Дом Учителя Уральского федерального округа
VIII Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап.
Научный руководитель проекта по предмету: Мосин Алексей Геннадьевич, профессор кафедры истории России исторического факультета Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета, доктор исторических наук, г. Екатеринбург.
Автор – составитель заданий: Лепихина Юлия Вячеславовна, учитель истории гимназии № 5, г. Екатеринбург.
Рецензент: Огоновская Изабелла Станиславовна, доцент кафедры педагогики и социологии воспитания Уральского государственного федерального университета, кандидат исторических наук, г. Екатеринбург.
История 8 класс Высшая лига
Проводится в честь Валерия Александровича Тишкова, российского этнолога, историка, социального антрополога, доктора исторических наук, академика РАН
Время выполнения работы 1 час 15 минут.
Фамилия Имя Отчество Населенный пункт Область Образовательное учреждение № | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание |
Первая часть. Задания 1 — 5, оцениваемые в 1 балл (максимальное количество баллов – 5).
1. Укажите город, куда В.А. Тишков приехал поле аспирантуры и стал деканом историко - филологического факультета местного университета (номер правильного ответа внесите в таблицу ответов):
1. Магадан;
2. Сусуман;
3. Екатеринбург;
4. Чита.
2. Назовите французского просветителя, более всего повлиявшего на взгляды Т. Джеферсона (номер правильного ответа внесите в таблицу ответов):
1. Вольтер;
2. Ш. - Л. Монтескье;
3. Д. Дидро;
4. Ж. - Ж. Руссо.
3. Укажите титул человека, в чьих руках концентрировалась вся государственная власть в Японии вплоть до 1868 г. (номер правильного ответа внесите в таблицу ответов):
1. Император;
2. Сегун;
3. Канцлер;
4. Дайме.
4. Укажите, кем являлся Ф.Н. Бабёф (номер правильного ответа внесите в таблицу ответов):
1. Консул;
2. Чартист;
3. Революционер;
4. Марксист.
5. Укажите, под каким названием известны слова Е. Пугачева, направлявшиеся им разным слоям населения и народам России с целью призвать к бунту (номер правильного ответа внесите в таблицу ответов):
1. «Обращение к народам Российским Государя Императора Петра III»;
2. «Записка о состоянии дел в Государстве Российском»;
3. «Прелестные письма»;
4. «Прекрасные письма»;
Вторая часть. Задания 6 — 10, оцениваемые в 3 балла (максимальное количество баллов – 15).
6. Выберите из данного перечня три политических события (факта), связанных с Гражданской войной в США (последовательность цифр без пробелов и запятых внесите в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Закон о гомстедах;
2. Ликвидация «гнилых местечек»;
3. Крупное сражение при Геттисберге;
4. Свержение монархии и провозглашение республики;
5. Генерал Ли - лучший полководец северян;
6. А. Линкольн - президент - республиканец, отменивший рабство.
7. Выберите из данного перечня персоналий тех, кто принадлежал к течению утопического социализма (последовательность цифр без пробелов и запятых внесите в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Ф. Энгельс;
2. П.Ж. Прудон;
3. А. де Сен - Симон;
4. Ш. Фурье;
5. С. Боливар;
6. Р. Оуэн.
8. Выберите из данного перечня три социальных слоя, составлявших Третье сословие во Франции в Новое время (последовательность цифр без пробелов и запятых внесите в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Крестьянство;
2. Духовенство;
3. Горожане;
4. Купечество;
5. Дворянство;
6. Мещанство.
9. Выберите из данного перечня три позиции, характеризующие международную политику, экономику и культуру Западной Европы XVII в. (последовательность цифр без пробелов и запятых внесите в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Война нового типа. Гегемония Франции;
2. Период религиозных войн. Гегемония Испании;
3. Кризис цен и традиционного земледельческого хозяйства;
4. Формирование масштабного мануфактурного производства;
5. Эпоха высокого Возрождения. Гуманизм;
6. Барокко. Формирование научного типа мышления.
10. Выберите из данного перечня три позиции, характеризующие особенности архитектуры Владимиро - Суздальского княжества (последовательность цифр без пробелов и запятых внесите в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Устремленность храмов к небу;
2. Храмы небольшие, приземистые, словно вросшие в землю богатыри;
3. Основной строительный материал – известняк;
4. Внешняя легкость зданий;
5. Стены зданий украшались резьбой;
6. Простота и геометричность форм, без внешнего украшательства.
Третья часть. Задания 11 — 20, оцениваемые в 5 баллов (максимальное количество баллов – 50).
11. Сопоставьте даты и события по истории наполеоновской Франции (последовательность букв укажите в таблице ответов, каждое правильное соотношение – 1 балл):
Событие | Дата |
1. «Битва народов» под Лейпцигом | А. 18 мая 1804 г. |
2. Поражение наполеона при Ватерлоо | Б. 26 августа 1812 г. |
3. Отречение Наполеона I от престола | В. 16 – 19 октября 1813 г. |
4. Бородинское сражение | Г. 31 марта 1814 г. |
5. Установление империи Наполеона I во Франции | Д. 18 июня 1815 г. |
12. Сопоставьте личность и факт биографии (сведение), ее характеризующий(ее) (последовательность букв укажите в таблице ответов, каждое правильное соотношение – 1 балл):
Факт биографии | Личность |
1. Основоположник теории «разделения властей» | А. Вольтер |
2. Его могила находится в парижском Пантеоне | Б. Ш. - Л. Монтескье |
3. Автор «Персидских писем» | В. Дж. Локк |
4. На родине был приговорен к смертной казни | Г. Д. Гарибальди |
5. Являлся противником колониальной политики | Д. О. фон Бисмарк |
13. Сопоставьте метрополии и принадлежавшие им колонии (последовательность букв укажите в таблице ответов, каждое правильное соотношение – 1 балл):
Колония | Метрополия |
1. Танганьика | А.Великобритания |
2. Алжир | Б. Франция |
3. Индия | В. Германия |
4. Сомали | Г. Италия |
5. Острова Зеленого мыса | Д. Португалия |
14. Сопоставьте термины и их определения (последовательность букв укажите в таблице ответов, каждое правильное соотношение – 1 балл):
Определение | Термин |
1. Крестьяне, бежавшие на южные, юго - восточные окраины, объединенные в самоуправляемые общины | А. Владельческие крестьяне |
2. Лично свободные крестьяне, жившие на государственных землях | Б. Посессионные крестьяне |
3. Крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников | В. Черносошные крестьяне |
4. Крестьяне, жившие на землях, принадлежавших великому князю | Г. Казаки |
5. Крестьяне, закрепленные за мануфактурами | Д. Дворцовые крестьяне |
15. Соотнесите имя государственного деятеля XVIII и правовой акт (мероприятие), связанный(ое) с его правлением (последовательность букв укажите в таблице ответов, каждое правильное соотношение – 1 балл):
Правовой акт (мероприятие) | Государственный деятель |
1. Право помещиков ссылать крестьян в Сибирь с зачетом их вместо рекрутов | А. Петр I |
2. Введение системы цехов по профессиям для ремесленников | Б. Анна Иоанновна |
3. «Указ о вечноотданных» | В. Елизавета Петровна |
4. «Манифест о трехдневной барщине» | Г. Екатерина II |
5. «Жалованная грамота дворянству» | Д. Павел I |
16. Расположите в хронологической последовательности следующие политические и социальные события в истории Европы XVIII – XIX вв. (внесите цифры в правильной последовательности в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Начало чартистского движения в Англии;
2. Гражданская война в США;
3. Тайпинское восстание в Китае;
4. Великая французская революция;
5. Франко - прусская война.
17. Расположите в хронологической последовательности следующие культурные явления и события в истории России (внесите цифры в правильной последовательности в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Ассамблея;
2. Первая газета «Ведомости»;
3. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»;
4. Открытие Московского университета;
5. Открытие Славяно - греко - латинской академии.
18. Расположите следующие понятия XVIII – XIX вв. истории России и мира в хронологической последовательности их возникновения (внесите цифры в правильной последовательности в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. «Просвещенный абсолютизм»;
2. «Политика реформ» - танзимат;
3. «Бироновщина»;
4. «Якобинская диктатура»;
5. «Великое посольство».
19. Установите хронологическую последовательность событий Северной войны (внесите цифры в правильной последовательности в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Полтавская битва;
2. Поражение русских войск под Нарвой;
3. Победа русского флота при Гренгаме;
4. Победа Балтийского флота над шведами у мыса Гангут;
5. Поражение шведских войск при деревне Лесной.
20. Расположите следующие города в хронологической последовательности по времени их основания (внесите цифры в правильной последовательности в таблицу ответов, каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Екатеринбург;
2. Киев;
3. Москва;
4. Санкт - Петербург;
5. Тобольск.