Происхождение и символика украшений бхаратанатьям
Происхождение храмового набора украшений теряется в тумане веков. Однако, как явствует из самого названия, формирование его происходило в храмах.
Какую бы страну и религию мы не взяли, всегда и везде храмы были накопителями богатств. Индийские же храмы в этом отношение перещеголяли многие другие. Храмовым комплексам, а точнее, их богам-покровителям, всегда старались жертвовать действительно прекрасные вещи. В Индии до сих пор не в диковинку, что на постройку храма люди жертвуют золото и золотые изделия, причем часто дорогие и даже редкие. Традиция эта существовала в древности и продолжала процветать в эпоху средневековья.
Храмам жертвовали драгоценные камни и ювелирные изделия, изготовленные в определённом стиле – из золота, жемчуга и самоцветов (чаще всего использовали рубины, изумруды, бриллианты), с использованием особых благоприятных орнаментальных мотивов (их мы коснемся в статье несколько позже). До сих пор в храмах сохраняются целые коллекции таких украшений. Эти украшения воспринимались как знак очень высокого статуса – их носили только женщины из высшей знати, а также девадаси (храмовые танцовщицы) – ведь они считались женами богов.
Вряд ли можно установить точно, как формировался сам комплект, но, предположительно, дизайн украшений придумывали махарани, принцессы и придворные дамы, а храмы получали украшения от них и отдавали их девадаси. Особенно отличились на этом поприще представители королевской династии Чола (Тамил Наду, IX – XIV вв.) – меценаты, сами образованные и сведущие в искусствах люди, они также внесли большой вклад в дизайн и развитие храмовых украшений. Они отдавали предпочтение не тяжелым золотым изделиям, а изящным украшениям с драгоценными камнями и жемчугом. В 10 в. королева Кокамахадеви носила набор, очень близкий к современным храмовым украшениям по количеству и форме предметов, входивших в него. А в 12 веке принцесса Кундеви ввела новый стиль женской прически и придумала ставшее затем популярным ожерелье «манго-мала» в виде цветка манго.
Вероятно, строгого стандарта для храмового набора не существовало, да и существовать не могло – у каждого храма были свои жертвователи и свои коллекции. Но постепенно сложился типовой, чаще всего употребляемый сет, по которому с легкостью можно было опознать девадаси, убранную для танца в честь своего бога, мужа и господина.
В Индии символическая значимость украшений очень велика до сих пор. Их неизменно ассоциируют с социальным статусом женщины, степенью ритуальной чистоты, какими-то важными жизненными событиями, даже с определенными чертами характера. Яркий пример того – браслеты, которые у девушки одни, у замужней женщины – другие, а вдовы вообще не должны их носить.
Храмовые танцовщицы-девадаси имели статус «сумангали» – всегда замужней женщины, которая не может овдоветь. Вероятно поэтому храмовые украшения стали восприниматься как дарующие удачу и счастье в браке, и их стали использовать также в качестве свадебных – что мы можем видеть до сих пор на юге.
В настоящее время набор украшений, называемый «храмовые», используется на свадьбах, а также для сценических выступлений в стиле бхаратанатьям и кучипуди. Девадаси, из-за падения социального статуса и превращения в обычных проституток, больше носить эти украшения не могут. Да и вряд ли они смогли бы купить сет. Он стоит значительных денег, а храмы больше не поддерживают и не обеспечивают девадаси.
В наше время набор существует в двух вариантах:
1. темпл (храмовый) – это настоящие ювелирные украшения очень тонкой работы из натурального золота с драгоценными камнями и отборным жемчугом; стоимость их велика, и, естественно, не каждому они по карману.
2. стьюдент (студенческий) – здесь варианты исполнения самые разные – от более дорогого на основе из позолоченного серебра с использованием поделочных и полудрагоценных камней (гранаты, хризопрасы, цирконы, мелкий натуральный жемчуг), до максимально дешевого варианта из латунной основы с цветным стеклом и искусственным жемчугом.
Кроме того, в магазинах и лавках можно увидеть так называемый «стразовый» набор – с основой из обычного сплава для бижутерии и блестящими стразами вместо камней или цветного стекла. Набор этот более яркий и имеет минимальную стоимость, но считается скорее эстрадным и малоподходящим серьёзным танцовщицам.
Набор храмовых украшений
Голова:
Talaisaman (талейсаман, таласаман)– сет головных украшений, он состоит из:
Netri chutti (неттри чутти) – тика (напроборник) с боковыми ответвлениями, уходящими к вискам; вместо него может использоваться только напроборник – тика (чутти)
Surya chandra (сурья чандра) – солнце (справа от пробора) и луна (слева от пробора, рожками назад)
Kammal (каммаль) – серьга
Thodu (тоду) – серьга-гвоздик (вернее винтик) в ухе
Jimikki (джимки, джумки) – подвеска в форме колокола, которая надевается на стержень тоду
Mattal (матталь, матааль) – подвеска удлиненной формы, нижний конец крепится к тоду, верхний с крючком прицепляется к волосам
Thongattan (тонгаттан) – подвеска к тоду
Rakkoti (раккоди, ракули) – круглая бляшка на макушке, вокруг которой закрепляется гирлянда жасмина или под которую подкладывается бан (волосяной валик в форме бублика)
Jadai (джадей) – небольшие бляшки, прикрепляемые к косе
Kunjalam (кунджалам) – кисти или помпоны, которые завершают косу
Цветочная гирлянда – ею украшается вся прическа или коса; цветы – либо натуральный жасмин и бархатцы, либо их бумажная имитация.
Лицо:
Mukuthi (муккутти) – серьга-гвоздик на правом крыле носа
Bullakku (буллакку) – серьга в перегородке носа, иногда в виде маленького колокольчика
Nathu (наду, натх) – круглая серьга на левом крыле носа
Шея и грудь:
Attikai (аттихей) – короткое ожерелье, может быть с кулоном или без
Sangili (сангили) – цепочка
Mangaimalai (мангаймалей) – длинное ожерелье в форме плодов манго
Mutthumalai (муттумалей) – длинное жемчужное ожерелье
Kasumalai (касумалей) – длинное ожерелье из монет, монисто
Padakkam (падаккам) – медальон, кулон
Руки:
Vangi (ванги) – изогнутые браслеты, которые носят на предплечье
Kanganam (канганам) – браслет
Valayal (валейяль) – браслеты на запястье
Modiram (модирам) – кольцо
Neli (нели) – кольцо изогнутой формы
Талия:
Ottiyanam (оддьянам) – пояс, часто с изображениями божеств
Ноги:
Salangai, gajjai, ghunghuru (салангей, гаджей, гунгру) – танцевальные колокольчики
Golusu (голусу) – браслеты-цепочки на щиколотке (на севере – паэль)
Silambu (силамбу) – полый браслет на щиколотке
В современный минимальный сет храмовых украшений входят:
Netri chutti
Surya+chandra
Thodu+ Jimikki+ Mattal
Attikai
Любое длинное ожерелье
Ottiyanam
Salangai (гунгру)
Valayal
Здесь можно посмотреть практически все названные украшения:
https://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=1448