, че­го Цер­ковь при­знать не мо­жет. Лишь вой­на еще мо­жет быть бла­го­слов­ле­на Цер­ко­вью, по­сколь­ку в ней за­щи­ща­ет­ся оте­че­ство от ино­пле­мен­ни­ков и пра­во­слав­ная ве­ра».

По­сле несколь­ких до­про­сов Мит­ро­по­лит Петр ре­шил сам в за­пис­ке, адре­со­ван­ной на­чаль­ни­ку 6 от­де­ле­ния ОГПУ, осу­ществ­ляв­ше­му ан­ти­цер­<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: