Психосоматические заболевания




Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические, эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей. Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.

Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными. Психогенные факторы могут вызывать многочисленные физиологические нарушения в разных органах и системах организма: в сердечно-сосудистой системе, в системе дыхания, в пищеварительном тракте, в сексуальной сфере, в вегетативной системе и т.д. Существуют психические психогенные заболевания: реактивные психозы, неврозы, патохарактерологические формирования личности и психосоматические заболевания.

Неврастения – буквально “слабость нервов”. Ещё И.П. Павлов и А.Г. Иванов-Смоленский выделили три стадии этого заболевания: на начальном этапе наблюдается раздражительность и возбудимость; затем повышается преобладает раздражительная слабость; на заключительной стадии преобладают истощаемость, слабость, вялость, апатия, повышенная сонливость и пониженное настроение. А. Кемпински говорит, что при неврастении слабость носит характер постоянного чувства усталости. Неврастеник чувствует себя как после тяжелой физической работы или после тяжелого заболевания, жалуясь на мышечные боли, особенно в поясничной области, на сердцебиения, боли в животе, расстройства половой сферы. Головные боли проявляются в виде сжимающего обруча, ощущается внутричерепное давление, сумбур в голове. Отмечаются трудности концентрации внимания и запоминания. С утра характерно чувство усталости, к вечеру – оживление. Больные плохо засыпают, видят кошмарные, поверхностные сны; испытывают раздражительность, злобу, чувство исчерпанности, гнев.

Истерия исторически значительно чаще встречается у женщин. Её называли “великой симулянткой”, так как при истерии проявляются симптомы, характерные для разных соматических заболеваний: очень сильная головная боль, как при опухоли мозга; сердцебиения и эмоциональная возбудимость, как при сердечной недостаточности; припадки, как при эпилепсии. В основе истерии лежат факторы психогенные, эмоционального характера (эмоциональное состояние больного, его травмы, конфликты). Факторы эмоционального характера, действующие на физическое самочувствие, называют конверсией. В симптомах истерической конверсии есть черты экстраверсии, направленные во внешнюю среду. Симптомы истерии проявляются в двигательных, сенсорных и психических нарушениях.

Для невроза навязчивых состояний характерно принуждение. Чем большее оказывается сопротивление этому принуждению, тем сильнее проявляются симптомы. У больного наблюдается стремление к порядку. Нарушение порядка, ритуалов вызывает беспокойство, а ритуал защищает от страха, снижает тревогу. При неврозе навязчивых состояний отмечаются навязчивые мысли, действия, фобии. Навязчивые мысли могут не носить эмоциональной окраски (пересчитывание чисел, повторение услышанного), могут носить экзистенциальный характер. Навязчивые действия – стереотипные движения вопреки воле и разуму, различные ритуалы, отказаться от выполнения которых больные не могут. Навязчивые страхи (фобии): клаустрофобия, агорафобия, эрейтофобия, арахнофобия и др. В возникновении этих страхов могут быть разные психологические предпосылки.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека (которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. Чрезвычайно важно (хотя в силу объективных обстоятельств это не всегда возможно) проводить исследование в динамике, т.е. через год-два.

1. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

«Наблюдением называется изучение явления при тех условиях, при которых оно возникает независимо от нашего вмешательства, в силу естественного хода вещей. Вследствие того, что условия, при которых возникает явление, равно как и сопровождающие обстоятельства, могут меняться в силу естественных причин, является возможность, повторяя наблюдения одного и того же явления в различные моменты, установить существование некоторых фактов с достаточной степенью достоверности. Однако, для того чтобы знание явления стало несомненным, требуется его проверка и доказательство. Для этого служит опыт или эксперимент. Экспериментом называется искусственное изменение условий наблюдения с целью определения отношений между явлением и условиями его возникновения. Этим прежде всего доказывается самый факт существования явления, которое было ранее обнаружено простым наблюдением, затем определяется отношение явления к его условиям, причинам или сопровождающим обстоятельствам. Таким образом, эксперимент есть только проверка наблюдения. Это не есть, следовательно, наблюдение при искусственно измененных условиях, как часто говорится, но есть именно изменение условий, за которым вновь начинается наблюдение, которое, совершаясь при измененных экспериментом условиях, тем не менее остается наблюдением» [188, 7-10].

Таким образом, в основании научных данных лежат результаты наблюдения, проверенные с помощью эксперимента.

«Ближайшая задача психологии заключается в том, чтобы изучить психическое содержание, разложить его на составные элементы, определить связь между этими элементами и отношениями, которые существуют между явлениями внешнего мира и психическими явлениями.

Психическое содержание состоит из ощущений, восприятий, представлений, понятий, ассоциативных сочетаний этих величин, чувствований и чувств, действий, обусловленных суммой находящихся налицо в данный момент двигательных импульсов.

Мы имеем возможность изучать посредством эксперимента ощущения, восприятия, представления и их отношения к внешним влияниям, законы памяти и связи представлений, степень и качество воспроизведений по их отношению к первоначальным восприятиям, условия возникновения внимания, его колебания, некоторые проявления бессознательной мозговой деятельности, автоматические акты, явления внушения,

Методы психологического исследования в зависимости от указанных психических величин разделяются на следующие:

Методы анализа ощущений.

Методы анализа восприятия.

Методы измерения времени психических процессов.

Методы анализа воспроизведений:

простых воспроизведений,

сложных представлений.

Методы анализа сложных психических актов.

Наиболее плодотворное исследование возможно только по отношению к тем психическим явлениям, которые характеризуются более определенной зависимостью от внешних объектов, с которыми связана наша психическая деятельность, — с ощущениями, восприятиями, представлениями, понятиями и их сочетанием, словом, с той частью психического содержания, которая называется интеллектуальной сферой. Что же касается настроения, чувств, влечений, то они имеют характер гораздо более изменчивый, в высокой степени зависящий от неуловимых внутренних изменений«.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: