Рабочая программа педагога ДОУ




Согласно Федеральному закону «Об образовании» (с изме­нениями от 25.06.2002 г. №71-ФЗ и 22.08.2004 г. №122-ФЗ), статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», п. 2, пдп. 7, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов (рабочих учебных программ, учебных программ) входят в компетентность деятельности образователь­ного учреждения. Рабочая учебная программа — это норма­тивный правовой акт, учебная программа, разработанная на ос­нове примерной (типовой) программы применительно к кон­кретному общеобразовательному учреждению с учетом нацио­нально-регионального компонента стандарта. Учебная программа— нормативный, правовой акт, детально раскры­вающий содержание обучения по конкретному учебному пред­мету (курсу). Модифицированная учебная программа — учебная программа, подвергнутая структурным изменениям без сущест­венной переработки содержания. Авторская учебная програм­ма — учебная программа, в которой заложена оригинальная ав­торская идея, коренным образом изменяющая структуру пред­лагаемого учебного предмета (курса), формирующая иное его содержание в соответствии с образовательными стандартами. Из определений видов учебных программ видны существенные отличия рабочей учебной программы от других видов учебных программ. Прежде всего, она базируется на образовательной программе, имеет характер адаптационной программы, т. е, при­менительно к условиям конкретного образовательного учреждения, отражает региональную специфику содержания образования. Рабочая программа ДОУсущественно не отлича­ется от этих характеристик. Сложность разработки заключает­ся в достаточном многообразии и вариативности содержания дошкольного образования, его интеграции, взаимопроникно­вения направлений содержания. Соответственно, это накла­дывает ответственность на разработчиков рабочих учебных программ в части воздержания от дублирования содержания образовательной программы, допущения бессвязности содер­жания, незавершенности программы, несоизмеримости содер­жания и условий его реализации. Исходя из разъяснений и анализа определений, можно утверждать, что рабочая учебная программа ДОУ — это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе, содержание которого адапти­ровано к конкретным условиям ДОУ и отражает его регио­нальные особенности. Рабочая учебная программа ДОУ разрабатывается с уче­том: вида ДОУ, характеристики основной образовательной программы, направленной на выполнение государственных требований, специфики образовательного процесса в до­школьном образовательном учреждении, базисного учебного плана, определяющего максимальную нагрузку в организован­ных формах обучения, показателями обучения и развития детей дошкольного возраста. В соответствии с видовым разнообразием ДОУ существуют образовательные программы для выполнения требований стандарта или его превышения по приоритетной направлен­ности. Приоритетная направленность образовательных про­грамм (охрана и укрепление здоровья ребенка, физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и др. развитие ребенка, коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологической реабилитации ребен­ка) выбирается дошкольным образовательным учреждением. Содержание приоритетной направленности в деятельности ДОУ основано на содержании образовательной программы, парциальных программ, рабочих учебных программ, авторских учебных про­грамм, разработанных и утвержденных на муниципальном, республиканском или федеральном уровнях. Таким образом, помимо образовательной программы, каж­дое дошкольное образовательное учреждение соответствующего вида имеет ряд программ разного вида и уровня, способству­ющих реализации тех направлений деятельности, которые оп­ределяются нормативно-правовой документацией учреждения. Рабочая учебная программа ДОУпредполагает систему отбо­ра содержания, форм, методов, технологий, критериев оценки, условий реализации одного или нескольких направлений содер­жания дошкольного образования, которая базируется на содер­жании образовательной (комплексной) программы ДОУ в облас­ти дошкольного образования. Рабочая учебная программа ДОУ разрабатывается с уче­том: вида ДОУ, характеристики основной образовательной программы, направленной на выполнение государственных требований, специфики образовательного процесса в до­школьном образовательном учреждении, базисного учебного плана, определяющего максимальную нагрузку в организован­ных формах обучения, показателями обучения и развития детей дошкольного возраста. Целью разработки рабочей учебной программы в ДОУ является адапта­ция содержания форм, методов педагогической деятельности к тем условиям ДОУ (особенности развития детей, формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания), в котором она будет реализована. Рабочая учебная программа имеет отличие от образова­тельной программы: произвольную форму представления, со­единение частей структуры рабочей учебной программы в ло­гике авторского подхода, линейный, концентрический, интег­рированный характер содержания. Начиная работу по созданию рабочей учебной программы, педагогу необходимо проанализировать специфику собствен­ной деятельности в контексте современного состояния до­школьного образования детей и определить необходимость со­здания рабочей учебной программы, ее назначение и функции. Педагогу важно знать структуру рабочей учебной про­граммы, выделять основные характеристики данного вида программы и уметь проектировать этапы ее реализации. Пе­дагогу необходимо уметь выбрать форму предъявления содержания рабочей учебной программы, учитывать педаго­гические технологии, рекомендуемые к реализации в обра­зовательных программах. Педагог должен отчетливо пред­ставлять прогнозируемые результаты реализации рабочей учебной программы и уметь закладывать критерии оценки результативности. В научно-педагогической литературе, посвященной вопро­сам дошкольного образования детей, выделяют следующие ха­рактеристики программы: · целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реали­зации цели; · реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения; · актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей; · прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения; · рациональность — определение таких способов достиже­ния цели, которые в конкретных условиях позволят полу­чить максимально достижимый результат; · контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их про­верки; · корректируемость — своевременное обнаружение и бы­строе реагирование на возникающие отклонения и изме­нения. Разработка собственно содержания рабочих образователь­ных программ должна отвечать ведущему критерию — соответ­ствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностно-ориентиро­ванного взаимодействия с детьми, принципам, заложенным в ФГТ. Основными характеристика­ми рабочих учебных программ являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения детей, комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание коллектив­ных и индивидуальных форм педагогической деятельности, по­казатели результативности освоения детьми того или иного уровня содержания. Рабочая учебная программа создается педагогом по его собственному замыслу, с учетом потенциала, опыта, видения проблемы, путей решения и, как следствие, имеет свободу ее дополнения, изменения, поэтому и называется рабочей. Программа имеет следующую структуру: · титульный лист, · введение, · учебно-тематический план, · собствен­но содержание программы, в которое входит: - пояснительная записка к каждому направлению развития детей в данной возрастной группе и перспективный план по видам НОД, - показатели результативности реа­лизации программы (модель предполагаемых результатов ос­воения содержания программы детьми), - информационно-методическое обеспечение, - приложения. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Титульный лист должен содержать: · название рабочей программы; · наименование образовательного учреждения, в котором работает разработчик (или составитель) рабочей программы, · ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего рабочую программу; · воз­растную категорию детей, для которой разработана данная программа; · сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации раз­работчиков); · сведения об утверждении программы (кем и когда была ут­верждена), · название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; · год составления рабочей программы. ВВЕДЕНИЕ Введение содержит обоснование актуально­сти программы с точки зрения современного развития до­школьного образования, теоретические основы предлагаемой программы, в том числе ведущую идею программы, обосно­вание специфики отбора содержания программы, указание возраста детей, для которых предназначено содержание дан­ной программы. Во введении необходимо обо­значить: - исходный уровень развития способностей, предшест­вующих знаний, умений, навыков детей, необходимых для ка­чественного освоения детьми содержания рабочей учебной программы; - отметить прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания (объем представлений, уме­ний, навыков, развитие интегративных качеств ребенка); - наме­тить цель и задачи программы; - описать инструментарий оп­ределения эффективности освоения детьми содержания пред­лагаемой рабочей программы (содержание тестов, заданий и т. п., представляется в приложении к программе). Целесооб­разно указать временную продолжительность реализации про­граммы; кратко описать условия для реализации программы, раскрывающие особенности организации педагогического процесса, условия для организации творческой, проблемной, исследовательской деятельности детей, для организации ин­дивидуальных, групповых, коллективных занятий с детьми. Логика изложения программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах и методах их решения, прогнози­руемого результата и критериев его оценки. Необходимыми требованиями к формулировке цели явля­ются: конкретность, достижимость, измеримость, понятность, ограниченность во времени. При формулировании цели про­граммы необходимо исходить из приоритета воспитания раз­вивающейся личности, контекста целевых установок системы дошкольного образования детей, потенциала образовательного учреждения. Цель выражается в однозначных для понимания формулировках и характеризует ведущий компонент содержа­ния рабочей учебной программы — знания, способы деятель­ности, опыт ценностных отношений и творческий опыт детей. Цель необходимо описать так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Исходя из точной формулировки цели, будет очевиден прогнозируемый результат — описатель­ная модель будущих результатов освоения детьми содержания рабочей учебной программы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В данном разделе необходимо представить количество видов непосредственно образовательной деятельности с учетом рекомендаций Примерной образовательной программы и Образовательной программы ДОУ. В том случае, если содержание программы реализуется не только в процессе НОД, но и в процессе совместной деятельности с детьми, рекомендуется включить в УТП другие формы ор­ганизации педагогического процесса. Аналогично включаются в учебно-тематический план любые другие формы организа­ции детской деятельности с учетом их распределения по часам или без него (дополнительное образование). В рабочую программу необходимо включить учебно-тематический план той возрастной группы, по которой составляется рабочая программа. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Степень подробности описания собственно содержания ра­бочей программы (по направлениям развития детей дошкольного возраста и разделам образовательной деятельности), конечно же, зависит от автора, но вместе с тем обусловлена необходимостью соблюдения таких качественных характеристик, как понятность и доступность. В содержании рабочей учебной программы последователь­но и системно раскрывается то содержание, которое будет изучаться с детьми в процессе НОД. Оно может быть представлено в виде задач, тем, разделов, блоков и т.д. В описательном варианте основное содержание рабочей учебной программы указывает на последовательность изучения материала, харак­терные признаки содержательной направленности, отчетли­вый образ предполагаемых результатов, характерные признаки взаимосвязи содержания образовательных программ и содер­жания, превышающего требования стандарта в соответствии с видом ДОУ. После Пояснительной записки следует перспективное планирование деятельности с детьми каждой возрастной группы. Вариантов перспективных планов достаточно много, однако многие из них не всегда рассматривают содержание целостно, чаще наоборот — разъ­единяют содержание при планировании на составные части, тем самым нарушается первый принцип планирования — принцип системности и целостности содержания. Перспек­тивное планирование всегда являлось приоритетом деятель­ности педагога ДОУ, поэтому планы могут быть изменены в связи с оригинальными идеями разработчика (составителя) программы. Вариантов перспективного планирования множество и содержат основные компоненты педагогической деятельности по реализации программы: содержание, формы, методы, при­емы, прогнозируемые результаты, условия реализации про­граммы, тем самым представляя целостный, законченный ва­риант предъявления и оформления основного содержания ра­бочей учебной программы. Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою форму перспективного плана, разработанного в соответствии с принципом комплексно-тематического планирования. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ(МОДЕЛЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫДЕТЬМИ) Показатели результативности реализации программы пред­полагают в описательном или схематическом варианте опре­делить те предполагаемые результаты, на достижение которых указывает цель программы. Показатели рассматриваются как совокупность решения задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера. Разработчику программы уместно указать планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы по образовательным областям или интегративным качествам (в соответствии с рекомендациями, заложенными в Образовательной программе ДОУ). ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫИнформационно-методическое обеспечение рабочих программ предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым материалом, оборудованием, техническими и иными средствами обучения. Для полноты вос­приятия и проектирования необходимых условий реализации рабочей учебной программы уместней представлять материал в таблице, что позволит целостно увидеть информаци­онно-методическое обеспечение, которое необходимо для реа­лизации программы. Информационно-методическое обеспече­ние программы можно представлять и в других формах схемати­ческого изображения: «спирали», «планетарной» модели и т. д. (в зависимости от структуры программы и ее содержания). Если в перспективном планировании содержания про­граммы предусмотрен раздел описания информационно-мето­дического обеспечения (таблица 6), то отдельно выводить дан­ную структурную единицу программы представляется нецеле­сообразным. Если в перспективном планировании содержания про­граммы предусмотрен раздел описания информационно-мето­дического обеспечения то отдельно выводить дан­ную структурную единицу программы представляется нецеле­сообразным. ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ В приложениях могут быть представлены конспекты НОД, рабочие тетради, описание вариантов диагности­ческих заданий, которые педагог использует для определения результативности работы по данной программе или программа диагностики, эскизы, схемы, таблицы, циклограммы планирования режимных моментов, проведения прогулок и т.д. Использованная литература: С.Н. Штекляйн, Т.В. Хабарова «Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Пе

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: