Набор храмовых украшений




Происхождение и символика украшений бхаратанатьям

 

 

Происхождение храмового набора украшений теряется в тумане веков. Однако, как явствует из самого названия, формирование его происходило в храмах.

Какую бы страну и религию мы не взяли, всегда и везде храмы были накопителями богатств. Индийские же храмы в этом отношение перещеголяли многие другие. Храмовым комплексам, а точнее, их богам-покровителям, всегда старались жертвовать действительно прекрасные вещи. В Индии до сих пор не в диковинку, что на постройку храма люди жертвуют золото и золотые изделия, причем часто дорогие и даже редкие. Традиция эта существовала в древности и продолжала процветать в эпоху средневековья.

Храмам жертвовали драгоценные камни и ювелирные изделия, изготовленные в определённом стиле – из золота, жемчуга и самоцветов (чаще всего использовали рубины, изумруды, бриллианты), с использованием особых благоприятных орнаментальных мотивов (их мы коснемся в статье несколько позже). До сих пор в храмах сохраняются целые коллекции таких украшений. Эти украшения воспринимались как знак очень высокого статуса – их носили только женщины из высшей знати, а также девадаси (храмовые танцовщицы) – ведь они считались женами богов.

 

Вряд ли можно установить точно, как формировался сам комплект, но, предположительно, дизайн украшений придумывали махарани, принцессы и придворные дамы, а храмы получали украшения от них и отдавали их девадаси. Особенно отличились на этом поприще представители королевской династии Чола (Тамил Наду, IX – XIV вв.) – меценаты, сами образованные и сведущие в искусствах люди, они также внесли большой вклад в дизайн и развитие храмовых украшений. Они отдавали предпочтение не тяжелым золотым изделиям, а изящным украшениям с драгоценными камнями и жемчугом. В 10 в. королева Кокамахадеви носила набор, очень близкий к современным храмовым украшениям по количеству и форме предметов, входивших в него. А в 12 веке принцесса Кундеви ввела новый стиль женской прически и придумала ставшее затем популярным ожерелье «манго-мала» в виде цветка манго.

 

Вероятно, строгого стандарта для храмового набора не существовало, да и существовать не могло – у каждого храма были свои жертвователи и свои коллекции. Но постепенно сложился типовой, чаще всего употребляемый сет, по которому с легкостью можно было опознать девадаси, убранную для танца в честь своего бога, мужа и господина.

В Индии символическая значимость украшений очень велика до сих пор. Их неизменно ассоциируют с социальным статусом женщины, степенью ритуальной чистоты, какими-то важными жизненными событиями, даже с определенными чертами характера. Яркий пример того – браслеты, которые у девушки одни, у замужней женщины – другие, а вдовы вообще не должны их носить.

 

Храмовые танцовщицы-девадаси имели статус «сумангали» – всегда замужней женщины, которая не может овдоветь. Вероятно поэтому храмовые украшения стали восприниматься как дарующие удачу и счастье в браке, и их стали использовать также в качестве свадебных – что мы можем видеть до сих пор на юге.

В настоящее время набор украшений, называемый «храмовые», используется на свадьбах, а также для сценических выступлений в стиле бхаратанатьям и кучипуди. Девадаси, из-за падения социального статуса и превращения в обычных проституток, больше носить эти украшения не могут. Да и вряд ли они смогли бы купить сет. Он стоит значительных денег, а храмы больше не поддерживают и не обеспечивают девадаси.

В наше время набор существует в двух вариантах:

1. темпл (храмовый) – это настоящие ювелирные украшения очень тонкой работы из натурального золота с драгоценными камнями и отборным жемчугом; стоимость их велика, и, естественно, не каждому они по карману.

2. стьюдент (студенческий) – здесь варианты исполнения самые разные – от более дорогого на основе из позолоченного серебра с использованием поделочных и полудрагоценных камней (гранаты, хризопрасы, цирконы, мелкий натуральный жемчуг), до максимально дешевого варианта из латунной основы с цветным стеклом и искусственным жемчугом.

Кроме того, в магазинах и лавках можно увидеть так называемый «стразовый» набор – с основой из обычного сплава для бижутерии и блестящими стразами вместо камней или цветного стекла. Набор этот более яркий и имеет минимальную стоимость, но считается скорее эстрадным и малоподходящим серьёзным танцовщицам.

 

 

Набор храмовых украшений

Голова:

 

Talaisaman (талейсаман, таласаман)– сет головных украшений, он состоит из:

 

Netri chutti (неттри чутти) – тика (напроборник) с боковыми ответвлениями, уходящими к вискам; вместо него может использоваться только напроборник – тика (чутти)

 

Surya chandra (сурья чандра) – солнце (справа от пробора) и луна (слева от пробора, рожками назад)

 

Kammal (каммаль) – серьга

 

Thodu (тоду) – серьга-гвоздик (вернее винтик) в ухе

 

Jimikki (джимки, джумки) – подвеска в форме колокола, которая надевается на стержень тоду

 

Mattal (матталь, матааль) – подвеска удлиненной формы, нижний конец крепится к тоду, верхний с крючком прицепляется к волосам

 

Thongattan (тонгаттан) – подвеска к тоду

 

Rakkoti (раккоди, ракули) – круглая бляшка на макушке, вокруг которой закрепляется гирлянда жасмина или под которую подкладывается бан (волосяной валик в форме бублика)

 

Jadai (джадей) – небольшие бляшки, прикрепляемые к косе

 

Kunjalam (кунджалам) – кисти или помпоны, которые завершают косу

 

Цветочная гирлянда – ею украшается вся прическа или коса; цветы – либо натуральный жасмин и бархатцы, либо их бумажная имитация.

 

Лицо:

 

Mukuthi (муккутти) – серьга-гвоздик на правом крыле носа

Bullakku (буллакку) – серьга в перегородке носа, иногда в виде маленького колокольчика

Nathu (наду, натх) – круглая серьга на левом крыле носа

 

Шея и грудь:

 

Attikai (аттихей) – короткое ожерелье, может быть с кулоном или без

 

Sangili (сангили) – цепочка

 

Mangaimalai (мангаймалей) – длинное ожерелье в форме плодов манго

 

Mutthumalai (муттумалей) – длинное жемчужное ожерелье

 

Kasumalai (касумалей) – длинное ожерелье из монет, монисто

 

Padakkam (падаккам) – медальон, кулон

 

Руки:

 

Vangi (ванги) – изогнутые браслеты, которые носят на предплечье

Kanganam (канганам) – браслет

Valayal (валейяль) – браслеты на запястье

 

Modiram (модирам) – кольцо

Neli (нели) – кольцо изогнутой формы

 

Талия:

 

Ottiyanam (оддьянам) – пояс, часто с изображениями божеств

 

Ноги:

 

Salangai, gajjai, ghunghuru (салангей, гаджей, гунгру) – танцевальные колокольчики

 

Golusu (голусу) – браслеты-цепочки на щиколотке (на севере – паэль)

 

Silambu (силамбу) – полый браслет на щиколотке

 

 

В современный минимальный сет храмовых украшений входят:

 

Netri chutti

Surya+chandra

Thodu+ Jimikki+ Mattal

Attikai

Любое длинное ожерелье

Ottiyanam

Salangai (гунгру)

Valayal

Здесь можно посмотреть практически все названные украшения:

https://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=1448

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: