Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов.




Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм при пересказе небольших рассказов.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятель-ности. Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения:

1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению: доступное и полноценное и содержание; четкая композиция; небольшой размер; изложение на простом, но богатом языке; жанровое разнообразие. Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы.

Цель беседы – усвоение содержания произведения.

В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:

· рассматривание иллюстраций, картинок;

· выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

· выделение из текста фраз к каждой картинке;

· знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;

· нахождение пиктограммы согласно тексту.

После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы.

При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

3.5 Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр: «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту. «Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму. «Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы. «Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ. Пиктограмма сказки «Колобок». Пиктограмма сказки «Машенька и медведь» (https://fullref.ru/job_d660eec0c442bdea55f0ab78d6517fda.html).

В своей статье Л.В.Свешникова и М.В.Алексеева (Два века Российской сурдопедагогики: материалы всероссийского конгресса сурдопедагов – СПб.: «Наука –Питер», 2006, с. 169) в целях проведения упражнений по развитию чувств (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предмета) разработали игровой комплекс «Ромашка». Для этого подобран наглядный материал, изготовлены дидактические пособия. Так в игровой комплекс входят:

1. Ветролина – круг со стрелкой разделён на пять секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий: потрогай, понюхай, послушай, попробуй, посмотри.

2. Ширма с двумя воротиками для рук; знаковое изображений «потрогай». Материалы для развития тактильных ощущений: «парные игрушки», мелкие, объёмные, плоскостные игрушки, геометрические формы, «угадай, что это?»; шумовые коробочки.

3. Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений и т.д.

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: