Отношения управления (управленческие отношения) —вид




. организационных отношений. О. у. возникают между субъек­том и объектом управления и характеризуются проявлением власти с одной стороны и подчинения — с другой.

Отраслевое управление- — управление относительно само-

\ стоятельной подсистемой (отраслью), выделившейся в процес-

-,. се разделения труда из более сложного социально-экономиче­ского или какого-то иного комплекса и характеризующейся

... единством применяемой техники, технологии, решаемых задач.

Отчет — официальное письменное или' устное сообщение

лица, структурного подразделения, организации, выборного

органа вышестоящему должностному лицу, организации, мини-

Л53


 
Of-

стерству, делегатам соответствующего политического форума о проделанной работе за определенный период, о выполненном поручении. В О. дается всесторонний анализ обстановки и прежде всего ключевых явлений, процессов, тенденций. О. со­держит, как правило, оценку работы должностных лиц, соот­ветствующих подразделений, организаций в целом. В нем выс­казываются и используются прогнозы, формулируются основ­ные направления или задачи деятельности на предстоящий пе­риод.

Отчуждение — отдаление,-обособление чего-л. В социальной сфере О. имеет объективный характер и проявляется в разно­образных формах: в О. деятельности работников и результа­тов их труда от них самих; в О. социальных институтов и норм, предписываемых ими, от членов общества; в О. идеоло­гии от жизни и т.'д. Истоки О. — разделение труда в обществе, централизация и бюрократизация управления, монополизация тех или иных форм собственности, социальная стратификация и др. Преодоление О. — сложный и длительный процесс, свя­занный с демократизацией всех сфер жизни общества, плюра-лизацйей форм собственности, повышением общей и правовой культуры населения, уровня его жизни и т. д. Проблемы О. присущи также организациям, где они проявляются в форме: обособления рядовых работников от руководителей, а послед­них, в свою очередь, — от высшего руководства организации; расхождения целей, норм организации и целей, установок чле­нов организации, их ценностей и т. д. Преодоление О. в орга­низации — одна из важнейших задач субъекта управления.

Офис — контора, канцелярия, служба.

Охлократия (от греч. ochlos — толпа + kratos — власть) — власть толпы. Крайне извращенная форма демократии, когда власть концентрируется в руках безответственных популистов и демагогов. О. проявляется в форме политического экстремиз­ма, в деструктивных действиях толпы, в ультиматумах прави­тельству, парламенту, в безрассудных акциях, связанных с захватом государственных учреждений, заложников, поджогах и т. д. О. не несет в себе созидательного начала и не имеет ничего общего с подлинной демократией.

Оценка кадров управления — проверка соответствия предъ­являемым требованиям руководителей и специалистов аппара­та управления. О. к. у. осуществляется при: подборе кадров; переподготовке и повышении их квалификации; продвижении; периодической аттестации и др. Субъ'ектами оценки могут выс­тупать непосредственный руководитель, отдел по работе с лич-154


цым составом, аттестационная комиссия. Критериями оценки являются конкретные, результаты труда по выполнению воз-^ложенных на них функций, а также (для руководителей) ре­зультаты деятельности возглавляемых ими коллективов. Кроме того, учитываются также деловые и нравственные качества 'работников и их социально-демографические характеристики. При О. к. у. используются разнообразные методы оценки ра­ботников.

Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистиче-;екой структуры выборки от структуры соответствующей гене­ральной совокупности. О. р. может быть рассчитана для слу­чайной выборки по формуле (корень из о 2 /п, где о2 — дисперсия варьи­рующего признака, а п — число единиц выборочной совокуп­ности. Исходя из данной формулы, следует, что О. р. тем мень­ше, чем более однородна генеральная совокупность (малая дисперсия) и чем больше объем выборки.

П

j| «Паблик рилейшнз» (от англ, public relations) — процесс?.формирования благоприятного общественного мнения о фир- f ме, товаре, услуге и т. д. Мероприятия «П. р.» направлены I' гл. обр. не на пропаганду имиджа фирмы, потребительских '* свойств товаров, а на разъяснение положительного значения v их для общества. При помощи «П. р.» пытаются реализовать j идею, что фирма ставит интересы общества превыше всего.

Паблисити — реклама; известность, популярность. I; Паллиатив (от фр. palliaf <лат. palliare — надевать плащ) — |. средство, не обеспечивающее полного решения какой-л. зада-f • чи, полумера.

,': Панацея (от лат. panacea — от имени древнегреческой бо-' гини Панакии — всеисцеляющей) — средство, якобы избавляю­щее от всех зол, помогающее при решении всех проблем.

Панельный опрос — см. опрос.

:. Парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец)—сово­
купность положений, теорий конкретной науки, признаваемых
научным сообществом, проводящих исследования в рамках


 

данной науки. Термин введен Т. Куном. Отношение к этому термину среди ученых неоднозначное.

Парадокс (от гр. paradoxes — неожиданный, странный) — 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное явление, не соответствующее обыч­ным представлениям.

Паритет (от лат. paritas — равенство) — равенство, одина­ковое положение, равноправие сторон.

Паспортичка — см. анкета.

Патернализм (от лат. paternus — отцовский, отеческий) — один из подходов в практическом менеджменте, в соответствии с которым между владельцем, менеджером организации и ее чле­нами устанавливаются отношения «отцов и детей», обязываю­щие первых проявлять во всем заботу о своих подчиненных, а последних — соответствующим образом вести себя по отноше­нию к организации и ее «отцам». Идеи П. разделяются не все­ми учеными и практическими работниками, но там, где они умело используются, управлять организацией легче.

Передовой опыт — см. инновация.

Переменные величины — объект, свойство или состояние, которые количественно или качественно меняются в процессе наблюдения (измерения). Среди этих величин выделяются не- • зависимые, т. е. меняющиеся независимо от других и. поэтому рассматриваемые как «причины», и зависимые, изменяющиеся в связи с изменением переменных и рассматриваемые поэтому, как «следствие».

Перифраза (от гр. periphrasis — окольная речь) — оборот речи, когда вместо имени или слова используется описатель­ное сочетание, напр., «бессменный рулевой» вместо «началь­ник управления». П. часто служит признаком напыщенной речи.

Перманентный — постоянный, непрерывный.

Персонал (от лат. personalis — личный) — 1) работники, сотрудники; 2) категория работников, объединенных по приз­наку принадлежности к организации (аппарату, отделу, служ­бе и т. д.) или к профессии (административно-управленческий П., обслуживающий П. и т. д.).

Персонификция власти (от лат. persona — лицо + facio — делать) — наделение конкретного носителя власти неограни­ченными возможностями властного волеизъявления, оконча­тельностью и бесповоротностью властных решений, 156


. Пертурбация (от лат. perturbatio — расстройство, смяте­ние) — внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-л., вносящее расстройство, беспорядок.

Петиция — коллективное прошение, подаваемое в письмен­ном виде в органы государственной власти, как правило, в высшие.

Пиетет (от нем. Pietat — благочестие) — глубокое уваже­ние, почтительное отношение к кому-л. или чему-л.

Пикироваться — говорить друг другу колкости.

Пилотажное обследование — пробное социологическое об-. следование, проводимое с целью экспериментальной проверки качества вопросника (анкеты).

План (от лат. planus — плоский, ровный) — 1) определен­ный порядок, последовательность в изложении чего-л.; 2) на­меченная на определенный период работа с указанием ее це­лей, содержания объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 3) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-л.

План-график — типовая структура расходования рабочего времени руководителем, включающая в себя: последователь­ность планируемых управленческих операций по дням недели и их -ориентировочную продолжительность. П.-г. являются ин-

•струментом личного планирования руководителей и позволяют упорядочить их деятельность; значительно снизить как пря­мые, так и косвенные потери рабочего времени; избежать не­выполнения каких-то работ в силу забывчивости; сделать рав­номерной нагрузку по дням недели; приблизить продолжитель­ность рабочего дня к нормативной. Различают дневные, не­дельные и месячные П.-г. Форма их бывает разнообразной. Чаще всего они представляют собой матрицу, вертикальной осью которой служит временная шкала, а горизонтальной — дни недели (понедельник, вторник и т. д.).. На пересечении строк и столбцов, в образовавшихся ячейках записываются управленческие операции в общем виде («просмотр почты», «оперативное совещание» и т. д.). Разработка П.-г. осущест­вляется в следующей последовательности: 1) учет затрат ра-бого времени; 2) анализ фактической структуры бюджета зат­рат рабочего времени; 3) определение объема обязательной работы и структурирование его по степени периодичности; 4) подготовка матрицы П.-г.; 5) «набивка» матрицы управлен-

- ческими операциями (работами). Учет затрат рабочего вре­мени можно осуществить с помощью фото- или самофотогра-'фирования. Данные учета фактического расходования рабо-


чего времени служат базой для анализа затрат времени. Цель анализа — определение причин потерь рабочего времени, сте­пени необходимости предусмотренных планом работ и возмож­ности сокращения затрат времени на их выполнение. В ре­зультате проведенного анализа будут «отсортированы» обяза­тельные для выполнения работы и выяснена необходимость изменения их продолжительности (в сторону уменьшения или увеличения). Обязательные для выполнения работы необходи­мо проструктурировать по степени периодичности их осущест­вления: ежедневно, еженедельно, ежемесячно выполняемые работы и работы более длинной периодичности или разового характера. Матрица П.-г. должна иметь форму, учитывающую специфику деятельности данного руководителя. Это означает, во-первых, степень однородности выполняемой им работы и, во-вторых, его мобильность. Если работа достаточно однород­на, однообразна, то можно выбрать однодневную форму матрицы П.-г., если стуктура деятельности руководителя более развита, — то недельную форму. Для руководителей же, чья деятельность включает в себя большое количество разнообраз­ных операций, лучше всего подходит матрица, имеющая месяч­ную форму. Мобильность функционирования руководителя мо­жет быть учтена путем подбора соответствующего масштаба временной шкалы. Для руководителей, находящихся почти все рабочее время в своем кабинете, масштаб планируемых работ можно выбирать помельче, а для руководителей, деятельность которых достаточно мобильна с высокой степенью неопреде­ленности нахождения их в конкретное время, масштаб време­ни должен быть крупным: необходимо планировать 1—2 меро­приятия до обеда и столько же — после. Кроме того, в матри­цах П.-г. этих руководителей целесообразно предусматривать резерв времени в те часы, когда высока вероятность подклю­чения к какой-то работе, выезда на происшествие и т. д. «На­бивка» матрицы осуществляется в следующем порядке: 1) в первую очередь в матрицу вводятся работы разового характера и редкой периодичности, затем — ежемесячной периодичности и т. д. При этом надо стремиться к тому, чтобы все дни недели были загружены равномерно, одни и те же работы выполня­лись в одни и те же часы (соблюдение принципа ритмично­сти), работа с информацией — в утреннее время, а всевозмож­ные совещания — в послеобеденное. Впрочем, эти рекомендации носят общий характер. В каждом конкретном случае распре­деление работ должно осуществляться с учетом существующе­го стиля управления в организации, психо-физиологических 158


'.^особенностей руководителя и др. моментов. Реализуемость

•Я П.-г. зависит не только от их качества, но и от навыков руко-

• родителей в планировании своего рабочего дня на ос нове П.-г.,

• от наличия подобных П.-г. у других руководителей к их взаи-Смоувязанности. Периодически, примерно раз в полггода, П.-г.

•-необходимо корректировать с учетом выявленных недостатков, А изменения обстановки, характера деятельности и т. л,. ;3 Планирование — функция управления, характеризующаяся;•. определением целей, задач организации на предстоящий пе-С/риод деятельности, средств и времени их достижения. П. зак-Т ладывает основы будущей работы с учетом различных факто­ров, воздействующих на развитие данной организации и усло­вия ее деятельности. Результатом осуществления П. являются установочные управленческие решения типа планов, программ,: директив и т. д. Различают стратегическое, тактическое и опе-

• "ративное П. Стратегическое П. осуществляется с перспективой

на десять и более лет, с учетом основных направлений соци-

' ального и экономического развития страны. К стратегическому

• уровню П. относится разработка долгосрочных комплексных S целевых программ, перспективных планов развития организа­ций, учреждений и др. Тактическое П. предполагает разра­ботку текущих (годовых, полугодовых и квартальны х) планов.

! Оперативное П. включает в себя разработку специальных пла-, нов деятельности структурных подразделений организации по решению конкретных задач по мере их возникновения.

Плебисцит (от лат. plebiscitum — решение народа) — всена­родное голосование, то же, что и референдум. П. проводится при выяснении мнения населения по проблемам государствен­ного, административно-территориального устройства и другим, „затрагивающим его интересы вопросам.

Плутократия (от гр. plutos — богатство + krato s — власть, могущество)—господство кучки богачей, пользующеюся влия­нием, властью и занимающих соответствующее положение в обществе благодаря своему богатству (плутократы). Иногда плутократами называют лиц, пользующихся бесчестными прие­мами для достижения корыстных целей, проходимцев, по-ви­димому, образуя этот термин от слова «плутовать».

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — 1) равно­правное существование нескольких отличных друг от друга истин, мнений, суждений, провозглашаемых по поводу одного и того же явления; 2) принцип организации и функционирова­ния политической системы, при которой ни один из ее субъек­тов не обладает монополией власти. Принятие общих решений


т

осуществляется на основе взаимодействия и компромиссов. П. позволяет выявлять и давать выход игнорируемым и не­удовлетворенным общественным интересам и потребностям, препятствовать накоплению политического недовольства.

Повышение квалификации — одна из организационных форм профессиональной подготовки, осуществляемая периодически с отрывом от служебной деятельности и преимущественно пре­подавателями учебных заведений. П. к. руководителей осуще­ствляется на курсах или факультетах учебных заведений с пе­риодичностью раз в пять лет.

Подбор кадров — процедура укомплектования органов, уч­реждений, предприятий специалистами, удовлетворяющими требованиям, предъявляемым соответствующими должностями.

Подсистема —1) система, входящая составной частью в систему более высокого порядка, напр., прокуратура, суд — подсистемы правоохранительной системы; 2) важнейшая сос­тавная часть системы, выполняющая функцию либо управляю­щей, либо управляемой П.

Подфункция — относительно самостоятельная часть функ­ции, выполняемая с помощью специальных средств и методов. В управлении на П. обычно подразделяют сложную комплекс­ную функцию управления — организационную, выделяя в ней такие П., как организация взаимодействия, организация труда и др.

Подчинение —1) умение индивида, члена организации, соз­нательно направлять свои действия на достижение общей цели;

2) зависимость индивида, группы, организации от должност­ного лица, наделенного соответствующими полномочиями;

3) приведение воли, сознания, действий людей в состояние зависимости от лица, наделенного соответствующими полномо­чиями. П. вытекает из существования общественного и техно­логического разделения труда и обусловленного этим распре­деления различных функций среди членов организации. П.дос­тигается различными методами управления: экономическими, административно-правовыми и социально-психологическими. Наиболее безболезненное подчинение человека достигается на основе его добровольного и сознательного принятия на себя обязанностей члена коллектива организации.

Показатели — передатчики информации об исследуемом социальном объекте; количественные или качественные харак­теристики состояния и тенденций его развития, опосредующие связь между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми его сторона­ми. Так, напр., такой социальный объект, как «отношение к


труду», является непосредственно ненаблюдаемым и неизме­ряемым. Изучить его можно, лишь разложив на ряд харак­теристик: производительность труда, трудовая дисциплина, трудовая инициатива и др., которые можно наблюдать и изме­рять. С этой целью для каждой характеристики подбираются соответствующие индикаторы и средства их фиксации. Для трудовой инициативы, напр., индикатором могут служить ра­ционализаторские предложения, а средством их фиксации — простой счет. Система П., описывающая тот или иной социаль­ный объект, является своеобразной операциональной моделью, позволяющей анализировать его состояние и тенденцию разви­тия. Рассчитываются П. на основе статистических данных, а также результатов социологических исследований.

Полемика (от гр. polemikos — воинственный, враждебный) — спор в печати, на собрании и т. д. по какому-л. вопросу, в про­цессе обсуждения чего-л.

Политизация — процесс приобщения к активной политиче­ской жизни широких слоев населения.

Политика (от гр. politike — искусство управления государ­ством) — 1) взаимоотношения социальных групп, классов; 2) совокупность действий государственных органов и учрежде­ний, общественных организаций, в результате которых опреде­ляются основные направления развития общества, государства, формулируются приоритетные задачи и обосновываются спосо­бы их решения. Выделяют экономическую, социальную, нацио­нальную, юридическую, аграрную и т. д. П. Каждая из этих П. включает в себя ряд П. низшего уровня, напр., юридическая П. складывается из уголовной, криминологической, исправитель­ной, судебной и др. П. В П. выделяют две составные части: стратегию и тактику. Стратегия содержит систему взглядов, идей применительно к той или иной сфере, а тактика — спосо­бы их реализации. Документально стратегия может быть пред­ставлена в виде доктрины или концепции. Любая П. обусловле­на, в конечном счете экономическими отношениями. В то же вре­мя на ее формирование значительное влияние оказывают пот­ребности и традиции отдельных социальных групп, слоев, обще­ства в целом. В ней также в явной или скрытой форме прояв­ляется мировоззрение, идеология, интеллект, характер и при­страстие тех, кто формирует П. В процессе своей реализации П., в свою очередь, начинает оказывать влияние (и порой зна­чительное) на экономику и другие сферы жизни общества.

Политология — система знаний о политике, политической власти, политических интересах, отношениях, сознании; поли-

11 Зак. 327 161


т

*'!-

тической культуре; об организации и деятельности политиче­ских институтов; о роли политических лидеров; о политической жизни общества в целом. Термин П. в нашей стране вошел в употребление в конце 80-х годов в связи с политизацией обще­ственной жизни, развитием плюрализма и многопартийности.

Полномочия — объем прав, предоставляемых какому-л. лицу. П. могут быть основаны на законе, административном акте или доверенности.

Положение — один из видов организационных документов, определяющий: 1) порядок образования организации, ее струк­туру, место в системе более высокого уровня, элементом ко­торой она является, принципы, цели и функции, а также объем прав и ответственности, напр., П. о МВД; 2) характер какой-л. деятельности, напр., П. о прохождении службы.

Понятие — логически оформленная, лаконично выраженная мысль о сущности какого-л. предмета (реального или абстракт­ного). П. обычно строится путем: 1) выявления 2—3 общих су­щественных свойств изучаемой совокупности, одной из состав­ляющих которой является определяемый предмет; 2) подведе­ния данной совокупности предметов под другую, высшую по своему положению, которая относится к данной как род к ви­ду. Напр., в П. нормативного акта, определенного как «пись­менный документ, устанавливающий или изменяющий или от­меняющий нормы права», видовое П. «нормативный акт» под­ведено под родовое П. — «письменный документ» и дополнено тремя существенными признаками нормативного акта, выра­жающимися в установлении, изменении или отмене нормы права.

Понятийно-категориальный аппарат — совокупность поня­тий, образующих «каркас» какой-л. науки. В число этих по­нятий входят как простые, так и важнейшие, называемые «категориями».

Популизм (от лат. populus — народ) — форма, стиль поли­тической и иной деятельности должностных лиц, общественных деятелей, связанная со стремлением обратить на себя внима­ние, снискать уважение в обществе, коллективе путем воздей­ствия на чувства и настроения людей, использования их недо­вольства. Для П. характерны: постоянные апелляции к мас­сам; безудержная, часто лишенная аргументации критика выс­ших должностных лиц, органов власти; показное участие в шествиях, во всевозможных акциях протеста и т. д.

Пост — ответственная административная должность, напр., П. главы государства, министра.


Постскриптум (от лат. post skriptum — после написанного)

— приписка к оконченному и подписанному письму, обыкно­венно обозначается латинскими буквами P. S.

Постулат (от лат. postulatum — требуемое)—то же, что и аксиома; постулировать — принимать что-л. в качестве исход­ного положения без доказательства.

Постфактум (от лат. post factum — после сделанного) — после того, как что-л. уже произошло.

Потери рабочего времени — рабочее время, в течение кото­рого работник не выполняет по тем или иным причинам свои функциональные обязанности или порученное ему задание. П. р. в. могут быть связаны с плохой организацией труда, с недобросовестным отношением к труду, с недостаточной про­фессиональной квалификацией, приводящей к необходимости повторного выполнения тех или иных трудовых операций, и т. д. Это так называемые прямые П. р. в. Их устранение обеспечи­вается совершенствованием организации производства, укреп­лением дисциплины труда и т. д. Кроме прямых, существуют еще косвенные П. р. в., связанные с нерациональной органи­зацией труда. В сфере управления эти потери вызываются в основном четырьмя причинами: 1) несовершенной структурой бюджета затрат рабочего времени; 2) стихийным характером

-выполнения работ; 3) отсутствием ритмичности в работе и 4) большим количеством вынужденных перерывов в работе. Несовершенность структуры бюджета рабочего времени зак­лючается в том, что руководители много времени уделяют ре­шению текущих и малоперспективных вопросов. Вследствие такой практики руководители попадают в «заколдованный круг»: из-за нерешенных перспективных вопросов все больше возникает трудностей и просчетов в текущей деятельности, устранять которые приходится в оперативном порядке, а на решение перспективных вопросов остается все меньше и мень­ше времени, пока, наконец, вся работа не превращается в не­прерывное решение текущих задач. Несовершенность структу­ры бюджета затрат рабочего времени выражается также в не­правильном распределении времени на решение главных и вто­ростепенных вопросов. Как правило, в бюджете затрат рабо­чего времени руководителей среднего и высшего звена высок удельный вес времени, затрачиваемого на совещания, на разъ­езды, на прием посетителей, телефонные разговоры. В то же время затраты времени на работу с персоналом, изучение слу­жебной литературы, анализ деятельности и иные вопросы, от решения которых во многом зависит эффективность организа-

11*

Т

ции, — незначительны. Стихийный характер выполнения работ означает, что работы осуществляются без всякого плана. По­рядок выполнения работ складывается под воздействием раз­личного рода обстоятельств, в силу чего, в первую очередь, решаются не первоочередные для организации вопросы. Отсут­ствие ритмичности в работе (выполнение одних и тех же работ в разное время) мешает выработке динамического стереотипа в управленческой деятельности, что отрицательно сказывается на производительности труда. Незапланированные же пере­рывы в работе (звонки, приход посетителей и т. д.), числен­ность которых значительна, не только сокращают рабочее вре­мя, отведенное на решение конкретных вопросов, но и сбивают руководителя с ритма, «уводят» его мысль в другие области деятельности, что требует потом дополнительного времени на «вхождение» его в русло прерванной работы. Косвенные П. р. в. наряду с прямыми приводят в конечном счете к тому, что ра­ботники сферы управления (особенно руководители) не укла­дываются в рамки рабочего дня, раздвигая их до 10—11 час. Кроме того, работа в сверхурочное время, интенсификация ум­ственных сил приводят, как правило, к снижению качества труда. Выход из положения — личное планирование и органи­зация своей работы на основе планов-графиков.

Потеря управления — возникновение ситуации, когда субъ­ект и объект управления начинают функционировать раздель­но, не представляя больше системного образования. П. у. мо­жет возникать по разным причинам: в силу разрыва обратной связи, когда субъект управления не получает информации о состоянии объекта управления и о его реакциях на управлен­ческие воздействия; в силу утраты субъектом управления ав­торитета и недейственности вследствие этого многих приме­няемых по отношению к объекту управления методов несило­вого характера (психологических, -социально-психологических, экономических и др.); из-за наступления административно-правового коллапса субъекта управления, в силу чего он не в состоянии применять по отношению к объекту управления, иг­норирующего его команды, какие-л. санкции.

Потребности — нуждаемость людей, групп, организаций в определенных условиях для осуществления своей жизнедея­тельности. П. носят объективный характер и находятся в слож­ной взаимозависимости. В соответствии с теорией А. Маслоу П. образуют иерархию, на нижнем уровне которой находятся физические П. (в пище, одежде, жилище): на втором — П. в безопасности (гарантированная занятость, страхование на слу-164


чай возникновения экстремальных ситуаций и др.); на треть­ем— социальные П. (в привязанности, принадлежности к кол­лективу и др.); на четвертом — П. в уважении (стремление к престижу, признанию, вниманию, высокой оценке); на пятом — П. в самовыражении через творчество. С точки зрения А. Мас­лоу, П., которые в данный момент имеют самую низкую сте­пень удовлетворенности, доминируют в формировании поведе­ния. По мере того, как одна П. удовлетворяется, ее место за­нимает П. более высокого порядка. Удовлетворенные П. — мертвые П. до тех пор, пока остаются удовлетворенными. Считается, что все перечисленные П. могут быть удовлетворе­ны, за исключением П. самовыражения. В удовлетворении этой П. не существует пределов. Теория А. Маслоу признается не всеми учеными, но из-за своей простоты и доходчивости пос­лужила исходной основой многих мотиваиионных концепций.

Правовое государство — определенная форма организации государственной власти, где государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве Кон­ституции, демократически принятых законов и равенстве всех перед законом. В П. г. воплощаются принципы всеобщего, пря­мого, равного избирательного права, а его гражданам обеспе­чивается доступ к участию в государственных и общественных делах. Для создания гарантий от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью осуществляется разде­ление властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную. П. г. подконтрольно обществу, в нем исключается дик­татура какой-л. личности, группы, партии, группировки. В П. г. реализуются гражданские права человека на уровне междуна­родно признанных норм.

Правовая культура — сумма правовых ценностей (принци­пов, норм, знаний), усвоенных и применяемых членами обще­ства в процессе их жизнедеятельности.

Правовое обеспечение управления — подфункция организа­ционной функции, связанная с нормативным закреплением ор­ганизационной структуры в целом и ее структурных подразде­лений в частности, должностных инструкций, а также важней­ших сфер деятельности организации и ее членов. П. о. у. реа­лизуется путем разработки различных положений, инструк­ций, правил, уставов, норм и т. д. Наиболее часто встречаю­щиеся проблемы П. о. у. связаны, во-первых, с низкой право­вой культурой общества, членов организации и, во-вторых, — с определением оптимальных пределов П. о. у. Последнее означает, что, с одной стороны, не должно быть областей


Т

деятельности, отношений, не урегулированных нормами права, а с другой — регламентация управления не должна быть чрез­мерной.

Правовое регулирование — форма регулирования общест­венных отношений, посредством которой поведение их участ­ников приводится в соответствие с требованиями, содержащи­мися в нормах права. Механизм П. р. включает в себя право­вые нормы, правовые отношения, правовую ответственность, правовое сознание и т. д.

Правовой акт — официальный письменный документ, нап­равленный на регулирование общественных отношений. П. а. подразделяются на нормативные акты, являющиеся формой выражения правовых норм, и индивидуальные акты, порож­дающие права и обязанности для конкретных лиц. П. а. из­даются уполномоченными государством органами в пределах их компетенции с соблюдением иерархии П. а., требующей соответствия актов нижестоящих звеньев государственной вла­сти актам вышестоящих звеньев. Несоблюдение правовой иерархии, принципа верховенства закона по отношению к дру­гим (подзаконным) нормативным актам приводит к наруше­нию законности в управлении и снижает его уровень.

Правомерность — соответствие деятельности или результа­тов деятельности субъектов права требованиям и дозволениям государственной воли, содержащейся в нормах права. П. иск­лючает какое бы то ни было отклонение от предписаний права. П. как главное юридическое свойство общественных отношений предполагает высокий уровень правосознания субъектов права, а также их общей и правовой культуры. П. в поведении субъ­екта права является выражением единства внешней (объек­тивной) стороны его деятельности и внутренней, духовной (субъективной) стороны, характеризующей отношение индиви­да к своему поведению, оценку им своей деятельности.

Правопорядок — состояние общественных отношений, уре­гулированных нормами права. Количественно-качественная характеристика П. может быть выражена реальным уровнем соблюдения законности, обеспечением конституционных прав и свобод граждан, соблюдением юридических обязанностей всеми гражданами. Формирование П. в изменяющихся усло­виях жизнедеятельности общества — одна из задач социаль­ного управления.

Прагматизм (от гр. pragm — дело, действие) — деловая ориентация, установка на практическое осуществление наме-166


ченных целей; действие, требующее практической сметки, здравого смысла, нацеленности на конкретный результат.

Праксиология (от гр. praktikos — деятельный + логия) — область социологических исследований, которая изучает мето­дику рассмотрения различных действий или совокупности дей­ствий с точки зрения установления их эффективности.

Практицизм —1) деловитость, практическое отношение к чему-л.; 2) излишнее увлечение практической стороной дела в ущерб теории.

Преамбула (от фр. preambule < от лат. preambulus—идущий впереди, предшествующий)—вводная часть, предисловие ка-кого-л. акта, содержащее указание на обстоятельства, послу­жившие поводом к его изданию, а также его мотивы и цели. Превалировать (от нем. pravalieren < от лат. praevalere)— преобладать, иметь перевес, преимущество.

Превентивный (от фр. preventis < от лат. praeventus) — пре­дупреждающий, предохранительный; опережающий действия противной стороны.

Предвидение — опережающее отражение социальной дей­ствительности. П. разделяется на реалистическое (научное и обыденное) и фантастическое (утопии, религиозные пророче­ства, астрологические предсказания). Специфика научного П. заключается в том, что оно, в отличие от других видов, основы­вается на знании общественных законов, закономерностей уп­равления и применении научных методов. В свою очередь, на­учное П. существует в нескольких формах: предсказания (опи­сание перспектив), предуказания (разработка решений соци­альных проблем) и прогнозирования (качественно-количествен­ное определение параметров социальных процессов, явлений, объектов в ближайшей или отдаленной перспективе).

Предмет науки управления — закономерности управления, возникающие в социальных управляемых системах и являю­щихся предметом исследования ученых.

Предметная деятельность — человеческая деятельность, свя­занная с воздействием на объект в целях его преобразования. П. д. многообразна, она может проявляться как интеллекту­альная, оценочно-эмоциональная, практическая и др. Понятие интеллектуальной деятельности связано с таким воздействием на объект, в результате которого субъект не только приобре­тает знания о его свойствах, но и, преобразуя полученные зна­ния, создает модель будущего объекта. Создается эта модель в соответствии с потребностями и интересами субъекта, что свидетельствует о переходе интеллектуальной деятельности в


оценочно-эмоциональную. Реализуется эта модель в процессе уже практической деятельности, когда осуществляется мате­риализация абстрактной модели. Некоторыми учеными П. д. ошибочно противопоставляется управленческой деятельности, в действительности же последняя является тоже П. д.

Предприимчивость — деловое качество руководителя, харак­теризующее его способность находить нестандартные решения в сложных проблемных ситуациях, идя иногда на обоснован­ный риск. П. не должна сопровождаться нарушением закон­ности, попранием нравственных и социальных ценностей, пре­небрежением интересов отдельных лиц, коллектива и общества в целом.

Презентация (от лат. praesentatio — представление) — офи­циальная церемония представления общественности новой кни­ги, журнала, фильма, открытия выставки, нового учреждения и т. д. П. обычно сопровождается выступлениями обществен­ных и политических деятелей.

Президент (от ла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: