Глава 4. Социальные изменения




4.1. Понятие и виды социальных изменений

Социальные изменения – это фундаментальные изменения, которые происходят с течением времени в поведении людей, структуре, культуре и других сферах жизнедеятельности общества. Благодаря социальным изменениям общество становится несколько иным, оставаясь в определенном значении тем же самым. Изменения могут происходить постепенно или достаточно быстро, охватывать большее или меньшее количество людей, институтов или даже обществ.

Социальные изменения - более широкое понятие, чем социальное развитие. Они включают в себя возникновение, становление, рост, упадок, умирание, переходное состояние и т.п. Социальными называются не всякие изменения, происходящие в обществе, а лишь те, которые имеют социальные последствия.

Социальные изменения – это различные перемены, происходящие с течением времени внутри социальных систем, во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом.

Социальные изменения различаются по времени функционирования (долгосрочные или краткосрочные), по масштабу (частичные или всеобщие) и уровню участников (организации, институты, большие и малые группы, межличностные отношения, социетальный уровень) и т.п.

Общество постоянно претерпевает определенные социальные изменения. Его элементы, структуры, их связи и взаимодействия переходят из одного состояния в другое. Одни изменения происходят на микро­уровне (т.е. они связаны с изменением положения или роли отдельной личности), а другие — на макроуровне (т.е. связаны с определенными изменениями в целых социальных группах и общностях и даже во всем обществе). Социальные изменения различаются по масшта­бам, глубине. Одно дело, когда эти изменения происходят в рамках сохранения качества данной социальной системы, а другое, когда они выходят за пределы этого качества.

Нередко понятия «изменение» и «развитие» отождествляются. От­сюда любое изменение в обществе рассматривается как его развитие, которое понимается в широком смысле, т.е. как его движение, изме­нение. Но понятия «движение», «изменение» более широкие по срав­нению с понятием «развитие». Социальное изменение системы может привести к развитию общества и его структурных элементов, но мо­жет этого и не произойти.

Социальное развитие в строгом смысле слова — это не любое из­менение системы, а лишь такое, которое связано с более или менее глубинными, структурными изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Изменения в системе составляют содержание развития, а его сущность состоит в изменении структуры целого.

Особенностями современных социальных изменений

выступают: ускорение темпов социальных изменений, укрупнение масштабов (могут охватывать все человечество) и возрастающая сложность адаптации к происходящим переменам.

Основными видами социальных изменений являются структурные, процессиальные, функциональные и мотивационные.

Структурные социальные изменения происходят в структуре общества, власти, экономической, политической, культурной составляющей общества (структура семьи, структура государства, структура института образования и т. д.)

Процессиальные социальные изменения охватывают различные социальные процессы: мобильность (длинные лифты классовых обществ), миграцию (утечка мозгов из СССР в начале 90-х.) и т. п.

Функциональные социальные изменения касаются изменений функций социальных институтов, организаций, социальных систем (изменение функций президента, Конституционного суда, семьи, юстиции, института образования, налоговой полиции).

Мотивационные социальные изменения отражают те процессы, которые влияют на ценности, нормы, идеалы. Они наиболее ощутимо влияют на человеческое поведение. Так в современной России ведущим мотивом труда становится заработная плата, доход, экономические стимулы.

4.2. Теории социальных изменений

Изменения в обществе могут протекать при помощи реформ, эволюционно. Но нередко в обществе совершаются кардинальные перевороты, которые политики, социологи называют революцией.

Революция ( от позднелат. revolutio — поворот, переворот) - глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике, революция в философии и т.д.). Наиболее широко понятие «революция» применяется для характери­стики общественного развития. Диалектическая концепция развития раскрывает внутренний механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Революция означает перерыв постепен­ности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции — постепенного развития какого-либо процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер кото­рого определяется конкретно-историческим содержанием самой ре­волюции и реформы.

В ходе общественного развития имеют место как прогрессивные, так и регрессивные процессы, как продолжительные эволюционные преобразования, так и быстрые революционные скачки. История по­казывает, что общество как система изменяется, прогрессирует как под воздействием реформ, так и революций. Прогресс — это одна из важнейших характеристик самого процесса развития. Категория развития применима только к объектам, имеющим внутреннюю структуру. Интересна в этой связи теория американского социолога Т. Парсонса. Он разработал концепцию социальных изменений с позиций системно-функционального анализа. Ученый подразделял социальные изменения на «изменения равновесия», т.е. изме­нения в рамках сохранения данной социальной системы и ее основ­ных структур, и «изменения структуры», т.е. изменения, когда качест­венно преобразуются важнейшие элементы и структуры общества, а тем самым преобразуется и само общество. Т. Парсонс выделяет осо­бые «эволюционные универсалии», появление которых указывает на качественные изменения общества как социальной системы. Струк­турное изменение общества рассматривается социологом, по сути дела, не как нормальное, естественное состояние социальной систе­мы, а как отклонение от него, как нарушение равновесия. Отличительная черта социального развития состоит в том, что происходящие в его рамках социальные изменения имеют опреде­ленную направленность, исключающую хаотическое, произвольное нагромождение таких изменений. Исторически направленность об­щественного развития — это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Признание объективности, закономерности и поступательного развития общества лежит в основе теории социальной эволюции. Она получила широкое распространение во второй половине XIX в. Тео­рия во многом базируется на учении Ч. Дарвина. Соглас­но этой теории историческое развитие происходит на основе посте­пенных социокультурных изменений вплоть до коренных, качествен­ных преобразований общества в направлении перехода от простого, однородного к сложному, неоднородному. Это учение нашло широ­кое отражение, в частности, в социологических взглядах Г. Спенсера. Он был буквально увлечен социальным дарвинизмом. Несколько меньшее, хотя и достаточно сильное влияние эта теория имела и в первой половине XX в. Ее роль в современной социологии серьезно снизилась. Причиной этого снижения было усложнение процессов общественного развития. В наши дни принцип эволюции уже не счи­тается универсальным и не распространяется на все социальные яв­ления. Но во второй половине XX в. идеи классического эволюционизма получили некоторое развитие в неоэволюционизме. Ученые этого направления применяют более сложные и гибкие способы отображения социаль­ной эволюции.

Признавая сам факт объективного, естественноисторического характера общественного развития, социологи разных школ по-разному представляли себе суть и основное содержание исторического процесса. Например, О. Конт видел их в прогрессе знаний, что нашло свое отражение в его «законе интеллектуальной эволюции». Этот закон предполагал интеллектуальную и социальную эволюцию. Как мы отмечали, Г. Спенсер суть социальной эволюции видел в пе­реходе общества от однородности к неоднородности, в его усложне­нии, внутренней дифференциации при одновременном росте его интегрированности. К. Маркс и его последователи главную суть и со­держание общественного развития связывали с ростом производительных сил и соответствующими изменениями производственных отношений, со сменой общественно-экономических формаций. Французский социолог Э. Дюркгейм основой движения общества считал переход от механической солидарности к солидарности орга­нической, базирующейся на углублении разделения труда и социаль­ной дифференциации. Русско-американский ученый П.А. Сорокин в основу своей теории социальной динамики положил широкие инте­гральные социокультурные факторы, определяющие, по мнению со­циолога, экономическое и политическое развитие.

В современной науке развитие общества связывается, прежде все­го, с уровнем промышленного или научно-технического, научно-технологического, научно-информационного развития. Эти показа­тели детерминируют другие стороны жизни общества. Такие подходы мы видим в концепции «стадии экономического роста» У. Ростоу, в теории «индустриального общества» Р. Арона (1905—1983), «постинду­стриального (технотронного) общества» Д.Белла (р. 1919), 3. Бжезинского (р. 1928), А. Турена (р. 1925), О, Тоффлера (р. 1928) и других, включая новейшую концепцию «информационного общества».

Множество концепций понимания общества, его структуры и развития обусловлены неоднозначным решением в социологии во­проса об источниках социальных изменений, их движущих силах. Не­которые ученые (их явное меньшинство) переносят источник соци­ального развития вовне общества (например, абсолютная идея объек­тивно-идеалистической философии истории Гегеля или природно-географическая среда в географическом направлении в социологии - Монтескье, Мечников и др.). Большинство социологов, экономистов, политологов источники изменений видят в самом обществе. Причи­ны и факторы изменения и развития общества ищутся учеными во взаимодействии его различных сторон, сфер, элементов структур со­циальных систем.

Наибольшее внимание рассматриваемой проблеме уделили и дали четкий и развернутый ответ на вопрос об источнике социальных изменений авторы теорий конфликтологического на­правления в социологии. Эти ученые исходят из признания решающей или очень важной роли социального конфликта в развитии об­щества. Родоначальником этого направления, как известно, является К. Маркс. Марксистская социология много сделала для развития тео­рии социального конфликта. Хотя надо признать, что эта школа вы­делилась лишь в 50-х годах XX в. и ее основателями считают Л. Козера, Р. Дарендорфа, Д. Белла.

Развитие общества марксизм рассматривал как самодвижение, а главный источник социальных изменений видел в единстве и борьбе противоположностей внутри любой социальной системы, явления или процесса. В экономической сфере это борьба двух сторон спо­соба производства: производительных сил и производственных от­ношений. В социально-политических сферах - это борьба проти­воположных классов и их партий; в духовной - борьба антагони­стических идеологий, выражающая непримиримость соответст­вующих классовых интересов, поэтому почти вся история человече­ства представлена Марксом и его последователями как история борьбы классов - рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов. Социальные противоречия, по мнению ученых, этой школы, бы­ли и будут всегда (хотя не всегда они принимают форму классовой борьбы)- Они делают вывод, что изменение и развитие общества, его сфер, элементов - это не аномальное, а нормальное его состоя­ние. Идеи Маркса по вопросу об источниках и формах обществен­ных изменений оказали серьезное влияние на учения многих со­циологов, в частности, Г. Зиммеля и др. Влияние марксизма мы ви­дим в школах конфликтологии США, Западной Европы и России, хотя представители этих школ пытаются откреститься от этого фак­та. Например, Л. Козер, Р. Дарендорф и другие, хотя и по-разному трактуют причины и суть социальных конфликтов, чаще всего признают социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, и если не главной, то одной из главных движущих сил социального развития.

Конфликт, по мнению большинства социологов, предотвращает консервацию и загнивание общества. Благодаря конфликтам обще­ство обновляется. В «закрытых» обществах, как правило, социаль­ный конфликт ведет к поляризации социально-политических сил, революционному взрыву и разрушению социальной системы. В «от­крытых», или «плюралистических», обществах накопившаяся соци­альная напряженность своевременно разряжается. Таким образом, вопрос, о существовании самой социальной системы снимается. Р. Дарендорф считал, что подавление социального конфликта в большей части ведет лишь к его обострению. А «рациональнаярегу­ляция» ведет к «контролируемой эволюции» системы. Итак, совре­менная немарксистская конфликтология регуляцию социального конфликта рассматривает, по сути дела, как средство достижения социальной стабильности (согласия, порядка), стабильность систе­мы рассматривается ей как обычное, нормаль­ное состояние общества. Вершиной социального конфликта выступает социальная революция. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля прав­ления и оставляющими институты и систему власти в обществе неиз­менными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция». Но в этом случае мы имеем дело с со­вершенно другим значением данного термина.

Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значи­тельной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в суще­ствующем социальном порядке, то революционеры считают, что сис­тема не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой соци­альных реформ, а реформы неизбежно отвергают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различ­ные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на прави­тельство и на другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционе­рами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американ­ские исследователи Л. Эдвардс и К. Бринтон смогли выделить наибо­лее типичные стадии успешного развития революционных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовле­творенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать сущест­вующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;

3) появление побуждения к активным действиям, восстанию и формирование социального мифа или системы верований, оправды­вающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к по­пыткам контроля над различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, кото­рые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к неко­торым образцам прежней предреволюционной жизни.

По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции. Трудно классифицировать движе­ние как чисто реформистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до радикальных революционеров, склонных к насильствен­ным действиям.

Еще Монтескье в середине XVIII в. говорил, что малые государ­ства гибнут, как правило, в результате интервенций, большие, мощ­ные государства погибают в основном в результате предательства их лидеров. Сейчас России нужны подлинные реформы для улучшения жизни десятков миллионов нищенствующих пенсионеров, безработных. Всемирная организация здравоохране­ния (ВОЗ) по общим показателям в системе здравоохранения ставит Россию на 100-е место из 191 государства. К примеру, Беларусь она поставила на 53-е место, Украину — на 60-е, По индексу развития человеческого потенциала Россия стоит на 63-м месте, уступая Бела­руси 10 пунктов. России нужны реформы не в интересах миллионе­ров, а в интересах десятков миллионов ее рядовых граждан.

Реформа ( франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю)- преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в полити­ческой практике и политической теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

В условиях антагонистического общества реформа, поскольку она имеет вынужденный характер (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по содержа­нию, и по влиянию, которое она оказывает на ход социальных про­цессов. С одной стороны, реформа есть реальный шаг вперед, улуч­шающий в том или ином отношении положение трудящихся, предпо­сылка для дальнейшей их борьбы, с другой - реформа является возможностью для правящих классов сохранить свое господство. Во многих государствах Западной Европы, где у власти уже десятки лет стоят социал-демократы (Швеция, Норвегия и др.), социальные ре­формы позволили сформировать мощный средний класс - костяк общества.

4.3.Теория мировой системы и процесс глобализации

П. Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие. Ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Что понимать под термином "глобализация социальных и культурных процессов"? Термин "глобализация" связан с латинским словом "глобус" - то есть Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интерпретацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интерпретация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, "спаянную" общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на огромные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, многие социологи считают правомерным говорить о формировании единой цивилизации.

Такой глобальный подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях "постиндустриального общества". Следовательно, можно сделать вывод, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информатизацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для более универсального и глобального человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования, а также его применение. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая профессиональная квалификация, виртуозное овладение техникой, компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название "глобальных проблем современности": экологических, демографических, политических и т.д. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему "выживания человечества". Основатель международного исследовательского центра "Римского клуба", изучающего перспективы человечества в свете современных глобальных проблем, А. Печчеи так сформулировал сущность этой проблемы: "Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир". Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, то и ее решение, по мнению А. Печчеи, должно исходить изнутри его самого. И если мы хотим "обуздать" техническую революцию и обеспечить человечеству достойное будущее, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке, прежде всего изменение социальных установок личности и общества, переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребления материальных ценностей на духовное самосовершенствование. Современная ситуация предполагает, что люди должны ограничивать потребление некоторых ресурсов и заменить некоторые технологии. По его инициативе, по заказу "Римского клуба" были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания. Ученые пришли к выводу, что противоречия между ограниченностью земных ресурсов, в частности, ограниченностью пригодных для сельского хозяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающейся численности населения, могут привести к середине XXI в. к катастрофическому загрязнению окружающей среды, резкому росту смертности, истощению природных ресурсов и спаду производства. В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась концепция "глобального равновесия", согласно которой необходимо немедленно прекратить увеличение численности населения Земного шара, ограничить промышленное производство, уменьшить примерно в сто раз потребление ресурсов Земли.

Модели Форрестера и Медоуза привлекли внимание к реально существующим проблемам глобального характера, заставили человечество задуматься о дальнейших путях своего развития. Однако заложенные в этих моделях просчеты позволили подвергнуть сомнению содержащиеся в них выводы. В частности, что при составлении модели отбор параметров осуществлялся по конкретно-научным и прикладным критериям, позволяющим вести математическую обработку: средние величины производства и потребления, услуги и питание рассчитывались в среднем на душу населения. Только для демографических параметров вводилась дифференциация, брались в расчет различные возрастные группы. Однако никакие глобальные модели не смогли предсказать тех колоссальных изменений, которые произошли во второй половине 80-х - начале 90-х гг. в Восточной Европе и на территории СССР. Эти изменения существенно модифицировали характер глобальных процессов, поскольку они означали прекращение холодной войны, интенсификацию процесса разоружения, существенно повлияли на экономическое и культурное взаимодействие. Несмотря на всю противоречивость этих процессов, огромные издержки для населения социально-экономических и политических преобразований, можно предположить, что они будут в большей мере способствовать формированию единой глобальной общественной цивилизации.

4.4. Социальные движения

Социальные дви­жения часто возникают в периоды быстрых социальных изменений. Как коллективное поведение, так и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое про­исходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь, и пробивает брешь в наших привычных и упорядоченных социальных построениях. Конечно, между коллективным поведени­ем и социальным движением есть очень важное отличие. Коллек­тивное поведение характеризуется спонтанностью и отсутствием внутренней структуры, а социальным движениям, напротив, свойст­венна значительная степень внутреннего порядка и целенаправлен­ности. Именно этот организационный потенциал позволяет соци­альным движениям бросить вызов официальным институтам. По­этому социологи рассматривают социальное движение как более или менее, настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения или, напротив, не допустить введения изменений.

Люди активно вмешиваются в процесс социальных изменений. Вместо того чтобы пассивно подчиняться потоку жизни или принимать удары судьбы, они пытаются изменить ход истории. Социальные движения - это дви­гатели, с помощью которых люди пытаются оказывать коллектив­ное воздействие на ход происходящих в обществе событий. Поэто­му неудивительно, что о социальных движениях написаны истори­ческие книги — рассказы о великих вождях, о расцвете и закате политических движений, о тех социальных беспорядках и измене­ниях, которые влекут за собой революции. Христианство, кресто­вые походы, Реформация, Французская революция 1789г. и Ок­тябрьская революция в России 1917г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм, фашизм, как и другие социальные движения, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества, а порой и на весь мир.

Идеоло­гия имеет для социального движения решающее значение. Она дает индивидам представления о целях движения, логически обо­сновывает их действия, критикует существующие условия или структуры и намечает программу действий. Следовательно, идеоло­гия играет роль связующего звена, соединяющего людей в их «служении» общей идее, тем самым укрепляя солидар­ность. Идеология, не только связывает, между собой изолированных и разъединенных индивидов, она еще и объединяет их ради общего дела, общей цели. Тем самым подготавливая их к самопожертвованию во имя движения, к тому, чтобы отдать свою жизнь за «истинного Бога», «новую нацию» или «революцию».

Социальные движения различаются по целям, которые ставят перед участни­ками социальных движений их идеологии. Одни движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным социальным ценностям, другие пытаются осуществить изменения в рамках существующей системы цен­ностей. Революционные движения направлены на полную отмену су­ществующей системы ценностей.

Реформаторские, движения стремятся внести в эту систему ценностей изменения, способствующие более эффективно­му функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), эко­логические (движения за охрану окружающей среды), феминист­ские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления - это социальные движения, имею­щие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Напри­мер, движение негров южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения - организацию советов белых граждан и Ку-клукс-клана.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стрем­лением осуществить не институциональные изменения, а возрожде­ние или обновление людей изнутри (часто при этом даются обеща­ния будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного насе­ления, однако религиозные секты не стремятся добиться всесто­ронних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира.

Существует два подхода к изучению структуры социального движения:

1.Функциональный (предполагает анализ элементов структуры с точки зрения функций, выполняемых ими в движении). В соответствии с ним можно выделить 1)систему ценностей, норм, идей, принципов, формирующих идеологию, мировоззрение участников (гуманизм, феминизм, альтруизм); 2) стратегию и тактику борьбы, определяющие общую направленность предполагаемых общественных изменений (революция, реформа, контрреволюция); 3) средства и способы достижения поставленной цели,ресурсы и инструментарий движения: митинги, забастовки, пикетирование); 4) штаб, обеспечивающий выработку основных идейно-теоретических положений и руководством 5) периферийные организации, реализующие на местах стратегические и тактические цели движения; 6) информационно-коммуникационная система, обеспечивающая связь всех участников по вертикали (от руководства к рядовым членам и обратно) и по горизонтали (между участниками движения в пределах региона, страны, мира).

2.Организационный (анализ элементов структуры с точки зрения их роли в процессе организации движения). Данный подход позволяет выделить 1) "людей слов" - интеллектуалов, создателей идеологии движения; 2) активистов-агитаторов, преобразующих идеологические конструкции в умонастроения масс, в массовые
действия; 3) "людей действия" - практиков, занимающихся организацией движения и консолидацией его рядов; 4) убежденных сторонников - тех, для кого цели движения совпадают с их насущными жизненными интересами (афроамериканцы, участвующие в движении за свои гражданские права); 5) рядовых членов - тех, кто имеет отношение к данному движению, но не переживает эту связь как свою насущную потребность (афроамериканцы, которых в принципе удовлетворяет и существующее положение вещей); 6) сочувствующих - тех, кто не имеет никакого отношения к движению, но выражает сочувствие его целям (белые
американцы - противники дискриминации по расовой принадлежности); 7) случайных попутчиков - людей, примкнувших к движению в надежде что-либо приобрести (богатство, престиж) в случае его победы.

Типология социальных движений: I) по масштабам предполагаемых изменений: реформистские, радикальные, революционные; 2) по качеству предполагаемых изменений: прогрессивные и реакционные ("ретроактивные"); 3) по отношению к целям предполагаемых изменений: социально-политические (стремятся к изменениям в политике, экономике, сдвигам в классовых и стратификационных структурах), социокультурные (стремятся изменить убеждения, ценности, нормы, символы); мистические (религиозные) (борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа), призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту (группы здоровья, "моржи"); 4) по "вектору" изменений: позитивные, негативные и альтернативные (парные движения: левые-правые, атеисты-фундаменталисты); 5) по стратегии действий; инструментальные (стремятся завоевать политическую власть и с ее помощью произвести предполагаемые изменения: общественно-политические движения) и экспрессивные (стремятся достичь автономии, культурного или политического равноправия для своих членов или более широких общностей: этнические феминистские, движение за права гомосексуалистов); 6) по историческому типу: старые (ориентированы на экономические интересы, объединяют людей по жесткому классовому принципу: рабочие, фермерские движения) и новые.

 

Вопросы для повторения: 1. Что представляют собой социальные изменения и чем они отличаются от развития? 2. Какие виды социальных изменений вы знаете? Приведите примеры таких изменений. 3.Как объясняют направление и источники социальных изменений представители прогрессивных и регрессивных, эволюционных и революционных взглядов? 4.Приведите свидетельства процесса глобализации в современном мире. 5. Охарактеризуйте основные типы социальных движений.

Библиографический список

Арон, Л. Идеи революции и революционные идеи [Текст] / Л. Арон // Вопросы экономики. 2005. № 11. С. 137-144.

Багратуни, К. Ю. К вопросу о национальной стратегии Российской Федерации в условиях глобализации (мотивационный аспект) [Текст] / К. Ю. Багратуни // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 297-307.

Видоевич, З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире [Текст] / З. Видоевич // Социс. 2005. № 4. С. 25-32.

Костюк, В. И. Социальная эволюция на больших временных интервалах [Текст] / В. И. Костюк // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 157-166.

Козырев, Г. И. Социальные процессы и изменения / Г. И. Козырев // Социс. 2005. № 3. С. 113-118.

Левашов, В. К. Общество и глобализация [Текст] / В. К. Левашов // Социс. 2005. № 4. С. 14-24.

Нартов, В. А. Социология [Текст]: учебник для студентов вузов / В. А. Нартов, В. Ю. Вельский.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 183-205, 417-449.

Никифоров, А. А. Революция как объект теоретического осмысления: достижения и дилеммы субцисциплины [Текст] / А. А. Никифоров // Полис. 2007. № 5. С. 92-104.

Петросян, В. К. Социальная эволюция: общая теоретическая модель [Текст] / В. К. Петросян // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 5. С. 314-323.

Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2006. С. 301-373.

Социальные трансформации в России: теория, практика, сравнительный анализ [Текст]: учебное пособие / под ред. В. А. Ядова. - М.: Флинта, 2005.- 584с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: