1) Риск поломки ходовых частей автомобиля на данном покрытии при скорости движения V определяют по формуле
, где hкр – критическая для скорости движения V высота (глубина) неровности, мм; hо - модульная высота неровности, мм; ткр - параметр распределения критических неровностей; то - параметр распределения фактических неровностей. | (4.1) |
2) Критическую высоту (глубина) неровностей, при которой возникают наибольшие динамические усилия в ходовых частях автомобиля, движущегося со скоростью V определяют по формуле
, где g – ускорение свободного падения, м/с2; Кж – коэффициент, учитывающий жесткость рессор, пневматиков и амортизаторов. Принимают Кж=0,9; lс.в . – средневзвешенная по полосе наката длина неровностей, м; V – скорость, при которой произошла поломка ходовых частей автомобиля км/ч. | (4.2) |
3) Модальную высоту неровностей определяют по формуле
, где hср - среднее значение высот неровностей, мм; – среднее квадратическое отклонение высот, мм. | (4.3) |
4) Параметр распределения фактических неровностей определяют по формуле
. | (4.4) |
5) Параметр распределения критических неровностей определяют по формуле
. | (4.5) |
Если скорость движения V не превышала допустимую по ПДД (V<Vдоп), то вычисленный по формуле (5.5) риск показывает вероятность поломки ходовых частей автомобиля по причине плохого состояния покрытия.
При V>Vдоп формула (5.5) дает значение риска, который характеризует дорожные условия.
В случае V<Vдоп неожиданная поломка узла или агрегата транспортного средства вызвана, как правило, внутренним скрытым дефектом металла. Вероятность, с которой произошла поломка ходовых частей автомобиля по причине дефекта металла может быть определена по формуле.
, где rд.м . – вероятность, приходящаяся на дефект металла в случившемся происшествии; rд.у – вероятность поломки ходовых частей автомобиля, приходящаяся на плохое состояние покрытия. | (4.6) |
Используя данные табл.5.1. и результаты расчета rд.у. и rд.м., можно сделать частное определение в адрес дорожно-эксплуатационной организации.
В табл.5.1 дана классификация риска по дорожным условиям и величины скорости, при которых определены граничные значения риска.
Таблица 4.1
Допустимая по ПДД скорость, км/ч | Риск по дорожным условиям (rд.у.) | |||
приемлемый | способствующий ДТП | провоцирующий ДТП | обуславлвающий ДТП | |
≤6∙10-3 | 7∙10-3÷3∙10-2 | 4∙10-2 – 0,27 | ≥0,28 | |
≤6∙10-3 | 7∙10-3÷3∙10-2 | 4∙10-2 – 0,27 | ≥0,28 | |
≤6∙10-3 | 7∙10-3÷3∙10-2 | 4∙10-2 – 0,27 | ≥0,28 |
6) Назначают три или более значений скорости движения одиночного автомобиля (например, ) для построения зависимости скорость движения - риск потери информации;
7) Строят зависимость скорость движения - риск потери информации (рис. 1.2);
8) По величине порогового риска, который устанавливают графически (см. рис. 1.2), определяют допустимую скорость движения , которую следует указать на знаках, ограничивающих максимальную скорость движения при разъезде на зауженной ширине покрытия.
Выводы
Пример оформления выводов по практической работе №4 представлен в практической работе №1.
Литература.
1. Бондарева Э.Д. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. Часть I [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бондарева Э.Д., Клековкина М.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 128 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/19334.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Бондарева Э.Д. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бондарева Э.Д., Клековкина М.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 94 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/18999.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Горшкова Н.Г. Изыскания и проектирование автомобильных дорог промышленного транспорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013.— 135 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/27281.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М.: ИЦ "Академия", 2009. - 272 с. - ISBN 978-5-7695-4662-4:(28 экз)
5. Столяров В.В. Проектирование автомобильных дорог с учетом теории риска. Части 1,2. – Саратов: СГТУ, 1994. – 184с.; - 232с.
6. Столяров В.В. Теория риска в проектировании плана дорог и организации движения: Учебное. Пособие. – Саратов: СГТУ, 1995. – 84с.
7. Строительство автомобильных дорог: дорожные покрытия: учебник / В. П. Подольский [и др.]; под ред. В. П. Подольского. - 2-е изд., испр. - М.: ИЦ "Академия", 2013. - 304 с. ISBN 978-5-7695-9901-9 (40 экз.).
8. Строительство автомобильных дорог: земляное полотно: учебник / В. П. Подольский, А. В. Глаголев, П. И. Поспелов; под ред. В. П. Подольского. - 2-е изд., испр. - М.: ИЦ "Академия", 2013. - 432 с. ISBN 978-5-7695-9783-1 (40 экз.).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Номинированная функция ЛАПЛАСА
сотые доли для U | ||||||||||||
U | ||||||||||||
.0 | .0000000 | .0039894 | .0079783 | .0119665 | .0159534 | .0199388 | .0239222 | .0279031 | .0318813 | .0358564 | ||
.1 | .0398278 | .0437953 | .0477584 | .0517167 | .0556699 | .0596176 | .0635594 | .0674949 | .0714236 | .0753454 | ||
.2 | .0792596 | .0831661 | .0870643 | .0909540 | .0948348 | .00987062 | .1025680 | .1064198 | .1102611 | .1140918 | ||
.3 | .1179113 | .1217194 | .1255157 | .1292999 | .1330716 | .1368305 | .1405763 | .1443086 | .1480271 | .1517316 | ||
.4 | .1554216 | .1590969 | .1627571 | .1664020 | .1700313 | .1736446 | .1772417 | .1808223 | .1843861 | .1879328 | ||
.5 | .1914623 | .1949741 | .1984680 | .2019438 | .2054013 | .2088401 | .2122601 | .2156609 | .2190425 | .2224044 | ||
.6 | .2257466 | .2290689 | .2323709 | .2356525 | .2389134 | .2421536 | .2453728 | .2485708 | .2517475 | .254026 | ||
.7 | .2580361 | .2611477 | .2642372 | .2673046 | .2703497 | .2733724 | .2763724 | .2793498 | .2823043 | .2852358 | ||
.8 | .2881443 | .2910296 | .2938916 | .2967303 | .2995455 | .3023371 | .3051051 | .3078495 | .3105700 | .3132667 | ||
.9 | .3159395 | .3185884 | .3212133 | .3238141 | .3263909 | .3289435 | .3314720 | .3339764 | .3364566 | .3389126 | ||
1.0 | .3413444 | .3437520 | .3461354 | .3484946 | .3508297 | .3531406 | .3554273 | .3576900 | .3599285 | .3621430 | ||
1.1 | .3643335 | .3665001 | .3686427 | .3707615 | .3728564 | .3749277 | .3769725 | .3789991 | .3809995 | .3829764 | ||
1.2 | .3849299 | .3868601 | .3887671 | .3906510 | .3925119 | .3943498 | .3961649 | .3979573 | .3997270 | .4014742 | ||
1.3 | .4031991 | .4049016 | .4065821 | .4082404 | .4098769 | .4114916 | .4130846 | .4146561 | .4162062 | .4177351 | ||
1.4 | .4192429 | .4207297 | .4221957 | .4236410 | .4250658 | .4264703 | .4278545 | .4292187 | .4305629 | .4318874 | ||
1.5 | .4331923 | .4344778 | .4357440 | .4369912 | .4382193 | .4394288 | .4406196 | .4417920 | .4429461 | .4440821 | ||
1.6 | .4452002 | .4463006 | .4473834 | .4484488 | .4494970 | .4505281 | .415423 | .4525398 | .4535209 | .4544857 | ||
1.7 | .4554341 | .4563666 | .4572833 | .4581844 | .4590700 | .4599403 | .4607956 | .4616359 | .4624615 | .4632725 | ||
1.8 | .4640692 | .4648516 | .4656200 | .4663745 | .4671154 | .4678427 | .4685567 | .4692576 | .4699454 | .4706205 | ||
1.9 | .4712829 | .4719329 | .4725705 | .4731961 | .4738096 | .4744114 | .4750016 | .4755803 | .4761477 | .4767040 | ||
2.0 | .4772493 | .4777893 | .4783078 | .4788212 | .4793243 | .4798172 | .4803002 | .4807733 | .4812367 | .4816906 | ||
2.1 | .4821350 | .4825703 | .4829964 | .4834137 | .4838221 | .4842218 | .4846131 | .4849960 | .4853707 | .4857373 | ||
2.2 | .4860960 | .4864469 | .4867901 | .4871257 | .484540 | .4877750 | .4880888 | .4883957 | .4886956 | .4889888 | ||
2.3 | .4892753 | .4895554 | .4898290 | .4900964 | .4903576 | .4906127 | .4908620 | .4911054 | .4913431 | .4915753 | ||
2.4 | .4918019 | .4920232 | .4922392 | .4924500 | .4926558 | .4928566 | .4930526 | .4932438 | .4934303 | .4936123 | ||
2.5 | .4937898 | .4939629 | .4941317 | .4942963 | .4944568 | .4946133 | .4947658 | .4949145 | .4950594 | .4952006 | ||
2.6 | .4953382 | .4954723 | .4956029 | .4957302 | .4958542 | .4959749 | .4960924 | .4962069 | .4963183 | .4964269 | ||
2.7 | .4965325 | .4966353 | .4967354 | .4968327 | .4969275 | .4970197 | .4971094 | .4971966 | .4972815 | .4973641 | ||
2.8 | .4974443 | .4975224 | .4975983 | .4976721 | .4977438 | .4978135 | .4978812 | .4979471 | .4980111 | .4980732 | ||
2.9 | .4981336 | .4981923 | .4982493 | .4983046 | .4983584 | .4984106 | .4984613 | .4985105 | .4985582 | .4986046 | ||
3.0 | .4986496 | .4986932 | .4987356 | .4987767 | .4988166 | .4988552 | .4988927 | .4989291 | .4989644 | .4989986 | ||
3.1 | .4990318 | .4990640 | .4990952 | .4991254 | .4991547 | .4991831 | .4992106 | .4992372 | .4992881 | |||
3.2 | .4993123 | .4993357 | .4993585 | .4993805 | .4994018 | .4994224 | .4994424 | .4994617 | .4994804 | .4994985 | ||
3.3 | .4995160 | .4995329 | .4995493 | .4995652 | .4995805 | .4995954 | .4996097 | .4996236 | .4996370 | .4996500 | ||
3.4 | .4996625 | .4996746 | .4996863 | .4996976 | .4997086 | .4997191 | .4997293 | .4997392 | .4997487 | .4997579 | ||
3.5 | .4997668 | .4997754 | .4997837 | .4997917 | .4997994 | .4998068 | .4998140 | .4998209 | .4998276 | .4998341 | ||
3.6 | .4998403 | .4998463 | .4998521 | .4998577 | .4998631 | .4998683 | .4998782 | .4998782 | .4998828 | .4998873 | ||
3.7 | .4998916 | .4998958 | .4998998 | .4999037 | .4999074 | .4999110 | .4999145 | .4999178 | .4999210 | .4999241 | ||
3.8 | .4999271 | .4999300 | .4999327 | .4999354 | .4999379 | .4999404 | .4999427 | .4999450 | .4999472 | .4999493 | ||
3.9 | .4999513 | .4999533 | .4999552 | .4999570 | .4999587 | .4999604 | .4999620 | .4999635 | .4999650 | .4999664 | ||
4.0 | .4999678 | .4999691 | .4999703 | .4999716 | .4999727 | .4999738 | .4999749 | .4999759 | .4999769 | .4999779 | ||
4.1 | .4999788 | .4999797 | .4999805 | .4999813 | .4999821 | .4999828 | .4999835 | .4999842 | .4999849 | .4999855 | ||
4.2 | .4999861 | .4999867 | .4999872 | .4999878 | .4999883 | .4999888 | .4999892 | .4999897 | .4999901 | .4999905 | ||
4.3 | .4999909 | .4999913 | .4999916 | .4999920 | .4999923 | .4999926 | .4999929 | .4999932 | .4999935 | .4999938 | ||
4.4 | .4999940 | .4999943 | .4999945 | .4999947 | .4999950 | .4999952 | .4999953 | .4999955 | .4999957 | .4999959 | ||
4.5 | .4999960 | .4999962 | .4999963 | .4999965 | .4999966 | .4999967 | .4999969 | .4999970 | .4999971 | .4999972 | ||
4.6 | .4999973 | .4999974 | .4999975 | .4999976 | .4999977 | .4999978 | .4999978 | .4999979 | .4999980 | .4999981 | ||
4.7 | .4999981 | .4999982 | .4999983 | .4999983 | .4999984 | .4999984 | .4999985 | .4999985 | .4999986 | .4999986 | ||
4.8 | .4999987 | .4999987 | .4999987 | .4999998 | .4999988 | .4999988 | .4999989 | .4999989 | .4999989 | .4999989 | ||
4.9 | .4999990 | .4999990 | .4999990 | .4999990 | .4999991 | .4999991 | .4999991 | .4999991 | .4999991 | .4999992 | ||
5.0 | .4999992 | .4999992 | .4999992 | .4999992 | .4999992 | .4999992 | .4999992 | .4999993 | .4999993 | .4999993 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Расчетные значения коэффициентов уравнения
, по проф. А.П.Васильеву
Тип покрытия | Значение коэффициентов φ20 и β1с учетом состояния покрытия | |||||||||||
эталонное (сухое) | мокрое, чистое | мокрое, грязное | рыхлый снег на покрытии | уплотненный снег | гололед | |||||||
φ20 | β1 | φ20 | β1 | φ20 | β1 | φ20 | β1 | φ20 | β1 | φ20 | β1 | |
Асфальтобетонное | 0,80 - 0,85 | 0,002 | 0,65 - 0,70 | 0,0035 | 0,40 - 0,45 | 0,0025 | 0,15 - 0,35 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,08 - 0,15 | 0,002 |
Асфальтобетонное с шероховатой обработкой | 0,80 - 0,85 | 0,0035 | 0,60 - 0,65 | 0,0035 | 0,45 - 0,55 | 0,0035 | 0,15 - 0,35 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,10 - 0,20 | 0,002 |
Горячий асфальтобетон без шероховатой обработки | 0,80 - 0,85 | 0,002 | 0,50 - 0,60 | 0,0035 | 0,35 - 0,40 | 0,0025 | 0,15 - 0,35 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,08 - 0,15 | 0,002 |
Холодный асфальтобетон | 0,60 - 0,70 | 0,005 | 0,40 - 0,50 | 0,004 | 0,30 - 0,35 | 0,0025 | 0,12 - 0,30 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,08 - 0,15 | 0,002 |
Чернощебеночное (гравийное) с шероховатой обработкой | 0,60 - 0,70 | 0,004 | 0,50 - 0,60 | 0,004 | 0,30 - 0,35 | 0,0025 | 0,15 - 0,35 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,10 - 0,20 | 0,002 |
То же, без обработки | 0,50 - 0,60 | 0,004 | 0,55 - 0,60 | 0,0045 | 0,25 - 0,30 | 0,003 | 0,15 - 0,35 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,08 - 0,15 | 0,002 |
Щебеночное (гравийное) | 0,60 - 0,70 | 0,004 | 0,55 - 0,60 | 0,0045 | 0,25 - 0,30 | 0,003 | 0,15 - 0,35 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,10 - 0,15 | 0,002 |
Грунтовое улучшенное | 0,4 - 0,50 | 0,005 | 0,25 - 0,40 | 0,005 | 0,20 | 0,003 | 0,12 - 0,30 | 0,001 - 0,004 | 0,20 - 0,50 | 0,0025 | 0,08 - 0,18 | 0,002 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Расчетные значения коэффициента f20 уравнения
, по проф. А.П. Васильеву Кf=0.00025
Тип покрытия | f20 при различных состояниях покрытия | ||||||||
эталонное (сухое) | влажное, чистое | мокрое, загрязненное | на покрытии ровный слой плотного снега | гололед | рыхлый снег толщенной, мм | ||||
до 10 | 10-20 | 20-40 | 40-60 | ||||||
Цементо – и асфальтобетонное | 0,01-0,02 | 0,02-0,03 | 0,03-0,035 | 0,04-0,010 | 0,015-0,03 | 0,03-0,04 | 0,04-0,09 | 0,08-0,12 | 0,09-0,15 |
То же, с поверхностной обработкой | 0,02 | 0,02-0,03 | 0,03-0,035 | 0,04-0,10 | 0,02-0,04 | 0,03-0,04 | 0,04-0,09 | 0,08-0,12 | 0,09-0,15 |
Холодный асфальтобетон, черное щебеночное (гравийное) | 0,02-0,0025 | 0,25-0,035 | 0,03-0,045 | 0,04-0,10 | 0,02-0,04 | 0,03-0,05 | 0,04-0,09 | 0,08-0,12 | 0,09-0,15 |
Гравийное (щебеночное) | 0,035 | 0,035-0,05 | 0,04-0,06 | 0,04-0,10 | 0,03-0,04 | 0,04-0,06 | 0,04-0,10 | 0,08-0,12 | 0,09-0,15 |
Грунтовая дорога | 0,03 | 0,04-0,05 | 0,05-0,15 | 0,04-0,10 | 0,03-0,05 | 0,06-0,08 | 0,06-0,12 | 0,08-0,12 | 0,09-0,15 |
Исходные данные для практической работы №1:
– средняя величина радиуса (Rср) кривой в плане и среднее квадратическое отклонение радиуса (δR);
– скорость движения автомобиля (V) на кривой в плане;
– величина максимального продольного уклона (im) на кривой в плане;
– тип и состояние покрытия;
– уклон виража (iв);
– тип автомобиля и его основные характеристики (масса, лобовая площадь, коэффициент обтекаемости, коэффициент сцепного веса и др.).
№№ | ||||||
средняя величина радиуса Rср | среднее квадратическое отклонение радиуса δR | скорость движения V | продольного уклона im | тип и состояние покрытия | тип автомобиля | |
А.б. сух. | волга | |||||
А.б. мокр. | волга | |||||
А.б. мокр. гр | волга | |||||
А.б. снег. | волга | |||||
А.б. гол. | волга | |||||
А.б. снеж. нак | волга | |||||
А.б. мокр. | волга | |||||
А.б. мокр. гр | волга | |||||
А.б. снег. | волга | |||||
А.б. гол. | волга | |||||
А.б. мокр. | волга | |||||
А.б. сух. | волга | |||||
А.б. мокр. гр | волга | |||||
А.б. мокр. | волга |
Повышение качества строительства автомобильных дорог
Методические указания
для выполнения практических работ
по дисциплине
« Б.1.3.5.1 Повышение качества строительства автомобильных дорог »
направления подготовки
08.03.01 «Строительство»
Профиль «Автомобильные дороги и аэродромы»
Квалификация: Бакалавр
Заочная форма
Составила: ЩЕГОЛЕВА Наталья Вячеславовна
Рецензент Э.Ю.Шмагина
Корректор Е.В. Григоренко
Подписано в печать Формат 60х84 1/16
Бум.тип. Усл.печ.л. 1,62 (1,75) Уч.-изд.л.1,6
Тираж экз. Заказ Бесплатно
Саратовский государственный технический университет
410054 г. Саратов, Политехническая ул., 77
Отпечатано в РИЦ СГТУ. 410054 г. Саратов, Политехническая ул., 77