По курсу «Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов




АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ

Л.В. Баринова, Н.Э. Мартыненко, В.П. Ревин

С Л О В А Р Ь

 

 

ТЕРМИНОВ И СХЕМ ПО КУРСАМ «УГОЛОВНАЯ

ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬН0СТИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» И «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

 

 

Л.В. Баринова, Н.Э. Мартыненко, В. П. Ревин

 

 

С Л О В А Р Ь

 

 

ТЕРМИНОВ И СХЕМ ПО КУРСАМ «УГОЛОВНАЯ

ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬН0СТИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» И «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

 

 

2000

Обсуждены и одобрены кафедрой уголовной политики и организации профилактики преступлений. Протокол N от ___ февраля 2000 г.

 

Когда речь идет о борьбе с преступностью, противодейс­твие ей, уменьшении общественной опасности противоправного поведения, употребляется множество терминов. В специальной литературе, а также в официальных документах и публицисти­ческих материалах встречаются понятия: уголовная политика, политика борьбы с преступностью, противодействие преступнос­ти, профилактика преступности, организация профилактической деятельности и т.п.

Каждое из этих понятий вызывает научные споры и не мо­жет оцениваться

как достаточно определенное или по крайней мере однозначно понимаемое. Это создает значительные слож­ности в уяснении смысла применяемых понятий, а также прояв­ляется в разнообразии структурно-речевых конструкции, зат­рудняющих единообразное понимание явлений или процессов как в теории, так и в практической деятельности. Нередко также и то, что за каждым из терминов стоит разное содержание.

Поэтому точное понимание терминов вырабатывает едино­ - образность, слаженность подходов, что в свою очередь являет­ся условием четкости в решении проблем, возникающих при изу­чении курса уголовной политики и реализации полученных зна­ний на практике.

Если говорить о термине «уголовная политика», то трудно установить, кто впервые его употребил. В 1804 году Фейербах говорил о ней как об уже существующем понятии и разграничи­вал его с уголовным правом. Об уголовной политике писали Хенке, Бентам, Бемер, Капплер, Лист, а в дореволюционной России - Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев, дру­гие авторы. В 60-90-е годы ХХ века уголовной политике в Рос­сии значительное внимание уделяли многие авторы: Н.А.Беляев, С.С. Босхолов, В.А.Владимиров, Л.Д. Гаухман, А.А. Герцензон, П.Ф.Гришанин, П.С. Дагель, А.И. Коробеев, В.Н.Кудрявцев, М.П.Клейменов, Ю.И.Ляпунов, Г.М. Миньковский, П.Н. Панченко, В.П. Ревин и целый ряд других авторов.

Словарь основан на программах учебных курсов «Уголов­ная политика и ее реализация в деятельности органов внутрен­них дел», «Организация профилактической деятельности органов внутренних дел» и подготовлен с использованием работы Миньковского Г.М., Ревина В.П., Малкова В.Д., а также и других справочно-информационных работ по рассматриваемой тематике. Термины располагаются в алфавитном порядке. В приложении к словарю содержатся схемы по основным темам курсов.

Настоящее издание предназначено для профессорско-пре­подавательского состава и слушателей Академии управления МВД России. Оно может быть рекомендовано преподавателям, слуша­телям и курсантам образовательных учреждений МВД России и всем, кто интересуется проблемами уголовной политики России, уголовного права, криминологии и профилактики преступлений.

 

 

Печатается в авторской редакции
С Л О В А Р Ь

АБСОЛЮТНЫЙ РОСТ (СНИЖЕНИЕ) ПРЕСТУПНОСТИ (лиц, совершивших преступление) – показатель, характеризующий динами­ку преступности, выражающийся в увеличении (снижении) абсо­лютного числа зарегистрированных преступлений за определенный период. Данный показатель может характеризовать также лиц, совер­шивших преступления за определенный период.

АНАЛОГИЯ ПРАВА - это применение нормы права, исходя из общих начал и смысла законодательства при отсутствии или неполноты правовой нормы. Она основывается на сходстве анализируемых обстоятельств и обс­тоятельств, предусмотренных имеющейся нормой. В уголовном праве аналогия запрещена (ч.2 ст.3 УК РФ).

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - метод исследования, основанный на изуче­нии предметов, предназначенных для передачи или хранения информационных источников кримино­логической информации (например, анализ уголовных дел о бандитиз­ме). См. также – Контент-анализ.

АНКЕТИРОВАНИЕ - вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором послед­ний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкетирование является наиболее распространенным методом проведения исследований в криминологии, других правовых отраслях знаний, а также социологии.

БЕЛОВОРОТНИЧКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - условное наименование сово­купности преступлений, совершенных должностными лицами, уполномо­ченными на осуществление государственных функций (чиновниками). Понятие было введено в научный оборот американским криминологом Эдвардом Сатерлендом. Применима в наших условиях к должностным преступлениям.

БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ - совокупность мер экономического, социального, политического, правового, психологического, органи­зационного, технического характера, которые направлены на устра­нение (ослабление) факторов, способствующих совершению преступле­ний, на предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений, на осуществление уголовного правосудия, исправление лиц, совершивших преступление, и контроль за их поведением после отбывания наказания, а также на возмещение отрицательных последс­твий преступлений. Борьба с преступностью – наиболее часто употребляемое словосочетание в документах правоохранительных органов в России. За рубежом аналогом является терминологические конструкции – противодействие преступности, контроль со стороны общества за преступностью, профилактика преступных проявлений.

ВАРИАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ - статистические данные о преступ­ности и иных связанных с ней явлениях, используемые для изучения структуры анализируемой совокупности по какому-либо изменяемому (варьируемому) признаку. Например: изменение возрастной группы несовершеннолетних и влияние этих тенденций на динамику преступности этой категории.

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - статистический термин, обозначаю­щий совокупность или долю единиц статистического наблюдения из числа всей (генеральной) совокупности, достаточной для получения объективных результатов. Выборочная совокупность рассчитывается с целью достижения репрезентативности (представительности) исследования, которая должна отражать тенденции явлений и процессов, характерных для генеральной совокупности. В правовых исследованиях она составляет от 5 до 20 % единиц наблюдения, составляющих генеральную совокупность.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - совокупнос­ть всех единиц статистического наблюдения.

ВИДЫКРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА:

 

1. По объекту прогнозирования: а) преступности; б) личности преступника; в) факторов преступности; г) последствий преступнос­ти; д) мер борьбы с преступностью

2. По продолжительности периода упреждения: а) оперативный - с периодом упреждения для объекта криминологического прогнозиро­вания до 1 месяца; б) краткосрочный - с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года; в) среднесрочный - с периодом упреждения от 1 года до 5 лет; г) долгосрочный - с периодом упреждения от 5 до 15 лет; д) дальнесрочный - с периодом упреждения свыше 15 лет.

3. По предмету прогнозирования: а) состояния объекта - поис­ковый прогноз; б)тенденций и периода развития объекта - норма­тивный прогноз. См. также Криминологический прогноз.

ВИКТИМОЛОГИЯ (от лат. victima - жертва и греч. logos - уче­ние) – раздел криминологии, включающий учение о жертве преступления, наука о потерпевшем, облада­ющем индивидуальной способностью стать жертвой преступления.

ВИКТИМИЗАЦИЯ - процесс превращения лица в жертву преступле­ния, а также результат этого процесса, как в единичном, так и в массовом порядке.

ВИКТИМНОСТЬ - повышенная способность человека в силу некото­рых качеств (духовных, физических, профессиональных) становиться при определенных объективных обстоятельствах жертвах преступного посягательства.

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА - предупреждение отдельных видов преступлений путем принятия мер по устранению или нейтрализации виктимогенных факторов: повышения охранно-за­щитных возможностей потенциальных жертв преступлений.

ГРУППОВАЯ ВИКТИМНОСТЬ - виктимность, характерная для опреде­ленных групп населения, выделяемых по половому, профессионально­му, социальному или иному признаку.

ВОР В ЗАКОНЕ - 1) звание, которое присваивается на специаль­ной воровской сходке лицу, обладающему в среде профессиональных преступников авторитетом, основано на значительном преступном опыте, способности организовывать или руководить преступными группами, соблюдающему традиции и правила данной среды либо внес­шему крупные суммы в денежный фонд преступного сообщества; 2) ли­цо, которое имеет соответствующее звание и выполняет следующие функции: принимает новичков в состав воров в законе или авторите­тов преступной среды, самостоятельно определяет основные направ­ления и формы преступной деятельности, источники и объемы попол­нения денежных фондов преступного сообщества; взаимодействует с организаторами и руководителями других преступных групп.

ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоре­чащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, прес­тупное или аморальное поведение; результат асоциального развития личности и воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций.

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ - юридическая переквалификация части уго­ловно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных, дисциплинарных и иных правонарушений.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОСТИ - состав преступни­ков, разделенных по демографическим признакам: полу, возрасту, образованию, оседлости и т.д.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ - объективно существующая обусловленность ве­щей, процессов. Любое явление не возникает само по себе, вне ок­ружающей действительности, а, напротив, связано с ней, порождено конкретными факторами и обстоятельствами.

ДЕТЕРМИНАНТЫ - конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его. Применительно к преступности – факторы (условия) способствующие совершению преступлений.

ДЕТЕРМИНИЗМ - учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

ДИНАМИКА ПРЕСТУПНОСТИ - изменение количественных и качест­венных показателей преступности во времени.

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ - соглашение между государс­твенными и другими субъектами международного права по раз­личным вопросам. Международным договором устанавливаются для их участников права и обязанности.

ЗАДАЧИ - то, что требует исполнения, разрешения.

ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА - охрана прав и свобод чело­века и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционно­го строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также пре­дупреждение преступлений (ч.1 ст. 2 УК РФ).

ЗАДАЧИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - оптимизация деятельности государства в борьбе с преступностью, снижение непроизводс­твенных издержек в обществе, создание атмосферы спокойствия, стабильности, безопасности на территории государства и ее отдельных субъектов.

ЗАКОН - это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти (Государственной Ду­мой Федерального Собрания РФ), законодательным Собранием субъекта Российской Федерации либо референдумом, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, определяющий обязанности и права различных субъектов в той или иной сфере общественных отношений.

ИНДЕКСНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - в американской криминологии показа­тель уголовной статистики, обозначающий группу наиболее тяжких и распространенных преступлений, наиболее полно и единообразно ре­гистрируемых на всей территории США.

ИНДЕКС СУДИМОСТИ - показатель общественной опасности прес­тупности, характеризующийся числом лиц, осужденных к уголовным наказаниям по вступившим в законную силу приговорам, за опреде­ленный период времени на определенной территории в расчете на 100 тыс. человек в возрасте старше 14-ти лет, проживающих на данной территории.

ИСТОЧНИК - то, что дает начало чему-нибудь.

ИСТОЧНИК ПРАВА – акты государственных ор­ганов, устанавливающие в пределах своей компетенции нормы права. См. также ЗАКОН.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - это установление тождества совершенного деяния признакам состава преступления, предус­мотренного соответствующей нормой уголовного закона. Квалификация может рассматриваться как процесс установления такого тождества либо как результат правовой оценки преступного деяния и признаков состава преступления

КОНЦЕПЦИЯ (от лат.conceptio - понимание, система), оп­ределенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящие идеи, позволяющие решать определенные задачи.

КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это совокупность осно­вополагающих идей, характеризующих развитие понятия уголовной политики, её предмета и закономерностей, места в политической системе, принципы, структуру и специфику деятельности по разработке и реализации стратегии борьбы с преступностью, а также направленных на совершенствование форм, методов и средств, применяемых для воздействия на преступность, систему субъектов этой борьбы, критерии ее эффективности.

КОНТЕНТ - АНАЛИЗ (КОНТЕНТНЫЙ АНАЛИЗ) - вид анализа документов, основанный на количественной оценке содержания письменных и ауди­овизуальных документов. Например, контент-анализ периодической печати для оценки профессионализма в освещении проблемы борьбы с организованной преступностью.

КОНЦЕПЦИЯ БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ – это совокупность (комплекс) основополагающих идей (положений), направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью в конкретных исторических условиях посредством на­учно обоснованного определения ее целей, задач, принципов, форм, структуры и обеспечивающих элементов (ресурсов) такой борьбы.

КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР - явление, способствующее сохранению или росту преступности (отдельного ее рода или вида).

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения о преступности (от­дельных ее видов), личности преступника, причинах преступности и условиях, способствующих совершению преступлений, последствиях преступнос­ти и о мерах борьбы с ней.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - описание свойств, законо­мерностей, факторов и последствий преступности (отдельных ее ви­дов), а также свойств личности преступника (отдельного ее типа).

КОНКУРЕНЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ - это наличие двух или нескольких уголовных законов, в равной мере предусматрива­ющих наказуемость данного деяния, либо когда одно преступное деяние одновременно охватывается двумя или более составами преступлений (при отсутствии совокупности преступлений).

КООРДИНАЦИЯ – деятельность по согласованию, установление целесооб­разного соотношения между какими-либо мероприятиями (субъектами) в том числе при проведении правоприменительных (правоохранительных) мер.

КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - это оценка состояния, структуры, ди­намики преступлений, совершенных в определенном регионе, за какой - либо промежуток времени.

КОРРУПЦИЯ - использование уполномоченными на выполнение го­сударственных функций лицами своего ста­туса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного зако­ном получения материальных, иных благ и преимуществ, а также про­тивоправное предоставление благ и преимуществ физическим и юридическим лицами.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ - научно обоснованное вероятност­ное суждение о будущем состоянии, тенденциях, периодах развития преступности, личности преступника, факторах и последствиях преступности, а также мерах борьбы с преступностью.

Предмет криминологического прогнозирования - состояние, тен­денции, период развития конкретного объекта криминологического прогнозирования. Предмет криминологического прогнозирования предполагает определение направления прогнозных оценок.

Объекты криминологического прогнозирования - преступность, личность преступника, факторы и последствия преступности, меры борьбы с преступностью или отдельными ее видами.

Методика криминологического прогнозирования - совокупность приемов и правил использования одного или нескольких экспертных методов криминологического прогнозирования.

Экспертные оценки (от лат. expertus - опытный) - оценки про­цессов и явлений, основанные на суждениях специалистов.

Дельфийский метод (метод Дельфи) - метод коллективной экс­пертной оценки объекта (предмета) криминологического исследования (в том числе прогнозирования), основанный на выявлении согласо­ванной оценки экспертной группы посредством независимого опроса каждого эксперта в несколько туров, причем в каждом последующем туре сообщаются результаты опроса в предыдущем для получения до­полнительного обоснования и сближения последней оценки.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - исследование специалистами проектов нормативных правовых актов различной направленности с позиции их возможного воздействия на преступность, а также на состояние борьбы с ней.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ - система постоянного наблюде­ния, комплексного анализа, оценки, прогноза преступности и других, связанных с ней явлений, а также состояния деятельности субъектов системы предупреждения преступлений, осуществляемая специалистами в соответствующей области.

КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА - совокупность факторов, способс­твующих сохранению или росту преступности (отдельных ее видов) на определенной территории.

ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - (от лат. latens - скрытый, невидимый) - то есть это совокупность преступле­ний, оставшихся не выявленными, неизвестными правоохранитель­ным органам (скрытая, незарегистрированная преступность), не получившая по тем или иным причинам отражения в официальной уголовной статистике.

ЛАТЕНТНОСТЬ ПРЕСТУПНОСТИ - свойство преступности, выражающе­еся в неполноте ее официальной регистрации.

Виды латентной преступности:

1) естественная (скрытая) латентная преступность - это сово­купность преступлений, которая не стала известна органам, ответс­твенным за их регистрацию, т.е. не выявленная правоохранительными органами по различным причинам (например, потерпевшие не сообщили о преступлении);

2) искусственная (скрываемая) латентная преступность - это совокупность преступлений, ставшая известной правоохранительным органам, но укрытая от учета ее сотрудниками (например, в целях приукрашивания результатов служебной деятельности);

3 ) пограничная латентная преступность - следствие ошибочной или преднамеренно неправильной квалификации более тяжкого прес­тупления как менее тяжкого.

Индекс латентности преступности - показатель латентной прес­тупности (отдельного ее типа, рода, вида), который представляет соотношение незарегистрированного объема преступности к зарегист­рированной ее части.

ЛИЧНОСТЬ - человек как носитель каких-либо свойств; в праве - человек, рассматриваемый не только как биологичес­кий индивид, но и как существо социальное, как участник су­ществующих общественных отношений, способный действовать по своей воле при совершении значимых для права действий.

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА - система социальных и психичес­ких свойств, образующих общественную опасность поступков че­ловека, которая детерминирует совершение преступления.

МАРГИНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - сопутствующие негативные социальные явления, служащие фоном и питательной средой для преступлений и правонарушений (например, пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция).

МЕТОД - способ теоретического исследования или прак­тического осуществления чего-либо;

НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это сферы (пути) эффективной борьбы с преступностью. В качестве относительно са­мостоятельных сфер уголовная политика включает в себя:

1) профилактическую политику;

2) уголовно-правовую политику;

3) уголовно-исполнительную политику;

4) оперативно-розыскную политику;

5) уголовно - процессуальную политику;

6) административно-правовую политику.

В совокупности эти направления могут обеспечить эффективную реализацию уголовной политики как стратегии государства в противодействии преступности.

НАРКОМАНИЯ - патологическое (болезненное) влечение к приему наркотических средств.

НАРКОТИЗМ - негативное социальное явление, которое представ­ляет совокупность антиобщественных деяний (лиц, их совершивших), обусловленных болезненной зависимостью человеческого организма от постоянного приема наркотических средств.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это нормативные правовые акты, изданные уполномоченными на то органами в пределах своей компетенции (например, Конституция РФ, Указы Президента, УК РФ, УПК РСФСР, ИК РФ, другие законы, международно-правовые докумен­ты, приказы МВД РФ и т.д.), непосредственно определяющие задачи и направления деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, их структуру и компетенцию.

ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ - культивирование растений, входящих в список наркотических средств, переработка, изготовление, хранение, перевозка, экспорт, импорт, продажа, распределение, приобретение и иные формы исполь­зования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ: профилактическая (криминологическая), уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и оперативно-розыскная, административно-правовая политика. См. также направления уголовной политики.

ОБЪЕКТЫПРАВООТНОШЕНИЙ - материальные и духовные бла­га, получение и использование которых составляет интерес уп­равомоченной стороны.

ОБЪЕКТЫУГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это то, на что воздейс­твуют органы уголовной юстиции в ходе реализации задач уго­ловной политики или отдельных ее направлений, например, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Объекты уголовной политики могут рассматриваться также в динамическом аспекте, как характер и содержание специальных мер соци­ального предупреждения преступности, структура и форма орга­низации органов уголовной юстиции, базирующиеся на уголовном, уголовно-про­цессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве, под­законных актах, касающихся борьбы с преступностью.

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние общественного спокойствия, нормальное функционирование социальных институ­тов, безопасность личных, общественных, государственных инте­ресов при производстве различного рода работ или обращения с общеопасными предметами.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК - сложившаяся в обществе система отношений между людьми; правила взаимного поведения и общежития.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УГО­ЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это нормативно закрепленная система управомачивающих взаимодействий, используемых субъектами уголовной политики в пределах своей компетенции для разработки и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - один из видов преступ­ности, которая определяется как относительно массовое, исто­рически изменчивое социальное, уголовно-право­вое явление, представляющее собой целостную совокупность (систему) всех преступлений, совершаемых в стране или регионе в течение того или иного периода времени. Базовое понятие организованной преступности дано в ст. 35 УК РФ.

ОЦЕНКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СИТУАЦИИ - это аналитическое обобщение результативности процессуальной и оперативно-розыскной дея­тельности по правовому воздействию на преступность. В отличие от криминальной ситуации целью настоящей оценки является выявление влияния отдельных правовых средств (или их совокупности) на состояние, тенденции, динамику преступности или отдельных ее видов.

ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГРАММИРОВАНИЕ) БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - разработка целей и задач борьбы с преступностью, путей и средств их решения и обеспечения (нормативного, информационного, ресурсного) на определенный период. Эта деятельность заканчивается подготовкой и принятием соответствующего плана или программы.

ПОЛИТИКА - (греч. politika - государственные или общественные дела, от polis - государство) - это разработка и реализация крупномасштабных направлений деятельности государства (внешних, внутренних по отдельным направлениям и сферам общества). Это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая государственное устройство, общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, определяемая их интересами и целями. Это совокупный результат развития и деятельности государства и общества.

ПОЛИТИКА БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - это основанная на определенных концептуальных положениях и правовых реалиях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств противодействия преступности с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - система нормативных правовых актов, используемых для выполнения возложенных обязанностей;

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это система нормативных правовых актов, используемых правоохранительными органами в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на них обязанностей по разработке и реализации уголовной политики.

ПРАВООТНОШЕНИЕ - отношения между людьми, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый субъектом по конкретному юридическому делу в пределах его компетенции с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определение меры за нарушение соответствующих прав и обязанностей.

ПРЕДМЕТ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - включает в себя ряд компонентов, отражающих специфику уголовной политики: 1) принципы, 2) объекты, 3) направления, 4) субъекты, 5) формирование, 6) реализация.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ - многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Предупреждение преступлений является элементом (или направлением) уголовной политики.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - деятельность государственных органов, должностных лиц и иных субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению, а также влияющих на формирование противоправного поведения (общее предупреждение преступлений); профилактическое воздействие на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний и оказание позитивного воздействия на ближайшее окружение таких лиц (индивидуальное предупреждение преступлений).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - совокупность субъектов и объектов предупреждения преступлений, применяемых мер, порядок их реализации, организационное и ресурсное обеспечение.

ПРИНЦИПЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - это набор основополагающих идей, определяющих смысл и содержание предупредительной деятельности. Принципы могут иметь нормативный характер, когда они включены в правовой нормативный акт (ст.ст. 3-7 УК РФ). В предупредительной деятельности отсутствуют принципы, носящие нормативный характер. Применительно к такой деятельности выделяются принципы: законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.

СУБЪЕКТЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - органы государственной власти, местного самоуправления, организации, средства массовой информации, общественные объединения и формирования, граждане, осуществляющие предупреждение преступлений.

ОБЪЕКТЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - то, на что направлена предупредительная деятельность. Это причины преступлений и условия, способствующие их совершению и влияющие на формирование противоправного поведения; лица, устойчивое противоправное поведение которых свидетельствует о возможности совершения ими преступлений, и лица, составляющие их ближайшее окружение.

МЕРЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - комплекс взаимосвязанных форм и средств деятельности, направленных на выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, на формирование личности преступника, на недопущение преступлений лицами с устойчивым противоправным поведением.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - организационное обеспечение согласованного участия субъектов системы предупреждения преступлений при реализации такой деятельности.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - деятельность по разработке и последовательности реализации мер направленных на предупреждение преступлений, определения сроков и ресурсов, субъектов, обеспечивающих выполнение профилактических мероприятий.

ПРЕСТУПНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность особых правил поведения, обычаев, нравов, складывающихся в преступной среде, отличающихся антиобщественной направленностью. Преступная субкультура противоречит культурному укладу общества и государства и имеет целями функционирование преступной среды (преступных групп).

ПРОГРАММА БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - документ, который определяет систему мер борьбы с преступностью посредством указания задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, а также показатели ожидаемых результатов (например, Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг. нацелена на достижение позитивных результатов борьбы с преступностью в РФ и ее субъектах). Программы борьбы с преступностью разрабатываются на всех уровнях государственного управления.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫБОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - упорядоченное расположение частей и элементов соответствующей программы, включающее: 1) концепцию; 2) организационно-правовое обеспечение; 3) кадровое обеспечение; 4) подсистему мер борьбы с отдельными видами преступлений и обусловливающими их негативными социальными явлениями; 5) участие негосударственных объединений в борьбе с преступностью; 6) финансирование программы; 7) сроки реализации программы и контроль за реализацией программы.

ПРЕСТУПНОСТЬ - исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему (совокупность) преступлений. Это негативное социально-правовое явление, существующее в обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, отрицательные последствия для общества и конкретных людей и требующее специфических государственных и общественных мер противодействия.

ПРИНЦИПЫУГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это основополагающие идеи (положения) лежащие в основе уголовной политики. К ним относятся:

законность - соответствие законодательного регулирования и практической реализации уголовной политики требованиям Конституции Российской Федерации и международно-правовых обязательств, соблюдение законов всеми гражданами и должностными лицами при реализации стратегии борьбы с преступностью;

равенство граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство граждан перед законом является обязательным условием разработки и реализации уголовной политики;

справедливость как принцип уголовной политики предполагает, что все меры, реализуемые субъектами уголовной политики, как применяемые к конкретному лицу, совершившему преступление, так и затрагивающие интересы различных групп населения, должны быть адекватны допущенным нарушениям права, быть гуманными и в полной мере соответствовать характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам совершения и личности виновного;

гуманизм означает, что уголовная политика нацелена на обеспечение безопасности человека и что наказание и иные меры уголовно-правового и иного характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Для обеспечения принципа гуманизма уголовной политики важны как гуманное законодательство, так и гуманное (человеколюбивое) отношение должностных лиц - субъектов уголовной политики в отношении защиты интересов жертвы преступления и правонарушения;

комплексность - обеспечение совместности и согласованности действий всех субъектов уголовной политики, работающих на определенном направлении борьбы с преступностью. Комплексность предполагает не только множественность привлекаемых субъектов, но и упорядоченность их деятельности и ее результативность;

соответствие поставленных задач правомочиям субъектов и их ресурсному обеспечению - означает, что необходимо ставить только те задачи, которые подкреплены определенными правомочиями, оргштатными и материальными ресурсами, и связывать достигнутый результат со всеми необходимыми элементами уголовной политики;

опережающий характер стратегических решений означает учет возможных (просчитанных) тенденций уголовной политики, формирование задач уголовной политики не методом "проб и ошибок", а исходя из общих стратегических задач, стоящих перед государством и внутренней политикой, направлений борьбы с преступностью, сформированных на концептуальном и законодательном уровнях уголовной политики. Данный принцип означает активность и наступательность в борьбе с преступностью. Этот принцип может реализовываться на всех уровнях государственного управления и должен быть положен в основу деятельности всех с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: