Диагностика интеллектуальной готовности




ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

(содержание различных видов готовности, их диагностика и организация коррекционно-развивающей работы)

Физиологическая (физическая) готовность

Физиологическая (физическая) готовность – часть общей готовности, которая определяет:

· Cостояние здоровья,

· Физическое развитие

· Уровень биологического развития (морфо-функциональной зрелости организма ребенка, в частности его нервной системы)

· Развитие основных видов движений и двигательных качеств (выносливость, ловкость, координация)

· Развитие мелкой моторики

· Состояние анализаторных систем

· Физическая и умственная работоспособность

 

Диагностика физиологической (физической) готовности

(см. приложение - материалы портфолио )

Воспитатель совместно с психологом может определить уровень развития у детей мелкой моторики (координации движений руки ), а также уровень физической и умственной работоспособности.

1. Изучение особенностей зрительно – моторной координации (исследование координации движений руки)

Определяется координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).

- методика «Езда по дорожке»,

-мотометрический тест «Вырезание начерченного круга» Н.И Озерецкого)

- методика «Домик» (Н.Гуткиной)

2. Изучение работоспособности и сенсомоторики

Для оценки умственной работоспособности используются методики дозирования работы во времени или по объему.

- Методика “Корректурная проба»

- Методика «Раскрашивания кружков»

Коррекционно-развивающая работа

Для развития мелкой моторики в подготовительной группеиспользуется:

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- лепка из глины;

- вырывная аппликация

- выполнение движений с мелкими предметами: мозаика, конструктор типа «Лего», завязывание веревочек, вышивание.

- игры «Помоги Золушке отправиться на бал» (разбор круп разного вида) и т.д.

- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);

 

Для подготовки руки к письму используется:

В подготовительной группе перед детьми ставятся и собственно графические задачи, для чего используются специальные упражнения для подготовки руки к письму:

 

1. Использование специально разработанных рабочих тетрадей

2. Мелкие обводки и штриховки (тематика для мальчиков и девочек). При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур.

3. Прорисовка контуров предметов по точкам и пунктирным линиям

4. Игровые упражнения типа «Нарисуй ручку к зонтику», «Нарисуй мышкам хвостики» и т.п.

5. Графические диктанты (работа на разлинованной в клетку бумаге)

 

 

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность – это:

 

1. Уровень осведомленности - наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе, т.е. запас системных знаний.

Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

2. Сформированность познавательных психических процессов

* Развитие воображения (в т.ч. творческого),

* Развитие мышления

ü развитые формы наглядно-образного мышления

ü основы словесно-логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

*Овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог).

*Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

*Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом -слово-картинка либо слово-ситуация).

3. Состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие)

4. Овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование);

5. Любознательность и познавательные интересы.

Диагностика интеллектуальной готовности

Диагностика интеллектуальной готовности заключается в определении освоения ребенком основного содержания основной общеобразовательной программы (ООП) по всем образовательным областям. Диагностические методики представлены в системе мониторинга для каждой ООП.

 

Психолог проводит диагностику развития психических познавательных процессов.

 

3. Социально - личностная готовность

Социально - личностная готовность – это готовность к новой социальной роли ученика, к новым формам взаимоотношений со сверстниками, учителями, новое отношение к окружающему миру, сформированность таких качеств;

1. Развитие социально-нравственных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, оптимизм, толерантность и т.д.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: