Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях, реализации индивидуальных потребностей и способностей подчинена и внеклассная работа по предмету. Мною разработаны и внедрены в практику преподавания математики
программа факультативных курсов: «Математика вступительных экзаменов», которые являются, на мой взгляд, хорошим дополнением к действующей программе расширенного обучения математике в 10-11 классах, составленной совместно учителями кафедры лицея и преподавателями кафедры математики и физики МичГАУ;
программа элективного курса «Нестандартные методы решения алгебраических уравнений и неравенств».
Их дополняют разовые мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Выпущена «Методическая копилка. Выпуск 2. Методические рекомендации по внеклассной работе (из опыта работы) учителям математики», 2010г.
разработана и апробирована программа курса «Геометрическое черчение» на уроках интегральной учебной дисциплины образовательной области «Технология». Цель программы – формирование и развитие пространственного мышления учащихся на межпредметной основе.
метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, рассчитанную на определенное время. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения (6 класс – геометрия «Девять деревьев сажаем в саду…», «Помогаем МЧС», 10 класс – «Многовариантные геометрические задачи», Геометрия глазами комбинаторики» и др.).
использование игровой технологии, повышающей познавательный интерес к математике, применяю в 5-6 классах, а в 7-9 классах она эффективна только во внеурочное время (игра «Два рояля» - 9 класс, «100 к 1» - 8класс и др.).
участие учащихся в олимпиадах.
группа учащихся 8-9 классов входит лицейское НМО и принимает участие в научно-практических конференциях, проводимых в лицее.
Результат деятельности - выявление одаренных детей с высокой мотивацией изучения математики, целью которых становится поступление в ВУЗы математического профиля. Оценка качества образования проводится через независимую экспертизу (олимпиады, конкурсы, ЕГЭ и др.).
Итак:
Заключение
Так что же означает современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Предварительный просмотр: