V. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКА ЕЕ К ЗАЩИТЕ




I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с требованиями Государственного об­разовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 030501.65 Юриспруден­ция, утвержденного Министерством образования РФ от 14 марта 2000 года каждый выпускник по завершении профессиональной образовательной программы выполня­ет выпускную квалификационную работу (дипломную работу). Она является самостоятельным научным иссле­дованием, позволяющим студенту реализовать свои зна­ния и профессиональную подготовку, полученные в про­цессе его обучения в СФ МГЭИ.

Студенты, обучающиеся по специальности 030501.65 Юриспруденция, по окончании обучения получают го­сударственно-правовую специализацию.

Главное назначение дипломной работы - это научная деятельность студента по одной из проблем юриспруден­ции, что позволит молодому специа­листу комплексно реализовать все знания, полученные им по различным учебным гуманитарным, естественно­научным, специальным и правовым дисциплинам, а также опыт практической деятельности, приобретенный в ходе учебной и производственной юридических практик.

Целями дипломной работы являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоре­тических и практических навыков, знаний и умений студентов;

- совершенствование навыков самостоятельной рабо­ты студентов, овладение методикой исследований, ана­лизом обработки информации, математического модели­рования и постановки эксперимента при решении иссле­дуемой проблемы;

- демонстрация Государственной аттестационной ко­миссии уровня квалификации и подготовленности сту­дента к самостоятельному решению задач, стоящих пе­ред выпускником, использованию новых научных мето­дов, современных технических средств и технологий.

Исследуемая студентом в дипломной работе проблема может представлять собой либо разработку и обоснова­ние одного из путей (направлений) функциональной деятельности, либо теоретическое обоснование, уточне­ние (углубление) понимания сущности и содержания од­ного из актуальных явлений юриспруденции.

Выбор темы дипломной работы осуществляется в на­чале пятого курса (для очной формы обучения), а защи­та ее - в конце пятого, в процессе итоговой государст­венной аттестации.

Ответственность за качество дипломной работы, дос­товерность изложенного материала, корректность моде­лирования и проведенных экспериментальных исследо­ваний, точность выполненных расчетов, а также сделан­ных выводов и рекомендаций несет автор.

 

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Требования ГОС-2000 по специальности 030501.65 Юриспруденция к выпускной квалификационной рабо­те:

п. 7.2.2. Требования к выпускной квалификацион­ной работе юриста.

Выпускная квалификационная работа юриста пред­ставляет собой теоретическое или экспериментальное ис­следование одной из актуальных тем в области Юрис­пруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная работа юриста пока­зывает уровень усвоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обос­нованные предложения и рекомендации по совершенст­вованию правового регулирования общественных отно­шений в изучаемой области.

Выпускная квалификационная работа юриста долж­на:

• носить творческий характер с использованием ак­туальных статистических данных и действующих нор­мативных правовых актов;

• отвечать требованиям логичного и четкого изло­жения материала, доказательности и достоверности фак­тов;

• отражать умения студента пользоваться рацио­нальными приемами поиска, отбора, обработки и систе­матизации информации, способности работать с норма­тивными правовыми актами;

• быть правильно оформлена (четкая структура, за­вершенность, правильное оформление библиографиче­ских ссылок, списка литературы и нормативных актов, актуальность исполнения).

Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт и других материалов, иллюстри­рующих содержание работы.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы 2-2,5 п.л. (50-60 страниц машинописного тек­ста).

 

 

III. ВЫБОР ТЕМЫИ РАЗРАБОТКА ПЛАНА ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Тема дипломной работы может иметь историческую, теоретическую, практико-ориентированную (приклад­ную) либо сравнительную (в области различных отрас­лей права и смежных учебных дисциплин) направлен­ность.

Подготовка к научной деятельности студента начи­нается с первого курса. Определяясь в выборе темы кур­совой работы (на первом курсе - это по теории государ­ства и права для юристов), важно, чтобы студент видел перспекти­ву будущей своей научной деятельности. Курсовые рабо­ты для юристов по теории государства и права, а на вто­ром курсе по конституционному праву могут стать нача­лом будущей дипломной работы. Они позволяют вы­явить юридическое содержание проблемы. Затем на третьем курсе разрабатывается теоретико-правовой ас­пект проблемы в ходе подготовки курсовых работ по гражданскому праву и уголовному праву.

На четвертом курсе при изучении предметов специа­лизации разрабатывается прикладной аспект. На чет­вертом и пятом курсах систематизируется весь мате­риал, уточняется, проводится экспериментальная про­верка отдельных аспектов проблемы. Чаще всего такой подход характерен для разработки теоретических, осо­бенно прикладных проблем, а также отдельных тем сравнительного права. Изложенный подход позволяет студенту постепенно, в течение пяти лет обучения в институте, изучать определенную проблему и в завершении подготовить дипломную работу.

Работа студента по выбору темы. Для того, чтобы первоначально сориентировать на выбор темы студента, выпускающие кафедры предлагают тематику дипломных работ (издается отдельно). Она не является исчерпы­вающей и не препятствует студенту в выборе темы, от­личной от предложенных. В любом случае тема диплом­ной работы определяется либо самим студентом, либо рекомендацией преподавателя, либо совместными уси­лиями студента и преподавателя. Как правило, это ре­зультат научного и практического интереса студента, складывающегося в процессе его обучения в институте. Правильный выбор темы дипломной работы определяет отношение и заинтересованность студента к исследова­нию выбранной проблемы.

Варианты, выбора темы дипломной работы сту­дентом:

а) студент выбирает тему из списка рекомендуемых выпускающей кафедрой факультета. Затем он пишет заявление (Приложение 1) на имя заведующего кафед­рой с просьбой закрепить за ним выбранную тему;

б) студент работал ранее с преподавателем в процессе подготовки и защиты курсовой работы либо по одной из проблем в период практики и обращается к нему с просьбой продолжить совместную деятельность по теме дипломной работы. Преподаватель, согласившись быть научным руководителем студента, анализирует название предложенной им темы и при необходимости помогает
ее уточнить. Затем студент пишет заявление на имя за­ведующего соответствующей выпускающей кафедрой об утверждении темы и научного руководителя;

в) студент определяет для себя направление, по ко­торому он хотел бы разрабатывать тему дипломной рабо­ты, и самостоятельно обращается к преподавателю, на­учные интересы которого связаны с выбранной пробле­матикой, с просьбой о научном руководстве. В этом слу­чае при согласии в научном руководстве преподаватель помогает студенту сформулировать тему дипломной ра­боты. Далее студент пишет заявление на имя заведую­щего выпускающей кафедрой, как и в пункте «б»);

г) студент определяет для себя направление, по ко­торому он хотел бы разрабатывать тему дипломной рабо­ты, но не знает к кому обратиться с просьбой быть его научным руководителем. В этом случае он обращается кзаведующему кафедрой, на которой эта проблема рас­сматривается, с просьбой или заявлением о том, что он хотел бы разрабатывать дипломную работу по выбран­ному им направлению. Кафедра принимает решение о том, кому поручить научное руководство работой сту­дента по данной проблеме. Преподаватель, которому по­ручено научное руководство, вместе со студентом опре­деляет тему дипломной работы. Далее студент действует в порядке, указанном в пункте «а»).

Темы дипломных работ, выбранные студентами, на­учные руководители, а в отдельных случаях и консуль­танты объявляются приказом директора СФ МГЭИ.

План-график (индивидуальный график) подготовки и защиты дипломной работы (Приложение 3) - это сво­его рода сетевой график, план деятельности студента-дипломника. Такой план включает распределение по времени выполнения дипломником наиболее важных этапов разработки дипломной работы. В нем отражаются такие этапы, как:

• выбор темы дипломной работы и ее согласование с научным руководителем;

• разработка рабочего плана - обоснование концеп­ции дипломной работы (своего видения особенностей ее разработки);

• разработка плана-проспекта (развернутого плана) дипломной работы;

• подготовка списка литературы;

• изучение литературы и отбор фактического мате­риала;

• подготовка, написание и представление научному руководителю первой главы (в целом) или по парагра­фам;

• выбор наиболее целесообразных для данной темы методов исследований (разработка программы и инстру­ментария);

• подготовка, написание и представление научному руководителю второй главы (в целом) или по парагра­фам;

• представление научному руководителю варианта дипломной работы в целом;

• доработка, устранение недостатков, замечаний, высказанных научным руководителем, завершение оформления дипломной работы;

• представление законченной дипломной работы на­учному руководителю на заключение (отзыв) для реше­ния вопроса о допуске ее к защите;

• представление дипломной работы с отзывом науч­ного руководителя на выпускающую кафедру;

• предзащита дипломной работы на заседании вы­пускающей кафедры, на заседании научного кружка или в учебной группе (решение принимается кафедрой);

• защита дипломной работы на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Индивидуальный график подготовки и защиты ди­пломной работы студентом - документ, регламентирую­щий основные этапы разработки дипломной работы и представления ее на защиту. Он позволяет научному ру­ководителю, деканату и выпускающей кафедре отслежи­вать своевременность хода выполнения задания студен­том и качество выполнения им основных этапов разра­ботки дипломной работы. В соответствии с индивиду­альным графиком осуществляется взаимодействие сту­дента со своим научным руководителем.

Рабочий план - это своего рода первичное видение автором варианта (вариантов) разработки дипломной ра­боты. Его можно назвать концепцией (замыслом, виде­нием) студента-дипломника разработки поставленной проблемы. Он представляет собой реферативное раз­мышление автора над проблемой и предназначен для наиболее полного осмысления им замысла предстоящего исследования. Рабочий план позволяет студенту осоз­нанно представить свою позицию научному руководите­лю, чтобы вместе с ним выйти на вариант последующей работы над темой дипломного задания. В нем находят отражение:

• актуальность выбранной темы;

• исследуемая проблема;

• объект и предмет дипломной работы;

• цель (чего хочет добиться студент-дипломник по результатам разработки проблемы);

• гипотеза исследования (если есть в ней необходи­мость);

• основные задачи;

• способы решения задач;

• элементы новизны (что нового может получить студент-дипломник);

• практическое назначение планируемой разработки (зачем это надо для теории и практики, практических работников ит.д.).

На основе рабочего плана разрабатывается план ди­пломной работы - будущее ее оглавление.

Структура плана дипломной работы, как правило, может состоять из двух-трех глав. Каждая глава вклю­чает два-три, иногда четыре параграфа. Первая глава обычно носит теоретический характер, а вторая - при­кладной (за исключением работ по истории теории пра­ва). Иногда исследуемая проблема делится на относи­тельно самостоятельные подпроблемы, которые опреде­ляют соответствующие им главы дипломной работы. В этом случае дипломная работа состоит из трех глав, но не более.

По содержанию дипломная работа строится в опре­деленной последовательности: сначала в первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, затем обосновывается теоретическая позиция автора и подхо­ды к ее решению, во второй главе рассматриваются воз­можные способы ее решения. Однако структура диплом­ной работы может быть и другой. Автор вправе само­стоятельно или вместе с научным руководителем, а при необходимости с научным консультантом, определить вариант структуры дипломной работы, которая может иметь следующую последовательность:

1. Дипломные работы исторического типа состоят из глав, отражающих:

• разделы теории и практики, в зависимости от оп­ределенных периодов времени;

• своеобразие исторических периодов и их правовых потребностей;

• юридико-правовую деятельность известных авто­ров и др.

2. Дипломные работы теоретического типа содер­жат главы, отражающие:

а) исследование понимания сущности, содержания и структуры конкретного явления, особенностей его про­явления; факторов, влияющих на него:

• условия оптимального развития, возможности управления процессом развития этого явления;

• государственно-правовые принципы, формы и ме­тоды укрепления государственности и правопорядка; другие проблемы;

б) этапы исследования, позволяющие логически реа­лизовать целевую установку дипломной работы.

3. Дипломные работы прикладного типа могут
включать главы, отражающие:

• теоретическое обоснование юридического или дру­гого явлений и позицию автора по отношению к ним;

• концептуальную позицию автора в прикладном разрешении исследуемой проблемы и ее обоснование.

План дипломной работы - это будущее оглавление дипломной работы, включающее в себя:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

1.1. Название параграфа

1. 2. Название параграфа

Глава П. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

2.1. Название параграфа

2.2. Название параграфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы - это определение важности исследуемой проблемы, включающее в себя:

• аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприме­нительной деятельности;

• раскрытие степени изученности проблемы и отра­жение ее в специальной литературе;

• обоснование темы и раскрытие потребности в спе­циальном исследовании и т.д.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, т.е. дается краткий обзор литературы по теме. При этом следует учитывать, что чаще всего дипломная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор литературы должен делаться только по этой теме, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществ­ляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предше­ствующими исследователями, что еще недостаточно рас­крыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если студент-дипломник не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести.

В процессе анализа состояния исследованности темы автор дипломной работы приходит к формулированию основного противоречия в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласо­ванности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противо­речия позволяет определить научную проблему диплом­ной работы.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выража­ется в виде вопроса, например: в чем сущность, содер­жание и условия оптимального развития какого-либо правового явления; каковы пути, обеспечивающие наи­более полное решение определенной правоприменитель­ной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности должностного лица в ре­шении частной юридической задачи?

Сформулировав научную проблему, следует опреде­лить объект и предмет дипломной работы. Они позволя­ют выделить границы предстоящего исследования.

Объект д ипломной работы - это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет де­ло. Объект представляет собой процесс или явление, по­рождающие проблемную ситуацию, которая будет иссле­доваться. Он может находиться в области гражданского права, административного или таможенного права, фи­нансового или уголовного права, либо в любой иной правовой сфере, связанной с профессиональной деятель­ностью юриста или таможенника.

Предмет дипломной работы - это та сторона, тот ас­пект, та точка зрения, «проекция», с которой исследова­тель познает целостный объект, выделяя при этом глав­ные, наиболее существенные (с точки зрения исследова­теля) признаки объекта. Предмет определяет то, что на­ходится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект мо­жет быть предметом разных исследований или даже це­лых научных направлений. Предмет дипломной работы либо совпадает с его темой (чаще всего), либо они очень близки по звучанию.

Цель дипломной работы - это то, чего хочет достичь студент-дипломник своей исследовательской деятельно­стью. Цель характеризует основной замысел студента при ее разработке.

Основные задачи. На основе цели определяются зада­чи, которые требуется решить (и подтвердить выдвину­тое предположение) в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления (изу­чить..., описать..., уточнить и дополнить понимание..., выявить..., систематизировать..., разработать... и т.д.). Иногда задачи формулируются как относительно само­стоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач определяют содержание ди­пломной работы. Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их ко­личество колеблется от двух до четырех, в редких слу­чаях достигает пяти. В первом случае каждая задача оп­ределяется названием главы, во втором - параграфом дипломной работы. Какой вариант предпочтителен, оп­ределяется темой и советом научного руководителя.

Способы решения основных задач. Они предполага­ют определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской рабо­ты, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики и пр. Другими слова­ми, автор показывает ту практическую сферу, где пре­имущественно проводилось исследование, и тот инстру­ментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели дипломной работы. Здесь же дается характеристика источников получения информации.

Элементы новизны. В этом подразделе введения от­мечается, что нового по сравнению с известным в теории и на практике удалось достичь автору в процессе его ис­следовательской деятельности. Учитывая, что речь идет о дипломной работе, требования к новизне невысокие по сравнению с диссертационной работой. Неслучайно этот подраздел называется - элементы новизны. При его рас­крытии используются следующие формулировки: в ди­пломной работе (в процессе исследования) уточнено..., дополнено..., выявлено влияние (проявление)..., описа­но... и т.д.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе ис­следования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь демонстрируется, кому и для чего нужно то, что сделано студентом-дипломником.

Положения, выносимые на защиту, - это основные результаты, полученные автором в процессе исследова­ния, и которые он готов отстаивать. К ним, как прави­ло, относятся теоретические положения, обобщающие сведения, выводы, практические рекомендации.

Формулируются положения, выносимые на защиту, в виде пронумерованных тезисов. Каждый тезис вклю­чает выводное положение и его краткое, обобщающее содержание. В дипломной работе может быть три-четыре таких положения. Однако они не должны дублировать выводы дипломной работы, что выполнить не так про­сто. В этой связи предлагается формулировать положе­ния, выносимые на защиту, в виде определенных конст­рукций:

• требования (система требований к чему-либо);

• правовые условия чего-либо;

• модель; схема; методы (методические приемы, со­вокупность методических приемов) чего- либо;

• механизм чего- либо;

• процедуры осуществления чего-либо;

• критерии (совокупность критериев) эффективности чего-либо и т.д.

Такой вариант формирования данного подраздела по­зволит автору более полно раскрыть все, что удалось сделать в дипломной работе.

4.2. Основное содержание

 

Дипломная работа - это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются опре­деленные требования, которые студент-дипломник дол­жен выполнить.

Каждый параграф имеет:

1) вводную часть - несколько предложений, вводя­щих в замысел параграфа;

2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;

3) вывод - обобщающая мысль изложенного мате­риала и переход к следующему параграфу.

Язык и стиль. При подготовке дипломной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт на­ходит отражение, прежде всего в том, что стиль изложе­ния должен носить характер доказательности, убеди­тельности, являться следствием проведенного исследова­ния. Важнейшие средства выражения логических связей - специальные функционально-логические средства свя­зи, указывающие на:

последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;

противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.:

причинно-следственные отношения - следователь­но, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследст­вие этого, кроме того, к тому же и др.;

переход от одной мысли к другой — прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть;

итог, вывод - итак, таким образом, значит, в за­ключение отметим, все сказанное позволяет сделать вы­вод, подводя итог, следует сказать.

Неписаным правилом является, когда студент-дип­ломник выступает во множественном числе «мы» - я и научный руководитель.

Цитирование и заимствования. Автор дипломной ра­боты для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная дипломная работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по со­временным правилам, если написание слов и расстанов­ка знаков препинания не являются индивидуальной осо­бенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например, т[ак], с[казать];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при усло­вии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосоче­таний для подчинения их синтаксическому стилю фра­зы, куда они включены.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впе­чатление компилятивности, а недостаточное цитирова­ние снижает научную ценность работы.

Текст цитаты заключается в кавычки, и делается ссылка на источник с указанием страницы. Вариантами ссылок могут быть следующие:

а) постраничные с нумерацией - 1, 2 и т.д. на каж­дой странице;

б) сплошная нумерация с постраничными ссыл­ками;

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку сле­дует начинать словами «Цит. по», либо «Цит. по кн.», или «Цит. по ст.».

В случаях, когда в тексте дипломной работы излага­ется содержание авторской мысли своими словами, то в ссылке добавляются начальные слова «См.», «См. об этом».При постраничном цитировании следует придержи­ваться следующего:

• первая ссылка на источник предусматривает пол­ное включение всей ее библиографической информации с указанием страниц (например, Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1997. - С. 65);

• если публикация неоднократно цитируется на од­ной странице, то в последующих ссылках пишется - «Там же» и указывается страница.

4.3. Заключение, список литературы, приложения

 

Заключение представляет собой результат научного творчества студента, краткий итог дипломной работы.

Учитывая, что содержание дипломной работы стро­ится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать его в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение ре­шения основных задач дипломной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические реко­мендации (для прикладных тем), получившие обоснова­ние в дипломной работе.

Результаты излагаются как в позитивном (что уда­лось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном плане (чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсут­ствием необходимой базы и пр.).

Каждый смысловой раздел заключения, как прави­ло, нумеруется, что придает определенную стройность изложения.

Объем заключения - 2-3 страницы.

Список литературы завершает дипломную работу. Он отражает ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки дипломной работы. Оформляется (составляется) список литературы в соот­ветствии с требованиями ГОСТ 7.1 - 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издатель­скому делу. Библиографическая запись. Библиографиче­ское описание. Общие требования и правила составле­ния: ГОСТ 7.1 - 2003.

Все источники располагаются в алфавитном порядке, а при необходимости - в хронологическом, либо по те­матическому принципу. В дипломных работах по юрис­пруденции, также как и по таможенному делу выделяют следующие рубрики:

1. Нормативные акты - излагаются по юридиче­ской силе акта (Конституция Российской Федера­ции, Кодексы, Федеральные законы, Законы, Ука­зы, постановления, инструкции, письма и т.д.).

2. Комментарии к нормативным актам.

3. Исторические источники.

4. Научная и учебная литература (монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия - за последние 5 лет, энциклопедии, справочни­ки).

5. Периодическая печать - журналы, реферативные сборники, газетные публикации.

6. Материалы интернета.

Примечание. Изложение материалов в рубриках 2-6 - по алфавиту в пределах вида рубрики (например, в рубрике 4 сначала идут все монографии, изложенные по алфавиту, затем учебники - тоже по алфавиту и т.д.).

Ниже приведены примеры библиографического опи­сания.

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Рос­сийская газета. Российская газета от 21.01.2009. № 7.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05 августа 2000 года № 117 -ФЗ (в редакции ФЗ от 22 де­кабря 2008 года № 272-ФЗ) // Собрание законодательст­ва Российской Федерации, 2000, № 32.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 года № 164-ФЗ (в редакции ФЗ от 02 фев­раля 2006 года) «Об основах государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности» // Российская га­зета от 18 декабря 2003 года, № 254.

4. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации» (в редакции ФЗ от 25 апреля 2002 года № 41-ФЗ) // Российская газета от 12 января 1993 года, № 6.

5. Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Российская газета от 12 мая 2006 года, № 87.

6. Постановление Правительства Российской Феде­рации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редак­ции ФЗ от 25 апреля 2002 года № 41-ФЗ) // Россий­ская газета от 12 января 1993 года, № 6.

Комментарии к нормативным актам:

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М.: Издательство «Юристъ», 2003. - 128 с.

Исторические источники:

История русской адвокатуры (1864-1917 гг.) М.: Со­веты присяжных поверенных, 1914-1916. Т. 1-3.

Архив Международно-договорного департамента. Де­ло № 12. Том 1. Листы 167-168.

Научная и учебная литература:

Белов И. Н. Религиозная политика Золотой Орды: дис.... канд.ист.наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. -2008. — 238 с. {Указывается организация, в которой защищена диссертация).

Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / под ред. Н.Г. Кадникова. - М.: 2006. -912 с.

Периодическая печать:

Путин В.В. О реформировании судебной системы // Российская юстиция. - 2001. - № 9.

Материалы интернета:

Орлов А. Право аренды земельных участков // Ин­формационный портал «Загородный дом», http: // www. zdom.ru

Приложения. Приложения - это материалы при­кладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы ди­пломной работы. К ним относятся:

• различные положения, инструкции, копии доку­ментов;

• схемы, графики, диаграммы, таблицы;

• бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

• иллюстративный материал, в том числе и приме­ры, на которые имеется ссылка в тексте, и пр.

Все приложения нумеруются (без знака №) и долж­ны иметь тематические заголовки. В тексте дипломной работы обязательна ссылка на каждое приложение.

 

 

V. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫИ ПОДГОТОВКА ЕЕ К ЗАЩИТЕ

Дипломная работа должна иметь не только высокую научную культуру, но и высокую культуру оформления.

Рекомендации по оформлению дипломной работы:

В начало работы подшиваются шесть файловых па­пок с разрезом для установки листов сверху.

Порядок следования листов в сброшюрованной ди­пломной работе следующий:

1. Заполненное научным руководителем дипломное задание (Приложение 2) - не нумеруется и в общее чис­ло страниц не включается, помещается в первую файло­вую папку.

2. План-график (индивидуальный график) подготов­ки и защиты дипломной работы (Приложение 3) - не нумеруется и в общее число страниц не включается, по­мещается во вторую файловую папку.

3. Отзыв научного руководителя (Приложения 7, 8) не нумеруется и в общее число страниц не включается, помещается в третью файловую папку.

4. Рецензия (Приложения 9, 10) - не нумеруется и в общее число страниц не включается, помещается в четвертую файловую папку.

5. Отзыв о прохождении преддипломной практики - не нумеруется и в общее число страниц не включается, помещается в пятую файловую папку.

6. Титульный лист (Приложение 4) - не нумеруется и в общее число страниц не включается, помещается в шестую файловую папку.

7. Оглавление (Приложение 5) - не нумеруется.

8. Текст работы (сквозная нумерация страниц, на­чиная со стр. 3).

- введение;

- главы 1,2,3;

- заключение;

- список литературы;

- приложения

9. Последняя страница дипломной работы (Прило­жение 6).

При оформлении титульного листа следует об­ратить внимание на следующие особенности:

• в правом нижнем углу оформляется место для ре­комендации кафедры о допуске дипломной работы к за­щите. Оно является основанием того, что работа выпол­нена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней и по содержанию, и по оформлению;

• по центру после «Выпускная квалификационная работа» следует название темы, само слово «тема» не пишут;

• в сведениях о студенте-дипломнике указывается его фамилия и инициалы;

• в сведениях о научном руководителе указываются его ученая степень, ученое звание, фамилия и инициа­лы;

• внизу пишется «Москва» без «г.» и год напи­сания дипломной работы без «г.» (например, Москва 2011).

Оглавление. При оформлении оглавления:

• названия глав и параграфов приводятся в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте ди­пломной работы;

• заголовки глав и параграфов печатаются строч­ными буквами;

• после каждого заголовка (введение, название гла­вы, параграф, список литературы, приложения) указы­вается страница, с которой начинается изложение со­держания этого текста в дипломной работе без слова «стр.».

Сноски. Нумерация сносок сквозная, шрифт 10.

При использовании впервые в тексте какой-либо на­учной работы (монографии, статьи и др.) в сноске ука­зываются фамилия и инициалы автора, название, место издания, год, страница. При указании места издания населенный пункт указывается полностью, за исключе­нием названий Москва (употребляется сокращение М.) и Санкт-Петербург (употребляется сокращение СПб.)

Например: Г.Ф. Шершеневич относил право залога к вещным правам. При этом под залоговым правом он понимал «право на чужую вещь, принадлежащее вери­телю в обозначение его прав требования по обязатель­ству и состоящее в возможности исключительного удовлетворения из ценности вещи»1.

1Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: СПАРК, 1995. - С. 240.

При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно написать: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч., с. 253.

При использовании статьи в сноске указывается фамилия и инициалы автора, название журнала, год, номер, страница, на которой находится соответствую­щий текст.

Например:

2Романов О. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с недвижимым имуществом: не­которые вопросы правоприменения // Хозяйство и пра­во. - 1998. - № 8. - С. 48.

П



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: