Раздел I. Инновации в педагогическом процессе: историко-логический анализ проблемы




РАБОЧАЯ ПРОГРАмма

По дисциплине

 

«управление инновациями

в образовательном учреждении »

 

I. ВВедение

 

Актуальность исследования роли инноваций в образовании опосредована глобальными инновационными процессами в современном мире, сопровождающимися ускоренным развитием всех сторон общественной жизни. Часто образованию ставится в вину то, что оно отстает от тенденций, имеющих место в обществе, что оно закрыто, инертно и неэффективно. Выход из такого положения можно найти только в преобразовании педагогического процесса в непрерывно инновационный. В силу этого в российской педагогике начинает развиваться новая область научного знания – педагогическая инноватика. Исследования в области инновационной педагогики появляются не только в связи с социальным заказом общества, но и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие «инновация» - это «такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие. Предметом исследования педагогических инноваций в отличие от других является личность, личность ученика или учителя, его неповторимая индивидуальность.

Именно на совершенствование процесса развития личности и направлены нововведения в педагогике. Из этого следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения (В. А. Сластенин). Однако этот процесс пока еще носит стихийный характер, что в значительной степени объясняет, с одной стороны, недостаточность научных исследований и рекомендаций по управлению инновационной деятельностью руководителей–педагогов, с другой – неэффективностью управления образовательным учреждением. В этой ситуации любые, даже самые незначительные нововведения при некачественном управлении не получат широкого и результативного освоения. Проблема заключается в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами, в разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение педагогических кадров.

Цель курса: научно-теоретическая и практическая подготовка педагогов-слушателей курсов к организации и осуществлению инновационных процессов в образовательном учреждении.

Задачи курса:

- формирование нового педагогического мышления, направленного на осмысление сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении;

- изучение научно-теоретических и методологических основ непрерывного инновационного и творческого саморазвития образовательного учреждения;

- овладение технологией мониторинга инновационной деятельности, обеспечивающей получение объективной картины системы мероприятий, стимулирующих развитие инноваций и их результаты;

- контроль за качеством освоения содержания учебного курса осуществляется в процессе тестирования и собеседования.

Форма отчетности – зачет. Учебный курс включает теоретические и семинарские занятия.

 

ii. Учебно-тематический план

№ п/п Наименование темы, раздела Всего,трудоемкость Аудиторные часы Самостоят. р-та
Всего Лекции Практические Лабораторные
1. Инновации в педагогическом процессе: историко-логический анализ проблемы
1.1. Содержание понятия «инновации в образовании». Научная терминология, инновационные основы в системе образования       - -  
1.2. Основные стратегии инновационного развития. Инновации в управлении образовательными учреждениями       - -  
2.     Инновации в дошкольных образовательных учреждениях
2.1. Современные концепции и новые подходы к воспитанию дошкольников       - -  
2.2. Авторские программы, новые виды ДОУ и инновационные образовательные процессы     -   -  
3. Инновации в школе: образовательные учреждения нового вида, новые воспитательные парадигмы и инновационные технологии
  3.1. Теоретико-методологические основы инноваций и творческой деятельности педагогов       - -  
  3.2. Проблема развития образовательного учреждения и творческого саморазвития педагогов и их руководителей     -   -  
4. Управление экспериментальной работой в образовательном учреждении
  4.1. Новое теоретическое осмысление сущности управления инновационными процессами в ОУ. Педагогические условия, обеспечивающие непрерывное инновационное движение в области образования       - -  
  4.2. Оценка и выбор приоритетного нововведения для экспериментального освоения. Планирование и управление реализацией эксперимента, оценка результатов. Сопротивление нововведениями пути их устранения     -   -  
  Итого:         -  

 

 

Iii. Содержание дисциплины

Раздел I. Инновации в педагогическом процессе: историко-логический анализ проблемы

Тема 1.1. Содержание понятия «инновации в образовании». Научная терминология, инновационные основы в системе образования.

Понятия «новшество», «нововведение», «инновации», «инновационные процессы», «инновационная деятельность», как отражение содержания разного типа новшеств, история и философия развития. Инновации как процесс, направленный на изменение традиционных элементов системы или их взаимосвязи. Инновации как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта.

Тема 1.2. Инновационная деятельность как основа управления образовательными учреждениями в условиях модернизации образования.

Традиции и инновации, критерии оценки нового. Специфика инновационного цикла. Генезис педагогических инноваций: индивидуально-априорные, экспериментально-практические, государственно-информационные. Сущностная характеристика. Отношение руководителей к инновациям. Инновации в управляемом режиме и в режиме саморазвития. Новое теоретическое осмысление сущности управления инновационными процессами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: