УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Демография»

по направлению подготовки

бакалавров

«Государственное и муниципальное управление»

по специальности 061000 (080504) - ((Государственное и муниципальное

управление» (заочной формы обучения)

 

 

Кафедра: общеобразовательных дисциплин

НЕФТЕКАМСК 2012

Учебную программу

составил:_______ _______________________к.филос.н., доцент М.Т. Якупов

 

 

Учебная программа обсуждена и одобрена
на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин филиала УГАТУ в г. Нефтекамске

«_______ »____________ 2012г. (протокол №)

 

 

Заведующий кафедрой
_______ д.т.н., профессор ____________________________В.П. Павлов

 

Учебная программа рассмотрена и одобрена на
заседании научно-методического Совета по специ­альности 061000 (080504) - «Государственное и муниципальное управление»


«____ »____________ 2012 г. (протокол №)

 

 

Председатель научно-методического Совета

__________________________________ д.э.н., профессор Д. А. Гайнанов

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ3

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ 4

ДИСЦИПЛИНЫ

3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ4

4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ5

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

4.2.Содержание разделов дисциплины

5.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 7

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ8
6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1.Основная литература

6.1.2.Дополнительная литература

ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа составлена в соответствии с дополнительными тре­бованиями к Государственному образовательному стандарту высшего про­фессионального образования подготовки бакалавра по специальности «Государственное муниципальное управление».

Дисциплина «Социально-демографические проблемы населения РБ» от­носится к основному циклу дисциплин ГСЭ

 

Компонент ГОС Цикл дисцип­лин по ГОС   Семестр Всего часов Аудитор часов Образоват программа Вид итогово­го кон­троля
                  Вид Срок обучения    
Федер. компон ОПД   48.4 30.4 Полная 5 лет экзамен

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Образовательная цель дисциплины - ознакомить студентов с основ­ными теоретическими и практическими проблемами социально-демографического развития общества. Она поможет студентам лучше по­нять диалектику прошлого, настоящего и будущего в развитии населения стран мира, России и Башкортостана. Основными задачами дисциплины являются:

1)формирование целостного представления о сложных взаимосвязях
между социальными, экономическими и демографическими состав­ляющими социума;

2)изучение специфики демографических процессов в России и РБ;

3)выявление основных проблем и тенденций в развитии населения России и РБ.

Воспитательной целью данной дисциплины является формирование целостного представления современных проблемах в сфере воспроизводства населения, развитии семьи и внутрисемейных отношений.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ КУРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Студент должен знать:

- основные категории, которыми оперирует социальная демография;

- теоретические концепции развития населения и отдельных демографических процессов;

- специфику взаимосвязей социально-экономических, природных и демографических процессов;

- особенности развития демографических процессов в России и РБ.

Студент должен уметь:

- применять основные социально-демографические методы к анализу
развития населения;

- находить объективные, существенные связи между социальными,
экономическими и демографическими составляющими социума.

Студент должен иметь навык:

- анализа и интерпретации данных социально-демографической ста­тистики.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Виды учебной работы Всего часов Семестр
     
Общая трудоемкость дисциплины 48.4  
Аудиторные занятия 30.4  
Лекции    
Практические занятия Самостоятельная работа студентов    
Форма итогового контроля экзам +

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины и виды занятий

 

    Лекции Практиче­ские Самостоятельная  
Наименования разделов (час) занятия ра­бота студент  
  дисциплины   (час) (час)  
           
1. Предмет и функции демографии Население как объект демографических        
     
  исследований        
2. Структура населения          
   
3. Социальные проблемы детства и семьи        
4. Социальные проблемы современной молодежи        
      j      
5. Проблемы регулирования демографических процессов. Демографическая политика        

 

7. Естественная и территориальная плотность населения      
8. Проблемы регулирования демографиче­ских процессов. Демографическая политика      
       
  Всего по курсу      

Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Население как объект социологических исследований.

Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или лю­ди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Насе­ление как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.

4.2.2. Структура населения по полу

Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное раз­деление труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.

4.2.3. Структура населения по возрасту

Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Ис­следование возрастной структуры населения РБ.

4.2.4. Социальные проблемы детства

Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Про­блемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося по­ведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказа­нии. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.

4.2.5. Социальные проблемы молодежи

Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Ис­следование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ори­ентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследо­вания и формирования.

4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-

 

 

7. Естественная и территориальная плотность населения      
8. Проблемы регулирования демографиче­ских процессов. Демографическая политика      
       
  Всего по курсу      

Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Население как объект социологических исследований.

Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или лю­ди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Насе­ление как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.

4.2.2. Структура населения по полу

Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное раз­деление труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.

4.2.3. Структура населения по возрасту

Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Ис­следование возрастной структуры населения РБ.

4.2.4. Социальные проблемы детства

Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Про­блемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося по­ведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказа­нии. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.

4.2.5. Социальные проблемы молодежи

Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Ис­следование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ори­ентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследо­вания и формирования.

4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-

 

7. Естественная и территориальная плотность населения      
8. Проблемы регулирования демографиче­ских процессов. Демографическая политика      
       
  Всего по курсу      

Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Население как объект социологических исследований.

Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или лю­ди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Насе­ление как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.

4.2.2. Структура населения по полу

Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное раз­деление труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.

4.2.3. Структура населения по возрасту

Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Ис­следование возрастной структуры населения РБ.

4.2.4. Социальные проблемы детства

Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Про­блемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося по­ведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказа­нии. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.

4.2.5. Социальные проблемы молодежи

Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Ис­следование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ори­ентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследо­вания и формирования.

4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-

 

7. Естественная и территориальная плотность населения      
8. Проблемы регулирования демографиче­ских процессов. Демографическая политика      
       
  Всего по курсу      

Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Население как объект социологических исследований.

Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или лю­ди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Насе­ление как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.

4.2.2. Структура населения по полу

Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное раз­деление труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.

4.2.3. Структура населения по возрасту

Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Ис­следование возрастной структуры населения РБ.

4.2.4. Социальные проблемы детства

Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Про­блемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося по­ведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказа­нии. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.

4.2.5. Социальные проблемы молодежи

Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Ис­следование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ори­ентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследо­вания и формирования.

4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-

 

 
6. Демография России и РБ        
  Всего по курсу        
     
   
               

Содержание разделов дисциплины

 

4.2.1. Демография как наука о закономерностях воспроизводства населения. Предмет и функции демографии. Методы и проблемы демографии. Население как объект социально-демографических исследований. Понятие «население» и «народонаселение». Источники данных о населении. Насе­ление как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный процесс.

4.2.2. Структура населения. Демографическая структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России. Переписи населения как демографический источник. Структура населения по полу. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное раз­деление труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.

4.2.3. Социальные проблемы детства. Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Про­блемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося по­ведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и ювенальная юстиция. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.

4.2.4. Социальные проблемы современной молодежи. Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Ис­следование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ори­ентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследо­вания и формирования.

4.2.5. Проблемы регулирования демографических процессов. Демографическая политика. Теоретические основы демографической политики. Социально-де­мографические исследования и демографическая политика. Основные пути и способы воздействия на демографические процессы. Меры демографической политики. Опыт демографической политики государств ближнего и дальнего зарубежья и в РБ. Проблемы эффективности и оптимальности в демографиче­ской политике.

4.2.6. Воспроизводство населения как социальный процесс
Воспроизводство населения в историческом развитии. Демографические процессы в РБ: тенденции и противоречия. Современное состояние воспроизводства населения в России и Башкортостане. Демографический кризис: истоки сущность и последствия. Переписи населения в РФ. Естественная и территориальная подвижность населения.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Названия разделов дисциплины Названия практических занятий Затраты времени (час)
1 Предмет демографии. Население как объект исследований Функции и значение демографии в современных условиях  
  Структура населения но полу и возрасту Процессы изменения половозрастной структуры общества  
  Социальные проблемы детства и семьи Проблемы детства и семья в сегодняшних социумах  
  Проблемы современ. молодежи Духовный кризис современной молодежи: Истоки и последствия  
5 Демографическая политика Демографическая политика РФ и РБ  
6 Демографический кризис в РФ и РБ Истоки, сущность и последствия демографического кризиса в нашей стране  

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

 

1.Борисов В.А. Демография: / учебник для вузов/ - М.: Статистика,
2002

2.Бутов В.И. Демография: / учебник для вузов/ — М.: Изд-во МарТ,
2005

3.Медков В.М. Демография: / учебник для вузов/ - М.: Инфра-М, 2003.

4.Галин Р.А. Насление РБ: тенденции и особенности развития на пороге нового тысячелетия. - Уфа: РИО БАГСУ

5.Насибуллин Р.Т. Население РБ: Социально-демографический анализ.- М.: РАН, 1997.

6.Борисов В.А. Демография (учебник для вузов): https://www.demographia.ru/lib/index.html?idR=8&idArt=404

 

6.1.2. Дополнительная литература

 

1. Антонов А.И. Социология рождаемости. — М.: Статистика, 1980.

2. Антонов А.И.. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века.
М., 2000.

3. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. - М.: Статистика, 1979.

4. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: история,
современность, взгляд в будущее - М.: Финансы и статистика, 1982.

5. Вишневский А.Г. Избранные демографические труды: В 2 т.- М.: Наука, 2005.

6.Голод С.И. Семья и брак: историко- социологический анализ. СПб.,1998.

7.Демографический ежегодник РБ: стат. сборник / Госкомстат РБ. -
Уфа, 2006.

7.Ли Вей Семейно-демографическая политика в России и Китае (опыт
сравнительного анализа) / Науч. Ред. В.М. Медков. М., 2000.

8.Назарова Е.А. Особенности миграции//Социологические исследова­ния, 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь