Глава 3. Социальные институты и их значение в жизни общества




 

3.1 Сущность социальных институтов. Типы институтов.

. В нашей жизни существует множество проблем, которые требуют постоянного и организованного решения: обеспечение безопасности, получение образования, поддержание здоровья, осуществление хозяйственной деятельности и т.д., составляющие реальный каждодневный смысл жизни, в которой нет места хаосу. Именно нестабильности и неорганизованности, случайности противостоит институализированность социальных явлений, связей, действий.

Организованная деятельность людей регулируется комплексом ролей, статусов и санкций, получивших название социальных институтов. Это наиболее сложные и важные для общества виды социальных связей, так как именно социальные институты поддерживают совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребностям общества.

Социальные институты – великое изобретение человечества, так как они обеспечивают достижение главных преимуществ социального бытия – предсказуемость, надёжность, регулярность и т.д., гарантируют удовлетворение той или иной потребности человека.

В нашем курсе уже неоднократно указывалось, что каждый человек тысячами "нитей" связан с другими людьми, с обществом. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей являются самыми крепкими канатами, предопределяющие жизнеспособность общества. Именно институциональный, то есть утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Как социальные институты приобретают устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов становится предсказуемым и чётким в исполнении функций? Социальный институт отличается от случайных социальных связей по поводу, например, передачи знаний (институт образования) или обеспечения личной безопасности в рамках данного общества (правоохранительные институты) или безопасности как гражданина государства перед лицом внешней опасности (институт армии) постоянным и глубоким взаимодействием между участниками этой связи, в то время как контакт может быть одномоментным и кратким; кроме того, социальный институт чётко определяет функции, права и обязанности участников связи; взаимодействие участников связи строго регламентируется и контролируется; функционирование социального института предполагает специальную подготовку, профессионализм людей, включённых в рамки данного института, и т. д.

Институализация социальных связей достигается:

1. Особым типом регламентации. В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жёсткий и обязывающий характер, что обеспечивает большую чёткость, высокую предсказуемость и надёжность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и удерживающими от нежелательного.

2. Чёткое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия: каждый должен выполнять свою функцию, а потому и каждый другой имеет достаточно надёжные и обоснованные ожидания. Невыполнение обязанностей ведёт к применению санкций. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов – регулярностью, самовозобновляемостью.

3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определённые деперсонифицированные обязанности и права, которые представляют собой исторически отобранный, наиболее эффективный вариант поведения участника институционализированных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как указания социального института, общества в целом. Тем самым обеспечивается относительная независимость функционирования социального института, его устойчивость и способность к самовозобновлению.

4. Выполнение определённого круга обязанностей ведёт к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей, что обеспечивает высокую эффективность институтов.

5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль над его деятельностью. Каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами: например, институт здравоохранения обладает такими учреждениями, как больницы, поликлиники и пр., имеет свои органы управления, для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, квалификации врачей, доверия со стороны клиентов и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряжённое взаимодействие между людьми по поводу какого-то предмета связи (образования, здоровья, труда, науки и т.д.) приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.

Социальные институты различаются по типу задач, которые они решают. Можно выделить следующие виды институтов:

Экономические институты представляют собой наиболее устойчивые социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, подлежащие строгой регламентации. Сюда следует внести все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, денежное обращение, трудовая деятельность и т.д.).

Политические институты связаны с борьбой за власть, её осуществление и распределение. Для этих институтов характерно выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, амия, полиция, партия.

Институты культуры и социализации включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу создания, укpепления и pаспpостpанения культуpы, социализации молодого поколения, овладения ими культуpными ценностями данного общества (семья, институты образования и науки, учреждения искусства и культуры и т.п.)

Среди институционализированных социальных связей можно выделить формальные и неформальные.

Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. Формальные институты играют важную роль в упрочении общества.

Неформальные социальные институты хотя и регламентируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом или другими формальными регламентами. Например, дружба как институт имеет свои ресурсы (доверие, симпатия, действие знакомства), регламентацию (обида, ссора, прекращение дружеских связей), но не имеет учреждений, профессионального статуса, прав и обязанностей, социальный институт и социальный контроль осуществляются с помощью неформальных санкций.

Существует и типологизация социальных институтов по степени важности. Это главные и неглавные социальные институты. Например, семья – главный социальный институт, созданный для удовлетворения потребности общества и личности в продолжении рода. Он, в свою очередь, использует институты материнства, отцовства, детства, семейной профессии и т.п.

 

3.2 Функции социальных институтов

Деятельность любого социального института и всех вместе реализуется следующими функциями:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.

3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: а) консолидация (совмещение усилий); б) мобилизация (каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей); в) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить

а) путём расширения социальных границ института,

б) путём смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в социальном институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля над соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Характер коммуникативных связей института имеет свою специфику – это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Эти функции являются общими для всех институтов. Одновременно, существуют специфические функции, которые могут быть реализованы одном или несколькими институтами. В этом смысле институты могут быть монофункциональными или полифункциональными. Функцию рождения детей в обществе выполняет только институт семьи. Воспитания подрастающего поколения, его социализации кроме семьи выполняет институт образования через систему своих организаций (ясли, сад, школа, средние и высшие профессиональные учебные заведения, армия, милиция и т.д.)

Ожидаемая функция может быть реализована более или менее успешно. Падение авторитета института, его излишняя персонификация, возникновение альтернативных институтов могут свидетельствовать о дисфункции социального института.

 

3.3 Развитие социальных институтов.

Развитие общества идёт во многом через развитие социальных институтов – чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество, чем выше уровень развития общества, тем более разветвленной и сложной становится система его социальных институтов. Развитие социальных институтов идёт двумя путями.

Первый путь – возникновение новых социальных институтов. Сегодня молодые государства на территории бывшего СССР вынуждены создавать свои собственные важнейшие институты – армию, финансовую систему, собственную систему высшего образования и т.д. Этот процесс – ответ на требование времени, изменения обстановки, часто непростой и болезненный, но в конечном итоге повышающий динамизм общества, продвигающий его к качественно новому состоянию.

Второй путь – совершенствование уже сложившихся социальных институтов, которое тоже возможно через дифференциацию и перерегуляцию институализированных социальных связей.

Дифференциация, специализация связей, функций, учреждений в сложившихся и действующих социальных институтах имеет большие возможности – в рамках старых институтов рождаются новые, как из старой общей судебной системы появилась и развилась новая структура – Конституционный суд, суд присяжных. Контролирующие функции реализует счетная палата, создан институт юстиции, налоговой инспекции т.д. Дифференциация и специализация являются одним из важнейших признаков эволюционного развития общества. Эволюционный эффект достигается за счёт более конкретного, точного, профессионального исполнения функций, более точной и конкретной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает обслуживаемую им связь более независимой, самостоятельной и равновесной с другими связями (налоговая полиция занимается изысканием и востребованием неуплаченных налогов, не беря на себя других функций, Конституционный суд оценивает соответствие Конституции принимаемых законов и изданных указов президента и распоряжений правительства, не занимаясь процессами по уголовным делам и т.д.). В результате происходят определённые изменения и во внутренней регламентации этого уже независимого социального института, проявляются статусные изменения и т.д.

Особое значение имеет перерегуляция институализированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению института (так как потребность в нём сохраняется), а к кардинальным изменениям их регуляции. Одна из сторон (возможно – обе) считают, что вознаграждение не соответствует затратам, которые они несут. Такое положение сложилось в нашей стране с отношениями собственности – людей не устраивало моральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Раньше они не владели, не распоряжались собственностью, но имели гарантированный минимум уровня жизни, а сегодня определённое количество предприимчивых, энергичных людей хотят владеть, распоряжаться, рисковать своим достоянием и при этом только иметь шанс на зажиточность и независимость, без гарантий. Не все участники социальной связи по поводу собственности были не удовлетворены сложившейся системой регуляции, многих старая система устраивала, поэтому новые формы собственности укореняются с трудом.

Перерегулирование социальных институтов – процесс сложный, сопровождающийся противоборством сил, так как социальные институты – особым образом организованное практическое взаимодействие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопровождается смятением душ, брожением умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции уже с трудом справляются со своими функциями, падает ответственность работников учреждений данного социального института, растёт нестабильность, непредсказуемость – такова плата за развитие общества.

Особенно драматичны бывают периоды в истории народов, связанные с переналадкой основных систем социальных институтов общества: экономических, политических и других. В этом случае происходит широкий и глубокий пересмотр основных систем ценностей, принципов регулирования всех сфер жизни общества. По сути дела, выдвигаются новые критерии добра и зла, приемлемого и недопустимого, и противостояние охватывает все сферы жизни общества.

Итак, основным в развитии общества является формирование чётко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых социальных взаимодействий, социальных связей. Система социальных институтов определяет общественный строй общества, экономическое, политическое устройство общества, тип культуры, образования и т.п. Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надёжно, устойчиво, профессионально удовлетворять разнообразные потребности индивидов и социальных общностей.

3.4 Социальная организация и контроль.

Организованная деятельность – необходимое условие существования людей. Люди организуют свою деятельность рационально, в соответствии с определенной целью. Поэтому организацию можно определить как систему отношений, объединяющих некоторое число индивидов для достижения определенной цели. В то же время организация подразумевает определенную степень упорядоченности, согласованности функционирования её членов.

Для организации характерны: определенные цели, которые в одиночку нельзя достичь; разветвленная, иерархическая структура, связанная с реализацией определенных статусов и ролей; Разделение труда и специализация по функциональному признаку; жесткие властные связи, основанные на формальных нормах. Люди создают или вступают в формальные организации по различным причинам. Сообразно этому организации подразделяются на 1) добровольные (клуб шахматистов, организация ветеранов и т.п.), 2) принудительные (психиатрическая клиника, тюрьма, армия), 3) утилитарные (производственные, учебные, лечебные и прочие).

Для успешного функционирования и достижения своих целей организация создает бюрократическую систему. Её черты – иерархия власти, специализация задач, система прав и обязанностей. Бюрократия – социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и на разделении функций и власти.

Необходимым условием успешного функционирования организации являются нормы, которым должны подчиняться члены организации, и санкции, которые могут быть применены к ним для поощрения или наказания.

Социальный контроль и есть механизм поддержания общественного порядка, включающий в себя нормы и санкции.

Социальные нормы – это предписания, требования, ожидания, пожелания соответствующего образца поведения. Формальные нормы – законы, инструкции, уставы, правила и т.п. Неформальные нормы – мода, этикет и т.п.

Санкции – средства поощрения и наказания. Они также могут иметь формальный (выговор, увольнение, заключение, повышение по службе, благодарность) или не формальный характер (похвала, похлопывание по плечу в знак одобрения и поддержки, кивки, укоризненный взгляд и т.п.)

 

Вопросы для повторения: 1.Что представляет собой социальный институт и в чем его предназначение? 2. Какие существуют виды социальных институтов? 3.Дайте характеристику процесса институционализации и его этапам. 4. Как достигается устойчивость институциональных связей? 5.Покажите пути развития социальных институтов.

 

Библиографический список

 

Бызов, Л. Г. Бюрократия при В. Путине - субъект развития или его тормоз [Текст] /Л.Г. Бызов // Социс. 2006. № 3 - С. 21-28.

Добреньков, В. И.. Социология [Текст]: учебник /В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - СПб.: Питер, С. 511-561.

Козырев, Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль [Текст] / Г.. Козырев // Социс. 2005. № 8. С. 124-129.

Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – М.: ИНФРА-М, 2005. С.89-111.

Михайлов, В. В. К проблеме социальных ограничений [Текст] / В. В. Михайлов // Социс. 2005. № 7. С. 124-130.

Рысь, Ю. И. Социология: Учебник [Текст] / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов.- М.: «Дашков и К», 2005. С. 408-418.

Смольков, В. Г. Бюрократия и бюрократизм [Текст] / В. Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3.С.159-170.

Социология [Текст] / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. - М.: Гардарики, 2000. С. 112-148; С. 193-232.

Тамбовцев, В. Л. О разнообразии описания социальных институтов [Текст] / В.Л. Тамбовцев //Общественные науки и современность. 2004. № 2. С.107-118.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: