Глава 2. Общество как система




2. 1. Понятия системы и общества. Признаки общества

В социологии понятие общество употребляется в широком смысле слова - для обозначения качественно особой ступени в развитии "рода человеческого", и в узком – для обозначения относительно самостоятельных единиц функционирования общественного организма, то есть отдельных социальных объектов. Одним из наиболее распространённых является следующее определение:

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности.

По каким признакам можно определить общество?

Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета дала возможность многим общностям найти свое место и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, что было обусловлено многообразием климатических условий и природных ландшафтов. Территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи по-разному объясняют её основополагающие причины. На ранних этапах человеческой истории эта способность достигалась за счет межличностного взаимодействия: людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной основе, на взаимном влечении, на страхе лишиться помощи и поддержки. По мере роста населения устойчивость связей не могла более поддерживаться только системой межличностного взаимодействия, главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры.

В этом состоит третий признак общества - структурность. Под структурой в социологии понимают устойчивые социальные образования, их связи и отношения. Это могут быть социальные институты, социальные общности. Их отличительной особенностью является функциональная целесообразность, выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава исполнителей.

Социальные структуры являются результатом закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Для эффективного решения задач, достижения личных целей люди искали такие нормы и принципы регулирования совместной жизни, которые позволяли бы рационально сочетать индивидуальные и групповые потребности.

Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи: институт денег регулирует товарообмен, институт семьи – брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности (то есть при условии признания их целесообразности большинством населения), а резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьёзно подорвать доверие населения к существующим структурам и нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

Четвёртой отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность (самостоятельность) общества достигается его многофункциональностью, способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации.

Общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять своё основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Автономность и самодостаточность общества проявляются в том, что общество регулируется и управляется только теми институтами и организациями и на основе тех принципов и норм, которые возникают внутри него самого.

В-пятых, общество отличает большая интегрирующая сила. Она подчиняет своим правилам каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений. Благодаря этому качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, поскольку органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития.

Опираясь на выделенные признаки общества, социологи с помощью исследований пытаются уловить и проанализировать типичное в жизни общества. Это возможно при помощи системного анализа.

 

2.2. Системные параметры общества

Как известно, система – это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Таким образом, обществом можно назвать совокупность устойчивых связей, объединяющих в единое целое различные виды социальной жизни.

Общество как социальную систему характеризуют пять основных параметров:

Саморегуляция. Социальная система постоянно корректирует свою деятельность, учитывая уровень развития составляющих социальной системы, ища наиболее целесообразное соотнесение экономических, политических, социальных, культурных компонентов, учитывая особенности окружающей среды, людских ресурсов и т.п. Каждая независимая социальная система призвана искать и находить ответ на насущные проблемы по обеспечению функционирования общества. Саморегуляция социальной системы осуществляется воздействием как стихийных механизмов развития и воспроизводства её структуры, так и на основе сознательного, планомерного управления.

Открытость. Взаимодействие социальной системы с окружающей средой (другими социальными системами, природой) происходит путем обмена информацией, энергией, веществом и т.п. Открытость общества как социальной системы подразумевает, во-первых, взаимодействие с другими обществами в самых разных сферах: экономической, политической, военной, идеологической, культурной, спортивной и т.п. (СССР как страны «за железным занавесом «и современная Россия).

Во-вторых, открытость социальных систем – это создание и сохранение благоприятных условий жизнедеятельности людей, демократизм, права человека, его свободы.

В-третьих, речь идет о мобильности общества. О том, какие возможности имеет в нем отдельный гражданин для изменения своего социального статуса. (Сравните кастовое общество в Индии и современное классовое общество.)

Информационность. Человеческая деятельность основана на информационных процессах. Они дают возможность каждому поколению опираться на опыт своих предшественников, диагностировать существующее состояние социальных проблем, прогнозировать будущее развитие. Знания, культура каждого общества самобытны. Информация, накопленная в обществе, осваивается новыми поколениями, приращивается и передается следующим поколениям граждан данной страны. С другой стороны, информационность – это информированность общества о себе самом, о тех процессах, которые в нем происходят, о проблемах, которые требуют решения, об уровне демократии в нем и т.д. (Недаром СМИ называют четвертой властью).

Детерминированность, то есть взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих – ничто в обществе не происходит "вдруг" и "само собой", под каждым событием лежит целый пласт причин и следствий, приведших именно к такому развитию обстановки. Действующие в обществе объективные законы лишь указывают общий вектор изменений, а их конкретные формы, темпы, методы определяются конкретными условиями, социальными силами, внешним воздействием и другими факторами.

Иерархичность. Общество – многоплановая система, характеризующаяся сложным сочетанием различных уровней и звеньев организации и субординации между ними. Оно строится по принципу иерархии, что придает ему предсказуемость, надежность, устойчивость социальных связей. В отечественной науке принято выделять экономическую подсистему (обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов), духовно-культурную (позволяющую человеку реализовывать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом), социальную (регламентирующую потребление и распределение всех благ), политическую (осуществляющую общее руководство и управление обществом). Любую их них можно рассмотреть по принципу иерархии.

Таким образом, общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов и норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

 

2.3. Типологии обществ

Поскольку общество является сложным, многоуровневым образованием, то какая-то универсальная, для всех случаев подходящая классификация невозможна.

Марксизм в основу типологизации кладёт различия производственных отношений. Соответственно выделяются общества с примитивно присваивающим способом производства (первобытнообщинные), с азиатским способом производства (характеризуется наличием особого вида коллективной собственности на землю), рабовладельческие общества (специфической чертой здесь является собственность на людей и использование труда рабов), общества феодальные (с производством, основанным на эксплуатации прикреплённых к земле крестьян), общества буржуазные (отличаются переходом к экономической зависимости формально свободных работников наёмного труда) и общества коммунистические или социалистические (в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путём ликвидации частнособственнических отношений).

Классификация обществ может также быть составлена на основе господствующих в них религий (например, христианское, мусульманское, буддийское общества), через язык и т.д.

Одной из наиболее широко распространённых типологий является деление обществ на традиционное и индустриальное.

Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Для традиционного общества характерны низкие темпы развития производства, удовлетворяющие потребности лишь на минимальном уровне, и большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами, которые освящены традициями и считаются незыблемыми, не подверженными изменениям. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием прогресса в обществе.

Важнейшими чертами индустриального общества являются, кроме иной производственной основы, гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, высокая социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Этот тип организации социальной жизни обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жёсткого контроля над индивидами и их унификации, а путём создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельности.

В 60-е годы появляется концепция постиндустриального, или информационного общества. Причина появления этой типологии - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, что заставляло по-новому взглянуть на общество. Резко возросла роль знания и информации - получив необходимое образование и доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Но на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызывающие тревогу. Преимущественный доступ к информации и средствам

электронной коммуникации имеет государство, правящая элита, что даёт им возможность сильнейшего влияния на массы. Постиндустриальное общество - не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих приоритет знаний и образования, но и нарастание угрозы усиления социального контроля в более изощрённой, скрытой и потому более опасной форме. Согласно этой типологии, в развитие которой внесло ощутимый вклад Д. Белл, А. Турэн и др., общество проходит в своем развитии этапы традиционного, индустриального и постиндустриального.

Иногда используется типология обществ по характеру связей с другими обществами. Если данное общество связано с другими обществами многими каналами (то есть, если они имеют тесные экономические, политические связи, имеют близкие политические структуры), то это открытое общество; закрытым считается общество, связанное с другими одним или двумя каналами (например, дипломатическими и торговыми отношениями). Конечно, многие типологии общества (Ф. Тённиса, Г. Ленски, Н. Я. Данилевского, П.А. Сорокина и др.) остались за рамками нашего обзора. Точка зрения на общество определяется подходом исследователя, который он, исходя из собственного видения проблемы, принимает за базовый в своих рассуждениях.

 

Вопросы для повторения: 1. Раскройте понятие "общество" через его признаки. 2. В чем сущность системных параметров общества? 3. Какие подходы существуют в исследовании общества как социальной системы? 4. Какие системные требования предъявляются к функционированию общества? 5. Охарактеризуйте различные типологии общества. Какие достоинства и недостатки этих типологий можно отметить?

 

Библиографический список

 

Белоцерковский, В. Революция и контрреволюция в России [Текст] / В. Белоцерковский // Свободная мысль – XXI. 2005. № 10. С. 81 - 99.

Давидов, А..А. К вопросу об определении понятия «общество» [Текст] / А. А. Давидов // Социс. 2004. № 2. С. 12 - 23.

Заславская, Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы [Текст] / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 5 - 15, № 6. С. 5 -1 8.

Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – М.: ИНФРА - М, 2005. С. 301- 418.

Кравченко, С. А. Гуманистическая концепция Т. Лукмана и нелинейные реалии российского общества [Текст] / С. А. Кравченко // Социс. 2006. № 8. С. 3-20.

Лапин, Н. И. Проблема формирования современного социального порядка в России [Текст] / Н. И. Лапин // Вопросы философии. 2006. №11. С. 3 - 13.

Нартов, Н. А. Социология: учебник для студентов вузов [Текст] / Н. А. Нартов, В. Ю. Беленький. – М.: ЮНИТА ДАНА, 2005. С. 164 – 192, 440 - 454.

Рысь, Ю. И. Социология: Учебник [Текст] / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов.- М.: «Дашков и К», 2005. С. 236-244.

Социологический словарь [Текст] / Авторы – составители: Подольская Е. А., Погорелый Д. В., Лихвар В. Д. – Ростов н /Д.: «Феникс», 2006. - 475 с.

Шабанова, М. А. Посткоммунистический трансформационный процесс в России: «механизменная» перспектива анализа [Текст] / М. А. Шабанова // Социс. 2004. № 1. С. 142-151.

Яковлев, А. И. Реформация в России [Текст] /А.И. Яковлев // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 5-1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: