ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА 7 глава




 

Раздел дисциплины (тема): Классификация анальгезирующих средств. Наркотические и ненаркотические анальгетики. Адьювантные обезболивающие средства

Боль в спине.

Вид оценочного средства: Тестовые задания:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
Флупиртин не оказывает следующее действие а) анальгезирующее б) миорелаксирующее в) противотревожное г) нейропротекторное   в ТК
Прегабалин показан для лечения а) невропатической боли б) фибромиалгии в) депрессии г) генерализованного тревожного расстройства д) эпилепсии в качестве дополнительной терапии парциальных приступов     А-д ТК
Что из нижеперечисленного в отношении баклофена верно: а) действует преимущественно на спинальном уровне б) вызывает снижение мышечного тонуса и умеренное анальгезирующее действие в) побочные эффекты вследствие седативного и анксиолитического эффекта чаще проявляются сонливостью, головокружением, нарушением походки   А, б, в РК
Обезболивание с помощью опиоидов может вызывать развитие толерантности к этим лекарственным препаратам, возникновение физической и психической зависимости а) верно б) неверно     а РК
Что из перечисленного в отношении тизанидина верно а) механизм его антиспастического действия связывают с агонизмом к α2-адренергическим рецепторам б) может быть умеренно эффективен в качестве анальгетика у пациентов с миофасциальной болью жевательных мышц, головной болью напряжения, другими видами мышечно-скелетной боли в) во избежание синдрома "отмены" по окончании терапии дозу препарата снижают постепенно   А, б, в ПА
Какими механизмами действия обусловлена эффективность триптанов (агонистов 5НТ1B/1D-рецепторов) при мигрени а) сосудистый механизм действия б) нейрогенный периферический механизм в) нейрогенный центральный механизм     А, б, в ПА

 

*указывается, при каком уровне контроля применяется оценочное средство (текущий контроль, в том числе рубежный контроль (ТК, ТК-РК), промежуточная аттестация (ПА), государственная итоговая аттестация (ГИА)

 

 

Вид оценочного средства: Ситуационные задачи:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
задача Больной К., 58 лет обратился к врачу с жалобами на сильные боли в левой стопе, «почернение» большого пальца и изъязвление на пятке. В течение 4 лет наблюдается у врача по поводу облитерирующего атеросклероза нижних конечностей. На протяжении этого времени больного беспокоили боли в конечностях, ощущение онемения, «ползания мурашек», похолодание в дистальных отделах. При ходьбе боли усиливались; наблюдалась перемежающаяся хромота. При осмотре: ноги бледные, волосяной покров отсутствует, отмечается ломкость ногтей. Кожа большого пальца левой ноги чёрного цвета уплотнённая, сморщенная. На пятке левой ноги язвенный дефект размером 0,5x1 см. Пульс на подколенной артерии левой ноги отсутствует. Больному проведена ампутация левой ступни. Через месяц после операции пациента стали беспокоить боли в отсутствующей стопе. Характеризуя боль, больной говорил, что «стопу зажали тисками». Боль носила постоянный характер и усиливалась ночью. Было решено провести реампутацию с целью удаления невромы. Однако сразу же после реампутации боли стали носить ещё более выраженный характер. Анальгетики положительного эффекта не оказывали. Вопросы к задаче.
  1. Развитие какого типового патологического процесса явилось причиной ампутации стопы?
  2. Почему после ампутации стопы снова возник болевой синдром?
  3. Каков предположительный механизм болевого синдрома после реампутации?
  4. Принципы лечения болевого синдрома после реампутации.
 
Указан типовой патологический процесс, описан механизм болевого синдрома, названы принципы лечения. ТК-РК, ПА

 

Раздел дисциплины (тема): Головные боли. Послеоперационная боль.

 

Вид оценочного средства: Тестовые задания:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
Факторы риска развития хронического послеоперационного болевого синдрома а) пожилой возраст пациентов. б) перенесенные ранее неврологические заболевания в) наличие болевого синдрома до операции г) длительное хирургическое вмешательство   В, г ТК
Анальгетический эффект опиоидных анальгетиков-агонистов обусловлен преимущественно их воздействием на: а) опиоидные κ-рецепторы б) опиоидные μ-рецепторы в) NMDA-рецепторы г) мускариновые рецепторы д) серотониновые рецепторы   б ТК
НПВП, чаще всего применяемые для послеоперационного обезболивания а) кеторолак б) ибупрофен в) кетопрофен г) целекоксиб д) напроксен   в РК
Механизмы действия парацетамола включают а) подавление активности ЦОГ 1-го и 2-го типа в периферических тканях б) подавление активности ЦОГ 2-го типа в ЦНС в) усиление активности нисходящих тормозных серотонинергических путей г) блокаду NMDA-рецепторов   б РК
Максимальная суточная доза парацетамола для послеоперационного обезболивания а) 2 г б) 4 г в) 10 г     б ПА
Целесообразность назначения габапентина в периоперационном периоде обусловлена а) способностью уменьшать площадь гипералгезии вокруг операционной раны б) предотвращать развитие острой толерантности к опиоидам в) снижать частоту послеоперационной тошноты и рвоты г) снижать риск развития судорожного синдрома в послеоперационном периоде     А, б ПА

 

*указывается, при каком уровне контроля применяется оценочное средство (текущий контроль, в том числе рубежный контроль (ТК, ТК-РК), промежуточная аттестация (ПА), государственная итоговая аттестация (ГИА)

 

 

Вид оценочного средства: Ситуационные задачи:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
Задача № 1 У больного Н., 60 лет, в течение 30 лет страдающего сифилисом, появились нарушения походки. Больной отмечает, что при движении по улице смотрит под ноги, при ходьбе опирается на трость. При обследовании: больной не может стоять в позе Ромберга, размахивает руками, чтобы удержать равновесие. Вопросы: 5. О поражении каких структур спинного мозга свидетельствуют указанные симптомы? 6. Проводники какого вида чувствительности находятся в данных структурах спинного мозга? 7. Опишите различные виды чувствительности. 8. Приведите классификацию расстройств чувствительности.   Указаны проводники чувствительносит, приведена классификация чувствительности и ее расстройств. ТК-РК, ПА

 

 

Раздел дисциплины (тема): Неврозы.

 

Вид оценочного средства: Тестовые задания:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ ПРИ ИСТЕРИИ 1. Затяжной конфликт между реальными возможностями человека и завышенными требованиями к себе 2. Неосознанное желание привлечь внимание окружающих к собственной персоне путем демонстрации патологических реакций     ТК
ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ ПРИ НЕВРАСТЕНИИ 1. Затяжной конфликт между реальными возможностями человека и завышенными требованиями к себе 2. Неосознанное желание привлечь к себе внимание окружающих путем демонстрации патологических реакций     ТК
УСТРАНЕНИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕГО ФАКТОРА ПРИВОДИТ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ 1. При неврозе 2. При психозе     РК
НАСИЛЬСТВЕННЫЙ (КОМПУЛЬСИВНЫЙ) ХАРАКТЕР ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ 1. Истерии 2. Неврастении 3. Невроза навязчивых состояний     РК
ПРОЯВЛЕНИЯ ИСТЕРИЧЕСКОГО НЕВРОЗА: 1) бред 2) галлюцинации 3) повышенная самовнушаемость 4) манипулирование людьми в своих интересах 5) повышенная эмоциональность, театральность поведения   3, 4, 5 ПА
ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПЕРСТЕНИЧЕСКОЙ ФОРМЫНЕВРАСТЕНИИ 1) Апатия 2) Рассеянность 3) Сонливость днем 4) Раздражительность, гневливость 5) Повышенная возбудимость и быстрая истощаемость     4, 5 Па

 

*указывается, при каком уровне контроля применяется оценочное средство (текущий контроль, в том числе рубежный контроль (ТК, ТК-РК), промежуточная аттестация (ПА), государственная итоговая аттестация (ГИА)

 

 

Вид оценочного средства: Ситуационные задачи:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
Задача Женщина 24 лет, жалуется на головную боль, головокружение, чувство сдавленности головы, невозможность сосредоточиться, ослабление памяти, раздражительность и возбудимость, сильное выпадение волос, потливость, снижение аппетита. Обследовалась у разных специалистов, все анализы и исследования, включая гормоны и компьютерное исследование головного мозга – без патологии. Успокоительные средства желаемого облегчения не приносят. Вопросы: 1. О каком расстройстве ЦНС идет речь в данной задаче? Дайте его определение. 2. Укажите вид расстройства ЦНС у больной. Ответ обоснуйте. 3. Для какого типа темперамента характерно развитие этого вида расстройства ЦНС? 4. Укажите особенности патогенеза расстройства ЦНС у больной.   Дано определение расстройства ЦНС, указан его вид, указаны особенности патогенеза расстройства ЦНС и вид темперамента. ТК-РК, ПА

 

 

Раздел дисциплины (тема): Психосоматическая патология.

 

Вид оценочного средства: Тестовые задания:

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
ФАКТОРОМ РИСКА КАКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВРОЗ? 1. Дифтерия 2. Стенокардия 3. Эссенциальная гипертония 4. Хронический пиелонефрит 5. Эндемический зоб щитовидной железы 6. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки   2, 3,6 ТК
Характерные признаки невроза: 1. патология типична только для пожилого возраста 2. является фактором риска психосоматической патологии 3. принципиальная обратимость поведенческих расстройств 4. основой заболевания является психотравмирующий фактор 5. возможны кратковременные периоды бреда и галлюцинаций 6. сохранение критического отношения к собственному состоянию и поступкам 7. парциальность психических расстройст (возникают обычно в контексте психотравмирующей ситуации) 2, 3, 4, 6, 7 ТК
Психотравмирующая ситуация, наиболее типичная для истерии (А), неврастении (Б), невроза навязчивых состояний (В): 1. чрезмерно завышенные требования индивидуума к окружающим, сочетающиеся с недооценкой реальных условий социальной среды 2. конфликт между реальными возможностями и завышенными требованиями к себе 3. конфликт между желаниями индивидуума и его убеждениями (чувством долга, моральными принципами, привязанностями и т.п.) 1 – А, 2 - Б, 3 - В РК
Для невроза навязчивых состояний характерны: 1. фобии 2. обсессии (навязчивые мысли) 3. компульсии (навязчивые действия) 4. демонстративно-театральное поведение 1, 2, 3 РК
Психосоматические расстройства при неврастении: 1... 2. … 3. … 4. … 5. … 6. … Головные боли. Аритмии, боли в области сердца, колебания АД, сексуальные расстройства, расстройства дыхания ПА
Сенсорные, вегетативные и двигательные нарушения при истерии: 1. … 2. … 3. … 4. … 5. … Судорожные припадки, афония, параличи, потеря слуха, потеря зрения ПА

 

*указывается, при каком уровне контроля применяется оценочное средство (текущий контроль, в том числе рубежный контроль (ТК, ТК-РК), промежуточная аттестация (ПА), государственная итоговая аттестация (ГИА)

 

 

Вид оценочного средства: Ситуационные задачи:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
Задача К врачу обратилась женщина 33 лет после впервые возникшего приступа нервозного состояния, при котором образовался ком в горле. Жалобы на чувство беспокойства, плаксивость, особенно при рассказах о своих ощущениях, почти постоянное головокружение и ощущение, что тело не слушается её, и такое чувство, что она падает, особенно когда вокруг много людей, учащение сердцебиения и затруднение дыхания. В связи с этим пациентка почти никуда одна не выходит, только на работу. Вопросы: 1. Какая форма патологии ЦНС представлена в задаче? Укажите ее вид. 2. Что могло стать причиной развития такого расстройства ЦНС? 3. Укажите особенности расстройства ЦНС этого вида. 4. Для какого типа темперамента характерно развитие этого вида расстройства ЦНС? Укажите особенности высшей нервной деятельности характерные для этого темперамента.   Указана форма патологии, указаны ее особенности, указан вид темперамента и его особенности, названа причина этого состояния. ТК-РК, ПА

 

 

Раздел дисциплины (тема): Клиническое значение теории функциональных систем.

 

 

Вид оценочного средства: Тестовые задания:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
В каком году была впервые опубликована теория функциональных систем П.К, Анохина? 1. 1928 2. 1935 3. 1975 2 ТК
Ключевые положения теории функциональных систем: 1. универсальным системообразующим фактором является достижение полезного результата 2. универсальным системообразующим фактором является афферентный синтез и/или программа действий 3. истинные системы организма функциональны по главному критерию выделения из множества других систем, а также по механизму образования 4. истинные системы организма функциональны по главному критерию своего выделения из множества других систем, тогда как по механизму своего образования являются морфо-функциональными 5. функциональный принцип выборочной мобилизации структур всегда доминирует; термины «структурно-системная организация», «структурные уровни», «структурно-системные отношения» ошибочны по своей сути 6. функциональные системы имеют амбивалентное или, реже, патогенное значение для организма 1, 3, 5 ТК
Положения ТФС П.К. Анохина, обосновываемые концепцией системообразующего фактора: 1. все функциональные системы имеют строго адаптивное значение 2. функциональные системы могут иметь разное биологическое значение: адаптивное, патогенное или смешанное (амбивалентное) 3. вероятностное прогнозирование – ключевой момент поведенческой деятельности 4. невозможно образование системы до момента достижения ею адаптивного результата (отсутствует системообразующий фактор) 5. истинные системы организма всегда функциональны по своей сути (доминирует функциональный принцип выборочной мобилизации структур) 6. система может длительно функционировать даже после утраты своего адаптивного значения (системообразующего фактора) 1, 4, 5 РК
Значение для организма амбивалентной функциональной системы: 1. патогенное 2. адаптивное 3. смешанное   РК
Функциональная система, которая формируется под действием мутации: 1. генетически детерминированная система 2. условные рефлексы 3. сложные варианты целенаправленного поведения   ПА
В каких случаях патологическая доминанта является системообразующим фактором: 1. … 2. … 3. … Эпилепсия, патологический болевой синдром, паркинсонизм ПА

 

*указывается, при каком уровне контроля применяется оценочное средство (текущий контроль, в том числе рубежный контроль (ТК, ТК-РК), промежуточная аттестация (ПА), государственная итоговая аттестация (ГИА)

 

Вид оценочного средства: Ситуационные задачи:

 

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения*
Задача На занятиях для больных, страдающих бронхиальной астмой, врач объяснял пациентам сущности болезни, используя термины «типовой патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние». Вопросы:
  1. Дайте определение понятиям, которые использовал врач.
  2. Какие особенности характерны для типовых патологических процессов?
  3. Приведите по 3 примера данных понятий.
  4. Какую цель в современной медицине преследует использование данных понятий?
   
Даны определения понятий, приведены особенности патологических процессов, приведены примеры, указано значение этих понятий в медицине. ТК-РК, ПА

 

 


Оценочные средства разработаны кафедрой_______________________

_____________________________________________________________________________Разработчики:

 

_________________________________ ____________________ ____________________

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

_________________________________ ____________________ ____________________

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

_________________________________ ____________________ ____________________

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

_________________________________ ____________________ ____________________

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Приняты на заседании кафедры __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

«_____» ____________20___г., протокол № _____

 

Заведующий кафедрой ___________________ __________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

При разработке оценочных средств с участием других кафедр

Приняты на заседании кафедры __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

«_____» ____________20___г., протокол № _____

 

Заведующий кафедрой ___________________ __________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: