ПОВРЕЖДЕНИЯ, НАНОСИМЫЕ НЕВООРУЖЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (слайд № 8)




ПОВРЕЖДЕНИЯ, НАНОСИМЫЕ ПИЛЯЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Повреждения пилящими предметами оставляют прямолинейные раны с несколько зазубренными и осадненными краями и перемычками тканей на дне; на концах раны – царапины и насечки. По трассе на коже от последнего по счету зубца пилы можно определить конкретный экземпляр по его характерным признакам.

Рассмотренные нами повреждения от острых предметов имеют характерные, присущие только им признаки. Наиболее часто эти повреждения причиняются при совершении преступлений на бытовой почве, когда в ход идут эти предметы.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ, НАНОСИМЫЕ НЕВООРУЖЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (слайд № 8)

v повреждения от концов пальцев – в виде округлых или овальных кровоподтеков образуются при сдавлении пальцами шеи, плеча, бедра, кисти и т.д.

v при сдавлении концами пальцев от ногтей нередко образуются ссадины полулунной формы.

v повреждения ладонью – это удары по щекам и другим частям тела – отмечается скоропроходящая краснота. При ударах по уху наблюдаются разрывы барабанных перепонок. Удар ребром ладони по шее сопровождается значительными, в том числе и смертельными повреждениями, вследствие шока, кровотечения или перелома шейного отдела позвоночника.

v повреждения кулаком – кровоподтеки в сочетании со ссадинами. При ударе по лицу часто наблюдаются переломы костей лицевого черепа. При ударе в грудь – переломы ребер, грудины; при ударах в живот возможны разрывы селезенки, печени и желудка. Значительные повреждения имеют место при ударах кулаком, в который для утяжеления вкладывается какой-нибудь предмет (гиря, камень, кастет).

v повреждения, причиняемые ногой. Повреждения чаще обнаруживаются в области ног, половых органов, нижней части живота. Особенно обширные повреждения наблюдаются при затаптывании лежащего человека (переломы ребер, разрывы внутренних органов).

А сейчас мы остановимся на повреждениях, возникающих при падении с высоты, которые имеют своеобразный характер.

 

ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ

Падение тела сопровождается повреждением мягких тканей, костей, внутренних органов, в результате удара тела о грунт или предмет. В этом случае под воздействием тупых предметов травмируются мягкие ткани, кости, внутренние органы, только движутся не предметы, а тело человека. Расположение повреждений, их признаки, виды и сочетание нередко позволяют установить, что травма связана с падением.

Различают падение на плоскости, т.е. с высоты собственного роста. При такой травме отмечаются ссадины, кровоподтеки, раны, переломы костей черепа, сотрясение и ушиб головного мозга, разрывы внутренних органов.

 

При падении с большей высоты характерно (слайд № 9)

v незначительность наружных повреждений при обилии тяжелых внутренних травматических изменений переломов, разрывов и даже отрывов внутренних органов. Все это зависит от высоты падения, места на которое падает человек, масса тела;

v симметричность переломов костей;

v наличие явлений сотрясения внутренних органов.

 

Вывод по 1-му вопросу:

Мы с Вами изучили, что такое телесное повреждение, основные механические факторы и механические повреждения, возникающие от действия тупыми предметами, а также повреждения острыми предметами и повреждения, возникающие при падении с высоты. Виды местного воздействия и классификацию повреждений по морфологическим признакам. Все это необходимо сотрудникам органов внутренних дел для правильной квалификации общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законодательством Республики Беларусь и как фундамент для изучения последующих вопросов нашей лекции.


Вопрос № 2. ТРАНСПОРТНЫЕ ТРАВМЫ.

 

В повседневной жизни довольно часто встречаются транспортные травмы.

Среди повреждений, причиняемых транспортными средствами, на основании специфических признаков принято выделять повреждения, возникшие вследствие:

v автомобильной травмы;

v мотоциклетной,

v воздействия колесными или гусеничными тракторами;

v железнодорожным;

v авиационным;

v водным транспортом.

Автомобильная травма - разнообразные механические повреждения, причиненными наружными или внутренними частями движущегося автомобиля или образующиеся при падении из машины.

Повреждения, которые возникают при дорожно-транспортных происшествиях, весьма разнообразны и их принято разделять на: (слайд № 10)

v специфические

v характерные

v нехарактерные.

Специфические - отражают форму, рисунок, размеры и другие свойства частей деталей автомобиля, которые в момент травмы действовали на тело потерпевшего в качестве повреждающего предмета (отпечаток протектора, бампера, фары, подфарники и др.);

Характерные - типичны для конкретного типа автомобильной травмы и встречаются обычно в совокупности со специфическими признаками (переезд колесом автомобиля, выпадение из автомобиля и т.д.);

Нехарактерные - не имеют вышеназванных признаков и могут встречаться при травме любыми тупыми, тупогранными и острыми предметами.

Автомобильная травма характеризуется четырьмя основными механизмами возникновения повреждений: (схема № 11)

v удар частей тела о части автомобиля, о дорожное покрытие;

v сотрясение тела вследствие одного из названных ударов;

v сдавление тела между колесами и дорожным покрытием, между двумя автомобилями, между автомобилем и неподвижным предметом и т.д.;

v трение при скольжении тела, при волочении по дорожному покрытию, о части автомобиля.

Названные механизмы при автомобильной травме обычно сочетаются между собой. Независимо от последовательности их возникновения они могут быть нанесены различно. Виды автомобильной травмы разнообразны и при каждой из них возможны варианты.

Основная информация о виде, характере, механизме травмы получается только при тщательном исследовании трупа. При осмотре одежды можно обнаружить отпечатки отдельных частей или деталей автомобиля, что дает возможность идентификации конкретной части автомобиля, наслоение краски, смазочных масел, своеобразные следы трения на подошвах обуви и т.д.

Первичный удар легковой машины причиняется на уровне голеней, ниже центра тяжести человека, вследствие чего он падает на машину и получает повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара о капот.

Грузовой автомобиль наносит удар на уровне или значительно выше центра тяжести, в связи, с чем пострадавший отбрасывается, падает на грунт. При ударе бампером часто возникает бампер-перелом (на голени в средней и верхней трети при ударе легковой машины и в области бедра - грузовой). Поперечно оскольчатый перелом с крупным обломком кости ромбовидной формы располагающимся на стороне удара.

Повреждения на теле человека внутри автомобиля обычно бывают при столкновении движущегося с большой скоростью автомобиля с каким-нибудь неподвижным предметом, реже - при опрокидывании автомобиля и его падении с высоты. При этом у пассажира переднего сидения травма возникает в 7 раз чаще, чем у водителя, и в 5 раз чаще, чем у пассажира заднего сидения.

Повреждения локализуются по передней поверхности тела, реже по боковой. Удары о раму ветрового стекла, приборный щиток и другие детали кабины характеризуются образованием ушибленных и ушибленно-рваных ран с оскольчатыми переломами костей лица и черепа и повреждением головного мозга. При ударе о ветровое стекло возникают множественные резаные ранки с мелкими осколками разбитых стекол на голове, лице, шее и кистях рук.

При ударе о рулевое колесо у водителя появляются ссадины и кровоподтеки, переломы грудины и ребер, разрывы кожи и переломы костей кисти, и часто разрывы и размозжение внутренних органов (печени, легких, сердца) - повреждения от сотрясения тела.

При ударе и трении тела о грунт появляются обширные ссадины на голенях, бедрах, туловище, кровоподтеки, отслоение кожи и подкожной клетчатки.

При переезде через конечности на месте контакта с колесом кожа (мышцы) перекручиваются вокруг оси, образуя круговые отслоения мягких тканей, разрывы сосудов, кровоизлияния, ссадины, иногда со следами протектора.

При переезде головы диагностируют сложные переломы костей черепа, разрывы мозговых оболочек, повреждение или размозжение мозга или его выдавливание в полость рта и дыхательные пути.

При переезде грудной клетки и живота констатируют тяжелые множественные повреждения внутренних органов, разрывы диафрагмы, переломы ребер и костей таза.

 

МОТОЦИКЛЕТНАЯ ТРАВМА

Наиболее часто встречаются три варианта мотоциклетной травмы:

v наезд на пешехода;

v столкновение с другими видами движущегося транспорта;

v наезд на неподвижные массивные предметы.

При всех видах мотоциклетной травмы диагностируются повреждения, возникающие вследствие сотрясения тела (ушибы и разрывы легких, печени, селезенки, почек, обширные кровоизлияния и т.д. Без шлема - повреждение черепа и головного мозга, в шлеме - страдает позвоночник. Переломы костей лицевого скелета обычно множественные, оскольчатые. Из наиболее часто встречающихся повреждений следует отметить ушибы мошонки, переломы ключиц, нижней челюсти, костей левой голени, надколенника, одиночные переломы ребер.

Порядок назначения экспертизы, исследование трупа и круг разрешаемых вопросов аналогичны случаям автомобильной травмы.

 

ТРАКТОРНЫЕ ТРАВМЫ.

Эти виды травм довольно редки, но имеют свои особенности. Относительно невысокая скорость гусеничного транспорта, значительный вес и наличие гусениц в большинстве случаев характеризуют данный вид повреждений. Травма возникает при переезде гусеницами, при опрокидывании трактора, а также при падении с высоты вместе с трактором.

При переезде через тело потерпевшего на одежде и коже образуются следы от давления траков (почвозацепов) в виде полос, треугольников, прямоугольников, расположенных в геометрическом порядке. Эти повреждения относятся к специфическим и позволяют идентифицировать конкретную модель трактора, а иногда и его экземпляр. Повреждения причиняемые колесным трактором имеют сходство с автомобильной травмой.

Объем разрешаемых вопросов, и порядок экспертизы не отличаются от других видов транспортной травмы.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ РЕЛЬСОВЫМ ТРАНСПОРТОМ

Удар движущимся транспортом:

v обширные и тяжелые повреждения тела, внутренних органов, множественные переломы костей;

v отбрасывание тела после удара с получением при этом дополнительных повреждений;

v наличие на теле и одежде балластного слоя пути (песок, гравий, шлак) и технических смазок.

Переезд колесами:

v сдавление и размозжение тканей и ножницеобразное разделение тела, но кровотечение обычно незначительное;

v на одежде – полосы давления и участки обтирания.

 

ПРИ ВЫПАДЕНИИ ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА - травмы такие же, как и при падении с высоты. При нахождении на крыше вагона возможны повреждения при ударе о путевые сооружения. Особенностью травм при пребывании на крыше электропоезда является то, что следы электротравмы могут быть скрыты обширными повреждениями, полученными при падении пострадавшего. Травмы, получаемые внутри вагонов, образуются от ударов пассажиров о тупые предметы интерьера, при падении с полок, осколков стекол.

Все повреждения, возникающие при рельсовых травмах, делят на две группы:

v типичные – образующиеся после перекатывания колес через тело пострадавшего;

v нетипичные – не связанные с действием колес, как правило, типичные повреждения сочетаются с нетипичными.

При осмотре места происшествия при этих травмах необходимо:

v осмотреть грунт в отдалении от такого места для выявления возможных следов протаскивания и отбрасывания тела пострадавшего;

v изучить обстоятельства получения травмы;

v осмотреть подвижной состав;

v детально обследовать труп или его части с проведением лабораторных исследований.

 

АВИАЦИОННЫЕ ТРАВМЫ

Повреждения при них разделены на травмы, полученные: (слайд № 12)

v внутри самолета во время полета

v следствие взрыва;

v аварийной разгерметизации кабины (салона);

v столкновения с летающим предметом;

v нестандартных ситуаций

Травмы внутри самолета при его падении и ударе о землю причиняются тупыми предметами, окружающими летчиков и пассажиров. При этом возникают грубые разрушения тела с отрывом отдельных его частей, раздроблением костей, обширными разрывами и размозжением мягких тканей и внутренних органов.

При взрыве самолета тела членов экипажа и пассажиров находят в самой воронке, а иногда разбросанными в радиусе до 500 м. Особенностью этого вида травмы является то, что при взрыве самолета в воздухе останки людей разбрасываются по направлению полета до 3 км и в сторону от взрыва до 1,5 км.

Травма на аэродроме причиняется наружными частями самолета при его маневрировании на земле, а также винтами самолетов и вертолетов (рубленные повреждения, ампутации конечностей, отделение головы и разрубы туловища). Особенностью авиационных происшествий является то, что расследуются они комиссиями с участием судебно-медицинских экспертов, специалистов по авиационной медицине и авиационной технике.

 

ВОДНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА

Этот вид травмы возникает от действия подводных крыльев, по своему характеру напоминают:

v повреждения, наносимые рубящими предметами;

v лоскутообразные, с осадненными краями;

v гребных винтов – повреждения напоминают раны от воздействия острых или тупых рубящих предметов;

v в результате сдавления тела между бортом судна и причалом – в основе повреждения лежит удар твердым тупым предметом с широкой поверхностью.

При судебно-медицинском исследовании трупа наряду с повреждениями можно выявить признаки утопления, которое могло служить причиной смерти.

Вывод по 2-му вопросу:

При изучении вопроса мы дали характеристику повреждениям, возникающим вследствие автомобильной, мотоциклетной, тракторной травм, а так же причиненной железнодорожным, авиационным, и водным транспортом. Все эти повреждения имеют как общие признаки для всех травм, а так же характерные и специфические для транспортных средств. Эти знания помогут Вам в дальнейшей практической работе в органах внутренних дел при установлении истины в ходе расследования преступлений, связанных с транспортными травмами.

 

Вопрос № 3. ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ

Под ними понимают такие виды механических травм, которые происходят в результате выстрела из огнестрельного оружия, взрывов снаряда или взрывчатых веществ. Повреждающими факторами при этом могут быть:

v снаряд (пуля, дробь) и его части;

v продукты сгорания пороха (зерна, газы, копоть);

v продукты сгорания капсульного заряда;

v мельчайшие частицы оружия;

v смазка оружия;

v воздушная волна.

Механизм образования повреждений таков:

v пуля при попадании в тело наносит сильный удар;

v сжимает и разрывает пострадавшие участки;

v частично выбрасывает прилежащие мягкие ткани в сторону и по ходу своего полета;

v в то же время ударная волна распространяется в стороны и вызывает повреждения тканей и органов, расположенных вблизи раневого канала.

При попадании в кость пуля вызывает дополнительные повреждения в мягких тканях. При ранении органов, содержащих жидкость, проявляется гидродинамическое действие.

 

Огнестрельные ранения бывают: (Слайд № 13)

v сквозные;

v слепые;

v касательные.

 

Их основные элементы: (Слайд № 14)

v входное отверстие;

v раневой канал;

v выходное отверстие. (В зависимости от количества кинетической энергии и морфологических особенностей ранения различают следующие виды воздействия пули: (слайд № 15)

1- разрывное - пуля разрывает края повреждений.

2- пробивное - пуля выбивает и уносит часть тканей, в результате чего образуется отверстие с дефектом.

3- клиновидное - пуля вытягивает кожу и подкожную клетчатку и разрывает их, образуя щелевидную рану без дефекта.

4- контузионное - действует лишь ушибающе, вызывая ссадину или кровоподтек.

Одновременно с пулей вслед за ней из канала ствола оружия при выстреле вылетают продукты сгорания пороха, пламя, газы, копоть, порошинки, т.е. дополнительные факторы выстрела. Они летят на разное расстояние (от 5 см до 1 метра) и, достигая поражаемой поверхности, откладываются в области входного огнестрельного отверстия, создавая определенную морфологическую картину. Основными элементами огнестрельного ранения являются входное, выходное отверстия и раневой канал.

ВХОДНОЕ ПУЛЕВОЕ ОТВЕРСТИЕ.

Входным отверстием называется повреждение, причиненное пулей в момент входа в тело человека образующее дефект кожи и тканей. Признаками его являются: (слайд № 16)

v круглая или овальная форма на 1,5-3 мм меньше диаметра пули, дефект ткани, зубчатость края, выраженная тем больше, чем меньше кинетическая энергия пули и чем тупее ее конец;

v ободок осаднения - по краям узкое 2-3 мм воронкообразное углубленное кольцо, вызванное скольжением и трением боковой поверхности пули;

v ободок обтирания - серовато-черное узкое кольцо 2-3 мм за счет обтирания боковой поверхности пули и отложения находящихся на ней частиц копоти, окислов металла, оружейной смазки. По форме и локализации соответствует пояску осаднения;

v кольцо высыхания обнаруживается только на трупе;

v кольцо металлизации - отложение мельчайших частиц металла по краю входного отверстия.

 

РАНЕВОЙ КАНАЛ.

Путь, пройденный пулей в теле, представляющий собой сумму пулевых отверстий в различных тканях и органах. Действуя как пробойник, пуля при формировании раневого канала образует отверстие с дефектом ткани. Выбитые частицы ткани пуля (ранящий снаряд) несут впереди себя, что приводит к расширению канала. По направлению раневого канала можно решить вопрос о направлении полета пули и ответить на другие вопросы о положении в момент выстрела, о месте, откуда произведен выстрел.

 

ВЫХОДНОЕ ПУЛЕВОЕ ОТВЕРСТИЕ ( место выхода пули из тела).

Свойства его зависят от кинетической энергии пули. Чаще она обладает клиновидным действием и образует щелевидные раны без дефекта или пробивным, то тогда образует рану с дефектом, но меньшем чем во входном. В выходном отверстии нет ободков осаднения, обтирания. Иногда правда при плотном прилегании одежды к плотному предмету (стена, спинка стула) по краям его может образоваться участок осаднения или загрязнения, но он обычно не имеет овальной формы. Ранения могут быть сквозными - когда имеются все элементы огнестрельного ранения. Слепыми - выходное отверстие отсутствует, и пуля остается в теле. Когда выходное и входное отверстия располагаются рядом - тангенциальное ранение. При еще большем поверхностном повреждении пулей образуется открытый раневой канал - касательное ранение. Может быть и опоясывающее - когда пуля встречает преграду, изменяет направление и выходит на стороне входа. У экспертов трудности возникают при выстреле с близкого расстояния и сквозных ранениях, когда трудно определить входное и выходное отверстия. Этот вопрос решается при детальном анализе всех их признаков.

РАССТОЯНИЕ ВЫСТРЕЛА.

Исследования огнестрельных ранений не позволяет установить, с какого расстояния произведен выстрел в линейных мерах, поэтому в судебной медицине приняты условные обозначения расстояния выстрела, основанные на выраженности дополнительных факторов выстрела в области входного пулевого отверстия. (слайд № 17)

1.ВЫСТРЕЛ В УПОР.

Характеризуется тем, что дульный конец оружия плотно прилегает к поражаемой поверхности. Дополнительные факторы выстрела устремляются в раневой канал. Признаками выстрела в упор являются:

v отложение копоти, порошинок на стенках раневого канала;

v отпечаток на коже (штанцмарка) дульного конца оружия в виде кровоподтека, осаднения, отложения копоти или лишенного копоти участка, вдавления - по форме полностью или частично повторяющего дульный конец (следует знать, что штанцмарка представляет собой ссадину, которая плохо заметна сразу после ранения, но через некоторое время, после подсыхания кожи начинает отчетливо выступать, приобретая вид пергаментного пятна);

v относительно узкий до 1 см, но интенсивно окрашенный серовато-черный пояс копоти по краям входного отверстия;

v разрыв краев входного отверстия в одежде, а при выстреле в область, где близко подлежит кость, и в коже, или большая величина отверстия 0,7-1 см в диаметре в следствии действия пробивного газа;

v розоватая окраска краев входного пулевого отверстия за счет образования карбоксигемоглобина - химического воздействия газов.

2.ВЫСТРЕЛ ЧАСТИЧНО В УПОР.

Дульный срез оружия касается поражаемой поверхности только одной стороной, частичный отпечаток дульного конца оружия (лишь с одной стороны).

 

3.ВЫСТРЕЛ НА ОЧЕНЬ БЛИЗКОМ РАССТОЯНИИ.

v довольно широкий пояс отложения копоти по краям входного пулевого отверстия.

v разрывы краев за счет действия газов.

v возможна розоватая окраска за счет действия газов.

v опаление ворса одежды и волос.

 

4.ВЫСТРЕЛ НА БЛИЗКОМ РАССТОЯНИИ.

Копоть и порошинки в виде широкого кольца, иногда двух колец по краю входного пулевого отверстия, возможно лучистое или иное отложение копоти, характерное для определенного вида оружия. Отсутствие признаков действия газов и пламени.

5.ВЫСТРЕЛ НА НЕБЛИЗКОМ РАССТОЯНИИ.

В области входного пулевого отверстия какие-либо следы дополнительных факторов отсутствуют. При выстреле в часть тела, прикрытую одеждой, дополнительные факторы задерживаются на ней, поэтому исследование одежды при огнестрельных повреждениях обязательно.

Компоненты, сопутствующие выстрелу летят на определенное расстояние: копоть до 40 см., не сгоревшие и полусгоревшие порошинки до 1-2 м. Чем дальше объект от оружия, тем на большей площади рассеиваются и оседают компоненты выстрела. Таким образом, уже на расстоянии нескольких метров судить о дальности выстрела проблематично, поскольку имеется только повреждение, причиненное снарядом. В связи с этим, если в криминалистике определяют расстояние выстрела, то в судебной медицине принято устанавливать дистанцию выстрела: выстрел в упор, выстрел в пределах действия явлений, сопутствующих выстрелу.

Вывод по 3-му вопросу:

Знание закономерностей возникновения данного вида повреждений и динамику их обратного развития (заживления) можно установить каким орудием (оружием) оно было нанесено, давность происхождения, механизм образования, прижизненность.

Являясь следами насилия, огнестрельные ранения обладают признаками, позволяющими установить их. Свойства повреждений, позволяют установить какие из них являются входными, какие выходными. Можно определить является ли повреждение пулевым или дробовым. Вид оружия можно определить по деталям отпечатков дульного среза, характеру отложения копоти. Направление раневого канала с учетом осмотра места может позволить установить направление выстрела. Дополнительные факторы или их отсутствие позволяют определить дистанцию выстрела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В лекции были рассмотрены общие положения проведения судебно-медицинской экспертизы по поводу телесных повреждений от различных факторов при причинении вреда здоровью у потерпевших, подозреваемых и других лиц, которые необходимо знать практическим работникам для назначения этого вида экспертизы при травмах. Кроме того, на примере судебно-медицинской экспертизы телесных повреждений разобраны принципы и методики их исследования. Понимание проводимых судебным медиком экспертных мероприятий и медицинских данных, содержащихся в составленном им документе, умение сотрудника органов внутренних дел правильно использовать судебно-медицинское заключение, как один из видов доказательств имеющего большое значение для принятия объективного решения по материалам уголовных и гражданских дел.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: